ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЛЕКЦИЯ 8

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЭДГАР ПО. АРТУР КОНАН-ДОЙЛЬ

 

1. Е. Во - основатель детективного жанра. Понятие о детектив: признаки, структура, правила, виды. Особенности интеллектуального детектива.

2. Идейно-художественный аналиВНОвелл Е.По: «Красный кот», «Пропасть и маятник», «Лігейя», «Красная смерть», «Очки».

3. А. Конан-Дойль - последователь Е.По. Детективные произведения письменника. их общая характеристика.

 

1. Е. Во - основатель детективного жанра. Понятие о детектив: признаки, структура, правила, виды. Особенности интеллектуального детектива.

 

ЭДГАР ПО (1809-1849) принадлежит к числу классиков мировой литературы. Его талант многогранен - это проза, поэзия, литературно-критические статьи, рецензии, а также произведения, жанр которых трудно определить (научно-астрономическая поэма «Эврика»), Е.По считают основателем, «отцом» жанра детектива.

В каждой отрасли литературы По был новатором, который определил свою эпоху и наметил пути для дальнейшего развития литературы. Но признание на родине пришло к нему через много лет после его смерти.

Его называли писателем трагической биографии, человеком «полоненою тайнами жизни, охваченной святой жаждой понять душу свою». Под самого рождения жизнь не баловала его, а всегда посылало новые испытания: смерть родных, бедность и болезни, измены, злоупотребление алкоголем. Он был настоящим американцем, который в своих произведениях отразил жизнь во множестве аспектах ( его интересовали технические и научные достижения, философия, литература, вопросы общественной морали).

Эдгар Аллан По принадлежал к знатного ирландского рода. Он родился 19 января 1809 г. в г. Бостоне, в семье странствующих актеров. Мать принадлежала к семье английских актеров, которые переехали в Америку в конце XVIII ст. Молодая талантливая актриса, певица, танцовщица Элизабет была любимицей публики. Отец писателя имел образование юриста, сын дельца из Балтимора, был бездарным актером и плохим мужем. Дэвид и Элизабет вели бродячий образ жизни. У них было трое детей: Уильям, Розали и Эдгар. Молодая семья была очень бедная, поэтому уже через две недели после рождения ребенка мать вынуждена была пойти работать. Позже писатель с гордостью писал, что был сыном женщины, которая отдала искусству красоту, молодость и талант.

Когда мальчику не было еще и 2-х лет, отец покинул семью и внезапно умер от лихорадки. В возрасте 2 лет Эдгар остался круглым сиротой. Во время гастролей на юге в городе Ричмонде от чахотки умерла мать. Розали взяли чужие люди, Уильяма забрала бабушка, а Эдгара взяла на воспитание семья Джона Аллана, богатого коммерсанта, который торговал табаком.

Джон Аллан не усыновил его официально, потому что не знал, оправдает Эдгар его надежды. Он говорил: «Нечего с ним носится, как с золотым яйцом, все равно из сына актеришки ничего путного не выйдет». Джон вообще предпочел бы оставить его умирать в річмондській хижине, если бы не жена. Фрэнсис Аллан обожала и любила мальчика так, что он не чувствовал себя приемным сыном. В детстве Эдгар мечтал о том, что он, как и его приемный отец, будет торговцем, наследником фирмы «Аллан и Эллис». Он был умен, упрям, вільнолюбивий. Очень любил слушать «страшные сказки», «истории о привидениях, о разрытые могилы», которые ему рассказывала няня-негритянка. Эти истории были типичными для забобонної Америки XIX ст. Еще одним источником впечатлений для малого Эдгара стали бесконечные рассказы о морских путешествиях, о сокровищах, о которых рассказывали в Алланів капитаны или торговцы. В большинстве написанных им позже произведений стало заметным услышанное в те годы, когда он сидел маленький возле камина. Мальчик жил в роскоши, и поэтому сложились такие сладкие мысли.

В 5 лет смазливого мальчика с ямочками на щеках и кудрявыми каштановыми волосами отдали в классической английской школы, где он быстро начал делать успехи. Эдгар всегда был одет, как маленький принц: имел жеребенок пони, личных собак, сопровождавших его, и ліврейного грума.

Но все детские мечты развеялись, когда семья Алланів переехала в Англию. С 1815 до 1820 года парень жил в Англии и учился в одном из Лондонских пансионов. Учась там, у него начали появляться некоторые странности. Товарищ часто замечал, как он разговаривал с самим собой и жестикулировал. Тогда же к Е.По начал прилетать черный ворон и нашептывать ему на ухо страшные истории. Он рано начал писать стихи, что раздражало отца.

В это время Эдгар влюбился в Сару Эльмира Ройстер, которая жила напротив его школы. В 1823 г. ей было лишь 15 лет. Природа наделила ее изящной фигурой, большими черными глазами и длинными темными волосами. Образ девушки очень повлиял на юношу и он написал портрет любимой. Мистер Ройстер без особого восторга наблюдал за развитием их любовной истории. Джон Аллан, опекун Эдгара, также не очень одобрительно относился к этому. Отец Эльмиры сделал все возможное, чтобы они не поженились: когда Эдгар уехал на учебу в Виргинском университете, девушка не отвечала ни на одно его письмо. Дело в том, что эти письма перехватывал мистер Ройстер. Второй раз судьба свела их незадолго до смерти писателя, но на этот раз на пути брака стала смерть.

Вернувшись в Америку, он закончил городскую школу. Именно теперь юноша понял, что он действительно «не их породы» и придется отказаться от занятий торговлей. В 1826 году он поступил в Виргинского университета. Знания ему давались легко, особенно из английской литературы. В годы учебы много читал, увлекался стихами Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли, Т. Мурра, особенно зачитывался книгами исторической тематики. Изучал латынь, историю, физику, астрономию и ботанику, знал химию и медицину, занимался переводческой делом. Все свое свободное время он писал стихи. Джон Аллан был против, часто обыскивал комнату и бросал тетради в костер.

