ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПО литературе реализма

 

Страницами истории литературы

ПАНОРАМА ФРАНЦУЗСКОЙ ПРОЗЫ СЕРЕДИНЫ XIX века.

 

Формирование реализма во французской литературе началось еще на рубеже XVIII-XIX вв. Существенной особенностью литературного процесса во Франции середины XIX в. является то, что реализм развивался во взаимосвязи и взаимодействии с романтизмом. И Стендаль, Мериме, Бальзак принимали участие в романтическом движении и совместно с романтиками боролись за «новое искусство» против классицизма, «старого искусства» феодально-абсолютистского общества. Однако если романтики полагались на воображение, что была для них и средством постижения бытия, и художественной реализацией этого постижения, то реалисты, по словам Стендаля, признавали существование «железных законов» реальности и подчеркивали необходимость их познания.

В 30-40-х годах XIX в. во французской литературе определяются некоторые из основных реалистических течений, как социальная, или социологическая, психологическая, зачинателями которых были соответственно Бальзак и Стендаль. Определяющей чертой социальной, «бальзаківської», течения является то, что предметом изображения в ней выступает общество как целостность, его быт и нравы, процессы и коллизии. Это не означает, что отдельная личность не интересовала Бальзака. Дело в том, что человек в нем предстает прежде всего как «клетка» общества и на передний план выдвигаются ее черты, соответствующие именно этой грани. У Стендаля видим несколько иное: в центре его внимания находится личность, вводится в общественно-историческую панораму. Собственно, Стендаль тоже не сомневался в том, что личность является частью социума, но именно она интересовала этого писателя прежде, и в его романах общество предстает как бы преломленным через личность, ее сознание, судьбу, психологию. Это и придает творчеству Стендаля характера психологического реализма.

К этому течению принадлежал также П. Мериме, по крайней мере во второй, реалистический период творчества.

Проспер Мериме (1803-1870) начинал свой творческий путь в середине 20-х годов XIX в. как активный участник романтического движения. Один за другим появлялись его произведения, не похожие на предыдущие по тематике и жанровой природой. Основным вкладом Мериме во французскую реалистическую литературу есть новелістика. Собственно, ему принадлежит большая заслуга в развитии новелістичного жанра. Новеллистике этого художника присущ весомый романтический элемент, внутренняя связь с романтизмом, что объединяет его со Стендалем и Бальзаком. Наиболее отчетливо эта связь оказалась в интересе Мериме до экзотического, исключительного, фантастического, что стало важной составляющей структуры многих его новелл. Большая часть новелл написана на экзотические сюжеты, их героями выступают корсиканцы («Матео Фальконе», «Коломба»), испанцы и цыгане («Души чистилища», «Кармен»), итальянцы («Федериго»), литовцы («Локіс»), негры («Таманго»). Концептуальную основу этих произведений составляет характерное романтическое противопоставление «естественного состояния» и цивилизации - не в пользу последней.

(Подробности. В приведенной группе произведений стоит выделить новеллу или, скорее, повесть «Кармен» (1845), которая является едва ли не самым известным произведением Мериме (такой популярности в немалой степени способствовала и знаменитая опера Ж. Бизе, созданная по ее мотивам). Тема, выбранная для «Кармен», уже имела романтическую традицию, но писатель осуществил ее реалистическую разработку. Центральным персонажем произведения является цыганка Кармен, что подчеркивается и его названием. Реалистический характер этого образа наглядно заметнее при сравнении его с образом Эсмеральды в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», который, собственно, является красивым романтическим вымыслом. Мериме менее всего идеализирует Кармен. Она - порождение среды, тесно связана с ним, ей присущи все его недостатки: вороватость, лживость и т.д. Однако вместе с тем героиня наделена лучшими человеческими качествами, теми, что больше всего ценил Мериме: она всегда верна своей цельной натуре, честная и искренняя в том, что является для нее самым важным, - в своих чувствах. Кармен свойственна внутренняя свобода, отстаивая которую, она предпочитает лучше умереть, чем уступить. В этом и заключается человеческое достоинство и привлекательность героини.

Точки соприкосновения с Украиной. Украина заняла заметное место в исторических и художественных произведениях П. Мериме. В книге «Эпизод из русской истории. Лжедмитрії» (1853) писатель предложил оригинальную гипотезу, по которой самозванец был запорожским казаком. «Только казак, который вырос на Сечи, - аргументирует Мериме, - где только мужество и красноречие давали почести, где командовать выбирали только самых смелых и хитрых, мог вырастить план узурпации, что ужаснуло бы польского или русского дворянина». Эта гипотеза была положена и в основу исторической драмы «Первые шаги авантюриста» (1852), в которой автор стремился, по его словам, «написать эту историю так, как она могла бы произойти». Действие VI акта драмы происходит на Сечи, а главным ее героем выступает молодой запорожский казак Юрий.

