ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 63

Тема. Николай Гоголь (1809 - 1852) - русский и украинский писатель. Влияние украинской культуры на развитие его творчества

Цель: познакомить учащихся с М. Гоголем, писателем и личностью; выяснить влияние украинской культуры на развитие его творчества; формировать умение кратко, лаконично и содержательно делать записи в тетради; воспитывать уважительное отношение к культурным процессов разных народов.

Оборудование: портреты М. Гоголе и близких ему людей, иллюстрации с изображением места рождения и других памятных мест, связанных с жизнью писателя.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе знаний и умений.

 

Ты хочешь непременно равняться с Богом.

Мать М. Гоголя

 

Я изо всех сил стараюсь как новость сказать то, что сказал Гоголь.

Л. Толстой

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. «Я пылал неугасимым стремлением сделать жизнь свою нужной для блага государства, я жаждал принести хотя бы минимальную пользу. Тревожили мысли, что я не смогу, что мне перепинять путь, нанеся мне глубокого сумму. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не терять, не сделав блага»,- так писал горячо настроен на самопожертвование юноша, еще в студенческие годы глубоко проникаясь социальными неурядицами, внутренне сопротивляясь самым раВНОобразным проявлениям зла, болея за всю страну и свою «милую Украину». Он настраивался на такую деятельность, «чтобы быть по-настоящему полезным для человечества». В целом же все творчество этого человека были направлены на «очищение сердца», «понимание сердцем», чтобы достичь хоть какого-то подобия общественной гармонии. Этим человеком был Николай Васильевич Гоголь, великий русский и украинский писатель. Наверное, недаром два народы спорят, кому принадлежит его творчество. Ведь Гоголь принадлежит к числу тех писателей, которых «своими» могут назвать любые народы. (Объявление темы, цели урока и знакомство с эпиграфами; запись в тетради.)

 

II. Актуализация опорных знаний

 

1. Заполнение первой графы таблицы сравнения первичных и вторичных знаний на тему «Гоголь», комментирование учащимися записей

 

Это мне было известно

Это для меня является новым

 

2. Сообщения учащихся по упреждающим задачей

Сведения о жизни М. Гоголя и интересные высказывания о нем

III. «Русский язык Гоголя была не родной, а выученный, сильно занята украинской стихией... он думал по-украински, а сочиняя свои произведения, переводил их на русском языке... если бы Гоголь пожил дольше в украинском окружении <...>, не слонялся среди чужаков, за рубежом, то он стал бы украинским писателем» (В. Дорошенко).

IV. «Ужасное непонимание Гоголя можно объяснить только одним: по природе своего духа и творчества он был чужой для великорусской литературы» (А. Перетц).

V. «У писателя формируется новая миссия - посланничество от имени поверженной в рабство Родины... Он выполнил свою миссию средствами русского языка блестяще... Украинец сделал огромный вклад в соседнюю литературу, а благодарности никакой» (Я. Славутич).

VI. «Во многих случаях даже ощутимо, что Гоголь думает на родном языке и не пытается переводить на русский, оставив все в естественном состоянии» (А. Мандельштам).

VII. «Гоголь продолжил развитие эстетических идей, которые были присущи украинской художественной мысли. Здесь имеем дело с тенденцией активного вхождения украинского материала в русскую литературу: и эстетических, интеллектуальных и ментальных форм» (П. Міхед).

VIII. «Я изо всех сил стараюсь как новость сказать то, что сказал Гоголь» (Л. Толстой).

IX. «Как писатель, Гоголь сформировался на почве староукраинской литературы, его творчество вобрало в себя родовые барочные признаки, поэтому гоголевские произведения близки к украинской барочной проповеди, поучительного слова... и к старой интермедии, вертепной драмы, бытового анекдота, бурлеска» (Ю. Барабаш).

• «Скажу вам одно слово о том, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что никаких преимуществ не дал бы ни малоросіянину перед русским, ни русскому перед малоросіянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и <...> каждой присущи такие черты, которых не имеет другая...» (Г. Гоголь).

3. Дополнения к таблице сравнения первичных и вторичных знаний (продолжение заполнения первой графы)

 

III. Работа над темой урока

 

1. Лекция учителя

(Ученики записывают детали, которые им показались наиболее интересными или весомыми.)

