ОСКАР УАЙЛЬД
(1854-1900)
Художник - тот, кто создает прекрасное.
Оскар Уайльд
Бледное, бескровное лицо, широкие скулы, выбрито лицо, хотя в ту пору модными были пышные усы и бороды - еспаньйолки. Из-под тяжелых век смотрят темно-серые глаза. в которых кроется ирония.
Из воспоминаний современников
ПРИНЦ ПАРАДОКС. Принцем Парадоксом называли английского писателя Оскара Уайльда еще при жизни. Парадоксальным является то» что по сей день в разных английских изданиях сосуществуют две даты рождения Уайльда Оскара Фингала Флаерті Уїлса: 1854 и 1856 год. И это не единственное, что осталось тайной для исследователей жизни и творчества этого неординарного, талантливого человека. Еще подростком Оскар имел собственный взгляд на все, что его окружало, мужественно демонстрировал свою позицию, даже если она противоречила общепризнанной. Учась в дублинском колледже, двенадцатилетний мальчик пренебрежительно относился к любимой игре ровесников - футболу. В праздничные дни носил высокий цилиндр на своих девичьих кудрях, что также вызвало недоразумения с одноклассниками. Однажды вечером, когда он торжественным шествием величественно проходил мимо них, они набросились на него, связали ему руки и ноги, поволокли на высокий холм. Загрязнен, поцарапан до крови Оскар принял позу восхищенного зрителя и произнес: «отсюда, с холма, прекрасный вид!»
Рожденный в интеллигентной ирландской семье (отец - известный врач, мать - писательница), Уайльд детства стремился к изысканного стиля во всем. «Хорошо завязанный галстук - первый в жизни серьезный шаг»,- это только один из многочисленных его афоризмов, что всегда имели иронический подтекст. Окончив в 1878 году Мадлен колледж, Оскар Уайльд отдается творчеству. «Самая большая работа для творческого воображения художника - создать первое самого себя, а тогда уже свою публику»,- утверждает Уайльд. Лондон наполняется слухами о эстетизм Уайльда. «Апостол эстетизма», «эстет» - это стало вроде его профессии, определению его общественного статуса. Да и одевался он соответственно: бархатный, золотистого цвета пиджак, бриджи, черные длинные чулки; свободную рубашку с отложным воротником связывал бантом, часто имел цветок в руках, носил каштановые кудри до плеч - так не было принято в благотворительных англичан. Вокруг его эстетизма всегда царила атмосфера какого-то легкого скандала. Он вроде умышленное заботился о том, чтобы сделать из своей «религии красоты» комедию. Рассказывают, например, что, возмущенный неэстетичным лохмотьями нищего, которого Уайльд постоянно видел за окном, он поехал с дым несчастным до лучшего портного и одел его по последней моде, а затем обозначил места на новом одежде, где надо было прорезать дырки и сделать симметричные, гармоничные пятна,
Оскар Уайльд любил поэзию Верлена, но, увидев самого поэта, отказался от знакомства с ним, потому что внешность Верлена не понравилась ему.
Женился Уайльд с красивой дочкой дублинского адвоката - Констанции Ллойд. Домик на Тайтстріт, где жили супруги, было обставлено с большим вкусом (по мнению эстетов, потому что настоящим вікторіанцям он считался несколько странным). Любимым занятием Уайльда было показывать своим гостям жену, ежемесячно убранный в другой костюм: греческий, средневековый, старовенеціанський, голландский. То был период нежного супружеской любви. Оскар почти не выходил из дома, а если отлучался на несколько часов, посылал жене письма и цветы.
Поклонение красоте не ограничивалось только стремлением окружить себя изысканными вещами, мебелью, картинами, носить элегантную одежду, иметь вкусную и красивую на вид пищу, водиться с красивыми людьми. Культ красоты в Уайльда - это прежде всего трепетное отношение к искусству. Еще в школьные годы он хорошо изучил классические языки, увлекался античностью; читал много и быстро: Эсхил, Еврипид, Софокл, Чарльз Диккенс. Уильям Теккерей, английские поэты...
