ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII В. П. КОРНЕЛЬ, Ж. РАСИН
1. Общая характеристика французской литературы XVII века (Н. Буало «Поэтическое искусство»; афоризмы Ларошфуко и Лабрюєля; социальные басни Лафонтена)
Конец XVI века прошел во Франции под знаком религиозных войн вследствие обострения вражды между католиками и гугенотами (сторонниками реформированной церкви). Примирить враждующие партии удалось королю Генриху IV. Однако, после гибели короля в 1610 году от руки католического фанатика старая вражда вспыхнула с новой силой. При дворе различные группировки боролись за влияние на малолетнего наследника престола Луи XIII (1610 году ему было 9 лет).
В эти годы постепенно приобрела силы лицо кардинала Ришелье. Ему удалось выполнить ответственную задачу - примирить французское общество. Когда король стал править самостоятельно, Ришелье был его первым министром и остался им до самой смерти (в 1642 г.). Он стал целенаправленно формировать государственную идеологию. При его содействии во Франции в 1631 году вышла первая в Европе газета. Государственного значения предоставило языке. в 1635 году по его указанию была создана Академия с задачей разработать словарь, грамматику, риторику и поэтику французских салонов. Поэтика так и не была создана, однако Академия пыталась спря-мовувати творчество писателей, опираясь на принципы Аристотеля и идеи абсолютизма.
Потребовав через Академию от художников и поэтов поддержке французского абсолютизма, Ришелье сделал литературу частью идеологии.
Под присмотром кардинала (который сам занимался литературным творчеством), с участием Академии и под значительным влиянием жизни парижских салонов в середине XVII века утвердились новые формы французского языка, а в литературе все ощутимее стал заявлять о себе новый стиль, который основывался на принципах рационалистической эстетики. В первой трети XIX века он получил название классицизм. Кардинал Ришелье лично назначал пожизненные пенсии писателям, которые работали в направлении классицизма.
Во второй половине XVII века государственные и идеологические принципы Ришелье развивал король Луи XIV, талантливый политик и волевой правитель. Времена его правления (1661 - 1715) отмечены расцветом литературы классицизма во Франции.
Начал классицизм Франсуа де Малерб (1555 - 1628)- придворный поэт короля Генриха IV. Происходя из бедной семьи, Малерб пытался с помощью поэтических произведений, воспевавших королевскую семью, сделать себе карьеру и добиться приглашения к королевскому двору.
Малерб первым во Франции провозгласил необходимость жесткой государственной политики в области литературы.
Теоретиком классицизма был Николо Буало (1636 - 1711).
Несмотря на то что главный теоретик общеевропейского классицизма появился на литературной арене уже после того как классицистическая литература во Франции сформировалась, его вклад в развитие этого направления огромный. Буало уза-гальнив опыт класицистів, установил границы каждого жанра и строго узаконил жанровую специфику.
Родился Никола Буало 11 ноября 1636 года в семье чиновника. Окончил иезуитский коллеж и готовил себя к карьере духовника. Впоследствии поступил в университет, где занимался изучением права. В 1656 году был зачислен в союз адвокатов, но профессия юриста его не привлекала. После смерти отца полностью посвятил себя литературе.
Никола Буало был автором многих поэтических сочинений, однако самым популярным среди них стал «Поэтическое искусство» - настоящий поэтический кодекс классицизма, установил правила и законы поэтического творчества. В этой дидактической поэме, навіяній «Посланием к Пізонів» Горация, автор обобщил эстетические положения, выдвинутые несколькими поколениями теоретиков французского классицизма. Большинство стихов из «Поэтического искусства» запомнились и стали крылатыми фразами.
«Поэтическое искусство» состояло из 4-х песен. В первой песни Буало изложил основные принципы поэтического творчества и установил общие законы виршоскладання, стиля и композиции. В песне второй он перешел к рассмотрению отдельных поетич-ных жанров, причем остановились, в первую очередь, на жанрах лирики, кратко характеризуя идиллию, элегию, оду, сонет, эпиграмму, сатиру и водевиль, и частично вспоминая также рондо, балладу и мадригал. Законы всех этих жанров вывел из самого их определения, в основу которого положены не формальные признаки, а специфические особенности их содержания. В третьей песни, крупнейшей по объему, Буало остановил на трех основных поэтических жанрах - трагедии, комедии и эпопеи. В четвертой песни подал ряд существенных моральных установок поэтам, в частности призыв избегать погони за материальными состояниями.
