ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР

 

УРОК № 60

Тема. Уничтожение природы, цивилизации и культуры как следствие бездуховного научно-технического прогресса (по новелле Г. Брэдбери «Улыбка»)

 

Цель: выяснить причины уничтожения цивилизации в новелле «Улыбка»; раскрыть сокрушительный влияние бездуховности в жизни человека; работать над переводом произведения; развивать связную речь; воспитывать неравнодушие к судьбе человечества.

Оборудование: репродукция картины «Джоконда», тексты стихотворений Л. Резниченко, тексты новеллы.

 

Там пусто так, как будто этот огород

Давно погиб. Лишь здания стоят.

Он никому не нужен и не дорог.

Бесстрастный огород, словно мертвый сад.

Л. Резниченко

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

Чтение учителем поэзии Ларисы Резниченко «Город равнодушных людей».

ГОРОД РАВНОДУШНЫХ ЛЮДЕЙ

Там солнце не восходит, не садится,

Там нет ни летних, ни весенних дней.

Плоды не зреют, не щебечут птицы,

Деревья там привыкли каменеть.

А капли превращаются в крупинки,

А реки погибают подо льдом.

Там осенью в туманно-серой дымке

Фонарь тоскливо стонет за углом.

Там пусто так, как будто этот огород

Давно погиб. Лишь здания стоят.

Он никому не нужен и не дорог.

Бесстрастный огород,

Словно мертвый сад!..

Что объединяет город равнодушных людей и город в новелле «Улыбка»? Приведите цитаты из стихотворения.

 

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

1. Опрос

• Что такое новелла?

• Какие произведения называют фантастическими?

2. Краткий перескаВНОвеллы г. Брэдбери

 

III. Работа над темой урока

1. Работа с текстом

• Когда происходят события, описанные в произведении? (В 2061 году, в будущем)

• Зачитайте цитаты, в которых описывается, как выглядят люди и город будущего?

«Красные, обветренные руки», «засаленный, с плотной мешковины одежду», «выщербленные чашки из ненастоящей кофе», «устрашающий одежда», «грязные шляпы», «разрушенные дома», «вместо городов - свалки хлама, улицы от бомб будто после корчевания деревьев, а половина полей ночью светится от радиации».

Вывод тома: «Мы ненавидим всех и все».

Нравится ли вам такое будущее?

Как вы думаете, что случилось на Земле, что повлекло такие изменения в жизни человечества? (Война, экологическая катастрофа могли привести к разрушению цивилизации, всеобщего разочарования в цивилизации.)

 

2. Беседа

• Зачем так рано на улице выстраивается очередь? (Чтобы испохабить шедевр)

• Почему пришел мальчик? (Возможно, из любопытства) Что он знает о картине? (Картина написана очень давно, на холсте; женщина, изображенная на ней, улыбается.)

• Как воспринимаются читателем слова Грігсбі о том, что парень разбирается в искусстве? (Сначала с иронией, а потом это оказывается правдой)

 

3. Выразительное чтение отрывка за лицами от слов «Том замер перед картиной» до слов «всхлипывая, том побежал прочь...»

• Том чем отличался от толпы людей? (Он был человеком, потому что понимал красоту и силу искусства, не мог осквернить прекрасное.)

• Почему мальчику досталась именно улыбка Джоконды? (Это самая большая загадка в картине Леонардо да Винчи, она не подлежала уничтожению, она должна была быть спасена, чтобы дать надежду человечеству на возрождение.)

• На человека ожидают в очереди? («Еще появится толковый человек, который ее [цивилизации] підлатає. Запомните мои слова. Человек с головой... Человек, у которого душа лежит к прекрасному».)

• Кто может стать таким человеком? (Том, который не потерял качеств настоящего человека, который умеет ценить прекрасное, а красота, как известно, может спасти мир.)

 

4. Чтение стихотворения М. Лисянского «Улыбка Джоконды»

УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ

Летел в ее улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит темными зрачками -

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкой встречает день.

Смеялись флейты,

Пели скрипки

На всех сеансах час подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло все, все притаилось,

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Моны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в ее венце

Измученного Леонардо

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал раму,

Сам врезал в рамку вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Интересуется земля.

Джоконда собственно и коварно

Сквозь линзы стекол четырех

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурех.

Смеется флейта,

Плачет скрипка -

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами все ясней,

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего еще не знаем мы!

- Сегодня бы Джоконда плакала, считает С. П. Швіндлерман, доктор биологических наук, академик Украинской экологической Академии наук.

«Если бы великий художник рисовал Джоконду сейчас, спустя пять веков, то она бы плакала. “Слезы” Джоконды мы видим в наводнениях и селян, в “облысевших” Карпатах, в Чернобыльском взрывные, за мгновение до которого, непосредственно под 4-м реактором был эпицентр мікроземлетрусу - Природа как бы указывает на человеческие ошибки. Об этом стоит задуматься всем, на кого смотрит (или в чью душу заглядывает) Джоконда».

 

IV. Вывод

«Продолжи предложение».

Сегодня на уроке я...:

• обратил внимание на...

• задумался над...

• вздрогнул от...

• решил...

 

V. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «спасет Ли красота мир?»