Блестящее знание античного мира открыло юноше дверь к аристократическому Оксфорда. Лекции по искусству здесь читал философ Джон Рескин, который вдохновенно рас-поведал о красоте - и ту, что существует в природе, и ту, что создана человеческими руками. Джон Рескин имел большое влияние на Оскара Уайльда, однако он пошел своим путем. Его учитель с запальчивостью библейского пророка отстаивал правду и нравственную чистоту искусства. Уайльд же отрывал эстетику от этики и отрицал связь искусства с моралью: «Законы искусства не совпадают с законами морали»; «Эстетика выше этики!» Эти утверждения нашли воплощение в многочисленных парадоксах писателя. Вот лишь некоторые из них: «Художник не имеет этических предпочтений. Этические предпочтения художника приводят к непрощенної манерности стиля»; «Понимание красок и красок важнее для развития личности, чем понятие о плохо и хорошо»; «Всякое искусство аморальное».
Как же возникла теория Уайльда, которая провозглашает, что эстетика вражеская добрую? Возможно, ответ на этот вопрос поможет понять, что высказывания писателя были не такими уж и парадоксальными, как кажется на первый взгляд.
Такие колоритные личности, как Оскар Уайльд и Бернард Шоу, были неожиданными для Англии XIX века и в то же время вполне естественными. Это был последний период викторианской эпохи; во всех сферах личной и общественной жизни деспотически царили мрачные и святенницькі обычаи. Не случайно перед некоторыми художниками возникал вопрос: а не лучше ли отгородиться от действительности, погрузиться в волшебные, захватывающие фантазии, которые бы дали возможность хотя бы временно вырваться из душной атмосферы бытия? Именно на такой почве и зародился художественный или эстетический, движение, которое в Англии отождествлялся с именем и творчеством Оскара Уайльда.
Среди тех, кто первыми бросил вызов эпохе, были поэт Олджернон Суинберн (том его мелодичных стихов появился в 1866 году) и его друг Данте Габриэль Россети («Стихи», 1870). Еще более решительным неприятием действительности пронизаны пылкие книги, статьи и речи философа (и учителя О. Уайльда) Джона Рескіна, а также Уильяма Морриса - поэта, декоратора, орнаменталиста, гравера.
Кроме того, как отмечал Уайльд, на его творчество оказали влияние Эдгар По, Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Стефан Малларме, Жоріс Карл Гюисманс. Этих выдающихся художников объединяли неприятие буржуаВНОго прагматизма, интерес к личности человека, его духовным миром, боление за настоящее искусство и его создателей, стремление сохранить традиционные представления о гуманизме.
Именно к этой фаланги присоединился в 80-х годах Оскар Уайльд. И он не был просто глашатаем их эстетических идей. Став фанатиком культа красоты, «апо-стол эстетизма» сделал для себя искусство единственным солнцем Вселенной. Когда при нем начинали разговор об ужасах милитаризма, Уайльд советовал: «Начните служить искусству, и война сама собой прекратится». Он считал, что люди должны сказать: «... мы не будем вести войну против Франции, потому что проза ее совершенная». Писатель верил, что искусство, создавая общую духовную атмосферу для всех народов, могло бы сблизить людей настолько, что они никогда не воевали бы друг против друга.
Свою философию искусства Уайльд изложил в книге «Замыслы» (1891), которая открывается диалогом «Упадок лжи», что является его эстетическим манифестом. Он утверждает самоценность и самодостаточность искусства. Оно, по мнению Уайльда, не выражает ничего, кроме самого себя, существует самостоятельно и развивается по своим законам. Искусство не является порождением определенной эпохи или ее воспроизведением, ибо оно - выше жизни. Эта мысль - краеугольный камень эстетики Уайльда.