Главные положения «Поэтического искусства»:
- утверждение приоритета мысли над чувствами и представлениями;
- призыв находить истину в объективной действительности;
- задача поэзии - подражание природе;
- любопытство общими явлениями, а не случайностями или исключениями;
- подражание античных писателей, которые умели видеть природу, чувствовать ее, но подражание должно быть простым, правдивым и реалистичным;
- стремление - задача понравиться, дать читателю эстетическое наслаждение.
Второе направление литературы XVII века, барокко, получил во Франции название преціоВНОї литературы. Аналогичные явления в литературе Италии и Испании соответственно имели названия «маринізм» и «гонгоризм».
От искусства представители преціоВНОї литературы требовали максимального отдаления от «низкой» действительности и в выборе сюжетов, и в системе поэтических образов, и в языке. Ничто не должно напоминать грязную, низкую, «простонародную» правду жизни.
Таким образом, преціозна литература - не просто школа галантности, учебник изысканной вежливости, - это своеобразная философия жизни. Мир преціоВНОго писателя - мир призрачный, эфемерный. В несбыточных мечтах выражалось пессимистическое отрицание современности.
Представителем преціоВНОї литературы во Франции был Оноре д'Юрфе (1568 - 1625). Он стал одним из основателей французского пасторального романа. Провинциальный дворянин, который родился в Марселе, член Католической лиги во время гражданских войн конца XVI века, прожил всю жизнь на юге, далеко от столичной жизни. Главное произведение - роман «Астрея».
Стоит упомянуть также об одном из виднейших представителей барочного романа Мадленою где Скюдері (1607-1701). Мадемуазель де Скюдері пользовалась исключительной популярностью и авторитетом в течение своей долгой жизни. Ее называли «новой Сапфо». Она получала пенсии от Мазарини и Людовика XVI. Свои романы никогда не подписывала, а выпускала их от имени брата.
Одновременно с процессом формирования классицизма и галантно - аристократической литературы барокко развивался во Франции и ренессансный реализм. Характерной особенностью этого направления в стране была установка на показ повседневного быта и материального существования обычных рядовых людей. Сам термин «реализм» имеет в применении к этому направлению вполне условный характер, поскольку в произведениях писателей этой группы даже не поднимался вопрос об изображении внутреннего мира человека, его чувств и т.д. Несмотря на это, он сыграл безусловно положительную роль в процессе становления реализма в литературе XVII века. Его историческая заслуга состоит в том, что он решительно боролся с аристократической чрезмерной изысканностью литературы барокко, с присущим ей методом фальшивой идеализации феодального общества, с ее чопорным, преціозним составом.
Представителями ренессансного реализма во Франции были Шарль Сорель, Поль Скаррон.
Особое распространение получил в тогдашней французской литературе жанр афоризма. Писатели - афористи не создавали ни романов, ни повестей, ни новелл, только короткие, очень короткие прозаические миниатюры или записывали свои мысли - плод жизненных наблюдений и размышлений.
Интерес к жанру афоризма, корни которого уходят в античности, возник во французской литературе еще в середине XVI века, однако только под пером Ларошфуко, Паскаля и Лабрюйєра афоризм стал жанром, в котором нашли отражение век и современный человек». В духовной жизни Франции он занимал не менее важное место, чем театр. Что же такое «максима», афоризм как жанр?
Первая и важнейшая особенность афоризма - способность жить вне контекста, сохраняя при этом всю полноту своего смыслового содержания. Однако жить вне контекста - значит быть исключенным из временного потока речи, существовать вне связи с прошлым и будущим, выражать что-то вечное. Эта присуща афоризмові черта оказалась близкой искусству французского классицизма, для которого эстетическую ценность имело только устойчивое, вечное, незыблемое, то, над чем не властна разрушительная сила времени.
