ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПО литературе реализма
Страницами истории литературы
ПАНОРАМА ФРАНЦУЗСКОЙ ПРОЗЫ СЕРЕДИНЫ XIX века.
Формирование реализма во французской литературе началось еще на рубеже XVIII-XIX вв. Существенной особенностью литературного процесса во Франции середины XIX в. является то, что реализм развивался во взаимосвязи и взаимодействии с романтизмом. И Стендаль, Мериме, Бальзак принимали участие в романтическом движении и совместно с романтиками боролись за «новое искусство» против классицизма, «старого искусства» феодально-абсолютистского общества. Однако если романтики полагались на воображение, что была для них и средством постижения бытия, и художественной реализацией этого постижения, то реалисты, по словам Стендаля, признавали существование «железных законов» реальности и подчеркивали необходимость их познания.
В 30-40-х годах XIX в. во французской литературе определяются некоторые из основных реалистических течений, как социальная, или социологическая, психологическая, зачинателями которых были соответственно Бальзак и Стендаль. Определяющей чертой социальной, «бальзаківської», течения является то, что предметом изображения в ней выступает общество как целостность, его быт и нравы, процессы и коллизии. Это не означает, что отдельная личность не интересовала Бальзака. Дело в том, что человек в нем предстает прежде всего как «клетка» общества и на передний план выдвигаются ее черты, соответствующие именно этой грани. У Стендаля видим несколько иное: в центре его внимания находится личность, вводится в общественно-историческую панораму. Собственно, Стендаль тоже не сомневался в том, что личность является частью социума, но именно она интересовала этого писателя прежде, и в его романах общество предстает как бы преломленным через личность, ее сознание, судьбу, психологию. Это и придает творчеству Стендаля характера психологического реализма.
К этому течению принадлежал также П. Мериме, по крайней мере во второй, реалистический период творчества.
Проспер Мериме (1803-1870) начинал свой творческий путь в середине 20-х годов XIX в. как активный участник романтического движения. Один за другим появлялись его произведения, не похожие на предыдущие по тематике и жанровой природой. Основным вкладом Мериме во французскую реалистическую литературу есть новелістика. Собственно, ему принадлежит большая заслуга в развитии новелістичного жанра. Новеллистике этого художника присущ весомый романтический элемент, внутренняя связь с романтизмом, что объединяет его со Стендалем и Бальзаком. Наиболее отчетливо эта связь оказалась в интересе Мериме до экзотического, исключительного, фантастического, что стало важной составляющей структуры многих его новелл. Большая часть новелл написана на экзотические сюжеты, их героями выступают корсиканцы («Матео Фальконе», «Коломба»), испанцы и цыгане («Души чистилища», «Кармен»), итальянцы («Федериго»), литовцы («Локіс»), негры («Таманго»). Концептуальную основу этих произведений составляет характерное романтическое противопоставление «естественного состояния» и цивилизации - не в пользу последней.
(Подробности. В приведенной группе произведений стоит выделить новеллу или, скорее, повесть «Кармен» (1845), которая является едва ли не самым известным произведением Мериме (такой популярности в немалой степени способствовала и знаменитая опера Ж. Бизе, созданная по ее мотивам). Тема, выбранная для «Кармен», уже имела романтическую традицию, но писатель осуществил ее реалистическую разработку. Центральным персонажем произведения является цыганка Кармен, что подчеркивается и его названием. Реалистический характер этого образа наглядно заметнее при сравнении его с образом Эсмеральды в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», который, собственно, является красивым романтическим вымыслом. Мериме менее всего идеализирует Кармен. Она - порождение среды, тесно связана с ним, ей присущи все его недостатки: вороватость, лживость и т.д. Однако вместе с тем героиня наделена лучшими человеческими качествами, теми, что больше всего ценил Мериме: она всегда верна своей цельной натуре, честная и искренняя в том, что является для нее самым важным, - в своих чувствах. Кармен свойственна внутренняя свобода, отстаивая которую, она предпочитает лучше умереть, чем уступить. В этом и заключается человеческое достоинство и привлекательность героини.
Точки соприкосновения с Украиной. Украина заняла заметное место в исторических и художественных произведениях П. Мериме. В книге «Эпизод из русской истории. Лжедмитрії» (1853) писатель предложил оригинальную гипотезу, по которой самозванец был запорожским казаком. «Только казак, который вырос на Сечи, - аргументирует Мериме, - где только мужество и красноречие давали почести, где командовать выбирали только самых смелых и хитрых, мог вырастить план узурпации, что ужаснуло бы польского или русского дворянина». Эта гипотеза была положена и в основу исторической драмы «Первые шаги авантюриста» (1852), в которой автор стремился, по его словам, «написать эту историю так, как она могла бы произойти». Действие VI акта драмы происходит на Сечи, а главным ее героем выступает молодой запорожский казак Юрий.
в 1854 г. появился исторический очерк «Казаки Украины и их последние атаманы», в котором Мериме знакомил соотечественников с историей украинского казачества. Центральное место в этом произведении отведено Освободительной войне середины XVII в. и Богдану Хмельницкому. Это вроде первый эскиз к книге Мериме о выдающегося украинского полководца и государственного деятеля, вышедшая в 1863 г. Главную заслугу Хмельницкого автор видел в том, что «этот великий муж стремился освободить украинцев или казаков, своих соотечественников, от ига польской шляхты».
