Литературные баллады
Стремление человека к литературному творчеству не могли остановить ни тяжелые исторические испытания, ни личные жизненные неурядицы. Так было во все времена. Бытовые ситуации, события обычной человеческой жизни (рождение, взросление, юность, женитьба, работа, отдых, смерть) не могли не стать темой стихотворных и ритмізованих текстов. Такие тексты легко запоминались, легко воспроизводились, потому что имели простой ритм, звучанию были похожи на танцевальную мелодию.
Литературная баллада сформировалась в XIV в. как стихотворный текст, имеющий определенную форму. Европейская баллада обычно имеет три строфы, устойчивую систему рифмовки, обязательный припев (рефрен). Припев может быть однострочном или двухстрочным. Баллада заканчивается или начинается кратким обращением к адресату: прекрасной дамы, князя, самого Господа.
Литературная баллада, в отличие от фольклорной, имеет конкретного автора. Его стиль легко узнается - он индивидуален, неповторим, отличается присущей автору языке, средствами художественной выразительности.
В Средние века в Европе устраивали поэтические состязания авторов баллад. Победители получали различные награды, а самых талантливых приглашали в королевских дворцов. Имена первых признанных поэтов сохранились в истории литературы именно благодаря их незаурядному таланту доступно и понятно говорить о судьбе человеческой, весело и с легкой зажурою воспроизводить типичные жизненные ситуации. Так, в литературной балладе француза Франсуа Вийона, как считают, участника и неоднократного победителя таких литературных соревнований, легко прочитывается глубокий философский смысл. «Я знаю все и не знаю лишь себя», - утверждает поэт, осознавая сложность и противоречивость человеческой индивидуальности. Именно благодаря творчеству этого поэта баллада стала знаменитой и популярной.
Вопрос
1. Что такое литературная баллада?
2. Назови основные черты литературной баллады.