Не менее важной особенностью афоризма была отточенность стиля, способность в немногих словах сказать о главном. К тому же в класицистів источником прекрасного была форма, поэтому особое значение придавалось виртуоВНОму мастерству.
Ф. Ларошфуко, Ф. Лабрюйєр, Вовенарг, Шамфор - блестящие мастера афоризма - дали классические образцы этого жанра.
Жанр афоризма требовал огромного мастерства. Мысль афоризма глубокая и безграничная, форма же чрезвычайно ограничена. Слово здесь ценились очень дорого. В афоризме небыло ничего лишнего. Лаконизм - одна из главных его преимуществ.
Блестящим мастером афоризма считался Франсуа де Ларошфуко (1613-1689). Аристократ, который довольно беззаботно и бездумно провел свою молодость, а на склоне лет обратился к литературе и создал книгу «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665).
Ларошфуко рисовал черты человека вообще, он создал определенную универсальную психологию человечества, которая одинаково подходила к всех времен и народов. Этот метод абстрагирования сблизил его с класицистами.
Ларошфуко принадлежал к той социальной группы, которая сходила с исторической арены, поэтому, собственно, его творчество насквозь пессимистическая. Он не верит ни в правду, ни в добро. Даже в актах гуманности готов был увидеть пренебрежение к людям, эффек-тну позу, искусно подобранную маску, которая прятал за собой корысть и самолюбие.
Вот некоторые из афоризмов Ларошфуко:
- «Суждения наших врагов о нас ближе к истине, чем наши собственные».
- «Любовь одна, но подделок под нее тысячи».
- «Одним людям идут недостатки, а другим и достоинства не к лицу».
- «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел».
- «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее».
- «Истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно».
Эти мізантропічні наблюдения, изложенные с блеском великого и непревзойденного стилиста, разволновали Францию, высший мир узнал себя.
Современники довольно часто обвиняли Ларошфуко в мизантропии, в пессимистическом взгляде на человека. Он все это предсказал: «Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным сам». Ларошфуко хотел помочь человеку «познать самого себя» и считал величайшим подвигом дружбы открыть другу глаза на его собственные недостатки. Это он и сделал в своих «Максимах».
С характеристикой французского общества второй половины XVII века выступил Жан де Лабрюйєр. В 1687 году он опубликовал книгу «Характеры Теофраста, перевод с греческого», которая с каждым новым изданием пополнялась и неоднократно коректувалась автором. Первоначальный замысел простого перевода текста древнегреческого философа, ученика Аристотеля, в конце концов вылился в самостоятельное оригинальное произведение французского писателя - «Характеры, или нравы нашего века».
Сын буржуа, Лабрюйєр значительно отличался по своим взглядам от аристократа Ларошфуко. Его отзывы о дворянстве очень придирчивы; и, наоборот, суждения о народе полны глубокой симпатии.
Он также обличал много пороков человеческой натуры, но его взгляд на жизнь опти-мистический:
- «Дети не знают ни прошлого, ни будущего, они (что с нами никогда не бывает) наслаждаются настоящим».
- «Любовь и дружба исключают друг друга».
- «Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем собственную, а женщина лучше свою, нежели чужую».
И Паскаль, и Ларошфуко искали источник зла и добра в самой природе человека, а Лабрюйєр искал его в обществе.
В основе афоризма французских моралистов, как правило, положен парадокс. Например:
«Наши добродетели - это чаще всего искусно переряженные пороки». (Лара-шфуко).
«Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками». (Паскаль).
«Женщины с легкостью лгут, говоря о своих чувствах, а мужчины с еще большей легкостью говорят правду». (Лабрюйєр).
Произведения французских моралистов объединял не только жанр, но и тематика. их интересовали:
- проблема человека;
- тайна ее судьбы и ее место в обществе;
- добродетели и пороки нравственные искания и падения человека;
- вопросы психологические и социальные.
Одним из величайших французских поэтов XVII века был Жан де Лафонтен (1621-695). Несмотря на то что общеевропейскую славу он получил благодаря своим басням, однако писательский диапазон его был несравненно шире.