в 1854 г. появился исторический очерк «Казаки Украины и их последние атаманы», в котором Мериме знакомил соотечественников с историей украинского казачества. Центральное место в этом произведении отведено Освободительной войне середины XVII в. и Богдану Хмельницкому. Это вроде первый эскиз к книге Мериме о выдающегося украинского полководца и государственного деятеля, вышедшая в 1863 г. Главную заслугу Хмельницкого автор видел в том, что «этот великий муж стремился освободить украинцев или казаков, своих соотечественников, от ига польской шляхты».

Рубежом в истории французской литературы XIX в. считается 1848 г., когда в стране произошла Февральская революция. Это событие, а также провозглашение Второй республики, государственный переворот 1851 г. и установление Второй империи оказали значительное влияние на литературный процесс, вызвав к жизни новые явления и тенденции.

 

 

В. Симонов. Кармен

 

Самыми существенными среди таких изменений были переход ведущей роли к реализму; возникновение и распространение новых направлений и течений - натурализма, импрессионизма, символизма и неоромантизма, которые во французской литературе последних десятилетий XIX в. выдвигаются на первый план. Романтизм не исчезает во Франции и во второй половине века, он продолжается в творчестве таких выдающихся писателей, как В. Гюго и Жорж Санд, но в то же время трансформируется в неоромантизм и символизм, что наиболее отчетливо проявляется в последней трети века.

Переход к новому этапу реализма во французской литературе совпал со сменой поколений писателей-реалистов: 1842 г. уходит из жизни Стендаль, 1850-го - Бальзак, после 1848 г. постепенно замирает художественное творчество Мериме. Зато заявляет о себе новое поколение: Же. Шанфлері и Л. Дюранти, которые в 50-60-х годах активно пропагандировали реализм и ввели в широкий обиход это название направления; Г. Флобер, Э. и Ж. Гонкури; впоследствии - Е. Золя, Ги де Мопассан, А. Доде и другие.

Центральной фигурой французской реалистической литературы 50-70-х годов XIX в. был, несомненно, Гюстав Флобер (1821-1880). Раннее творчество Флобера развивалась в русле «неистовой романтики» - течения позднего французского романтизма, распространившаяся в 20-40-х годах. Во второй половине 40-х годов Флобер постепенно отходит от «неистовой романтики» и становится на позиции реализма, но реализма другого типа, чем бальзаковский. В сентябре 1851 г. писатель начинает работу над романом «Госпожа Бовари» - произведением, которое знаменует не только новый этап его творческой биографии, но и новый этап развития французской и европейских литератур.

Однако это не означает, что с романтизмом было полностью покончено. Все было гораздо сложнее: Флобер переходит к другому стилю письма, разрабатывает «объективный метод» (который был воспринят в разных вариациях ведущими французскими писателями второй половины XIX века. - братьями Э. и Ж. Гонкурами, Ги де Мопассаном, Е. Золя и другими), но в душе, в своем мировосприятии остается романтиком. Нетрудно заметить, что его объективность скрывает возмущение и ненависть к действительности, и в том, с какой горечью и презрением писатель изображает «жизнь цвета плесени», чувствуется темперамент романтика.

То, что Флобер изобразил в «Госпоже Бовари», не вызывало у него ни симпатии, ни восхищения. Наоборот, изображенный в произведении мир провинциального мещанства пробуждал у автора глубокое отвращение, на что он постоянно жаловался в письмах. Писатель ставил перед собой задачу «с человеческой гнили», «жизнь цвета плесени» создать произведение искусства, сделать интересным для читателей среду провинциальных обывателей, при этом отказавшись от арсенала литературных средств и форм, которым пользовались его предшественники.

Подробности. Особое место в романе «Госпожа Бовари» занимает ростовщик Лере, который сыграл злую роль в судьбе главной героини. Ростовщики относятся к репрезентативных образов «Человеческой комедии» Бальзака, поэтому в обрисовке Leray со всей наглядностью раскрывается различие Флобера от его предшественника. Leray меньше всего похож на бальзаковских «тигров» финансового мира, на того же Гобсека, в котором сочетаются скряга и философ. У Флобера ростовщик Лере рядовой, обыденный. Это мелкий хищник, паук, тихонько плетет паутину, в которой запутывается неопытная Эмма Бовари. Дождавшись подходящего момента, он набрасывается на свою жертву и подталкивает ее к самоубийству. Ростовщик Лере дополняет картину быта провинции» - без него она была бы не такой выразительной. В центре романа - образ Эммы Бовари, к которому сходятся сюжетно-тематические линии произведения, вокруг которого сосредотачивается его идейное содержание. Автор ставит свою героиню в особую ситуацию: Эмма принадлежит к мещанского мира и одновременно противостоит ему. Присуще Флоберові изображения персонажей в реальной жизненной полноте, без условного деления на «положительных» и «отрицательных» оказывается здесь чрезвычайно отчетливо, исключая однозначность подхода к несложного, на первый взгляд, образа провинциальной мещанки.

Свою героиню Флобер не наделил ни умом, ни образованностью, ни хорошим вкусом. В духовном плане она не поднимается над уровнем рядовых обывателей. Все то, о чем мечтает, чем увлекается, к чему стремится Эмма, обозначенное банальностью, вызывает ироническую улыбку.

