ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

И семестр

 

МИФ И ЛИТЕРАТУРА

 

УРОК № 8

Тема. Миф о Прометее. Величие подвига Прометея, его самопожертвование ради людей

 

Цель: познакомить с древнегреческим мифом о Прометее, работать над выразительным чтением; составить словарик «Герои древнегреческих мифов»; совершенствовать навыки работы с текстом, осуществлять межпредметные и міжлітературні связи.

Оборудование: изображение скульптуры Ф. Г. Гордеева «Прометей»; иллюстрации к мифу, тексты-миниатюры Ф. Крівіна «Осуждение Прометея».

 

Как бесконечные звездные дали,

Мы бы на яркость людей проверяли.

Прав лишь горящий, презревший покой,

К людям летящий яркой звездой.

М. Добронравов

 

Ты добр - в том твой смертельный грех.

Дж. Г. Байрон

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Чтение собственных мифов о возникновении каких-либо природных явлений.

 

II. Мотивация учебной деятельности

• Что вам известно о Прометее? (Прометей - это титан, сын богини справедливости и правосудия Фемиды и титана Іапета, которого Зевс низвергнул в Тартар. В споре между богами и людьми Прометей занял позицию защитника и покровителя людей, за что был тяжело наказан Зевсом.)

Интересно!

В переводе с греческого Рготеікеш означает «провидец».

 

III. Изучение нового материала

1. Чтение мифа о Прометее

 

2. Составление словничка «Герои древнегреческих мифов»

Кронос - титан, отец Зевса.

Фемида - богиня правосудия и справедливости.

Атлант, Менетій, Прометей, Епіметей - сыновья титана Іапета.

Афина - богиня мудрости, ремесел и справедливой войны.

Гефест - бог кузнечного дела.

Океан - старший сын Урана и Геи.

Ио - аргоська царевна, превращенная ревнивой Герою на телку.

Аргус - стооке чудовище, что стерегло Ио.

Гермес - бог-вестник.

Гера - жена Зевса, богиня брака.

Мойры - богини судьбы.

Фетида - богиня моря.

Ахиллес - сын Фетиды и Пелея, величайший герой Троянской войны.

 

3. Беседа

• Расскажите, как жили люди до вмешательства Прометея. (Люди были слабые, беззащитные, пугливые, со страхом смотрели они на окружающий мир. Жили они, как кроты, в подземных норах, ели только траву и сырое корни, не пробовали мяса, потому что не знали охоты.)

• Заботился о людях Зевс? (Нет, он был равнодушен к их судьбе. )

• Кто решил прийти на помощь людям? (Титан Прометей)

• Чему научил Прометей людей?

 

 

• Почему Зевс разгневался на Прометея? (Прометей обманул Зевса, выбрав для жертвы богам кости, прикрытые лоснящимся жиром, а людям оставил мясо, спрятанное под потрохами. Зевс возмутился из-за того, что смертные будут есть мясо, а на почет богам сжигают кости.)

• Какой была месть Зевса? (Он оставил людей без огня. Они жили в темных домах, не могли согреться и приготовить пищу.)

• Как нарушил запрет Зевса Прометей? (Он пробрался во дворец Зевса и украл огонь для людей.)

Жители островной Греции и до этого времени переносят огонь внутри стебля гигантского фенхеля*. Сравни с фрагментом из мифа: «Прометей поднялся на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы, отколол от него тлеющую уголек и засунул ее внутрь стебля огромного фенхеля»**.

 

4. Работа с текстом

• Найдите цитату, в которой говорится о наказании Прометея.

(«В безумном исступлении Зевс повелел закутки титана Прометея в кандалы и привязать на самом краю земли к отвесной скале, чтобы отступник висел там долгие века. Такое наказание надумал Зевс последнем из рода титанов, что осмелился состязаться с ним и защищать слабосилих, ничтожных людей».

«Зевс придумал ему еще более тяжкую кару: снова висел Прометей, прикованный к Кавказской скале, невыносимо жгло его солнце и секли дожди, трепали сильные ветры, и каждый день прилетал туда огромный Ты орел, острыми когтями разрывал титановые грудь и клевал ему печень. За ночь кровавая рана загоювалася, но на следующий день снова прилетал орел и снова яростно кромсал могучее Прометеєве тело».)

Интересно!

• Приведите цитаты, свидетельствующие о храбрости и несокрушимости Прометея. («Страшные мои мучения, и я не зрікаюся своего поступка!»

«Я сам снесу свою казнь».

«Пусть Зевс беззаботно живет на Олимпе!Пусть радуется своими громами и сыплет на землю огненные молнии. Но наступит день, когда сбудется проклятие его отца Кроноса!»

