ЛЕКЦИЯ 9
ПОЛЬСКИЙ РОМАНТИЗМ. АДАМ МИЦКЕВИЧ
1. Исторические условия возникновения польского романтизма.
2. Жизненный и творческий путь поэта.
3. Создание романтического автопортрета в сборнике «Крымские сонеты». Образы природы Крыма.
1. Исторические условия возникновения польского романтизма
Развитие романтизма в Польше пришелся на 10 - 60 годы XIX в. - период национально-освободительной борьбы после третьего раздела Польши, создание подпольных союзов, рост национального самосознания, что проявилось в интересе к фольклору, к истории страны. Огромную роль в становлении польского романтизма сыграл западноевропейский и русский романтизм.
1822-1830 гг. стали временем становления и утверждения романтизма в польской литературе. Его влияние распространялось по мере роста революционных настроений в обществе, обострение противоречий, приведших к восстанию 1830 г. Первенство романтизма как ведущего направления польской литературы И пол. XIX в. была обусловлена прежде всего его бунтарским содержанием.
Романтизм стал выразителем намерений к возрождению страны, знаменем нескольких национальных восстаний, борьбы за уничтожение феодально-абсолютистского строя. Этапы его развития совпадали с этапами освободительного движения, определенные национальными восстаниями 1830-1831, 1846 - 1848, 1863 - 1864 гг.
Освободительное движение было в основном благородным, он не приобрел всенародный характер, и это не могло не наложить на польский романтизм своего отпечатка.
«Баллады и романсы» А.мицкевича, которые вошли в i том его «Стихотворений» (1822), стали этапом в истории польского романтизма, открыв начала направления. А предисловие к книге современники восприняли как манифест польского романтизма. В течение первого десятилетия романтизм, который вызревал в литературной борьбе с классицизмом, во многом связан с традициями просветителей и сентименталістів. Элементы нового метода проникали прежде всего в литературную балладу. Этот жанр давал возможность широкого использования сюжетов, мотивов, образов польского фольклора и воспроизведение, хоть и частично - польского, литовского, белорусского и украинского мировосприятия, подчеркивая глубинное национальное самосознание и свободолюбство.
Другим излюбленным жанром этого периода стала поэма, польском - поэтическая повесть, которая во многом зависела от национальной просветительской поэмы, но очень близка к романтической поэмы Байрона. Жанр прекрасно подходил для воплощения темы борьбы за свободу народа, но возможности личности в борьбе за всеобщее дело здесь слишком перебільшувались. В основе сюжета часто лежала история, но она служила современности.
Наибольшей славой в период становления романтизма пользовались «Гражина» А. Мицкевича (1823) и «Мария» А. Мальчевского (1825). Вершиной этого жанра в ранний период польского романтизма стал «Конрад Валленрод» (1828) А. Мицкевича, по которой появились поэмы молодого Ю. Словацкого («Шафнарі», «Гуго», «Ян Белецкий», «Араб», «Монарх»), которые получили признание.
Польская литература на данном этапе сыграла огромную революционную роль. В период с 1832 по 1846 гг. романтизм стал ведущим направлением в литературе. Подавление польского восстания 1830-1831 гг. привело к жестоким репрессиям, произведения Мицкевича и Словацкого запрещены. Развитие национальной культуры замер. Общественно-политическая жизнь и борьба в 30-е годы сосредоточились в эмиграции. В 1832 г. в эмиграции возникло Польское демократическое общество, которое разрабатывало буржуаВНО-демократическую программу освобождения Польши и оказало влияние на развитие литературы, которая должна была духовно объединить и организовать поляков для борьбы, показать народу перспективы будущего. Художник в эти годы - духовный вождь народа.
В этот период увидели свет лучшие произведения А. Мицкевича «Дзяды» и «Пан Тадеуш»; «Кордиал» Ю. Словацкого и «Небожественна комедия». Красинского. На первый план были выдвинуты романтическая драма и драматическая поэма.
Писатели пытались исторически анализировать итоги революции, что привело к появлению первых ростков реализма в сложном сочетании с романтическим искусством этого времени.
2. Жизненный и творческий путь поэта
АДАМ МИЦКЕВИЧ (1798-1855) - выходец из небогатого польского среды. Первым в польской литературе обратился к народной поэзии как источника, что помогало преодолеть зависимость национальной литературы от европейских образцов и создать самобытную литературу - не только по содержанию, но и по новаційними формами.
Баллады, сонеты и оды А.мицкевича стали толчком к борьбе за освобождение родины. Но сам он жестоко поплатился за свою революционную поэзию: власть выслала его к России, а позже он вынужден был жить в эмиграции в Западной Европе.