Молодой поэт во время учебы, любимец товарищей, поведением не отличался. Банкеты, игра в карты, где он проигрывал большие суммы денег, сделали свое дело, нанесли хлопот, с которого Эдгара мог освободить только богатый родственник или опекун.

В 1825 году Джон Аллан мгновенно разбогател. Шотландский родственник Уильям Гельт оставил солидное наследство - около 750 тысяч долларов. Семья переехала в огромного дома и призраки старой Англии стали для парня чужими. Ворон не прилетал, тетради со стихами пылились под кроватью. Эдгар жил на широкую ногу. Отец получил удар, когда получил массу неоплаченных счетов. Оказалось, что сын проиграл много денег в карты.

Нервный, страстный, порывистый характер молодого поэта был не понятен Джону Аллану, человеку практичному, далекой от литературы и искусства. Он был миллионером и не хотел делать Эдгара своим наследником. Аллан не усыновил юношу и поставил гордого парня в положения приживалы в богатой хате. Недоразумения привели к тому, что «крутой» нрав купца совсем оставил 18-летнего парня материальной поддержки. Тот вынужден был покинуть его дом и университет, где проучился всего год, потому что отец отказался оплачивать счета. Началось трудное жизни.

Эдгар поехал в Бостон и за свой счет напечатал книгу стихов, которые так и не вышли в продажу. Оставшись без друзей, средств к существованию, без крыши над головой, 18-летний юноша подал рапорт о зачислении в армию. Служил рядовым в батареи артиллерийского полка в Саллівоні, получил чин сержант - майора. Здесь, когда он однажды бродил по пустыне, По встретил знакомый силуэт ворона, и его снова начали преследовать фантастические видения. Эдгар сделал для себя гениальное открытие - единственный способ бороться с ними - это превращать их в рассказ. Эта страсть захватила его настолько, что он стал забывчивым, отвечал невпопад, не исполнял служебных обязанностей. Командир подал жалобу Джону Аллану, но тот не хотел ничего знать о парне.

Не выдержав казарменных условий, По обратился за помощью к Фрэнсис Аллан. И уговорила мужа выкупить его из армии, и он приехал в Ричмонд, но миссис Аллан на время приезда умерла. По требованию мистера Аллана, Эдгар вынужден был вступить в военную школу в Уэст-Пойнта. Юноша остаться военным не захотел и добился исключения из академии. На этот раз разрыв с отчимом был окончательным, к тому же вскоре после этого умер, ни словом не упомянув Эдгара По в завещании. Молодой писатель начал искать работу - хотел работать учителем, искал также место в газете.

В литературу он вошел как новеллист. К жанру новеллы обратился в 1832 году, когда участвовал в конкурсе на лучший рассказ. Всего написал 64 новеллы. В 1833 г. балтиморский журнал присудил Эдгару По премию в 100 долларов за лучший рассказ. Это был «Рукопись, найденная в бутылке». Премия спасла писателя от голода и открыла ему путь к журналистике. Он стал очень талантливым журналистом, работал редактором, литературным критиком. В журнале печатать его рассказы.

С 1834 - 1835 гг. Эдгар писал поэмы, стихи, рассказы; напечатал сорок разных рассказов и журнальных статей. Его популярность росла, но материальное положение не становилось лучше. За работу ему платили 10 долларов в неделю, ровно столько, чтобы не умереть с голода. Эдгар Аллан По был одним из первых американских интеллигентов, кто зарабатывал на жизнь пером.

В это время в его жизни наступил счастливый миг: он влюбился в кузину по отцовской линии - Виргинию, которая родилась 13 августа 1822 г. ей было 12 - 13 лет, когда они полюбили друг друга. Мать девушки согласилась на бракосочетание. Эдгар и Вирджиния тайно поженились в Балтиморе. Однако он в течение года жил отдельно от жены - ребенка. В 1836 г. они формально обвенчались в Ричмонде.

В 1837 г. вместе с молодой женой и ее матерью (его тетей) По переехал в Нью-Йорк. Но жена заболела и долгие годы находилась на грани между жизнью и смертью. Писатель доходил до безумия от опеки и собственного бессилия. Чтобы забыться, он стал пить и у него начали появляться признаки психического заболевания. Французский поэт Шарль Бодлер писал: «...поэт, еще ребенком брошенный в случайность свободной жизни, изнуренный тяжелой продолжительной болезнью, искал время от времени забвения в вине. Литературные дрязгах, семейное горе, оскорбительная нищета - всего этого По избегал в бездне опьянения, как в предварительной могиле».

В поисках лучшей жизни Эдгар По переезжал в города - Ричмонд, Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон, и снова в Нью-Йорк, но бедность не отступала. В 1845 г. вышел его стихотворение «Ворон», принесший поэту признание. Он считал, что лирика - это его единственная страсть. Главная тема стихов - любовь, смерть и страдания. Эдгар По разработал свою поэтическую теорию, которую изложил в статье «Принципы поэзии»:

поэма не должна быть длинной;

поэзия должна полностью подчиняться чувством прекрасного; безобраВНОго и бесформенного не должно быть в ней;

поэзия не использовала систему тонического стихосложения;

поэзия должна сочетаться с музыкой.

Болезнь и бедность продолжали преследовать молодого поэта. В 1846 г. для него и семьи начались сложные времена. Е. По вынужден был принять милостыню. Но 30 января 1846 г. в холодной комнате умерла Виргиния. Мужчина оцепенел. Он вставал ночью и шел на кладбище, чтобы скорбеть там. Сердечная тоска заставила его пить, но он не прекращал работы. Во многих его произведениях присутствуют больные мотивы, они были связаны с состоянием психики писателя, у него было больное сердце и депрессия.

