4 КЛАСС
О ЧУДЕСАХ ЧИТАЕМ
Урок 1
Тема. Легенды и мифы народов мира. «Происхождение огня» (легенда индейцев ковичан)
Цель: дать учащимся представление о легендах, причины их появления; ознакомить с легендой индейцев ковичан; отрабатывать навыки работы с книгой (определять главную мысль прочитанного, подбирать нужную информацию); развивать творческое воображение, связную речь; воспитывать уважение к историческому наследию.
Оборудование: карта мира; карточки для контроля техники чтения; учебник*; рабочая тетрадь**.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
1. Игра «Читай по волной»
- Прочитайте высказывание по хвильках.
- Как вы понимаете это высказывание В. Сухомлинского?
2. Игра «Собери слова»
- У каждого народа издавна существует культура устного слова, устная литература.
Устное народное творчество называют фольклором.
- Каковы причины появления произведений фольклора?
- Колобок разъединил и перепутал названия фольклорных произведений. Чтобы их восстановить, нужна ваша помощь.
Правильно соединив части слов, вы сможете прочитать эти названия.
- Запишите найденные вами названия фольклорных жанров.
- Народные сказания, небольшие по объему, события, факты, людей, окутанные сказочностью, фантастикой, называются легендами.
III. Сообщение темы и цели урока
- Легенды возникли в древние времена. В древности люди пытались объяснить различные явления природы, возникновение мира под влиянием сверхъестественных сил или существ - богов, способных защитить и спасти людей. Само слово «легенда» пришло к нам из латинского языка, его первоначальное значение - «то, что следует прочесть». Дело в том, что с принятием христианства для службы в церкви отмечали наиболее интересные отрывки из Библии, которые следовало прочитать. Эти места и были легендами. В отличие от сказок, легенды не имеют традиционных зачинів.
Иногда они начинаются словами: «было это давно», «когда-то давным-давно». Эти произведения имеют поучительный вывод.
На сегодняшнем уроке мы прочитаем легенду индейцев ковичан «Происхождение огня».
IV. Проработка легенды «Происхождение огня»
1. Первичное слушание произведения (выразительное чтение учителем)
- Почему племя ковичан ощутило потребность огня?
2. Словарная работа
Чтение «пирамидок» слов с доски.
сторону
он
ели
бежать
только
третьи
отказывал
должны
никому
горихвостка
поторопились
соплеменники
- Прочитайте слова, правильно их подчеркивая.
- Прочитайте слова в алфавитном порядке.
- Какое слово самое длинное? Какое - кратчайшее?
- Объясните значение слов «поторопились», «соплеменники».
3. Анализ содержания произведения с элементами выборочного чтения
- Как жило племя ковичан в далекие времена? Зачитайте первый абзац.
- Что заставило индейцев строить себе дома?
- Какую весть принесла Горихвостка, прилетев до стойбища?
- Что, по словам Горихвостки, должен был дать людям огонь?
- Прочитайте, какие два условия поставила жителям племени птичка.
- Расскажите, куда полетела Горихвостка.
- Почему люди возвращались обратно?
- Какого экзамена они не составили?
- Почему птичка не дала огня самому выносливому мужчине?
- Кому птичка подарила огонь? За что?
- Одобряете ли вы выбор птички?
4. Упражнения на развитие скорости чтения
- Сопоставьте с текстом поданы утверждение и скажите «да» или «нет».
• Ковичани в далекие времена ели мясо сырым. (Так)
• 3 годами становилось все теплее. (Нет)
• Огонь получил самый выносливый. (Нет)
• Горихвостка доверила огонь молодой женщине. (Так)
5. Игра «Кто быстрее?»
Учитель называет слова-«молнии», а учащиеся должны найти в тексте соответствующие прилагательные.
Времена (далекие), огонь достанется наиболее (терпеливому и выносливому), за птичкой бежали (старые и молодые), в стойбище остались (немощные), пламя (яркое).
6. Работа с иллюстрацией «Горихвостка». Словесное рисование
- Какую иллюстрацию вы создали бы к этой легенды?
V. Итог урока
- Как вы считаете, только о появлении огня рассказывает эта легенда?
- Чему учит это произведение?
- Какова главная мысль произведения?
- Какие взаимоотношения между людьми уважают ковичани?
_____________________________________________________________
* Мовчун А. И., Харсіка Л. И. Зарубежная литература. 4 класс: Учебное пособие. - К. : АВДИЯ, 2009.
** Мостипака Н. В., Парфутко Н. Т., Смирнова Л. О. Зарубежная литература. 4 класс. Рабочая тетрадь-пособие (по программе А. И. Молчун). - X. : Изд. группа «Основа», 2012.- 80 с.