Обзор жизни и творчества М. Гоголя

- Старинное живописное село Большие Сорочинцы на Полтавщине связано с именем всемирно известного писателя - гуманиста Николая Васильевича Гоголя. Связь Гоголя с Сорочинцями начался еще до его рождения. Его отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, в 28-летнем возрасте женился на юной Марией Ивановной Косяровською. Ей на то время было всего 14 лет. Такое раннее замужество стало причиной рождения двух первых детей в семье Гоголей мертвыми. Поэтому, когда Мария забеременела в третий раз, Василий Афанасьевич, опасаясь за будущее младенца, ищет для нее надлежащий уход. По совету своих друзей, он везет любимую жену известного украинского врача Михаила Яковлевича Трохимовского, в Большие Сорочинцы.

Шесть недель до родов Мария Ивановна была под наблюдением врача и 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 во флигеле врача родился будущий писатель, а в Спасо-Преображенской церкви Николай Гоголь был крещен. После родов еще 6 недель малыш провело со своей матушкой под наблюдением врача, а потом счастливый отец забрал их домой - до Васильевны, где Николай провел свое детство и юность. Отец Николая - Василий Афанасьевич Гоголь - был праправнуком полковника казачьего войска времен Богдана Хмельницкого Остапа Гоголя. Позже знаменитый потомок возвеличит его к легендарной фигуры и воспевает в образе Тараса Бульбы. Детство будущего писателя прошло в селе Васильевке (ныне Гоголево) в имении родителей. В далеком прошло-м Васильевка - родовое поместье Лизогубов. Татьяна Семеновна Лизогуб, взяв брак с Афанасием Демьяновичем Гоголем - дедом Николая Васильевича Гоголя, 1781 года получила от отца хутор

Купчинский, который впоследствии переименовали в Васильевну в честь отца будущего писателя. Здесь Николай провел первые десять лет жизни, унаследовав от отца, Василия Афанасьевича, чувство юмора, талант рассказчика, любовь к театру. Помещик средней руки Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, при отсутствии своего богатого родственника, царедворца Д. П. Трощанського, управлял его имением в Кібенцях и часто приезжал по делам к Кочубеев. С собой он брал и сына. Но мальчику почему-то не нравился пышный дворец. Он, очевидно, комплексовал среди этой роскоши. Поэтому, пока отец решал дела и угощался, Коля ехал бричкой на другой конец Диканьки, на Личківку, где жили казаки.

О характере и нраве Гоголя есть десятки свидетельств, и все они противоречивые, как противоречивое именно нашу жизнь. По словам одного из товарищей, с которыми он жил некоторое время в Петербурге, «не было человека, скритнішої от Гоголя: он умел сочетать средство с целью, удачно выбрать средство и в самый ловкий способ достичь цели» (В. Вересаев, Гоголь в жизни. - Харьков: «Прапор», 1990.- С. 115). Мать, Мария Ивановна, горячо верила в талант сына. Десяти лет Николая Гоголя отправили к Полтавского уездного училища.

С 1818 по 1819 год Николай учился в Полтавском уездном училище. Двенадцати лет Гоголя привезли в Нежине гимназии высших наук, которую еще называли лицеем. Вместе с Гоголем учились Нестор Кукольник, Евгений Гребенка - будущие поэты. Здесь он сдружился с Александром Данилевским, будущим писателем, и другими. Украина стала для него началом жизни и творчества. Здесь впервые он вышел на сцену, сыграв роль очень старого деда, написав пьесу из украинской жизни. Нежин стал духовной и творческой колыбелью писателей. Не случайно, видимо, здесь установлен первый памятник Гоголю, созданный еще в 1881 году талантливым украинским скульптором Парменом Забілою, открыт первый музей Гоголя, собранный в стенах лицея студентами Историко-филологического института под руководством преподавателя П. А. Заболожського. С 1821 по 1828 год Гоголь учился в Нежинской гимназии высших наук, где впервые выступил на сцене гимназического театра как актер и режиссер - постановщик спектаклей «Эдип в Афинах», «Урок дочкам», «Лукавін» и многих других.

Мастерски сыграл роль Простаковой в спектакле «Недоросль». Участник этого спектакля К. Базиль, позже известный публицист и дипломат, вспоминал: «...Я видел эту пьесу и в Москве, и в Петербурге, но всегда считал, что ни одной актрисе не удавалась так хорошо роль Простаковой, как ее сыграл шестнадцатилетний Гоголь». «Думаю, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков - артистов, если бы вступил на сцену»,- утверждал товарищ М. Гоголя Т. Пащенко. В гимназии Г. Гоголь погрузился в мир древней украинской истории, народных обычаев и устного народного творчества, с которыми знакомился не только из печатных источников, но и на нежинских базарах, в пригороде Магерки, где было у него много знакомых. Позже нежинские типы, отдельные сценки вошли в бессмертных произведений писателя. В Нежине М. Гоголь написал свои первые литературные произведения, публикуя некоторые из них в рукописных журналах и альманахах. Здесь родились его стихи «Италия», «Новоселье», «Непогода», «Две рыбки», «Битва при Калке», поэма «Ганц Кюхельгартен», сатиры «Насмешнику некстати», «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан », драматические произведения. В гимназии формировался и набирал силу гений будущего великого писателя.