Со временем Эдгар познакомился с поэтессой Еленой Уитмен. Любя его, она не смогла соединиться с ним (этому помешала его смерть в 1848 г.). Но именно это женщина стала на защиту его имени, написав книгу «Эдгар По и его критики».

Е. А. По умер в 40 лет в балтиморській больнице, куда его перенесли за 4 дня до того, найдя в какой-то канаве. Смерть выдающегося писателя произошла при загадочных обстоятельствах. По одной версии, прочитав в Ричмонде с громким успехом лекцию и получив деньги, он поехал в Балтимор, где через несколько дней его нашли на улице в бессознательном состоянии. Предполагали также, что его напоили наркотиками и украли деньги.

Да и после смерти поэта преследовала злая судьба, худшего за которую врагу не пожелаешь. Литературный душеприказчик Е. По Руфус Грисуолд сделал все, чтобы выставить По в глазах потомков лицом злой и порочной. Он даже письма его подрабатывал и в искаженном виде публиковал, создав образ человека, справедливо наказанного за свою гордыню и крайний индивидуализм. В письме Е. По к Хелен Уитмен были такие строки: «...лишь таких испытаний, каким я подвергался, и немного не хватало, чтобы дал мне ощутить мою силу, сделать меня тем, чем я рожден быть». А был он, по словам английского поэта Теннисона, писателем, имел «необыкновенный талант, который родила Америка».

Детектив стал вполне законным литературным жанром. Его преимущество заключалось в том, что это - одна из первых и пока что единственная форма популярной литературы, в которой показал себя ощущение поэзии современной жизни.

Этот жанр имел давние корни. У истоков детективной литературы стал американский писатель Э. А. По, который в течение 1840 - 1845 гг. создал 5 новелл, в которых были заложены идеи, которые легли в основу принципов современного детектива. Он стал основателем трех главных направлений в детективе - романтического (собственно сенсационного), классического (собственно интеллектуального) и готического (ужасного, страшного). В произведениях классического типа, собственно интеллектуальных детективах, все события, как правило, происходили в первой части, а потом детектив двигался вперед, пока полностью не разгадывал загадки. Что же касалось читателя, то он действовал наравне с большим нишпоркою и имел возможность самостоятельно работать над загадкой. Решая ту или иную тайну, читатель должен мыслить логично, последовательно, подключив свой интеллект, отсюда и название - интеллектуальный.

 

Особенности интеллектуального детектива:

сюжет построен вокруг преступления;

в центре - интеллектуальный процесс поиска истины;

действие происходило в очень ограниченном пространстве;

главный герой - единственный, кто мог достичь успеха, который был как бы запрограммирован;

жертва - «объект работы сыщика»;

детектива интересовали малейшие подробности;

читатель имел возможность следить за развитием мысли следователя;

отсутствие движений и эмоций;

интерес чувств сконцентрирован на тайны, а не на трагедии людей;

преступление должен быть обязательно раскрыт с помощью логических умозаключений, а не случайности, немотивированного признание;

монотонность повествования, длинные рассказы героев о разные мелочи;

мало внимания обращено на большие географические границы.

Собственно интеллектуальный детектив, в отличие от сенсационного, случался редко. Образцы таких произведений сочетались в творчестве А. Конан-Дойля, А. Кристи и др.

Сегодня различают множество видов детективной литературы (это деление несколько условное):

1. Американский «крутой» детектив (Раймонд Чандлер).

2. Французский «мягкий» социально-психологический (Жорж Сименон).

3. Торгово-таинственный (Чарльз Диккенс).

4. Авантюрно-полицейский (Морис Леблан).

5. Французский и американский «черный» детектив (Джеймс Хедли Чейз, Картер Браун).

6. Советский милицейский (Александра Маринина).

7. Строго-процессуальный и адвокатский (Эрл Стэнли Гарднер).

8. Ироничный или пародийный (Ржавчины Морен).

9. Интеллектуальный (логический, дедуктивный) (Е. А. По, Агата Кристи, А.Конан-Дойль).

Историки детективного жанра подчеркивали, что это уникальная литературная форма, которая отличалась от криминального романа, не имела ничего общего с полицейским романом и совсем не была похожа на роман ужасов.

 

ДЕТЕКТИВ

Сюжет

Основан на обмане, который мог быть механической (запертая комната) или словесной (реплики, что сбивают с толку) свойства. Рассказ велся от этого обмана к разгадке, которая была кульминацией всего повествования

 

Детектив (сыщик)

Мог быть как профессионалом, так и любителем, и в роли последнего мог быть главой частного детективного агентства или волей случая стать причастным к расследованию преступления. Всегда находился в центре событий, часто-главный герой, который отличался высокой наблюдательностью

 

Метод совершения преступления

Если преступление убийство - метод непонятен, или такой, что нарочно сбивал с правильной мысли. Иногда метод убийства отличался необычайной изобретательностью (особенно в вариациях на тему запертой комнаты) и вызвал общественное недоразумение

 

Доказательства

Важнейший элемент сюжету. их бывало иногда больше 20. Значение их могло быть прокомментированного детективом, а иногда процесс дедукции предлагали читателю

 

Характеры

Только детектива описано достаточно подробно

 

Обстановка

Подробно подана до совершения преступления. Потом на первом месте - проблема доказательств и поиска преступника

 

 

Социальные учреждения

Консервативные

Значение элемента загадочности

Очень важное. Герой - детектив, детективная загадка - это все, что надолго запоминается читателю

 

Детектив - это жанр прозы, в котором сюжет построен вокруг уголовного загадки, а главным персонажем был следователь - представитель полиции или частный сыщик. Жанр детектива соединил в себе две достаточно противоположные принципы: математическую загадку и героическую поэму. В центре произведения - противостояние мира нормы, что его защищала полиция или частный сыщик, и преступного мира.