Родился А. Мицкевич 24 декабря 1798 года в семье безземельного шляхтича, адвоката на хуторе Заосся недалеко от м. Новогрудка, вошедшее позже в состав Белоруссии. Ранее белорусские земли принадлежали Литве, поэтому А. Мицкевич и называет своей родиной Литву. Воспитывался в демократической среде, поскольку в доме Міцкевичів почитали свободолюбивые традиции польских патриотов. Много интересных легенд и поверий слышал юный Адам от родного отца и от Блажен, значение которого для поэта можно сравнить со значением Арины Родионовны для Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича способствовала и живописная природа окрестностей Новогрудки. После окончания школы Адам поступил на физико - математический факультет Виленского университета, где проучился всего год (1815-1816 гг.). Глубокие филологические знания получил на историко-филологическом факультете, на котором учился с 1816 по 1819 годы. Во время учебы создал первые литературные произведения и считался первым поэтом университета, стал одним из организаторов молодежных организаций «філоматів» («любящих науку») и «філаретів» («любящих добродетель»),
В 1819 г. А. Мицкевич переехал в г. Ковно (ныне Каунас), где работал учителем до 1823 года. Здесь он впервые влюбился в юную аристократку Марию Верещак, которая привела к написанию сочинений на тему высокой любви. Наряду с этим молодой поэт наблюдал необыкновенную бедность и нищета народа. Это способствовало формированию революционных взглядов поэта, пониманию необходимости решительной борьбы за освобождение народа. Эволюция в мировоззрении А. Мицкевича во многом определила и развитие его творчества, которую принято делить на 3 периода.
I период - ранний (віленсько-ковенський) - до 1824 г.
Лучшие произведения - «Ода молодости» (1820). Подвиг молодости здесь сравнивался с подвигом Геракла. Автор обрисовал реальность как «глухую ночь», полную «жадных войн». И только молодость могла осветить этот мрак и на месте войн воскресить любовь, получив свободу и спасение человечеству.
«Баллады и романсы» (1822). Источником послужила творчество Шекспира и Байрона. В предисловии автор включился в спор относительно романтизма. Он выступил борцом против классицизма (резко критиковал французскую литературу XVII в.). Пытался установить исторические корни новой поэзии и тем самым объяснить ее право на существование в польской литературе. Романтизм рассматривал как род поэзии, который встречался у всех народов и в разные времена.
Автор баллад в стихах предпочитает «чувством», «вере», «сердцу» над «разумом» и эмпирическими знаниями. Поэт пытался передать народный быт и психологию простых людей; пересмотрел мотивы народного творчества; создал фантастический мир, в котором проведена четкая граница между добром и злом, где преступление наказывали, а униженные находили защиту со стороны сверхъестественных сил.
«Гражина» (1823) - положила начало героико - патетической линии польского романтизма в усвоении им исторического жанра (сюжет был взят из эпохи борьбы литовцев с Тевтонским орденом), не исключая сочетание современного и прошлого: в поэме раскрыта ситуацию, когда натиск иноземных завоевателей поставил под угрозу само существование народа. В поэме выведен властитель, который изменяет общенациональным принципам и делам, его корыстолюбие и гордость вступили в противоречие с патриотизмом. Автор оперировал моральными категориями, утверждая моральное превосходство патриотического долга и говоря о недопустимости сговора с захватчиком.
В октябре 1823 г. поэт попал в заключение за участие в тайных политических союзах. Через год ему был вынесен приговор: высылка в Россию, где он провел 4,5 года. В это время жил в Петербурге, Одессе, Москве, что были на то время центрами культурной жизни России. Эти годы стали периодом расцвета его таланта. В Петербурге Мицкевич быстро сошелся с декабристами, которые увидели в нем своего единомышленника. В июле 1825 г. поэт посетил Крым. Одесские и крымские впечатления стали основой «Сонетов» (1826 г.), которые были этапными в польском искусстве. На первый план вышла тема любви.
II период - российский (1824-1829 гг.)
«Крымские сонеты». В этом цикле на первый план выступили страдания политического изгнанника, романтично подчеркнуты колоритом мусульманского Востока.
«Конрад Валленрод» (1828 г.). В этой поэме автор обратился к истории Литвы, к борьбе с крестоносцами в эпоху Средневековья. Герой на первое место поставил патриотический долг, ради спасения Родины отказался от личного счастья. Конрад готов бороться до конца дней любыми средствами, но он одинок в стране врагов, поэтому его борьба - лишь первый шаг, который не принесет пользы, если его не поддержать. Характер Конрада и романтический, и высоко трагический. Трагизм усиленный вставными романсами и песнями.
В апреле 1829 г. А. Мицкевич уехал в Германию, в Веймар, где встретился с Гете, затем в Швейцарию и Италию. В 1830 г. поэт решил посетить родину, но узнал о восстании и на некоторое время задержался на австрийской таможне, так и не присоединившись к повстанцам (возможно, он предполагал, чем может закончиться борьба за условия неравных сил). После 1830 г. он навсегда остался в эмиграции.
III период - период эмиграции (1830-1855 гг.)
«Пан Тадеуш» (1834 г.) - это последнее значительное произведение поэта, в котором автор в мыслях вернулся к годам, которые он провел на родной земле, вернулся в «страну детских грез».
Женившись 1834 года, А. Мицкевич был перегружен заботами о многочисленную семью, а потому в начале 40-х годов отошел от поэтического творчества. Поэма «Дзяды» так и осталась незавершенной. Поэт занимался больше публицистической, преподавательской и революционной деятельностью.