Литературно-музыкальную культуру родной земли привила будущему писателю бабушка Татьяна Семеновна, мамина мама. Любовь к языку, чувство слова закладывались у юного Николая Гоголя уже с детских лет. Впоследствии он увлечется собиранием украинских народных песен, пословиц и поговорок, готовить материалы к украинско-русского словаря. Позже он так писал об украинскую песню: «Если бы наш край не имел такого казны песен, я бы никогда не понял истории его, потому что не понял бы прошлого...», «Моя радость, жизнь моя! Как я вас люблю! Что все холодные летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями! Как мне помогают в истории песни!..», «Это народная история, живая, яркая, красочная, правдивая, раскрывающий всю жизнь народа».

В 1828 Г. Гоголь переезжает в Петербург. Там в 1829 г. он публикует свое первое произведение - поэму «Ганц Кюхельгартен». Через год в журнале «Отечественные записки» появляется повесть «Басаврюк, или Вечер против Ивана Купала», первая из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Романтическая направленность, опоетизованість жизни придавали произведениям М. Гоголя особого колорита. Основательные знания устного народного творчества позволяли мастеру выводить картины действительности в глубоком взаимопереплетения с вымыслом, но как бы на реальной почве жизни. Особенно привлекательным был лиризм, проникновенность и любовь автора к изображаемому, что неизбежно производило впечатление на читателя, увлекая его воображение.

Тоска по родине, по живописной Украиной, заставила М. Гоголя в конце 1833 года ходатайствовать о место профессора истории в Киевском университете св. Владимира, Побудила к этому еще и дружба с М. Максимовичем, профессором - земляком, этнографом, фольклористом, историком, ботаником, будущим ректором Киевского университета. «Я восхищаюсь заранее, когда представляю, как закипят труды мои в Киеве. Там кончу я историю Украины и юга России и напишу всемирную историю. А сколько соберу там легенд, поверий, песен! Какими интересными можно сделать университетские записки, сколько можно уместить в них подробностей, совершенно новых о сам край!» - переповнювався творческими планами писатель. «Туда! Туда! До Киева! Там, или вокруг него, звершалися деяния віковічності нашей... Много можно будет сделать добра»,- писал он о своих чаяниях М. Максимовичу. В это же время он работает над книгами «Арабески», «Миргород» (1835).

По-настоящему М. Гоголь познал Киев уже после Петербурга и Москвы, хотя бывал в этом городе еще в 1827 году. Когда в Киеве в 30-е годы XIX века открывается университет, благодаря усилиям Пушкина и Жуковского назначают ректором украинца М. Максимовича, вторая Гоголя, ботаника и фольклориста. По просьбе автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Пушкин ходатайствует о предоставлении Гоголю кафедры всеобщей истории. Однако вопрос о назначении Гоголя в Киев так и не был решен. И Николай Васильевич бывал в Киеве, любил гулять по его улицам, часто бывал возле Андреевской церкви и в Печерской лавре. После пребывания в Киеве Гоголь переработал «Тараса Бульбу». С городом связана и вторая жемчужина гоголевской прозы - «Страшная месть». Последний раз он был в Киеве 1848 года. Утешение от несбывшихся планов писатель искал и находил в творчестве. Теперь он окончательно порывает с педагогической деятельностью: «...уже не детские мысли, не ограниченный круг моих знаний, но высокие, исполненные истины и ужасающего величия мысли волновали меня».

Впервые М. Гоголь побывал в Одессе, перед последним приездом в Киев 1848 года. Он возвращался из Иерусалима на Родину морем вместе с российским консулом в Сирии К. М. Базілі, своим ліцейським приятелем. Константин Михайлович Базілі - один из тех выпускников Нежинского лицея, которые вместе с Гоголем составляли гордость последнего. Сын греческого патриота, который под угрозой смертной казни сбежал в Одессу, Базілі стал не только выдающимся российским дипломатом, но и ученым - полиглотом, специалистом по Ближнему Востоку, человеком широкого мышления. Общением с этим человеком М. Гоголь всегда дорожил. Второй раз писатель приехал в Одессу, чтобы провести здесь зиму 1851 года. Он сдружился с актерами местного театра. Тепло Одессы согрело его, вселило надежды на завершение работы над вторым томом «Мертвых душ». И Гоголь погрузился в эту работу. В Одессе до сих пор сохранились дома, где находился Гоголь. Итак, с Украиной связано не только детство Гоголя, его юность, но и годы зрелости. С Украиной связана практически все творчество М. Гоголя.