На раннем этапе развития детективной литературы особое внимание сосредоточивалось на том, кто совершил преступление. Если в рассказе был персонаж, у которого не было ни мотива совершить преступление, и если ему разрешалось остаться в решающей части, так и не оказавшись подозреваемым, его дело было не из лучших. «Я понял, что он преступник, потому что о нем ничего не сказано,» - выкрикивал читатель. Также в детективе отсутствует изображение человека и его судьбы. В своей сегодняшней форме он отличается четкой логичностью и некоторой абстрактністю.

Таким образом, литературоведы выделили главные признаки детективного жанра:

наслаждение красотой аргумента - удовольствие интеллектуального характера;

эмоциональное напряжение сюжета - отсутствие длинных описаний, лирических отступлений, побочных тем; интересные характеры, обстоятельства, что легко запоминались;

разгадка тайны преступления - это не заблуждение читателя; ни детектив, ни кто-либо из официальных следователей не мог оказаться преступником; преступление раскрывалось дедуктивным путем, а не случайностью;

преступник - лишь один; он не мог быть слугой, а только человеком с определенными преимуществами, которые обычно не наводили на подозрение.

В детективе все покорено сюжета, который состоит из 4-х элементов. Проследим на примере рассказа Е.По «Убийство на улице Морг»:

- постановка проблемы (убийство двух женщин в их доме);

- появление данных, необходимых для ее решения (закрыта изнутри комната, волосы, не похоже на человеческое, лента фуражки моряка и т.п.);

- проявление истины, то есть завершения расследования детективом (убийцей оказался орангутанг, который сбежал от своего хозяина - моряка);

- объяснение, каким путем детектив пришел к такому выводу (объяснение Дюпена).

В детективе все события, как правило, происходили в первой части, а потом следователь двигался вперед, пока полностью не разгадывал загадки. Герой детектива - двойной контактер. С одной стороны, частный сыщик или талантливый полицейский противостоял умным, проницательным или бездейственным интеллектуалам. Детектив - следователь с присущими ему героическими чертами. Таким образом, занимал место защитника слабых. С другой стороны, частный сыщик или умный полицейский противопоставлены достаточно энергичным, но ограниченным блюстителям порядка, которые просто не замечали примет, которые вели к развязке.

Правила детективного жанра:

- когда исключены все варианты, кроме одного, то он и будет правильным, при всей его, казалось, невероятности;

- чем сложнее и запутаннее дело, тем ее проще решить.

В интеллектуальном детективе определяли как преимущества, так и недостатки. Основное преимущество - это раВНОобразие аналитических методов (дедукция, индукция, анализ, логические умозаключения и т.д.). Недостаток заключался в том, что произведение монотонный, отсутствуют движения и эмоции, в тексте имеются длинные рассказы героев о различных подробностях.

Если искать определение, чтобы охарактеризовать различные типы или раВНОвидности детектива, то сначала надо исключить определенные схожие варианты повествовательных форм, которые не были собственно детективами. Это образования, которые отмежевались за последние сто лет от классического детектива и приобрели собственных канонических признаков:

шпионские романы или рассказы;

политические с элементами детектива;

приключенческие с теми самыми элементами;

триллеры и фантастические истории, близкие к научной фантастики, и т.д.

Отдельно развивались «серьезные» романы, в которых преступление играл определенную, иногда

значительную роль, но доминировали все же социальные или психологические проблемы (произведения Ч. Диккенса, Ф. Достоевского и их последователей).

2. Идейно-художественный аналиВНОвелл Е.По «Черный кот», «Пропасть и маятник», «Лігейя», «Маска красной смерти», «Очки»

 

В многообраВНОм литературном наследии Е.По важнейшее место занимал новеллистический жанр, непревзойденным мастером которого он был. Писатель первым в истории американской литературы пытался теоретически осмыслить «короткий рассказ» как самостоятельный жанр. Он выразил собственную теорию новеллистических композиции и подтвердил, что новеллиста должен отличать безупречный литературный вкус, оригинальность литературной манеры, правдивость ситуаций.

Новелла, считал Е.По, должна быть прочитана на одном дыхании. В этой краткой повествовательной форме, в концентрации кульминации, скрывалось мощное романтическое очарование, эмоциональная сила. Он повторял, что художественная форма всегда должна быть покорена замысла: «Не должно быть в произведении ни слова - прямого или косвенного - которое не способствовало бы ранее намеченному содержанию».

Новеллы Е.По разделен на несколько тематических групп: психологические и логические, научно-фантастические, детективные. Особенности произведений писателя заключались в том, что в них рассказывалось о каких-то необычные жизненные события, овеянные романтическими приключениями главных героев, сюжет разворачивался стремительно, увлекательно, а финал оказывался интересным и неожиданным. Герои его произведений - люди, одаренные сильной волей, аналитическим умом, которые всегда находили выход из трудного положения и достигали поставленной цели.

Основные мотивы новеллистики Е.По:

- писатель считал, что возможности человеческого разума безграничны;

- художник прославлял человека и его нравственную силу;

- борьба разума человека с «опасным» происходила с переменным успехом - то торжествовал разум, то победу получали «темные силы»;

- неправдоподобный сюжет, ужасная и таинственная атмосфера, которая окружала героев; и в то же время события, которые подкреплены сотней деталей из реальной действительности, создавали впечатление, что это на самом деле;

- тема распада человеческих отношений (чаще семейных), сумасшествия и гибели;

- в основе - принцип гармонии, принцип исключительного, даже аморального;

- стержневой принцип - логический анализ событий.

