ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ЛИТЕРАТУРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН

 

1. Непредсказуемость человеческой судьбы, случайность и алогичность связей и взаимоотношений (по произведениям Г. Грина, А. Мердок, Дж. Фаулза, Г. Пинтера Дж. Барнса)

 

Генри Грэм Грин (1904-1990)

Чрезвычайно плодовитый писатель, журналист, драматург, автор около ДЕСЯТКА книг «большой прозы» - романов, повестей, документальных, биографических и автобиографических произведений, захватывающих остросюжетных политических детективов, многочисленных публицистических и литературно-критических эссе, пьес и детских книг.

Генри Грэм Грин родился 2 октября 1904 года в Беркемстеді (графство Хартфордшир) в семье директора школы. Рос тихим, спокойным мальчиком, чрезвычайно застенчивым и впечатлительным, поэтому значительно выделялся среди своих пяти более коммуникабельных братьев.

Года обучения в городской школе стали для Г. Грина «букварю ужаса». Особой склонности к учебе у парня не было, все свободное от занятий время он проводил за чтением приключенческих романов. Одноклассники недолюбливали его, что в некоторой степени сказалось на психике подростка: часто грустил, уединялся, чувствовал себя лишним в обществе, несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством.

По окончании школы родителям в конце концов удалось уговорить сына на обследование у психоаналитика. Врачи посоветовали юноше заняться писательским делом, чтобы хоть как-то отойти от страшных мыслей. Так в жизни будущего романиста появилась любимое дело всей жизни - литературное творчество.

В 1925 году, окончив Белліол - колледж при Оксфордском университете, Г. Грин переехал в Лондон, где работал сотрудником газеты «Таймс». Лондонский период стал подготовительным этапом для вызревания его творческого мастерства и самобытности. В жизни писателя стали появляться и новые друзья. В 1927 году Грин женился на Вивьен Дейрел-Браунинг. Общение с девятнадцатилетней Вивьен полностью захватило романиста. За два с половиной года их знакомства им было написано около двух тысяч писем, к тому же иногда она получала от него по три послания на день. Он поставил себе цель покорить сердце любимой девушки, и Вивьен, увлеченная слишком пылкими чувствами любимого, согласилась стать его женой.

В дальнейшем супружеской счастливой жизни не сложилось. Хотя Грин и чувствовал к жене теплые чувства, посвящал ей свои книжки и регулярно писал нежные и откровенные послания, он сознательно проводил большую часть семейной жизни удаленно от Вивьен и двух своих детей. Одной из главных причин такого его поведения был частый депресійний состояние, что граничил с непреодолимым желанием покончить жизнь самоубийством. Как справедливо отмечал биограф Грина Ф. Моклер, «двум столь непохожим людям не следовало даже думать о том, чтобы связывать себя узами брака». Но и сам писатель, и его жена, похоже, не могли или не хотели решиться на развод - только через много лет их супруги пришли к естественному финалу.

С выходом в свет первого романа «Человек внутри» (1929) Грэм Грин получил бешеный успех среди читателей. Но славу прозаику принес «Поезд в Стамбул» (1932). Этот и последующие произведения с элементами детективного жанра - «Наемный убийца» (1936), «Брайтонский леденец» (1938), «Доверенное лицо» (1939) - были теми романами, которые писатель называл «развлекательными». А произведения «Это поле боя» (1934) и «Меня создала Англия» (1935) имели совсем другой характер, в них автор воссоздал социально-политическую ситуацию 30-х годов XX ст.

Чтобы заглушить разочарование в личной жизни и уйти от семейных конфликтов, в конце 30-х годов Грин много путешествовал Либерией и Мексикой. Результаты этих поездок стали основой двух книг путевых очерков «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939).

В годы Второй мировой войны писатель сотрудничал с английской секретной службой, служил в контрразведке. «По натуре Грин был идеальным шпионом, - отмечал в своей книге о писателе Н. Шерри, - и вряд ли можно что-то объяснить в его жизни, не сказав, с каким порывом он отдавался этому занятию». В 1944 году он покинул секретные службы и занялся литературным журналом, предназначенным для распространения во Франции.

Путешественник и мастер газетного репортажа, Г. Грин соединил в своих произведениях лаконизм и остроту журналистского видения с глубоким знанием психологии человека, анатомии ее души. Такими были его романы: «Сила и слава» (1940), «Суть дела» (1948), «Конец любовной связи» (1951), «Тихий американец» (1955), «Ценой потери» (1961), «Почетный консул» (1973), «Человеческий фактор» (1978). У большинства из написанных произведений проблема психологической разработки характеров совмещенная с постановкой острых этических, философских и политических проблем. Недаром местом действия многих книг романиста стали «горячие точки» планеты, в которых не один раз побывал и он сам, - Вьетнам, Куба, Африка, Гаити, Аргентина, Панама. «Я рад, что не разучился делать прогнозы в вопросах политики. В свое время я был прямо или косвенно причастен к событиям истории, о которых все узнавали только со временем. На моих глазах розвалювались колониальные империи, разрушался старый мир», - сказал писатель в одном из интервью, данном 1986 года в Москве.