В 1839-1840 гг. он читал курс лекций по истории римской литературы в Лозанне, а в 1840-1844 гг. - курс лекций по истории славянских литератур в Коллеж де Франс.
В 1848 г. Мицкевич организовал польский легион, сражавшийся за свободу Италии. 1849 года поэт в Париже издал интернациональную демократическую газету «Трибуна народов» (на франц. языке). Статьи, помещенные в этой газете, призывали к союзу народов и были отмечены живым интересом к социалистических учений поэта.
В последующие годы Мицкевич служил в парижской библиотеке «Арсенал». Во время Крымской войны он отправился с политической миссией в Константинополь, где формировались политические силы для участия в войне со стороны Турции. Здесь случайно и оборвалась жизнь выдающегося польского поэта - 26 ноября 1855 г. А. Мицкевича сначала был похоронен в Париже, а в 1890 г. - тело перевезено до Вавельского замка в г. Краков.
3. Создание романтического автопортрета в сборнике «Крымские сонеты». Образы природы Крыма
Пребывание в Крыму произвело очень сильное впечатление на Адама Мицкевича и вдохновило его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов». Он поразил читателей и критиков великолепием пейзажных картин, проникнутых лиризмом, образом героя - «пилигрима», который тосковал по покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами.
Лирический герой склонялся перед величием природы. Природа - это та мера и тот идеал, с которым сопоставляются душевные поезда поэта Пилигрима. Это резко усилило расстройство мученической души лирического героя. Автор раскрыл внутренний мир изгнанника из Литвы, который стал Пилигримом. Гробница легендарной Марии Потоцкой в Бахчисарае навела его на мысль о сходстве судеб поэта и прекрасной польской невольниці. Его поразило величие Чатыр-Дага, чей покой не нарушали ни грозы, ни молнии, ни люди. Но Пилигрим не имел душевного покоя:
У ног моих лежит волшебная страна,
Страна обилия, гостеприимства, мира.
Но тянется душа безрадостна и сэра
В далекие края, в былые времена.
В 1834 году Мицкевич опубликовал свое последнее крупное произведение - поэму «Пан Тадеуш». Эта польская национальная эпопея, в которой отчетливо проявились реалистические тенденции, стала энциклопедией ставропольского быта; с юмором и грустью изобразил поэт мир благородной старины, не скрывая его недостатков, понимая его историческую обреченность и одновременно любуясь его красочностью.
В созданной поэтом широкой и энциклопедически многогранной панораме жизни польской шляхты первых десятилетий XIX в. нашли место и любовная интрига, и драматично смешная история ссоры двух шляхетских родов через полуразрушенный замок, и рассказ о вступлении французов вместе с польским войском в Литву в 1812 г., и подробное описание шляхетского быта, и картины природы. Поэма пронизана глубоко патриотической идеей: необходимость национального единства перед потерей национальной независимости. Сюжет сплетен из нескольких линий:
• спор между потомками аристократического рода Горешків и благородного рода Соплиць;
• вооруженный наезд шляхты на Соплицово;
• любовная линия.
ИДЕЯ | ТЕМА | ПРОБЛЕМАТИКА |
Возвеличивания человеческого патриотизма и любви к родному краю | Показ красоты родной земли и любви к отчизне | 1) воля и неволя 2) действительность и идеал 3) жизнь и смерть 4) роль художника в мире |
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
• мечтательный
• печальный
• духовно опустошен
• непереносимость боли
• верный своей стране
МОТИВЫ
• создание романтического мира - «в страну роскоши»;
• введение восточной экзотики, легенды (неповторимый, сказочный колорит, образы-символы);
• показ действительности: душа поэта страдает и тоскует по родной земле - Литвой;
• противопоставление миров - воображаемого и действительного;
• сущность психологического конфликта;
• описания Крыма (психологический параллелизм) раскрыли внутренний мир романтического лирического героя.
В композицию включены произведения упоминания о прошлом шляхетских родов и героев, имевших характер вставных новелл. Почти весь рассказ пронизан авторским юмором, что предоставил точности характеристикам героев и их поступкам. Мицкевич внимательно проследил причины упадка старых обычаев, рождения новых характеров, историческую необходимость обновления в условиях борьбы за независимость.
Пан Тадеуш должен был сохранить польскую национальную самобытность и вернуть народу независимость, а для этого он должен был отказаться от предрассудков и подготовиться к борьбе.
Поэзия Адама Мицкевича имела огромное значение для польского национально-освободительного движения и восстановления польской литературы. В нашей стране Мицкевич приобрел популярность еще при жизни. Его стихи переводил А.пушкин, М. Лермонтов, П. Гулак-Артемовский, М. Рыльский и др. Творчество Мицкевича высоко ценили Т. Шевченко, И. Франко, Леся Украинка.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются специфические особенности польского романтизма?
2. Очертите поле деятельности А. Мицкевича. В чем его основная заслуга?
3. Как в стихах, балладах и поэмах поэта проявился бунтарский характер его творчества?