ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

4 КЛАСС

 

О ЧУДЕСАХ ЧИТАЕМ

 

Урок 1

Тема. Легенды и мифы народов мира. «Происхождение огня» (легенда индейцев ковичан)

 

Цель: дать учащимся представление о легендах, причины их появления; ознакомить с легендой индейцев ковичан; отрабатывать навыки работы с книгой (определять главную мысль прочитанного, подбирать нужную информацию); развивать творческое воображение, связную речь; воспитывать уважение к историческому наследию.

Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник*; рабочая тетрадь**.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

1. Игра «Читай по волной»

 

 

- Прочитайте высказывание по хвильках.

- Как вы понимаете это высказывание В. Сухомлинского?

2. Игра «Собери слова»

- У каждого народа издавна существует культура устного слова, устная литература.

Устное народное творчество называют фольклором.

- Каковы причины появления произведений фольклора?

- Колобок разъединил и перепутал названия фольклорных произведений. Чтобы их восстановить, нужна ваша помощь.

Правильно соединив части слов, вы сможете прочитать эти названия.

 

image31

 

- Запишите найденные вами названия фольклорных жанров.

- Народные сказания, небольшие по объему, события, факты, людей, окутанные сказочностью, фантастикой, называются легендами.

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Легенды возникли в древние времена. В древности люди пытались объяснить различные явления природы, возникновение мира под влиянием сверхъестественных сил или существ - богов, способных защитить и спасти людей. Само слово «легенда» пришло к нам из латинского языка, его первоначальное значение - «то, что следует прочесть». Дело в том, что с принятием христианства для службы в церкви отмечали наиболее интересные отрывки из Библии, которые следовало прочитать. Эти места и были легендами. В отличие от сказок, легенды не имеют традиционных зачинів.

Иногда они начинаются словами: «было это давно», «когда-то давным-давно». Эти произведения имеют поучительный вывод.

На сегодняшнем уроке мы прочитаем легенду индейцев ковичан «Происхождение огня».

 

IV. Проработка легенды «Происхождение огня»

1. Первичное слушание произведения (выразительное чтение учителем)

- Почему племя ковичан ощутило потребность огня?

2. Словарная работа

Чтение «пирамидок» слов с доски.

сторону

он

ели

бежать

только

третьи

отказывал

должны

никому

горихвостка

поторопились

соплеменники

- Прочитайте слова, правильно их подчеркивая.

- Прочитайте слова в алфавитном порядке.

- Какое слово самое длинное? Какое - кратчайшее?

- Объясните значение слов «поторопились», «соплеменники».

3. Анализ содержания произведения с элементами выборочного чтения

- Как жило племя ковичан в далекие времена? Зачитайте первый абзац.

- Что заставило индейцев строить себе дома?

- Какую весть принесла Горихвостка, прилетев до стойбища?

- Что, по словам Горихвостки, должен был дать людям огонь?

- Прочитайте, какие два условия поставила жителям племени птичка.

- Расскажите, куда полетела Горихвостка.

- Почему люди возвращались обратно?

- Какого экзамена они не составили?

- Почему птичка не дала огня самому выносливому мужчине?

- Кому птичка подарила огонь? За что?

- Одобряете ли вы выбор птички?

4. Упражнения на развитие скорости чтения

- Сопоставьте с текстом поданы утверждение и скажите «да» или «нет».

• Ковичани в далекие времена ели мясо сырым. (Так)

• 3 годами становилось все теплее. (Нет)

• Огонь получил самый выносливый. (Нет)

• Горихвостка доверила огонь молодой женщине. (Так)

5. Игра «Кто быстрее?»

Учитель называет слова-«молнии», а учащиеся должны найти в тексте соответствующие прилагательные.

Времена (далекие), огонь достанется наиболее (терпеливому и выносливому), за птичкой бежали (старые и молодые), в стойбище остались (немощные), пламя (яркое).

6. Работа с иллюстрацией «Горихвостка». Словесное рисование

- Какую иллюстрацию вы создали бы к этой легенды?

 

V. Итог урока

- Как вы считаете, только о появлении огня рассказывает эта легенда?

- Чему учит это произведение?

- Какова главная мысль произведения?

- Какие взаимоотношения между людьми уважают ковичани?

_____________________________________________________________

* Мовчун А. И., Харсіка Л. И. Зарубежная литература. 4 класс: Учебное пособие. - К. : АВДИЯ, 2009.

** Мостипака Н. В., Парфутко Н. Т., Смирнова Л. О. Зарубежная литература. 4 класс. Рабочая тетрадь-пособие (по программе А. И. Молчун). - X. : Изд. группа «Основа», 2012.- 80 с.