«Пусть Зевс и не надеется сделать из меня такого прислужника. Я не променяю свои страшные муки на позорное рабство».

«Я ненавижу всех богов».

«Пусть Зевс неистовствует, пусть гремит из гнева и сжигает скалы жгучим огнем или засыпает ледяным снегом - все равно не вырвет из моих уст ни одного слова».

«Эти страшные мучения длились тысячелетия, но ничто не могло одолеть титана. Ни разу не попросил пощады, не отрекся от своей привязанности к смертным».)

 

5. Беседа

• Кто из героев мифа сочувствует Прометею? (Гефест, океаниды, Океан, Фемида)

• Почему Зевс решил освободить Прометея? (Хотел узнать тайну своей смерти, которая была известна лишь тираноборцю.)

• В чем заключалась эта тайна? (Сын Фемиды, с которой собирался жениться Зевс, должен был быть сильнее своего отца. Если бы свадьба состоялась, Зевс погиб от руки своего сына, так же, как и его отец Кронос.)

• Кто смог смягчить сердце неумолимого Прометея и убедить его открыть тайну? (Это смогла сделать только мать героя - Фемида, которая, горько плача, просила его спасти самого себя.)

• Кто пришел освободить титана? (Легендарный герой Геракл, по приказу Зевса, отыскал тираноборця, убил орла и разорвал Прометею путы.)

 

6. Межпредметные связи

Отражение мифологического сюжета в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей».

• Рассмотрите скульптуру.

• Как скульптор передал хищность орла?

• Как передано ощущение боли, страданий героя?

• Какие чувства вызывает у вас эта скульптура?

 

IV. Выводы

• В чем заключается подвиг Прометея?

• С точки зрения какого героя мифа доброта титана является его смертельным грехом (за строками из стихотворения Дж. Г. Байрона)?

• Объясните слова М. Добронравова. Могут ли они касаться личности Прометея?

 

V. Дополнительное задание

«Литературные параллели»

Российский писатель Феликс Кривин всегда отличался своим особым взглядом на уже привычные явления, сюжеты и героев, которые он рассматривает сам и показывает читателю под новым, другим углом зрения.

Так он переосмысливает и традиционный мифологический сюжет, связанный с известным героем-титаном Прометеем.

Осуждение Прометея

- Ну посуди сам, дорогой Прометей, в какое ты ставишь меня положение. Старые друзья, и вдруг...

- Не печалься, Гефест, делай свое дело.

- Не печалься! По-твоему, приковать друга к скале - это раз плюнуть?

- Тебе ведь не привыкать!

- Зря ты так, Прометей. Ты думаешь, нам легко на Олимпе? С нас ведь тоже спрашивают.

Гефест взял друга за руку и стал приковывать его к скале.

- Покаялся бы ты, Прометей, а? Старик простит, у него душа добрая. Ну, случилось, ну, дал людям огонь - с кем не бывает?

Прометей молчал.

- Думаешь, ты один любишь людей? Ведь мы на Олимпе для того и поставлены. Такая наша работа - любит людей. А если наказываем... - Гефест взял копье и пронзил им грудь Прометея.- Если наказываем, так ведь это тоже не для себя. Пойми, дорогой, это для твоего же блага...

1966

• Подумайте, в чем разница изображения образа Гефеста в мифе и в миниатюре Ф. Крівіна? мифе Гефест по-настоящему страдает, но повинуется Зевсу, зная, что пощады Прометею не будет: «Сердце в Кроніона неумолимое». В миниатюре Ф. Крівіна он оправдывается перед другом, чувствуя свою вину, называет Зевса добрым старым, просит Прометея покаяться. Все это говорит Гефест, зная, что сейчас пронзит сердце друга копьем. Даже после этого он уверяет: «Пойми, дорогой, это только для твоего же блага». Ф. Кривин показывает разрушение души героя - сначала от страха, потом от лицемерия, предостерегает от приспособленчества, которое неизбежно приведет к измене, подчеркивает правильность позиций Прометея, который не испугался и не отрекся от своих принципов.

Возможна параллель и с розіп'яттям Христа, который сначала был распят, а затем заколот копьем в сердце: это было сделано, чтобы ускорить смерть Иисуса и уменьшить его муки. Христос тоже был предан и не отрекся от своего учения.)

 

VI. Домашнее задание

Составить простой план мифа о Прометее. Нарисовать иллюстрации к мифу.

___________________________________________________________________

* Фенхель - высокое растение (до 5 м высотой) с трубчатым стеблем, мягкая сердцевина использовалась как трут.

** Грейвс Р. Мифы Древней Греции.