Как новеллист, Эдгар По заявил о себе произведением «Рукопись, найденная в бутылке» (1832), получив премию в конкурсе. Один из членов жюри подметил главную особенность таланта Е. По - прозаика: «Логика и воображение сочетались здесь в редкой соразмерности».

Действительно, природа реального острова Саллівона вблизи г. Чарлстон в Пн. Каролине, где писатель гостил у друга в 1827 г. и слушал «песни» карликовых яблонь, гигантских дубов, вдохновила на создание таких рассказов: «Золотой жук», «Падение дома Ашер». Начало рассказа «Сфинкс» (1849) - это отражение того отчуждения, которое охватило Эдгара По в Нью-Йорке, когда он заболел холерой. Этот факт дал ключ к пониманию полуфантастических рассказов «Маска красной смерти» (1842), «Король чума» (1835).

В творчестве Эдгара По соединенное иррациональное и рациональное, страшное и таинственное, что получило объяснение как вполне естественное явление. «Правда - странная штука, как вы уже знаете, более чем странная, чем сама фантазия,» - утверждал Эдгар По в рассказе «Какую написать новеллу для журнала «Блэквуд»; «Правда чудніша за выдумку» - повторял он в рассказе «Тысяча вторая сказка Шахерезады» (1845).

Отдав дань романтической традиции отображать невероятное, Эдгар По внес свои коррективы в устоявшееся литературное представление. «Прекрасное» и «непонятное» у него сложилось, подчиняясь четкой логической последовательности: «таинственное» прорабатывался очень тщательно специально подобранными деталями, а для «невозможного были установлены закономерности».

У писателя мог быть чрезвычайно правдоподобный сюжет, но событие подкреплена многими деталями реальной действительности, и это создавало впечатление действительности. Сочетание фактографічності и фантатичності стало оригинальной особенностью его художественной манеры.

Эдгар По создал 64 повествования и 2 повести. Его «Страшные» новеллы - это мастерское раскрытие своеобразия и глубины человеческой психики маньяка - убийцы, безумный переход от неистовой радости до страха и отчаяния. Но при этом автор не забывал подчеркивать, что радость, рожденная сознанием, не будет наказана, а страх - это угроза раскрытия преступления. С нотой иронии Е.По изобразил поведение сумасшедших, которые успешно играли роль вполне нормальных людей; а психически здоровых часто принимали за психически больных, показав при этом, что граница между психическим здоровьем и безумием могла быть не поймана.

В образе двойника в новелле «Вильям Вильсон» (1839) Эдгар По подал искусный описание психики сумасшедшего, обрисовал картину, как еще в детстве зародилась шизофрения. Трагический финал - естественное следствие распада личности и разрушение психики Эта новелла напоминала описание исследователя - психиатра. Изображение аномального и патологического в пределах человеческого - черта литературной манеры Е.По.

Итак, писатель - новеллист, умел увлечь читателя необычным, перенести его в страну фантастики, но в конечном итоге - змальовав только то, что возможно в реальном мире. Американский писатель Джеймс Рассел Лоуел писал, что в творчестве По сочетаются две особенности:

1) сила воздействия на разум читателя тенью тайны;

2) умение применять подробности, детали, когда не осталось ни шпильки, ни пуговицы, ни описанного.

В рассказе «Падение дома Ашер» изображен безумие аристократа устаревшего рода как результат деградации многовековой культуры, которую пытались уничтожить.

В новелле «Черный кот» сначала появились тайны и непонятности, а в конце - мука нечистой совести за убийство женщины, которая посмела противостоять в минуту раздражения. Деградация главного героя - рассказчика - объяснялась его постоянным пьянством, ненавистью к «двойника» - кота «с виселицей на груди».

В рассказе «Пропасть и маятник» (1840) рассказано о борьбе нечеловеческой жестокости с человеческим разумом. Сюжет напомнил замедленную киносъемку. Задача Е.По - проанализировать поведение человека в минуту пытки. Человек осужден. В момент объявления смертельного приговора она потеряла сознание. Осужденный чувствовал себя в кромешной темноте склепа, он испытывал страх. Эдгар По изобразил ожидание в муках смерти как наиболее изощренный вид пытки. Жертва лежала на дне склепа, связана по рукам и ногам, а над головой на потолке висел зловіщий маятник - топор. Гибель породила ужас. Однако своей задачей писатель усматривал показ роста силы разума человека в борьбе со страхом. В этом рассказе героя вырвали из рук инквизиции войска победоносной армии. Но чаще всего победителем человеческих ужасов в произведениях Е.По становился человеческий ум, способный к анализу и самоанализу («Сфинкс», «Предварительное захоронения»),

Писатель - романтик расширил границы возможного для человеческого существа, выведя его за пределы реального. Безупречное любви героя к умершей возлюбленной заставило мертвую вернуться в мир живых («Морелла» (1835)).

Диапазон космического у Эдгара По очень широкий: от беспощадных сатирических гротесків до мягкого необразливого юмора. Рассказ «Очки» (1844) представляло собой квинтэссенцию безумия, сделанного застенчивым парнем, который не хотел носить очки. Автор придумывал для него разные виды наказания: парень влюблялся в свою прабабушку и едва не женился на ней.

В комических рассказах Е. По много возни, рвение, веселой путаницы («Черт на башне» (1839)).

Критики закрепили за писателем славу «поэта смерти»; он такой же мастер в сфере комического, которые в сфере «страшного». Эдгар По - образец того, как комическое и трагическое тесно сопряжено в одном жанре. Автор, как ученый, размышлял над законами земного и лунного притяжения. Он сделал научные прогнозы, поэтому, восхищаясь его творениями, читатели всегда становились участниками событий, которые описывал автор. Изобразив неравноценную борьбе человека со стихиями природы, писатель использовал гигантские преувеличения, заставил человека испытать неслыханное страдание.

