ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 5 класс

РАЗДЕЛ V СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ПАУЛЬ МААР род. 1937

 

МАШИНА ДЛЯ ЗДІЙСНЕННЯ БАЖАНЬ, АБО СУБОТИК ВОЗВРАЩАЕТСЯ В СУББОТУ

 

Работа с текстом

1. Найдите и выразительно прочитайте портрет Суботика. На каких деталях его внешности автор акцентирует внимание читателя?

2. Желания господина Пляшкера осуществляет Суботик?

3. Почему желание папы не радовали сказочного героя? Как об этом сказано в тексте? Обратите внимание на язык героя.

4. Определите черты характера Суботика. На какие необычные поступки он способен?

5. Почему машина желаний вышла из строя? Как это повлияло на состояние здоровья Суботика?

6. Доволен ли господин Пляшкер последствиями сотрудничества с машиной? Какой была реакция Суботика на его слова?

7. О какого слона Суботик рядит отцу постоянно помнить?

8. Почему Суботик отдает господину Пляшкеру последнюю синюю крапинку и навсегда остается с ним?

Красота слова

Суботик - сказочный герой, который давно вышел за пределы книг П. Маара и попал на экраны кинотеатров, театральные сцены и даже имеет собственный сайт в сети Интернет. За что же современные дети так полюбили этого странного человечка? Он умеет осуществлять желания, что является заветной мечтой всех людей с глубокой древности до наших дней. Это могли делать и кисточка Маляна, и золотая рыбка, и лампа Аладдина, а в современной сказке - Суботик.

Волшебном рыжеволосому созданию писатель посвятил (и сам проиллюстрировал) девять книг, первая из которых увидела свет в 1973 г. «Машина для здійснення бажань, або Суботик возвращается в субботу» - это вторая книга цикла. Служащему господину Пляшкеру выпадает счастье найти маленькую сказочное существо, которое полностью перевернуло его представление о мире, принесла полный беспорядок в его взрослую жизнь. Но господин Пляшкер был обезоружен признанию руденького человечка с пятачком: «Ты мой папа!» Вторая книга о Суботика начинается с ожиданий господина Пляшкера на возвращение «зеленого сыночка», ведь тот появляется только в субботу: утешит, придаст уверенности в себе, станет верным и надежным товарищем, осуществит желания, если услышит слово пожалуйста, а потом - снова внезапно исчезнет.

Как в народных сказках, удивительные синие крапинки сказочного персонажа выполняют волшебную функцию - осуществляют любое желание. С их помощью господин Пляшкер получил много денег, автомобиль, вкусную еду, совершил путешествие на необитаемый остров, научил попугая разговаривать...

И всегда ли желания и мечты взрослых приносят радость? Всегда существует взаимопонимание между взрослыми и детьми? Над этими вопросами П. Маар заставляет задуматься читателей. Средствами литературной сказки писатель проверяет нравственность поведения человека в обществе. «И что же, собственно, она мне дала, эта машина для исполнения желаний? - рассуждает господин Пляшкер. - Ничего!.. Я не стал ничуть богаче, чем был». А Суботик, взяв папу за руку, отвечает: «А может, вы загадывали ей не те желания? Может, надо было придумать другие желания?» Писатель заставляет не только господина Пляшкера, но и читателя, задуматься над собственными словами и поступками, осуществлять свои желания самостоятельно (без какой-либо машины). А кроме того, автор утверждает, что желания должны иметь прежде всего духовный смысл.

Развязка произведения оптимистичная. Суботик отдает папе последнюю волшебную синюю крапинку, чтобы исполнилось его самое большое желание: навсегда остаться с сыном. Почувствовав тепло родительского сердца, он и в дальнейшем готов дарить людям радость и добро, чтобы сделать мир лучше. Средствами волшебной сказки художник заставляет заглянуть современных людей в свою душу и понять, чего же они хотят.

 

 

Творческое задание

Прочитайте стихи, что создает Суботик. Какую роль они играют в произведении, какие Идеи воплощают?

Определите признаки волшебной сказки в произведении П. Маара. Как «осовременил» эти признаки художник?

Литература и искусство

Пауль Маар написал восемь сценариев к кинофильмам и театральным представлениям о Суботика. Последний из них - к фильму «Суботик на удачу», премьера которого состоялась в 2012 г. Кинофильм понравился зрителям и уже завоевал премию «Белого Слона» - высшую награду Мюнхенского кинофестиваля 2012 г.

УРА! У НАС КАНИКУЛЫ!

