ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТ.

 

ГЛУБИННЫЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Мунк Страх. 1884 p.

Для мировой литературы и культуры начало XX в. стал не просто «гранью веков», не только время привычной смены веков, но и эпохой «тектонических» эстетико-литературных сдвигов, подобных глобальных художественных изломов пределы античности и средневековья или рубежу средневековья и Нового времени.

Кризис позитивизма, которая ощущалась уже во второй половине XIX ст., разочарование новыми общественными явлениями и тенденциями, обусловленными сменой власти аристократов на власть «денежного мешка», уныние н возможностях рационального познания действительности и еще десятки причин и тенденций все это в начале XX в. достигло «критической массы».

В конце XIX в. эстетической «ответом на вызовы времени» стали декаданс и эстетизм с присущими им настроениями пессимизма, разочарования, скепсиса. В литературе эти настроения едва ли не ярче всего воплотились в явлениях раннего модернизма, символизма, импрессионизма и других направлений и течений.

Зато начало XX ст. (10-20-е годы) ознаменован переходом от раннего к зрелому модернизма. В чем же поля рощи а принципиальная разница между ранним и зрелым модернизмом? Прежде всего можно вспомнить существенные расхождения в отношении к действительности, к реальной жизни с ее проблемами. Так, ранний модернизм унаследовал от романтизма презрительное отношение к «пошлой, серой, неинтересной» действительности. Ярким примером является противопоставление «двух миров» в Е. Т. А. Гофмана - его герои бегут из мира обывателей введено к миру энтузиастов. Это неприятие «обыденности», отрицательное отношение к действительности, противопоставление ей культа красоты и искусства, которые призваны «бремя жизни... сделать легче, а вселенная - менее гадким!», красной нитью пронизывает творчество многих писателей второй половины и особенно в конце XIX ст.

(Ш. Бодлер, П. Верлен. А. Рембо, А. Уайльд и др.).

Ф. Марк. Олени в лесу. 1913 1914 гг.

Нужно заметить, что эти умонастроения и тенденции наиболее ярко воплотились в поэзии, ведь именно поэты обычно становятся первооткрывателями новых территорий литературного творчества. Роль «пионеров» поэты играли и в начале XX ст. Романтическое и ранньомодерністське отрицание действительности начало меняться на ее художественное восприятие, овладение. Конечно, речь идет не о социально-политических аспектах, а о выходе из «эстетического тупика».

Именно в эту эпоху расцветает экспрессионизм (прежде всего в немецкой и австрийской литературах). Показательно, что его доминирования, как и «смена вех» в целом, тесно связано с кризисом символизма. Недаром же российские акмеїсти (Г. Гумідьов. А. Ахматова и др.) декларировали, что они решительно порывают с символизмом, поскольку не хотят оставаться в XIX ст., а есть поэтами нового XX века. Хотя в самом его начале русская поэзия также «переболела» на символизм, «унаследованный от Запада» (А. Блок), однако период его расцвета был непродолжительным...

К тому же бурная эпоха породила художников, творчество которых не укладывается в «прокрустово ложе» одного из модернистских или немодерністських художественных направлений и течений. Это «синтетические» таланти. которые, как пчелы, собирали «мед поэзии» на различных литературных полях: то символістському, то неоромантическом, то реалистическом, то експресіоністському...

Одной из самых ярких фигур на небосклоне тогдашней поэзии есть поэт мирового уровня - Райнер Мария Рильке.

Ad Fontes

Читателя... нелегко захватить какой-то книгой, которая под видом искусства извещает о жизненной суете мужчин и женщин. Все это читатель считает социологией и психологией и, возможно, с удовольствием воспримет, если оно будет подаваться не в смешанном виде, а в социальных или психологических терминах. Но искусство для него - то несколько другое.

Сейчас поэзия - это высшая алгебра метафор.

X. Ортега-и-Гассет