 

Художественная манера Е.По:

1. Привлекательность рассказа.

2. . Читатель - всегда соучастник событий.

3. Писатель выступал против композиционной размытости романов своих современников, против авторских просчетов при развитии фабулы, против несоответствия между авторскими замыслами и поведением героев, против фальшивого тона.

4. Автор свободен в обрисовке поступков героев, в построении языка произведения.

5. Отображение ужасающего, чудовищного, безобраВНОго в жизни соотечественников.

6. Произведения насыщены философской и пародийно-сатирической эстетикой (картины природы и местности, юмористические жанровые рисунки, философские диалоги - размышления).

Последователями Е.По в изображении психологического состояния человека стали Оскар Уайльд, Ф. Достоевский, И. Бунин, Же. Верн, Г. Стивенсон, С. Фрейд.

 

3. А. Конан-Дойль - последователь Е.По. Детективные произведения письменника. их общая характеристика

 

АРТУР КОНАН-ДОЙЛЬ (1859-1930) один из классиков криминального детектива. Медик по профессии, работал врачом во время англо-бурской войны. Знание медицины, химии, психологии помогли ему в художественном воплощении тематики, связанной с криминалистикой. Выступал как поэт (сб. «Стихи»), автор исторических романов («Бригадир Жерар», «Михей Кларк» и др.), новеллист, который рассказывал о службе в колониях Британской империи. Но мировую славу принес ему цикл новелл о сыщика Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона. В них писатель развил традиции Е.По, одного из зачинателей детективной литературы.

Артур Игнатиус Конан Дойль родился 22 мая 1859 года в столице Шотландии г. Эдинбурге на Пикарди-плейс в семье художника и архитектора. Его отец Чарльз Алтамонт Дойль женился в 1855 году, в возрасте двадцати двух лет на Мэри Фоли, молодой девушкой, в возрасте семнадцати лет. Мэри Дойль увлекалась книгами, была главным рассказчиком в семье, и поэтому Артур очень трогательно вспоминал о ней. К сожалению, отец парня был хроническим алкоголиком, и поэтому семья часто бедствовала, хотя он и был, по словам своего сына, очень талантливым художником. В детстве Артур много читал, имел очень раВНОсторонние интересы. Его любимым автором был Майн Рид, а любимой книгой - «Охотники за скальпами».

По достижении мальчиком девяти лет, богатые члены семейства Дойль предложили оплачивать его обучение. В течение семи лет он должен был ходить в школу-интернат иезуитов в Англии Ходдер - подготовительную школу Стоуніхерста (большая закрытая католическая школа в Ланкашире). Через два года Артур перебрался в Стоуніхерст, где преподавали семь предметов: азбуку, счет, основные правила, грамматику, синтаксис, поэзию, риторику. Питание там было довольно скудное и не имело большого раВНОобразия, а телесные наказания были слишком суровыми. Артура часто били по кистям рук.

Именно в течение этих трудных лет в школе - интернате юноша понял, что у него талант к составлению историй, поэтому он часто был окружен группами восхищенных молодых студентов, которые слушали удивительные истории, которые он сочинял, чтобы развлечь их. На одни из рождественских каникул, в 1874 году, он на три недели, по приглашению своих родственников, уехал в Лондон. Он посетил театр, зоопарк, цирк, Музей восковых фигур мадам Тюссо и залился очень доволен этой поездкой. Впоследствии тепло отзывается о своей тетушке Анкет - сестру отца, а также дяди Дика.

В последний год обучения Артур издавал журнал колледжа и пишет стихи. Кроме того, он занимался спортом, главным образом крикетом, в котором достиг хороших результатов. Потом уехал в Германию в город Фельдкірх изучать немецкий язык, где продолжал заниматься спортом: играть в футбол и экзотический футбол на ходулях. Летом 1876 года Дойль уехал домой, но по дороге заехал в Париж, где жил несколько недель у своего дяди. В 1876 году он получил документ об образовании и был готов к встрече со взрослым миром. Отец в то время начал сходить с ума.

Традиции семейства Дойль диктовали заниматься аристократической карьерой, но Артур все-таки решил заняться медициной. Это решение было принято под влиянием доктора Брайена Чарльза, степенного, молодого квартиранта. В октябре 1876 года юноша стал студентом медицинского университета. Учась, Артур встречался со многими будущими авторами, такими как Джеймс Барри и Роберт Льюис Стивенсон. Но наибольшее влияние на него оказал один из его преподавателей доктор Джозеф Белл, который был мастером наблюдательности, логики, выводов и обнаружения ошибок. В будущем он послужил прототипом Шерлока Холмса.

Учась, Дойль пытался материально помочь своей семье, в которой было еще семеро детей; он работал и аптекарем, и помощником разных врачей... в Частности, в начале лета 1878 года Артур нанялся учеником и фармацевтом к врачу из беднейшего квартала Шеффилда. Этот врач хорошо отнесся к парню и поэтому следующее лето юноша снова провел у него, работая ассистентом.