Г. Грина всегда интересовали страны, где политическая обстановка вынуждала человека принять правильное в моральном смысле решение, даже если оно стоило ей жизни. Его привлекали сложные и неоднозначные государственные и военные перевороты в странах Латинской Америки. Он часто размышлял над проблемой терроризма и насилия, констатируя, что «терроризм в наше время - не что иное, как следствие гитлеризма». Проблема насилия над личностью была поставлена им достаточно оригинально в произведениях разных лет: «Доктор Фишер из Женевы, или Вечеринка с бомбой» (1980), «Монсеньор Кихот» (1982), «Комедианты» (1966).

Главная заслуга писателя заключалась в том, что в очень увлекательной, почти детективной, а часто и просто детективной манере он высветил основную проблему сегодняшнего дня: выбор и решение индивида в критический период жизни.

До начала 50-х годов XX в. романист небезосновательно прославился как один из наиболее читаемых современных английских писателей в мире. В то же время в его личной жизни начался новый, эмоционально насыщенный период, главным событием которого стало пылкой любви к замужней женщине, матери двоих детей, леди Кэтрин Уолстон. Когда они познакомились в 1946 году, в Грэма Грина еще продолжался роман с Дороти Глоувер, которая стала его любовницей перед войной. К тому же он иногда посещал Вивьен с детьми, которой было известно о его связи с Дороти и о других, менее серьезные увлечения; но она надеялась, что их брак еще можно спасти. Молодой человек не находил в себе мужества порвать с одной из женщин.

Любовная история Грина и Кэтрин закончилась прохладой в отношениях, поскольку писатель понял, что любимая никогда не бросит семью и не посвятит свою жизнь исключительно ему. А в 1966 году у него уже появилась новая любовница - Ивон Клоетта, которая оставалась с ним до самой его смерти.

Все это время Грэм Грин не переставал писать. В 70-80-е годы XX в. он издал романы «Почетный консул» (1973), «Человеческий фактор» (1978), «Доктор Фишер из Женевы, или Вечеринка с бомбой» (1980), «Монсеньор Кихот» (1982), «Знакомство с генералом» (1984), «Капитан и враг» (1991), которые поставили его в один ряд с писателями мирового уровня. До последних дней жизни в нем жила вера в личное исключительное предназначение. Умер выдающийся классик мировой литературы XX века. С апреля 1991 года в Швейцарии в возрасте 86 лет от такой болезни крови.

О Г. Грина можно сказать словами одного из его героев: «Во мне живет как бы шесть разных людей, и каждый из них требует от меня своего. Кто из них я сам, я не знаю». Романист считал, что «задача писателя - выразить сочувствие любому человеческому существу», и более всего его интересовало состояние человека в момент нелегкого жизненного выбора. Жестокость некоторых его персонажей вытекала из того, что они сдерживали в себе малейшие проявления жалости и сочувствия, сознательно делая себя орудием зла. Однако герои произведений тяжело боролись сами с собой, вызывая сочувствие у читателя.

Пафос книг писателя - вечные поиски настоящего, которые прерывались войнами, убийствами, безжалостным истреблением себе подобных. Автор имел пристрастие к «темных героев» и так объяснял причину своей странной страсти: заставить людей увидеть то, что они «не разглядели».

Свою задачу романиста объяснял так: «Мне всегда казалось, что роман имеет в любом случае оставлять читателю возможность самому представить себе то или иное лицо. Не моя задача наполнять свои книги готовыми иллюстрациями». Герои Г. Грина раскрывались в действии, а потому читатель должен быть активным.

«Суть дела» - один из первых выдающихся произведений писателя. Действие романа развернулась в одной из английских колоний в Африке. Главный герой - полицейский комиссар Скобе, который заслужил в городе за свою неподкупность прозвище «Скобе справедливый». На момент начала романа он провел в Африке уже пятнадцать лет вместе с женой, которую уже давно не любил, а просто жалел. Она намеревалась уехать на некоторое время к друзьям в Южную Америку: для этого Скобе одолжил денег у торговца Юсефа, оказавшись, таким образом, в долгу перед ним. За время отсутствия жены у комиссара завязался роман с Элен Ролт. Одновременно он запутался и в служебных делах: Юсеф шантажировал полицейского тем, что мог раскрыть его супружескую измену, и требовал, чтобы тот передал капитану корабля, который он должен был обследовать, алмазы. Не смотря на честность и порядочность, герой шаг за шагом приближался к нравственного падения, что привело его к самоубийству. Противоречия между законами церкви, которые он не хотел нарушать, и велениями своей совести, оказались для него «глухим углом», из которого он не видел выхода. Свой отказ от жизни Скобе мотивировал тем, что должен был освободиться от двух женщин - жены, которая никогда не смогла бы простить ему его предательства (потому, что жила с религиозными, общественными и т. д. правилам), и любовницы, которую не мог дальше мучить случайными встречами.