Современная литература не нравилась Уайльдові именно потому, что была слишком приближена к действительности и превращалась в копию реальной жизни. Творчество же, по его мнению,- это искусство лжи (то есть выдумки). Упадок лжи Уайльд и считал главным недостатком произведений своих современников. Отвергая принципы натура-лизма и реализма в искусстве, Уайльд протестует не столько против этих художественных направлений, сколько против монотонной, бесцветной, уродливой, непоетичної, антиестетичної действительности, которая не заслуживает того, чтобы быть отраженной художником. При этом Уайльд высоко ценил реализм таких великих мастеров, как Диккенс, Теккерей, Бальзак, Достоевский, хотя и понимал их творчество по-своему.
Вся эстетика Оскара Уайльда представляет собой ряд парадоксальных суждений, но едва ли не самым парадоксальным является утверждение о том, что не искусство подражает жизни, а наоборот: жизнь подражает искусству. Так, Уайльд уверен, что пессимизм придумал Шекспірів Гамлет, а нигилизм - Тургенев. Что же касается XIX века, то оно, по его мнению, в значительной мере - изобретение Бальзака.
Уайльд - человек, сотканный из противоречий. Его путь художника был сложным, трагически противоречивым. Его поведение также была противоречивой: сколько раз Уайльд утверждал, что не воспринимает чужого несчастья, а десятки его современников вспоминают, как он и сочувствовал людям, и приходил им на помощь. Помогал с улыбкой, жар-туючи, чтобы не думали, будто это для него трудно.
В глазах современников Уайльд был Королем жизни. Таким он и чувствовал себя, когда познакомился с тем, кто сыграл роковую роль в его жизни. То был молодой потомок лордов Альфред Дуглас, Тридцятишестилітній Уайльд подружился с этим дерзким, циничным и расчетливым мужчиной. Наслаждением было для Уайльда общаться с человеком ангельской красоты. Против их дружбы выступил отец Альфреда, обвинив Уайльда в моральных извращениях Именно это обвинение было предъявлено писателю английским судом, который состоялся в 1895 году. Друзья советовали Уайльду уехать во Францию, но он был уверен, что суд его родины окажется справедливым и «накажет лжеца и наглеца».
Судебный процесс превратился в издевательство над писателем. Суд приговорил его к двухлетнему заключению. Ненависть к обличителя лицемерной морали, что нагро-маджувалася годами в английском респектабельном обществе, выплеснулась в полной мере. Короля жизни был свергнут с трона. Оскара мать умерла с горя. Жена с детьми ушла из дома. Его пьесы были сняты со сцены. Условия пребывания в тюрьме были ужасными. И вряд ли Уайльд остался бы живым, если бы в июле 1896 года появился новый начальник тюрьмы. Он позволил писателю читать и писать. Уайльд пишет свою тюремную исповедь, которая позже получит латинское название «De Profundis» («Из бездны»). Оскар Уайльд отрекается в ней своего гедонизма. Теперь он прославляет страдания.
19 мая 1897 года Уайльд вышел на свободу. Он работает над «Балладой Редінгської тюрьме». То был последний произведение Уайльда. Ни один журнал не согласился его напечатать. «Баллада» вышла отдельным изданием (1898), анонимно (на обложке вместо имени стоял арестантский номер автора - СЗЗ). «Баллада» потрясла английское общество.
«Баллада Редінгської тюрьме» - это произведение о человеческих страданиях, это крик человека, который испытывает гнев, ужас и боль не от своего, а от чужого горя, которое она воспринимает, будто собственно. Друзья были уверены, что «Ба лада» - начало новых литературных триумфов Уайльда. Но и творческие, и физические силы писателя были истощены. Имя его замалчивалось, его книги изымались из библиотек. Уайльд был вынужден покинуть Англию и поселиться во Франции. То было изгнание...