Конан-Дойль много читал и через два года после окончания медицинского образования решил попробовать себя в литературе. Весной 1879 года он написал маленький рассказ «Тайна Сасської долины». Оно увидело свет немного измененным, что расстроило Артура, но полученные за сочинение 3 гинеи вдохновили его писать дальше. Он отослал еще несколько рассказов, понимая, что так он тоже может зарабатывать деньги. Здоровье отца ухудшалось, его забрали в психиатрическую больницу, и, следовательно, Дойль стал единственным кормильцем своей семьи. В 1880 году приятель Артура - Клод Аугустус Курье предложил ему должность хирурга, на которую претендовал сам, на китобои «Надежда» под командованием Джона Греющая, что охотился в районе Северного Полярного Круга. Так юноша начал путешествовать. Сначала «Надежда» остановилась возле берегов острова Гренландия, где бригада перешла к охоте на тюленей. Будущий врач был поражен увиденными картинами. Впоследствии эта история была отражена в рассказе «Капитан «Полярной Звезды». Без большого энтузиазма Конан Дойль вернулся к занятиям в 1880 году.

В 1881 году он окончил Эдинбургский университет, где получил степень бакалавра медицины и степень магистра хирургии. Устроился корабельным врачом на судне, которое ходило между Ливерпулем и западным побережьем Африки, и 22 октября 1881 года для него началось очередное плавание. Африка показалась ему настолько отвратительной, как Арктика привлекательной. Поэтому он покинул корабль и в середине января 1882 года перебрался в Англию в Плимут, где совместно работал еще с одним врачом. Эти первые годы практики хорошо описаны в его книге «Письма Старка Монро». Но между мужчинами возникли недоразумения после которых Дойль поехал в Портсмут, где открыл свою первую практику, расположившись в доме за 40 фунтов годовых. Сначала клиентов не было, и поэтому у будущего писателя появилась возможность посвятить свое свободное время литературе. Он написал рассказ «Блуменсдайський яр», «Мой друг - убийца» и публиковался в журнале «Лондон сосайті» в том же 1882 году. Живя в Портсмуте, Артур встречается с Елмою Уелден, с которой обещал жениться. Но в 1882 году после многократных ссор они расстались, и девушка уехала в Швейцарию.

В один из мартовских дней 1885 года доктор Пайк, его друг и сосед, пригласил Дойла дать консультацию Джеку Хоукінсу, сыну вдовы Эмили Хоукинс из Глостершира. У него был менингит, и через несколько дней парень умер. Эта смерть позволила познакомиться с его сестрой Луизой Хоукинс, которой было 27 лет. С Артуром они обручились в апреле, а 6 августа 1885 года поженились.

После женитьбы Дойль активно занимался литературой. Он печатался в журнале «Корнхілл». Одно за другим выходили его рассказы, но молодой талант хотел большего, хотел, чтобы его заметили, а для этого необходимо было написать что-то серьеВНОе. В марте 1886 года Конан-Дойль начал писать роман, который принес ему популярность. Этот роман, вышедший в 1887 году под названием «Этюд в багровых тонах», познакомил читателей с Шерлоком Холмсом (прототипы: профессор Джозеф Белл, писатель Оливер Холмс) и доктором Ватсоном (прототип майор Вуд), ставшими вскоре знаменитыми. Отдельным изданием роман вышел в начале 1888 года и был дополнен рисунками отца Дойла - Чарльза.

Начало 1887 года был ознаменован в жизни Артура новыми исследования понятие «жизнь после смерти». Вместе со своим другом Боллом из Портсмута провел свой первый спиритический сеанс, после чего занимался спиритизмом и оккультизмом всю свою дальнейшую жизнь.

В августе 1891 года, после тяжелой болезни, Конан-Дойль решил оставить медицинскую практику и полностью посвятить себя литературной деятельности.

В 1892 году Она родила ему сына. Они назвали его Кингсли. Дойль продолжал писать рассказы, но образ Шерлока Холмса не шел из головы, и поэтому автор решил избавиться от него. Он написал лучшие, по его мнению, романы: «Изгнанники», «Большая тень».

Жене Луизе был поставлен диагноз «туберкулез», и поэтому семья перебралась в городок Давос, расположенный в Альпах. Там писатель активно занимался спортом, писал рассказы. Его пригласили читать лекции о спиритизм более чем в 30 городах Соединенных Штатов. Эти лекции имели успех, но сам Дойль сильно от них устал.

Осенью 1895 года Артур вместе с Луизой и своей сестрой Лотти поехал в Египет и в течение зимы 1896 года находился там, надеясь, что теплый климат будет полезен для жены. В конце 1896 года он вернулся в Англию и влюбился в Джеан Леки, чрезвычайно красивую 24-летней женщиной с белокурыми волосами и яркими зелеными глазами. Она была інтелектуалкою, хорошей спортсменкой.

Когда в декабре 1899 года началась англо-бурская война, Конан Дойль отплыл в Африку. Позже в своей книге «Великая бурская война» он отразил все ужасы войны. Книга в пятьсот страниц была хроникой, выданной в октябре 1900 года, и стала шедевром военной учености. После этого он бросился с головой в политику, но успеха не достиг.

В 1902 году Дойль закончил работу еще над одним крупным произведением о приключениях Шерлока Холмса - повесть «Собака Баскервилей». И почти сразу же появились слухи о том, что автор нашумевшей повести украл идею у своего друга - журналиста Флетчера Робинсона. Долгое время эти сплетни обсуждались.

После девяти лет тайного ухаживания, Конан Дойль и Джеан Леки поженились 18 сентября 1907 года. Через несколько лет после женитьбы Дойль выдал свои лучшие произведения: «Пестрая лента», «Родни Стоун», «Очки судьбы», «Бригадира Жерара», «Преступление в Конго», «Загубений мир». Они имели успех не меньший, чем произведения о Шерлоке Холмсе.

В мае 1914 года, сэр Артур вместе с леди Конан-Дойль и детьми уехали в Канаду, где прочитал цикл лекций. Потом углубился в оккультизм, путешествовал Голландией, Данией, Швецией и Норвегией.

