ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

8 КЛАСС

 

ВЕДЫ, БИБЛИЯ, КОРАН

 

КОРАН

 

Коран (араб.- чтения) является главной священной книгой ислама - самой молодой из мировых религий, которая существует 580 г. н. э. (зеленый флаг является символом молодости и вечности этой религии). Это вторая по численности после христианства мировая монотеистическая религия.

Мусульмане живут более чем в 120 странах мира. В 35 странах они составляют 95-99 % населения, в 13 странах - влиятельное меньшинство, в 28 странах ислам является государственной религией (Иран, Пакистан, Мавритания и др.).

Ислам возник в начале 7 в. н.э. в Западной Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада, в период распада родоплеменного строя и формирования там центральной классического арабского государства, эпоху перехода от первобытнообщинного к феодальному строю в арабов. Формирование феодализма требовало соответствующей идеологии - монотеистической религии, которая объединила бы арабские племена кочевников - скотоводов (бедуинов), среди которых господствовал племенной политеизм. Предшественником ислама был ханіфізм. Калифы называли себя пророками и боролись за объединение арабских племен и установление единобожия.

Термин «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», а того, кто принял эту религию называют преданным (с араб.: мусульманин). Отсюда - второе название этой религии: мусульманство. В Европе и называют еще «магометанством» (от измененного имени Мухаммед - Магомет).

Из Аравии ислам распространился на соседние страны Среднего Востока (Египет, Северную Африку, Индию, Индонезию, Среднюю и Малую Азию, Закавказье, Европу. В настоящее время ислам является самой распространенной после христианства религией в мире.

Коран, по мусульманским преданиям, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраїла (Гавриіла). Они покоятся на семи догматах: вере в единого бога - Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, изначение, воскресение мертвых. Согласно вероучению Ислама, все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые произошли и произойдут во Вселенной вплоть до конца света и день страшного суда, обусловлены им и происходят по его воле. Культ Ислама опирается на пять «столпов веры»: исповедание веры - произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий», ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамадан (ураза), обязательная благотворительность (закят), паломничество в Мекку (хадж).

Сначала пророческие откровения передавались в общине неписменно, по памяти. Но впоследствии в Медине по указанию Мухаммада, стали вести систематические записи. Секретарь Мухаммеда Зейд ибн Сабит (сам пророк был неграмотным), записал Коран, и он хранился у жены Пророка - Хафси. После смерти Пророка Абу Бекр, который был провозглашен халифом - религиозным и военным лидером приверженцев ислама, отдал распоряжение создать единую редакцию Корана, все прочие версии были уничтожены. Коран долгое время было запрещено переводить с арабского языка.

«Откровения» Аллаха передавались пророку примерно в 610 - 632 гг. н. э., а их запись, собирание зафиксированного и особенное составление книги растянулись на долгие годы. Трудности, которые при этом пришлось преодолевать, как увидим, не сводились лишь к отсутствию у арабов в прошлом подобной практики.

Канонизация содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656 гг.). Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник» (№ З, стр. 165-166).

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиоВНОго ритуала и обязанностей (№ 6, стр. 420).

Суры расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - к концу. Суры меккійські (ранние) и мединские (поздние) перемешаны. То же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «гиеной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это сырые, необработанные тексты.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать раВНОго смысла в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.

Суры Корана раВНОго размера: во 2-й, наибольшей из них - аятов, а в наименьших - 103, 108 и 110-й - всего по три аята. Длина сур уменьшается, если не учитывать небольшие отклонения, до конца книги. Первая сура - «аль-фатиха»открывающая [книгу], содержит всего семь аятов; применяется как молитва, своего рода мусульманский «Отче наш».

По вероучению ислама, Коран - книга несотворенная, существующая предвічно, как сам Бог, Аллах; она его «слово». Оригинал Корана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах - сухуф и свитки с ним хранятся на седьмом небе, отсюда и одно из его названий - Свитки, Книга. Коран - ум аль-китаб, находится под престолом Аллаха; и только один Аллах в этой небесной книге «стирает, что желает, и утверждает» (К., 13:39).

Естественно, что создание столь крупного Произведения, как Коран (хотя он и производит при ближайшем ознакомлении впечатление сборника высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм, как правило, тематически и хронологически не систематизированных), было делом непростым, тем более для народа, не имевшего до этого столь крупных письменно зафиксированных религиозных или светских произведений. Не случайно в самом же Коране появление этой великой письменного памятника не раз истолковывается как небывалое, чудесное. От имени Аллаха в нем написано: «Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками»» (К., 17:90). Отсюда же следует, что для авторов этой фразы сказочные демонические силы - джинны - были столь же реальными, как и люди, им казалось даже, что люди и джинны могли совместно выполнять ту же работу, помогать друг другу.

Как и все религии, ислам имеет несколько течений, наиболее распространенными из которых г суннитская и шиитская, отличающихся друг от друга некоторыми догматами и обрядами. Важным стимулом для развития идеологии ислама оказался его раскол на эти два течения. После оформления 4-х богословско-юридических толков (мазхабов) в сунізмі и выработке исламского догматизма было признано невозможным дальнейшее розпиток теологии, права, морали, социальных установлений.

В наши дни в ряде стран Коран сохраняет значение не только как исторический и религиозный памятник, но и как произведение широкого социального содержания. В странах, где ислам - государственная религия, из положений Корану выходит большинство правовых норм, законодательство - шариат, на Коране присягают и дают клятвы, нарушение которых признается самым тяжелым грехом, преступлением. Изучение Корана и его толкований является одним из профилирующих предметов многих учебных заведений в таких странах, как Пакистан, Иран, Саудовская Аравия.