В 1900 году Оскар Уайльд умер. Его похоронили на бедном парижском кладбище. В 1909 году благодаря хлопотам друга писателя Роберта Росса прах Уайльда был торжественно перенесен на кладбище Пер-Лашез, а над могилой установлен величественный памятник.
ПРЕКРАСНОЕ ИЛИ МОРАЛЬНОЕ? «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ». Литературное наследие Оскара Уайльда удивительно раВНОобразна и многогранна: первыми значительными произведениями его были «Стихотворения» (1881), сборника сказок «Счастливый принц и другие сказки» (1888) и «Гранатовая домик» (1891). В 1891 году выходят рассказы «Преступление лорда Артура Севиля», сборник литературно-критических эссе «Замыслы». Весомым является вклад Уайльда в мировую драматургическую казну: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895).
Самым известным произведением писателя, принесшим ему всемирную славу и полно отразил его философские и эстетические взгляды, жизненное кредо и принципы художественного творчества, был роман «Портрет Дориана Грея» (1891).
Это произведение - идеальный пример парадоксальной (перевернутой) фабулы. Влюблен в свою внешность Дориан Грей готов заложить душу дьяволу, чтобы не стареть и оставаться красивым юношей. И происходит необычное, противоестественное, фантастическое: изображен на портрете Дориан Грей физически стареет, его нарисованное лицо покрывается морщинами, его красота погибает, а сам Дориан в жизни остается молодым и красивым. И наступает время, когда Дориан готов уничтожить свой портрет, который является свидетелем его бесчестия и подлости. Он бросается на свое изображение с ножом. Отчаянный крик раздался в большом доме. Слуги, вбежав в комнату хозяина, увидели на стене великолепный портрет молодого Дориана Грея, а на полу с ножом в груди лежал мертвый старик.
Одна из художественных формул - парадоксов Уайльда звучит так: «Я могу поверить только невероятном». Невероятность изображенного в романе отражает именно реалии жизни; парадоксальность фабулы помогает поярче осветить те черты английского общества, с которыми не мог смириться Оскар Уайльд.
«Портрет Дориана Грея» можно считать образцом интеллектуального романа конца XIX века. В этом произведении воплощены самые дорогие для писателя мысли, что определяли образ и стиль его собственной жизни. «Раскрыть себя и утаить художника - этому стремится искусство»,- сказано в авторском предисловии к роману. Но в нем чувствуется мощная струя автобиографизма, и именно субъективность придает изображенному психологической достоверности.
Известно, как возник замысел романа: однажды в мастерской своего приятеля Уайльд познакомился с натурщиком, который поразил его совершенством своей красоты. «Как жаль,- воскликнул писатель,- что такое славное существо должно стареть!» На это художник, согласившись, добавил: «Замечательно было бы, если бы он оставался такой точь-в-точь, как сейчас, а зато чтобы его портрет старел и покрывался морщинами».
Эта беседа касалась проблемы, которая никогда не переставала волновать писателя: взаимоотношения жизни и искусства. С этой проблемой тесно связана другая: мораль и искусство, роль этического и эстетического в жизни. Для Уайльда, как известно, эти слова были почти антонимами. Противопоставление искусства и жизни, искусства и морали порождает ряд других противопоставлений, которыми переполнен роман. Все яркое, блестящее, прекрасное связано с искусством; все серое, обыденное - с жизнью. Даже свою невесту Дориан Грей любит до тех пор, пока видит в ней литературную героиню: Джульетту, Офелию, Розалинду, Беатриче, Корделію. Как только Сибил Вейн по-настоящему влюбилась и перестала жить воображаемым жизнью своих героинь на сцене, любви Дориана проходит. Когда трагически ушла из жизни Сибил, Дориан не пролил ни одной слезы, а своему другу признался: «Если бы я прочитал это в книге, я рыдал бы! А вот теперь, когда где произошло в жизни, и произошло со мной, оно выглядит слишком удивительным, чтобы проливать слезы».