В 1930 году, уже прикованный к постели он совершил свое последнее путешествие - поднялся со своего ложа и пошел в сад. Когда его нашли, он лежал на земле, одна его рука сжимала землю, другая держала белый подснежник. Артур Конан Дойль умер в понедельник, 7 июля 1930 года. Его последние слова перед смертью были адресованы его жене. Он прошептал: «Вы великолепны!»

На могиле писателя высечены слова, завещанные им лично:

 

«Меня не поминайте с укориВНОй,

Если заинтересовал рассказом хоть кого-то

И мужа, что насмотрелся на жизнь,

И мальчика, перед которым новая дорога...»

 

В своем творчестве А. Конан-Дойль раскрыл превосходство своих героев над профессионалами из Скотланд-Ярда, продемонстрировав разные, построенные на логических умовисновках и психологических догадках, способы раскрытия преступлений, в частности в цикле новелл «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1892).

Мистер Холмс - персонаж цикла детективных новелл, прототипом которого стал Джозеф Белл - преподаватель медицинского колледжа в Эдинбурге, который был особенно наблюдательным и умел разбираться в житейских ситуациях с помощью дедуктивного метода, чем удивлял своих студентов, одним из которых был Артур Конан-Дойль. Холмс называл себя нишпоркою - консультантом и брался за самые сложные и запутанные дела, от которых отказывались Скотланд-Ярд и частные агентства. Не покидая комнаты, мог распутать преступление, для других казался слишком тяжелым. К решению любой проблемы он относился как философ, как художник, как поэт. Чем сложнее ситуация, тем интереснее она была для него.

Ватсон - постоянный спутник Шерлока Холмса, который выполнял роль летописца действий Холмса. Правдивый, прямой и справедливый, надежный и привязан к Холмса, Ватсон наделен многими изысканными чертами. Он сравнивал Холмса с Дюпеном Е.По. Но Холмс не ценил высоко Дюпена и его методы. Обсуждая литературных персонажей, они не включали в их ряду себя, подчеркивая тем самым свою «подлинность», чтобы читатель поверил в то, что они существовали на самом деле.

Произведение А. Конан-Дойля «Пестрая лента» вошла в цикл рассказов о Шерлоке Холмсе. Рассказ велся от имени доктора Ватсона, друга Шерлока Холмса. Одного апрельского утра к дому Шерлока Холмса пожаловала незнакомая молодая девушка Эллен Стонер. Она рассказала детективу, что живет в имении своего отчима, мистера Ройлотта. Два года назад умерла сестра Эллен при очень загадочных обстоятельствах. Незадолго до того сестра собиралась выйти замуж. И Эллен в ее гибели подозревала отчима, потому что он по завещанию их матери имел право пользоваться деньгами девушек, пока они не выйдут замуж. Но никаких улик против него у девушки не было. Эллен слышала тогда часто ночью какой-то свист, и этот свист, который когда-то стал предвестником смерти сестры, она начала слышать снова.

Шерлок Холмс уговорил молодую леди провести одну ночь в ее спальне. Вдруг ночью раздался странный свист, а затем Холмс подскочил, стал бить своей палкой по шнуру для звонка. Вскоре из соседней комнаты раздался жуткий вопль. Когда Шерлок Холмс и доктор Ватсон зашли в комнату Ройлотта, то вокруг его головы обвивалась какая-то «пестрая лента». За ленту они восприняли болотную гадюку, найсмертоноснішу индийскую змею.

Таким образом, Шерлок Холмс предотвратил очередному убийству - мистер Ройлотт пытался убить и Эллен, потому что она тоже вскоре собиралась выйти замуж. Поскольку Шерлок Холмс ударил палкой змею, она отползла в противоположном направлении и укусила Ройлотта. Именно метод дедукции помог главному герою сориентироваться и спрогнозировать будущие действия убийцы. Это охарактеризовало его как человека мужественного, бесстрашного и сосредоточенную.

 

«СОЗДАТЕЛИ ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА»

Эдгар Алан По (1809 - 1849)

Артур Конан-Дойль (1859 - 1930)

 

американец;

поэт, романтик;

новеллист, мечтал быть поэтом;

имел счастливое детство;

имел жажду красоты

англичанин;

прозаик, неоромантик;

мечтал быть романистом;

обычное детство;

увлекался культом книг, музыкой

 

• имел слабое здоровье, болезни

• имел крепкое здоровье, занимался спортом

 

• употреблял опиум

• употреблял кокаин;

 

 

• творческое наследие: более 50-ти произведений

• творческое наследие: 70 книг;

• работал в жанрах:

а) детективной новеллы;

б) научно-фантастической новеллы;

в) психологической новеллы;

г) поэзии

• работал в жанрах:

а) научно-фантастических повестей;

б) социально-бытовых романов;

в) рассказов;

г) новеллы

 

 

• новаторство:

а) принцип достоверности;

б) контакт «автор - читатель»;

в) прием «тотального эффекта» - воздействие на сознание читателя, единство и гармония

• новаторство:

а) использование методов индукции и дедукции;

б) разгадывание головоломок, загадок, различных тайн;

в) обращение к готической литературы

• герои: Дюпен и Легран

• герои: Шерлок Холмс и Доктор Ватсон

 

• основатель современной научной фантастики и детектива

• создатель и продолжатель классического детективного жанра

 

Традиции А. Конан-Дойля, в свою очередь, продолжили Жорж Сименон, создатель образа комиссара Мегрэ, Агата Кристи и другие мастера детективного жанра.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему Е.По называют писателем «трагической биографии»?

2. В чем раскрывается новаторство Е.По? Почему его считают основателем детективного жанра?

3. Перечислите основные признаки и структуру детективного жанра. Какие вы знаете виды детективов?

4. Какие основные черты интеллектуального детектива?

5. Назовите последователей Е.По в жанре детектива. В чем проявилось подражания?