Каникулы! А это означает, что у вас появится больше времени для чтения интересных книг! Вы сможете чаще ходить в библиотеку! А собираясь на отдых, не забудьте взять с собой книги!

Что же читать летом? Все, что вам заблагорассудится! Классические и современные произведения... Приключенческие романы, рассказы, повести, фантастическую литературу, стихи, сказки... То, что вам посоветуют родители и друзья, и то, на что вы самостоятельно найдете в книжных магазинах, библиотеке, Интернете...

Чтобы вам было легче сориентироваться, предлагаем список произведений, которые вы будете изучать в 6 классе. Произведения для обязательного чтения желательно прочитать все и в полном объеме, поскольку они будут изучаться текстуально на уроках в следующем учебном году.

А относительно произведений для дополнительного чтения - посоветуйтесь, пожалуйста, с вашим учителем мировой литературы, который подскажет, что лучше выбрать из предложенного списка (эти произведения будут обсуждаться на уроках внеклассного чтения и уроках из резервного времени).

Рональд Дал писал: «Говорят, что дети растут, когда спят. Нет, это не так! Они растут, когда читают!»

Итак, с каждой новой книгой вы становитесь взрослее, умнее, добрее! Встретимся с вами, уже взрослыми, в 6 классе!

С уважением к вам, авторы

Художественные произведения дл обязательного чтения в 6 классе

Греческие мифы. «Миф о Прометее», мифы о Гсракла (12 мифы), «Дедал и Икар», «Нарцисс», «Пигмалион и Галатея», «Орфей

и Эвридика», «Деметра и Персефона»

Индийские мифы. «Созидание», «О создании ночи», «О потопе», «О золотые времена»

Египетские мифы. «Ра и Апоп», «Миф о том, как Тефнут покинула Египет»

Эзоп. «Лиса и виноград», «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравьи и Цикада»

И. А. Крылов. «Квартет», «Стрекоза и Муравель», «Волк и Ягненок»

Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»

P. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»

Ч. Диккенс. «Рождественская песня в прозе»

М. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

A. П Чехов. «Хамелеон», «Толстый и Тонкий»

Дж. Лондон. «Жажда жизни»

Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»

B. Г. Короленко. «Слепой музыкант»

А. де Сент Экзюпери. «Маленький принц»

Мацу басе а. Хайку

Г. Берне. Стихотворение «Мое сердце в верховине.,.»

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»

Дж. Родари. Стихотворение «Открытки с видами городов»

Г. Бредбери. «Улыбка»

Г. Шекли. «Запах мыслей»

Из современной литературы (1-2 по выбору )

А. Линдгрен. «Братья Львиное Сердце», «Мио, мой Мио»

М. Энде. «Джим Пуговка и машинист Лукас»

К. Нестлінґер. «Конрад, или Ребенок из консервной банки»

О. Г. Беляев. «Человек-амфибия»

Г. Бредбери. «Все лето в один день», другие рассказы (1-2 по выбору )

Ж. Берн. «Дети капитана Гранта»

Дж. Даррелл. «Моя семья и другие звери», «Птицы, звери и родственники» (1 по выбору).

Д. Дефо. «Жизнь и необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Дж. Крюс. «Тим Талер, или Проданный смех»

Марк Твен. «Принц и нищий»

О. Генри. «Вождь краснокожих» и др. (1-2 по выбору)

Ю. К. Олеша. «Три толстяка»

Г. Сенкевич. «Янко-музыкант»

Е. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари»

Л. М. Толстой. «Детство»

П. Трэверс. «Мэри Поппинс»

Г. Н. Трое польский. «Белый Бим Черное Ухо»

И. С. Тургенев. Вірнті в прозе («Воробей», «Собака», «Нищий» и др.) (2-3 по выбору)

Дж. Ч. Харрис. «Сказки дядюшки Рімуса»

Шолом-Алейхем. «Мальчик Мотл»

Из современной литературы

М. Энде. «Момо», «Бесконечная история» (1 по выбору)

К. Нестлінгер. «Пес идет в мир», «Плевать нам на огуречного короля!», «Гном в голове», «Летите, хрущи» (t-2 по выбору) Дж. Роулинг. «Гарри Поттер и философский камень»

Е. Е. Шмитт. «Оскар и Розовая Дама»

Отгадки до загадок на с. 21-22

Немецкие загадки: вода, снеговик, стол, часы.

Шведские загадки: дыхание, дорога, паук.

Польские загадки: листок, лето, радуга.

Для тех, кто владеет иностранным языком (английский загадка): clouds in the sky (облака в небе).

Сравниваем (немецкая, польская, украинская загадки): гриб.