Герой, как и его создатель, любит прекрасные вещи, увлекается коллекционированием драгоценных камней:
Это влечение к драгоценностям заполонил Дориана на много лет, собственно, уже никогда и не облишав его. Часто, бывало, весь день сидел он, то перебирая, то раскладывая на ящиках камешки - оливково-зеленые хризоберили, становятся красными при искусственном освещении; кимофари с серебристыми волосками; фисташкового цвета перидоти; розоватые и золотистые, как вино, топазы; пламенно-красные искорки, с мерцающими чотирипромінними звездочками все-редині; огнисто-красящие гранаты; оранжевые и сиреневые шпинелі. аметисты, лелеют то рубином, то шафіром.
Какое раВНОобразие красок, цветов, оттенков! Писатель вроде вышивает раВНОцветными нитками. Недаром он уверял: «Это чисто декоративный роман!»
Большое внимание Уайльд уделяет также одежды своих персонажей. Его Дориан Грей, пытаясь передать свое чувство к Сибил друзьям, подробно описывает не ее саму, а костюм: «Если бы вы ее только видели! Глаз нельзя было отвести от ее стройной фигуры, когда она вышла на сцену, убрана мальчиком. На ней была зеленоватая бархатная куртка с светло-коричневыми рукавами, плотно по ноге брунасті штанишки, изысканная зеленая шапчина с соколиным пером под пряжкой и плащ с капюшоном». Только мимоходом Дориан замечает, что лицо Сибил было словно бледная роза.
Роман насыщен подробными описаниями великосветских гостиных, дома и комнат Дориана Грея. Сам герой признается: «Я любил на красивых вещах, к которым можно прикоснуться и взять в руки. Старый грезет. зеленая бронза, лакированные безделушки, резьба из слоновой кости, изысканные интерьеры, роскошь, великолепие - все это дает немало удовольствия».
Что же до пейзажей в романе, то они поражают своей искусственностью, відшліфованістю: «Небо теперь стало чисто опаловым, и на его фоне окрестные крыши сверкали, словно серебро». Тени серебристые, а небо сияет, словно прекрасная жемчужина. Искусственную красоту Уайльд лелеял, от природной отворачивался. Из всех творений природы он любил только цветы. Особенно часто на страницах романа появляются орхидеи и тюльпаны: «Тюльпаны на клумбах по ту сторону аллеи лучились тремтливими огнистими язычками. Белый порох трепетным облаком духовитої пудры зависал в воздухе. Словно какие-то огромные бабочки, порхали и колихались красочные зонтики цветов». Цветы у него оранжерейные, искусственно взлелеянные, будто ненастоящие.
Искусство для Уайльда выше жизни, а следовательно, и за природу. Именно поэтому мир вещей, то есть творений рук человеческих, превалирует в романе над миром естественным.
«Портрет Дориана Грея» наиболее полно выражает эстетизм Уайльда. Поступки и высказывания героев романа подчинены тому, чтобы как можно ярче осветить мнения и взгляды писателя.
Не потому ли критики неоднократно отмечали: лорд Генри Уоттон - двойник Уайльда. Действительно, на протяжении всего романа этот герой выражает самые заветные мысли писателя. Перед читателем предстает салонный апостол наслаждения и роскоши, которым был сам автор. Образу Дориана Грея, человека с незаурядным художественным темпераментом, Уайльд убеждает в реальности заложенного в романе конфликта - между искусством и жизнью, искусством и природой, искусством и моралью. Этот конфликт настолько реальный, что, как мы уже знаем, он сбылся в жизни Уайльда.
