6 класс
ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ
Д. ДЕФО, Ж. ВЕРН, ДЖ. ЛОНДОН, Ш. ПЕТЕФИ, Г. Л. СТИВЕНСОН
ПЛАНЫ
Уроки Робинзона (по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»)
I. Приспособление к природе. (Природа кормила Робинзона. Он брал столько, сколько ему нужно для жизни. Герой изучал природу.)
II. Укрощение природы. (Робинзон научился жить на острове, привык к природных условий на острове.)
III. Жизнь в гармонии с природой. (Описывая жизнь Робинзона на необитаемом острове, Д. Дефо не только пытается доказать, что жизнь в гармонии людей и природой возможно, но и стремится показать, что такое жизнь способствует нравственному совершенствованию человека.)
Осуждение рабства на страницах романа Же. Верна «Пятнадцатилетний капитан»
I. Социальная проблематика романа. (Проблемы расовой дискриминации, рабства, работорговли.)
ІІ.Ставлення команды «Пилигрима» к спасенных негров. (Моряки шхуны «Пилигрим» спасли негров Тома, его сына Бета, Остина, Актіона, Геркулеса, что были на корабле «Вальдек», который потерпел кораблекрушение. Они были свободными гражданами США и возвращались с заработков из Австралии. Все члены команды очень хорошо относились к неграм, даже подружились с потерпевшими.)
III. Авторское отношение к проблеме рабства. (Жюль Верн занимает позицию прогрессивного писателя и осуждает рабство.)
Сравнительная характеристика образов Джима Хокинса («Остров Сокровищ» Р. Стивенсона) и Дика Сенда («Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна)
I. Род занятий. (Юные герои приняты на корабль юнгами.)
II. Черты характера героев. (Смелые, решительные, любознательные, в критических ситуациях могут принимать рішенця, на обоих большое влияние оказывали взрослые, оба порядочные, умные, уважают взрослых, умеют ценить хорошее отношение к себе.)
III. Различия между героями. (Джим Хокинс: мать, его считали любимцем на корабле, склонен к необдуманным поступкам, вспыльчивый. Дик Сенд: сирота, его воспринимали как взрослого, всегда взвешивал свои поступки разумом, был всегда рассудительный.)