ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

6 класс

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

Д. ДЕФО, Ж. ВЕРН, ДЖ. ЛОНДОН, Ш. ПЕТЕФИ, Г. Л. СТИВЕНСОН

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ

К теме «“Вот мой род занятий: быть самим собой...” (Краткие сведения о Д. Дефо)»

1. В какой семье родился Д. Дефо?

2. Где учился будущий писатель?

Отец мечтал, что сын станет священником, поэтому и отдал его в учебное заведение под названием «Академия». Из стен Академии юноша вынес знание нескольких иностранных языков (французский, итальянский, испанский, латинский и древнегреческий), астрономии, географии, истории. Участие в школьных диспутах дала возможность овладеть искусством полемики, что понадобилось в будущем, когда Дефо занялся публицистикой.

3. Осуществил ли Дефо мечту своего отца?

4. Как Дефо пришел в литературу?

Дефо бросил коммерцию и занялся общественной деятельностью. Страстное желание выразить свою позицию по тому или иному вопросу заставило Дефо взяться за перо. Он становится автором злободневных памфлетов, отличавшиеся остротой критики и активной позицией художника. За одни статьи Дефо награждали, за другие - наказывали, даже сажали в тюрьму и выставляли у позорного столба.

5. Что вам известно о литературном творчестве Д. Дефо ?

Работал Дефо плодотворно: издавал свою газету, печатал памфлеты, романы, исторические произведения. В 1719 г. вышел его роман «Жизнь и необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо», принесший автору мировую славу. Окрыленный успехом, Дефо пишет романы «Капитан Сінгятен», 1720 p., «История полковника Жака», 1722 p., «Молль Флендерс», 1722 г., «Роксана», 1724 p.

6. Какие реальные факты легли в основу романа о Робинзоне Крузо?

В произведении рассказывается о необычной событие: человек попал на необитаемый остров и прожил там 28 лет. Прообразом Робинзона был реальный человек. Как известно, это был шотландский матрос Александр Селькирк, который провел на необитаемом острове Хуан. Фернандес в Тихом океане четыре года. История Селькирка стала широко известной. Поэтому роман Дефо никто и не думал воспринимать как выдумку. Этим объясняется популярность произведения.

7. Которой является полное название романа о Робинзоне ?

«Жизнь и необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, одиноко прожил двадцать восемь лет на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда был заброшен вследствие кораблекрушения, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с переводом его неожиданного освобождения пиратами, описанного им самим».

 

К теме «На острове Робинзона (по роману Д. Дефо “Робинзон Крузо”)»

1. Почему Робинзон оказался на необитаемом острове?

2. Какой была первая реакция Робинзона на то, что произошло?

Он был счастлив, что спасся, но дальнейшая перспектива жизни на острове немного напугала его.

3. Какие вещи имел герой, когда попал на остров ?

4. Как вы думаете, что помогло Робинзону побороть отчаяние?

То, что он сразу стал искать выход из затруднительного положения, у него было огромное желание выжить, что и побудило героя к активным действиям.

5. Проследите этапы адаптации Робинзона на острове.

Построил дом, начал охотиться, посеял зерно, приручил животных, научился шить одежду, изготовил посуду, сделал лодку.

6. Подумайте, одинаковыми ли были эти этапы.

7. О чем свидетельствуют этапы адаптации Робинзона и что они напоминают?

Эти этапы показывают, как человек постепенно привыкла к новым условиям жизни, как она училась жить в новой среде, обеспечивать себя всем необходимым, каждый раз усложняя свою деятельность. А напоминают эти этапы долгий путь человеческой цивилизации: от простых до все более сложных форм жизни, усложнение деятельности человека, направленной на улучшение собственной жизни.

8. Как в поступках героя отражается характер цивилизованного человека?

Робинзон придерживается всех цивилизованных привычек, стремится внести определенную эстетику в свой быт, к которой привык дома.

9. Чему учит читателя история жизни Робинзона на острове?

 

К теме «Великий мечтатель (Ж. Берн и его романы)»

1. Назовите известные вам романы Же. Берна.

2. Что вы знаете о писателе Ж. Верна ?

Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в портовом городке Нанте в семье потомственного адвоката. Жюль, как старший сын в семье, обречен был унаследовать отцовскую адвокатскую контору. Жюль стал успешно изучать юриспруденцию, но пообещал отцу, что до 35 лет станет известным писателем. Он осуществил свое обещание.

3. Какие науки изучал Же. Верн в юности?

4. Какие открытия предсказал на своих страницах писатель?

Ж. Верн выдумал в своих романах подводная лодка, электричество, автомобиль, телевидение, летательные аппараты и т.д.

5. Дайте определение романа как жанра.

Роман - один из жанров эпической повествовательной литературы; большой, сложный по строению, прозаическое (реже-стихотворный) эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей. (и Какие вы знаете раВНОвидности романа?

Роман может быть историческим, бытовым, социально-философским, приключенческим и т.д.

7. К какой раВНОвидности принадлежат романы Же. Верна ?

 

К теме «Романтика путешествий в романе Ж. Верна “Пятнадцатилетний капитан”»

1. Что вам известно о команде шхуны «Пилигрим» ?

2. С какой целью команда вышла в плавание?

3. Что вам известно о напівзатонуле судно, которое увидела команда «Пилигрима» ?

Это было американское судно «Вальдек», которое потерпело кораблекрушение. Именно и него было спасено собаку Динго и негров Геркулеса, Тома,его сына Бета, Остина, Актеона.

4. Какая трагедия произошла на судне «Пилигрим»?

5. Кто взял на себя капитанские обязанности ?

6. Назовите основные события опасного путешествия путешественников.