В то же время главные герои романа - Дориан, лорд Генри, художник Бэзил Голуорд - не являются характерами со всей сложностью и многогранностью реакций на действительность, то есть не являются реалистичными характерами. Сочиняя роман философско-символический, Уайльд вроде устанавливает теоретико-эстетическую схему, в рамках которой и создает образы своих героев. В романе много диалогов, почти на каждой странице ведутся беседы, раскрывающие жизненную философию каждого из героев, а в совокупности - самого автора. Три главные персонажи выражают раВНОе отношение к жизни.
Лорд Генри - воплощение философии наслаждения. Это утонченный эстет, любит красоту и отмежевывается от уродливого, безобраВНОго в жизни. Это стремление не замечать ничего, кроме красоты, делает его не просто равнодушным ко всему прочему, но и циничным: «Добрый тот, кто живет в согласии с самим собой... А кто вынужден жить в согласии с другими людьми, тот в разладе с самим собой. Свою собственную жизнь - это самое важное. Что же касается ближних, то если кому нравится філістерський или пуританский дух, он может себе козиритися перед ними своей нравственностью, но на самом деле они его не интересуют». У лорда Генри холодная душа человека, которая не имеет идеалов. Пробуждая в Доріанові желание наслаждаться жизнью за любую цену, он совсем не задумывается над возможными последствиями такого поведения как для самого юноши, так и для других людей.
Эгоизм лорда Генри - это эгоизм эстета, который хоть и имеет представление о реальной жизни, но не обращает внимания на него. Даже самоубийство Сибил лорд Генри в первую очередь оценивает не с этической, а с эстетической точки зрения: «Часто реальные жизненные трагедии происходят в такой неартистичній форме, что они оскорбляют нас своим грубым неистовством, абсолютной непоследовательностью и бессмысленностью, полным отсутствием изящества. Они просто вызывают отвращение, как и всякая пошлость. Они производят впечатление откровенного грубого насилия, и мы восстаем против него. Однако иногда нам в жизни случается трагедия, которая содержит в себе что-то от прекрасного. И вот если эта красота истинная, мы увлечены драматизмом событий. Тогда внезапно мы осознаем, что уже мы не исполнители, а зрители спектакля. Или, вернее, и то, и то. Мы наблюдаем сами себя, и именно уже чудо такого зрелища пленяет нас...»
Именно такой трагедией, что вполне удовлетворил вкусы обоих эстетов, стала смерть юной актрисы. Способный ученик лорда Генри, Дориан только сначала поражен тем, что произошло. Пройдет совсем немного времени, и он будет чувствовать то же, что и его наставник: «А все же то, что произошло, не поразило меня так, как бы мало поразить... В нем - вся жуткая красота греческой трагедии, трагедии, в которой я был один из главных героев, но которая не ранила моей души».
Дориан Грей и лорд Генри заменили моральные чувства любованием красотой. Оба героя не хотят признать, что в реальном мире каждом поступке обязательно присуще свое этическое значение. Вина за смерть Сибил остается виной, убийство художника Бэзила Голуорда - убийством. При этом сам лорд Генри не делает ничего аморального, его цинизм - это только слова, только вне. Но эта вне - его сущность. Потому что больше всего его раздражает естественность. Можно сказать, что он выступает теоретиком, проповедником той философии, которой руководствуется в реальной жизни Дориан Грей.
Художник Бэзил Голуорд - воплощение идеи служения искусству. Он творит красоту, и для него нет ничего выше живопись. Он имеет горячее, отзывчивое, доброе сердце и вкладывает его в каждое свое произведение. Портрет Дориана Грея стал его лучшим творением. Именно поэтому Бэзил Голуорд сначала не хочет выставлять его, потому что это значит открыть свою душу, ее глубинные движения каждому, кто придет посмотреть новую работу. Бэзил увлекается собственным шедевром настолько, что уже не отделяет от портрета живого человека, с которой оно написано.