Со второй половины 30-х годов дальнейший расцвет таланта М. Гоголя связан с его драматургией. Этапным даже в истории театра стала его социальная комедия «Ревизор» (1836). Вскоре после премьеры пьесы М. Гоголь выезжает на достаточно длительное время за границу. Он посещает Германию, Швейцарию, Францию, Италию. В 1842 году вышла в свет знаменитая поэма - роман «Мертвые души». Последние годы жизни писателя полны драматических поисков себя в Истине. Прямым подтверждением тому было издание «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847). В 1848 году писатель возвращается на Родину, усиленно работает над вторым томом «Мертвых душ». И свои коррективы внесла тяжелая болезнь, которая тихонько стучала в дверь. Однажды Гоголь разбудил слугу, заставил разжать в трубе люшку, отобрал из портфеля свои рукописи и сжег. После этого Гоголь перестал есть. 18 февраля профессор Александр Овер обследовал Гоголя и порекомендовал не давать ему вина. Это была единственная рекомендация известного врача. Две недели Гоголь лежал, отвернувшись к стене, перебирал четки и шептал молитвы. А 21 февраля 1852 года, в восемь утра, он громко закричал: «Лестницу, дайте мне лестницу!». Врач Тарасенков, что в последние дни Гоголя активно пытался спасти ему жит-тя, но так и не смог дать окончательных ответов на вопросы о причинах смерти, вспоминал: «Долго глядел я на умершего: мне казалось, что лицо его выражало не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесенную в гроб». Здесь уважаемый врач немного ошибся: «гроб» не мог сковать мнению гения... Тлен не удержал Слово.

Сначала Гоголя похоронили на кладбище Свято-Даниловского монастыря, а в 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Вопрос к ученикам

• Что из услышанного вам больше всего запомнилось? Почему?

 

2. Ознакомление с записями учеников

«Таинственные» страницы биографии Гоголя

Много неясного связано с именем Николая Васильевича. Например, всем хорошо известен миф о том, что Гоголя похоронили заживо. Действительно, Гоголь панически боялся, что его похоронят во время летаргического сна, поэтому завещал похоронить его только тогда, когда на теле станут отчетливо заметны следы разложения. Его завещания якобы не выполнили. Когда же во время перезахоронения гроб открыли, голова Гоголя была повернута набок, что свидетельствует о том, что тело пи-сьменника двигалось. Если же верить писателю Лідіну, который присутствовал при эксгумации усопшего, то головы Гоголя в гробу вообще не было. И этот миф довольно быстро опровергла работник музея - заповедника М. Гоголя, основанного еще 1 апреля 1984 года в настоящем Гоголево (бывшая Васильевка-Яновщина). Оказывается, после смерти писателя снимали посмертную маску. Поэтому если бы он и был жив, то задохнулся бы во время этой процедуры. Кроме того, есть свидетельства художника, который снимал маску, о том, что с этой работой медлили до тех пор, пока на теле действительно не появились первые признаки разложения.

«Как выставить черта дураком»,- это, по собственному признанию Гоголя, было главной мыслью всей его жизни и всего творчества. Уже издавна я только тем и озабочен, чтобы после моего сочинения вдоволь насміялась человек над чертом» (письмо Шевырева из Неаполя от 27 апреля 1847 года). В религиоВНОм понимании Гоголя черт есть мистическим и реальным существом, в котором сосредоточилось отрицание Бога, вечное зло. Гоголь - художник при свете смеха исследует природу этой мистической сущности, как человек оружием смеха борется с этим реальным существом: смех Гоголя - борьба человека с чертом.

Бог есть бесконечное, конец и начало сущного; черт - отрицание Бога, а следовательно, и отрицание бесконечного, отрицание всякого конца и начала, черт есть начатое и неоконченное, которое выдается безначальним и бесконечным; черт - ноуменальна - вечная плоскость, вечная пошлость. Единственным предметом творчества Гоголя и есть черт именно в этом смысле, то есть как явление «бессмертной пошлости людской».

 

3. Работа в парах. Обмен вопросами для взаємоперевірки

 

Рефлексия

 

2. Работа над второй графе таблицы сравнения первичных и вторичных знаний учащихся

Учащиеся читают записи и комментарии к ним.

3. Незавершенное предложение

Завершите предложение: «Сегодня я узнал, что...»; «Сегодня меня поразило, что...».

 

Домашнее задание

 

Прочитать повесть Гоголя «Шинель».