Автор пытался решить главные проблемы: мотивы человеческих поступков, смысл бытия, ответственность за других людей. Перед читателем предстала пропасть безысходного отчаяния и непреодолимого одиночества личности. При этом Г. Грин пытался показать те силы, которые определяли судьбу человека.

«Тихий американец» - один из ведущих произведений писателя. События в нем датированы 50-ми годами XX в. (война между французскими войсками и отрядами Сопротивления в Южном Вьетнаме) и перенесены в вьетнамский город Сайгон, где в то время было много расположено дипломатических миссий, среди которых и дипломатическая миссия США.

Главными героями в романе выступили: английский журналист Томас Фаулер, ироничный, даже циничный, немного сентиментальный, хрупкая и красивая вьетнамская девушка Фуонг и американский дипломат Олден Пайл (на самом деле шпион), который проводил подрывную деятельность против коммунистов и в'єтміновців. Между ними возник банальный любовный треугольник, который решить показалось не очень просто.

Однажды вечером Томас Фаулер вместе со своей любовницей Фуонг ждали приход знакомого американского дипломата Олдена Пайла. Но тот так и не появился. Того же вечера Фаулера забрали на допрос к полицейскому отделения и сообщили о смерти Пайла. Его обвинили в убийстве американского дипломата. Однако за отсутствием доказательств героя отпустили. Дома он погрузился в воспоминания. Вспомнил первую встречу и знакомство с Олденом в одном из сайгонських кафе; как чуть позже он познакомил «приятный на вид», тихого, скромного и очень серьеВНОго Пайла со своей девушкой Фуонг, в которую тот сразу же закохався. им пришлось вместе побывать на передовых позициях, созерцая поле боя, «полное трупов». «Мне не хотелось еще одного напоминания о том, как мало мы значим, как быстро и неразборчиво настигает нас смерть», - подумал Фаулер.

Вскоре он узнал, что Пайл настолько сильно влюбился в его подругу, что даже намеревался жениться на ней, планировал отвезти Фуонг в Америку и познакомить с родителями (отец Олдена был известным профессором). Конечно же Фаулер стал испытывать к знакомому враждебные чувства, больше наблюдать за ним. Его подозрения оправдались: американский дипломат самом деле оказался шпионом.

Пайл все же предложил Фуонг стать его женой, но та отказала. Окрыленный ее поступком, английский журналист отправил письмо жене в Англию (был женат уже 5 лет), в котором просил развода. Но женщина не согласилась расторгнуть брак через сугубо религиозные убеждения (Элен Фаулер была католичкой). Фаулер был в отчаянии, а потому пытался убежать от мыслей, погрузиться с головой в работу.

Однажды судьба снова свела его с Олденом Пайлом. Они вместе оказались в засаде, и Фаулер был серьеВНО ранен. Только благодаря Пайлу ему удалось выбраться живым. Однако журналист в очередной раз напомнил знакомому, что никогда не покинет Фуонг и никому ее не отдаст.

И судьба была неумолима к героям и испытывала их внутреннюю устойчивость постоянно. Фаулеру не удалось удержать возле себя девушку. Некоторое время она жила с Пайлом, надеясь найти опору в своем необеспеченному существовании. За это время девушка поняла, что Фаулер для нее - самый дорогой человек, а потому снова вернулась к англичанину.

Кульминация романа - подрыв на майдане. Он был организован Пайлом - агентом американских спецслужб - с целью специально устроить диверсию, чтобы тень подозрения пала на в'єтміновців, а значит, власть в стране должны контролировать американцы, то есть «третья сила», призванная защищать «демократию» в любой части мира.

В последней, четвертой, части романа читатель вернулся от воспоминаний Фаулера до реальных событий. Полиция так и не смогла установить, кто именно убил «тихого американца». А журналист отослал телеграмму родителям Олдена Пайла, в которой говорилось: «С искренним соболеВНОванием сообщаю, что ваш сын погиб смертью храбрых за дело демократии». Концовка романа счастлива. Жена Фаулера все же дала согласие на развод, теперь влюбленные могли пожениться и уехать из Вьетнама.