Ураган; потеря компаса; пробоина в корпусе, через что члены экипажа вынуждены были сойти на берег; ошибочное определение местонахождение; знакомство с таинственным проводником; пребывание в работорговцев; освобождение; захоронения Самюэля Вернена: встреча с мистером Уелдоном.

7. Что помогло путешественникам преодолеть препятствия ?

8. Подумайте, по каким законам пытаются действовать герои?

9. Можно сказать, что герои. Верна «идеальные люди», на которых надо равняться ?

 

К теме «Дж. Лондон. Рассказ “Жажда жизни”»

1. Что сразу бросается в глаза в изображении героев?

2. Что больше всего поразило главного героя в поведении Билла ?

3. Как вы понимаете фразу: «Товарищ смотрел ему вслед, и хотя его лицо никак не оживилось, глаза засветились тоской раненого оленя» ?

Главный герой понял, что его товарищ поступил подло. Он почувствовал свое одиночество в этом мире.

4. Какой цвет преобладает в пейзажах рассказы? Почему?

5. Подумайте, почему погиб Билл ?

6. Подумайте, почему после того, как Билл покинул героя, тот продолжал убеждать себя, что друг ждет его возле первого тайника ?

Потому что человеку в критической ситуации нужно иметь надежду на нечто лучшее. Это помогает выжить. А еще трудно осознать, что друг тебя покинул.

7. Что помогало герою двигаться вперед?

«Жизнь, которая всегда теплилась в нем, гнало его вперед». Он совсем обессилел, однако жизнь в нем отказывалось умирать.

8. Какая черта проявилась в сцене, где герой находит останки Билла ?

9. Кто победил в противостоянии «человек - волк»? Почему?

10.Як герой вел себя на судне?

Его не оставлял страх, что не хватит еды. Человек везде прятал сухари. Это объясняется психологическим страхом человека перед трудностями.

 

К теме «Ш. Петефи. Стихотворение “Когда ты муж - будь мужественным”»

1. Какое настоящее фамилия Ш. Петефи?

Настоящая фамилия Шандора Петефи - Петрович.

2. Какие темы стихов Ш. Петефи?

3. На сколько частей можно разделить стихотворение Ш. Петефи «Когда ты муж - будь мужественным» ?

4. Определите настроение стихотворения Ш. Петефи «Когда ты муж - будь мужественным».

5. Какой момент жизни лирического героя изображено в стихотворении?

6. Какие советы дает автор?

Не быть «куклой на поводке» (марионеткой), быть мужественным не на словах, а на деле, уметь защищать правду, беречь честь, бороться за свободу, не бояться невзгод, не гнуться перед трудностями.

7. Какие жизненные принципы следует выбирать ?

8. Какой художественный прием использует автор для раскрытия альтернативы выбора? Приведите примеры.

Прием антитезы. Например: мужество - трусость; рабство - свобода; самостоятельность выбора жизненного пути - покорность судьбе; слава - позор, презрение; правда - ложь.

9. Какие еще художественные средства использует автор? Приведите примеры.

Эпитеты: жизненный путь, непутевый пес, судьба навесная, лучший меч и т.д.

Сравнение: замолчи, как смолкает гроза; не гнется, как трава, и т.д. Повтор: когда ты муж - будь мужественным.

10. Определите идею стихотворения Ш. Петефи «Когда ты муж - будь мужественным».

11. Определите стихотворный размер стихотворения.

12. Подумайте, почему в тексте много тире и восклицательных знаков?

Для более четкого утверждения мысли.

13. Назовите переводчиков стихотворения Ш. Петефи «Когда ты муж - будь мужественным».

 

К теме «Изображение необычных приключений в романе P. Л. Стивенсона “Остров сокровищ”»

1. Когда возникла идея путешествия?

Тогда, как к сквайра Трелони и доктора Лайвсі попали бумаги старого пирата с картой, которая содержала странные отметки. Они решили отправиться в плавание.

2. Как называлось судно?

3. Кто узнал о том, что команда состоит из пиратов?

4. Как это произошло?

Мальчик сидел в бочке из-под яблок и услышал разговор Сильвера с молодым матросом.

5. Как называется раздел, в котором рассказывается о еще одного Робинзона?

6. Кто впервые встретился с Беном Ганом?

Джим Хокинс.

7. Сколько лет Бен прожил на острове?

8. Как герой там оказался ?

9. Как он помог Джиму?

10. Какова дальнейшая судьба героя?

Его забрали на «Эспаньолу». Бен Ган покаялся перед капитаном в том, что помог Сільверові убежать, так как думал, что пират грозит команде.

11. Сравните судьбы Робинзона Крузо и Бена Гана.

Герои имеют много общего: обоих отцы предостерегали от соблаВНОв, оба не послушались этих советов; оба жили на необитаемом острове; построили лодки; находясь в одиночестве, проанализировали свои поступки, покаялись. Но есть и отличия: Робинзон попал на остров в результате кораблекрушения, Бена Гана высадили пираты, наказав за то, что не нашли спрятанных там сокровищ. Робинзон научился готовить, сеять, делал посуду, Бен - голодал. Робинзон вел календарь, Бен - нет. Робинзон читал Библию, Бен просто молился. Робинзон заботился о своем внешнем виде, Бен за три года стал подобен чудовища.

12. Какие художественные приемы использует автор, чтобы держать читателя в постоянном напряжении?

Автор использует диалог, который значительно оживляет сюжет, насыщает действие. Он «заставляет» героев «вживаться» в выдуманные им самим обстоятельства. Роман построен по принципу игры, поэтому он захватывает читателя. Насыщенность неожиданностями интригует, стимулирует внимание читателя, будит фантазию.

13. Определите тему, идею романа.