Жан де Лафонтен родился 8 июня 1621 года в Шато Тьери. Отец его занимал должность «смотрителя вод и лесов». Поэт учился сначала в сельской школе, затем в колледже в Реймсе. Поскольку от отца он должен был получить в наследство должность сборщика налогов, то некоторое время изучал и право. Но ему совсем не нравилась должность чиновника.
Писать начал поздно, когда ему уже было 33 года (1654). Он опубликовал комедию «Евнух» - сочинение ученика, навеянный впечатлениями от чтения произведений Теренция. Представлен влиятельному тогда министру Фуке, Лафонтен был обласкан последним, получил пенсию и, продав свою должность и недвижимое имущество в Шато Тьери, переехал на постоянное место жительства в Париж. Здесь он сблизился с Буало, Мольером и Расіном. Захват друзьями было настолько сильным, что он поместил их под вымышленными персонажами в романе «Любовные приключения Психеи». В 1665 году были опубликованы его «Стихотворные сказки и рассказы», а в 1668 году - «Избранные басни». На литературу Лафонтен смотрел как на средство зарабатывать деньги. В жизни он был человеком простодушным, наивным, а иногда чрезвычайно рассеянной и забывчивой. Представлен королю, аудиенции у которого он надеялся, чтобы подарить ему томик своих стихов, вынужден был признаться, что книжку забыл дома.
О нем ходило много анекдотов: говорили, что он любит в мире только три вещи - стихи, развлечения и женщин.
Особенности басен Лафонтена
Сюжеты басен Лафонтена в основном общие, большинство из них берут свое начало от прозаических басен полулегендарного греческого баснописца Эзопа. Политические басни отнюдь не безобидны. Они достаточно язвительные и в них ощутимые демократические симпатии. Для примера рассмотрим басню «Звери во время чумы».
Неслыханная беда страхи наслала ярости.
Чтобы покарать смертью грехи земные,
И непростительные, и страшные,Чума представилась за поступки незабытая,
Против зверей начала войну,
Сгоняла в ад всякого зверя.
Пропал аппетит, нет в зверей сна:
Смирные горлицы грызут друг друга,
Где и делась любовь, и дружба, и доверие?
Лев зверей поскликав
И им такое сказал:
- Пришла беда на зверя,
Настал наш смертный час.
История учит нас:
Найти, кто виноват, -
И умереть то должен,
Покрыть смертью грех,
И друзей тем урятувать своих.
О себе расскажу я правду, дорогие друзья:
Ох достаточно натворил грехов -
Немало баранов разодрал в лугу,
Загрыз невинных пастухов.
Как скажете, за эти проступки
Готов лечь в гробы.
Пусть каждый из вас, у кого совесть есть,
Тяжкий свой грех публично признает!
- Обладателю! - Лиса низко гнется, -
- О чем там речь идет?
Для баранов, гладких и молчаливых,
И кара - пожалуйста с неба;
А глупых пастухов
Наказывать всегда надо.
Скажу: счастье есть -
Нести тебе к ногам жизнь свою...
Все слушатели язык поздравили
И дружно зааплодировали.
Не смели в Тигра грех найти;
Медведя решили обойти;
Псов - сторожей на совете
Не осудил никто в общине -
За службу им и слава, и хвала...
Вот очередь подошла и до Осла.
Покорно признает Осел вину:
- Когда-то, в лихую годину
- Бровей лугами монаха,
- Ухватил клок сенца
- (Черт, наверное, соблазнил!). -
- Осел прощения просил,
И ученый Волк речью палкой
Доказал: скарать Осла покарою тяжелой.- Теперь известно, откуда зло
К нам пришло,
Почему умирают честные друзья:
Траву жрал Осел в ченцевім лугу!.. -
Осел был всеми
Обвиняемый,
Безжалостно казнен.
Бессилен ты - тебе жалости нет!
«Суд судит по тому, могуч ты иль бессилен,
В зависимости от того, тебя объявят иль правым иль виновным! « - заключает свою басню Лафонтен.
Доминанты творчества Лафонтена:
- народность;
- философичность;
- предметом байки часто выступают не только пороки людей, но и психологические наблюдения;
- наличие литературных имен, которые используются в качестве общих названий.