Все внимание автора романа сосредоточилась на разоблачении политики, которая проводилась в колониях США. Он раскрыл главную проблему-выбор каждым человеком собственного пути в борьбе народов за свое освобождение. Сила его политических обобщений заключалась, с одной стороны, в том, что писатель сумел увидеть носителей смерти и разрушения в благородных и «цивилизованных» («тихих») бандитах с университетским образованием (Пайл). С другой - в трактовке образа Фаулера, который прошел сложный путь постижения истинных демократических ценностей.

Однако в последних произведениях писатель поставил вопрос несколько иначе: что вправе и не вправе делать отдельный человек, которая ответственна не только перед собой и своей совестью, но и перед целым народом, людьми в целом.

«Комедианты» - роман, действие которого датирована 1965 годом. В отсталой и нищенской стране безнаказанно хозяйничали тонтон-макуты - головорезы в черных очках. Народ, задавленный террором, был бесправным и запуганным, только отчаянные партизаны действовали в непроходимых горах страны.

Название романа имела глубокий ироничный подтекст: комедиантами писатель назвал трех персонажей, которые направлялись на Гаити, - Брауна, Смита и Джонса. Мистера Брауна на Гаити привлекала частная собственность - отель «Трианон», а также ожидания Марты, его любовницы, которая была женой посла одной из латиноамериканских стран. Мистера Смита с женой - открытие на Гаити вегетарианского центра, Джонса - возможность скрыться от полиции.

Приехав в свой отель, Браун нашел в одной из комнат труп доктора Філіпо, министра социального благополучия, который покончил жизнь самоубийством, почувствовав, что его хотят убить. Наличие трупа в отеле могла серьеВНО навредить владельцу. Помимо вопроса о его политической благонадежности, могло возникнуть и вопрос об убийстве. Вместе с доктором Мажіо, своим верным другом и советчиком, Браун перетащил труп в саду одного из заброшенных домов. Утром он получил известие о том, что его знакомый путник Джон попал в тюрьму, которой так боялся. Владелец отеля решил сделать все возможное, чтобы вытащить его на волю, и ему удалось добиться освобождения Джонса, которого он по совету доктора Мажіо отправил инструктором до Филипса, возглавлявший на севере Гаити небольшой партизанский отряд. Ночью, когда они ждали на встречу с повстанческим отрядом, на их след напали тонтон-макуты. Отступать было некуда, но Брауна и Джонса успели спасти повстанцы.

Мистер Смит настолько увлекся Гаити, созданием вегетарианского центра, что не поверил в насилие и бесправие, которые тут царили. Решение об отъезде он принял лишь тогда, когда услышал об акции страшання, которую проводила местная власть: в отместку за налет партизан ночью на кладбище при свете юпитеров должны были расстрелять заключенных городской тюрьмы, которые не имели к этому мятежу никакого отношения.

С помощью Филипса мистер Браун нелегально перешел границу Доминиканской Республики. Там, в городе Санто-Доминго, он встретил супругов Смитов. Мистер Смит дал ему денег и помог устроиться компаньоном к еще одному их путника на корабле - господина Фернандеса, который удерживал похоронное бюро.

Во время поездки в делах владелец отеля оказался у границы с Гаити, где встретил разоружен домініканськими пограничниками отряд Филипса. Однако среди них не нашел своего друга Джонса, тот, видимо, погиб. В конце романа он встретился со своей бывшей любовницей Мартой, но не почувствовал к ней никаких чувств.

Автор подчеркнул, что отношения комедиантов были случайным порождением атмосферы мрака Гаити. Мистер Браун пришел к выводу, что «жизнь - комедия, а не трагедия, к которой меня готовили, и мне кажется, что на этом корабле с греческим названием нас гнал до последнего края комедии некий всесильный шутник».

В этом произведении Г. Грин снова показал себя мастером психологического повествования, тонким исследователем глубин человеческой души и одновременно - политически заангажированным литератором, безошибочно направленным на острые международные ситуации.

Все творчество писателя показала исключительную мастерство великого художника, в сочетании с остротой поднятых им проблем и поставило его в один ряд с лучшими европейскими художниками XX в.

Своеобразие творческой манеры Грэма Грина:

• стремление писать политически острые и сатирические произведения;

• наличие главного вопроса об ответственности за судьбу другого;

• проблема произведений - выбор и решение индивида в критический период жизни;

• внимание к внутреннему миру человека, сложных психологических процессов человеческой души;

• наполненность романов парадоксальными идеями;

• тяготение к пессимизму;

• использование богатой на оттенки иронии;

• лаконизм письма, который сочетался с глубоким и выразительным подтекстом;

• передача тонких оттенков мышления писателя неожиданными словесными образами;

• манера письма - увлекательная, часто детективная.