Он обожает Дориана, становится ему другом, чувствует, что стал намного лучше рисовать с того времени, как познакомился с этим юношей. В отличие от Генри и Дориана, для Голуорда этическое и эстетическое неотделимы, как красота и доброта. Собираясь уехать из Лондона на длительное время, Голуорд приходит к Сильным, чтобы удержать его от желания поддаваться соблазнам, предостеречь от такого образа жизни, который требует наслаждений раВНОго рода любой ценой. Голуорд не хочет верить тем неопределенным слухам, что ходят вокруг имени Дориана, но считает своим долгом предупредить друга. Конечно же, он не мог предвидеть, как трагически завершится визит к тому, кто вдохновил его на лучшее полотно. И конец Бэзила неизбежен. Он сжигает себя на алтаре служения искусству. Это человек с предельно развитым эстетическим чувством. И именно в этом причина его трагедии. Художник страдает от того, что чувствует страшный разрыв между идеальным содержанием, которое он вложил в свое творение, и жизнью, которое разбивает его мечты, не дает ему возможности быть счастливым.
Трагическая гибель Бэзила, как и самоубийство Сибил, ярче освещают трагедию самого Дориана, который, желая наполнить свое существование постоянным чувством прекрасного, добился совершенно противоположного, сделал свою жизнь уродливым. Осуществив свой нравственный выбор, он совершенно отказывается от ответственности за реальную жизнь: «Вечная молодость, безграничные страсти, наслаждения, изящные и сокровенные, разгон душераздирающих веселья и еще несамовитіших грехов - всего этого испытывает он. А портрет будет нести бремя его позора, и больше ничего».
Согласившись на ужасный по своей сути опыт, Дориан Грей отдается погоне за наслаждениями, не руководствуясь моральными принципами. Не только собственные недостатки, пороки, нехорошие поступки, но и преступления уродуют душу Дориана. Погибает Сибил. Убийство Бэзила стало еще одним шагом на пути к тому неотвратимого краха, который ждет Дориана Грея. Но ни образ жизни, ни те изменения, что происходят с ним, никак не сказываются на внешности реального Грея. Он остается юным и красивым, а его портрет отражает сущность его развращенной натуры, старения не только тела, но и души.
Метафора портрета - центральная в романе. Шагреньова шкура у Бальзака - самая очевидная литературная параллель Уайльдового портрета. Но метафора портрета - то оригинальное художественное открытие Уайльда, воплощение его эстетической системы.
Символика романа очень сложная. С одной стороны, воспроизводя истину на портрете, а не на лице живого человека, писатель иллюстрирует свой принцип, согласно которому искусство реальнее жизнь и жизнь подражает искусству, а не наоборот. С другой стороны, Уайльд показывает, что ужасные изменения на портрете происходят потому, что герой пренебрег моральные нормы. Первые изменения на портрете появляются тогда, когда Дориан поссорился с Сибил, что привело к ее самоубийству: «Иным стало выражение, что-то жестокое появилось в очертаниях уст». Дальнейшие изменения столь значительны и страшны, что Грей больше не может видеть свой портрет, который становится его строгим судьей. Дориан пытается избавиться от портрета, но уничтожает не свое изображение, а себя самого.
Итак, эстет Оскар Уайльд, провозглашая независимость искусства от морали, в то же время утверждает своим произведением: нельзя безнаказанно нарушать нормы человеческой жизни. Потеря моральных устоев ведет человека к гибели. В этом - гуманистический смысл романа.
«Портрет Дориана Грея» можно толковать по-раВНОму, но не признавать его безусловную неординарность и художественное совершенство - невозможно. Критики, спе-речаючись по отдельным вопросам относительно художественных позиций Оскара Уайльда, приходят к общему выводу о романе: это произведение новый, сложный и жизнеспособный. Свидетельством этого является долгую жизнь романа, в котором каждое новое поколение читателей находит то, что созвучно данному времени, что волнует душу, обогащает ум, приносит наслаждение, ибо творчество великого английского писателя Оскара Уайльда - это настоящее искусство.