Героиня воспитывалась в пансионе при монастыре, где зачитывалась романами, в которых «только и речи было, что любовь, любовники, любовницы, преследуемые дамы, млеют в уединенных беседках... дремучие леса, сердечные горести, клятвы, рыдания, слезы и поцелуи, лодки при лунном свете, соловьи в рощах, кавалеры, храбрые, как львы, смирные, как ягнята, добродетельные, как никто, всегда красиво одетые и слезоточивые, как урны». Под влиянием тех романов собственно и сформировался жизненный идеал Эммы, главными компонентами которого являются любовь, кавалеры, блеск «романтического» жизни. Однако вместе с тем Флобер наделил свою героиню душевным беспокойством, стремлением к какой-то другой жизни, то есть теми чертами, которые больше всего ценил в человеке. Они не только выделяют Эмму из окружения, но и противопоставляют ее обывательской среде. Именно в этом заключается основная драматическая коллизия произведения. Конечно, идеалы Эммы, ее мечты и стремление банальные, в чем-то даже смешные, однако героиня вкладывает в них всю душу. Она действительно страдает, по-своему протестует против уклада жизни провинциального городка - вплоть до своей «нестройной» смерти.

Nota bene. Г. Флобер ошеломил читателей и критиков, заявив: «Эмма Бовари - это я!» В одной парижской газете даже появилась карикатура, изображавшая писателя, мужчину почти двухметрового роста, с широченными плечами и могучими усами, в легкомысленном дамском наряде своей героини. Однако заявление Флобера была не шуткой и не мистификацией. Это было признание в том, что, создавая образ госпожи Бовари, он опирался, в частности, и на собственный психологический опыт. Писатель тоже переживал разлад с окружающим миром, недовольство жизнью, желание другого, того, что конкретно не существует, правда, чувствуя все это на несравненно более высоком духовном уровне.

 

О. Ренуар. Девушка в белом

 

В конце 60-х - начале 70-х годов во французской литературе формируется натурализм. Генетически, то есть по своему происхождению, и типологически, то есть по типу художественного творчества, это направление наиболее тесно связан с реализмом.

Выдающимся писателем натурализма и его ведущим теоретиком справедливо считается Эмиль Золя (1840-1902). Главное его произведение - двадцатитомный цикл романов «Ругон-Маккари» с красноречивым подзаголовком «Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи», который формулирует генеральную концепцию замысла (о натурализм и творчество Золя подробнее речь пойдет в отдельных разделах учебника).

Особое место в тогдашней французской литературе занимает Ги де Мопассан (1850-1893) - один из самых известных писателей последней трети XIX в. Собственно, почти весь его творческий задел был создан в течение одного десятилетия, в 80-х годах, а это шесть романов, девятнадцать новелістичних сборников (включая и посмертно изданы три сборника, всего около трехсот произведений), две книги путевых очерков!

Идейно-эстетическая система и основополагающие принципы поэтики произведений Мопассана вписываются в контекст натурализма. Так, писатель определял человека как существо, подчиняется прежде всего биологическим законам. Социальная сфера жизни, по его убеждению, является чем-то побочным и даже не идентичным человеческой природе. Мопассан признавал, что в человеке заложено два начала - духовное и биологическое, которые по-раВНОму соотносятся в разных индивидуумах, но склонялся к мысли, что подавляющее большинство людей подвластна в первую очередь зова «нутра», вынесенном из мира живой природы.

Nota bene Отсюда, собственно, основная тема романов и многочисленных новелл Мопассана, в которых говорится о силе «природной души», власть грубых и эгоистических инстинктов и их носителей, уверенно и комфортно чувствуют себя в жизни. Завершенным олицетворением людей такого типа является Жорж Дюруа - главный герой романа «Милый друг» - проходимец и грубый самец, который, беззастенчиво используя женщин, часто и грабя их, уверенно продвигается к богатству и вершинам власти. Между тем люди духовного склада оказываются в Мопассана страждущими. Отсюда и горечь и печаль, которыми определяется тональность многих его произведений, в частности романов «Жизнь», «Монт-Ориоль», многочисленных новелл, иногда целых сборников, как «Мисс Гарриет», «Иветта», «Маленькая Рок» и других.

Мопассан считал, что писатель прежде всего должен «воспроизводить и объяснять природу средствами искусства», прежде всего человеческую природу. При этом он подчеркивал, что человек «следует изображать такими, какими они есть» и «интересоваться прежде всего побудительной причиной каждого поступка... и особенно побуждениями, присущими всем людям, их инстинктивными импульсами». Относительно этого, по мнению Мопассана, люди всех классов и слоев одинаковы, представители высших классов отличаются только тем, что «истинные причины своих поступков они умеют маскировать условностями, фальшивостью, лицемерием и притворством». Внимание художника была сконцентрирована на том, что свойственно человеческой природе в целом, но проявляется в разных формах, присущих определенным слоям и индивидуумам. В этом и заключалась и «беспощадная, страшная и святая правда», говорить о которой людям Мопассан считал первейшей обязанностью писателя.