Рубежом в истории французской литературы XIX в. считается 1848 г., когда в стране произошла Февральская революция. Это событие, а также провозглашение Второй республики, государственный переворот 1851 г. и установление Второй империи оказали значительное влияние на литературный процесс, вызвав к жизни новые явления и тенденции.
В. Симонов. Кармен
Самыми существенными среди таких изменений были переход ведущей роли к реализму; возникновение и распространение новых направлений и течений - натурализма, импрессионизма, символизма и неоромантизма, которые во французской литературе последних десятилетий XIX в. выдвигаются на первый план. Романтизм не исчезает во Франции и во второй половине века, он продолжается в творчестве таких выдающихся писателей, как В. Гюго и Жорж Санд, но в то же время трансформируется в неоромантизм и символизм, что наиболее отчетливо проявляется в последней трети века.
Переход к новому этапу реализма во французской литературе совпал со сменой поколений писателей-реалистов: 1842 г. уходит из жизни Стендаль, 1850-го - Бальзак, после 1848 г. постепенно замирает художественное творчество Мериме. Зато заявляет о себе новое поколение: Же. Шанфлері и Л. Дюранти, которые в 50-60-х годах активно пропагандировали реализм и ввели в широкий обиход это название направления; Г. Флобер, Э. и Ж. Гонкури; впоследствии - Е. Золя, Ги де Мопассан, А. Доде и другие.
Центральной фигурой французской реалистической литературы 50-70-х годов XIX в. был, несомненно, Гюстав Флобер (1821-1880). Раннее творчество Флобера развивалась в русле «неистовой романтики» - течения позднего французского романтизма, распространившаяся в 20-40-х годах. Во второй половине 40-х годов Флобер постепенно отходит от «неистовой романтики» и становится на позиции реализма, но реализма другого типа, чем бальзаковский. В сентябре 1851 г. писатель начинает работу над романом «Госпожа Бовари» - произведением, которое знаменует не только новый этап его творческой биографии, но и новый этап развития французской и европейских литератур.
Однако это не означает, что с романтизмом было полностью покончено. Все было гораздо сложнее: Флобер переходит к другому стилю письма, разрабатывает «объективный метод» (который был воспринят в разных вариациях ведущими французскими писателями второй половины XIX века. - братьями Э. и Ж. Гонкурами, Ги де Мопассаном, Е. Золя и другими), но в душе, в своем мировосприятии остается романтиком. Нетрудно заметить, что его объективность скрывает возмущение и ненависть к действительности, и в том, с какой горечью и презрением писатель изображает «жизнь цвета плесени», чувствуется темперамент романтика.
То, что Флобер изобразил в «Госпоже Бовари», не вызывало у него ни симпатии, ни восхищения. Наоборот, изображенный в произведении мир провинциального мещанства пробуждал у автора глубокое отвращение, на что он постоянно жаловался в письмах. Писатель ставил перед собой задачу «с человеческой гнили», «жизнь цвета плесени» создать произведение искусства, сделать интересным для читателей среду провинциальных обывателей, при этом отказавшись от арсенала литературных средств и форм, которым пользовались его предшественники.
Подробности. Особое место в романе «Госпожа Бовари» занимает ростовщик Лере, который сыграл злую роль в судьбе главной героини. Ростовщики относятся к репрезентативных образов «Человеческой комедии» Бальзака, поэтому в обрисовке Leray со всей наглядностью раскрывается различие Флобера от его предшественника. Leray меньше всего похож на бальзаковских «тигров» финансового мира, на того же Гобсека, в котором сочетаются скряга и философ. У Флобера ростовщик Лере рядовой, обыденный. Это мелкий хищник, паук, тихонько плетет паутину, в которой запутывается неопытная Эмма Бовари. Дождавшись подходящего момента, он набрасывается на свою жертву и подталкивает ее к самоубийству. Ростовщик Лере дополняет картину быта провинции» - без него она была бы не такой выразительной. В центре романа - образ Эммы Бовари, к которому сходятся сюжетно-тематические линии произведения, вокруг которого сосредотачивается его идейное содержание. Автор ставит свою героиню в особую ситуацию: Эмма принадлежит к мещанского мира и одновременно противостоит ему. Присуще Флоберові изображения персонажей в реальной жизненной полноте, без условного деления на «положительных» и «отрицательных» оказывается здесь чрезвычайно отчетливо, исключая однозначность подхода к несложного, на первый взгляд, образа провинциальной мещанки.
Свою героиню Флобер не наделил ни умом, ни образованностью, ни хорошим вкусом. В духовном плане она не поднимается над уровнем рядовых обывателей. Все то, о чем мечтает, чем увлекается, к чему стремится Эмма, обозначенное банальностью, вызывает ироническую улыбку.
Героиня воспитывалась в пансионе при монастыре, где зачитывалась романами, в которых «только и речи было, что любовь, любовники, любовницы, преследуемые дамы, млеют в уединенных беседках... дремучие леса, сердечные горести, клятвы, рыдания, слезы и поцелуи, лодки при лунном свете, соловьи в рощах, кавалеры, храбрые, как львы, смирные, как ягнята, добродетельные, как никто, всегда красиво одетые и слезоточивые, как урны». Под влиянием тех романов собственно и сформировался жизненный идеал Эммы, главными компонентами которого являются любовь, кавалеры, блеск «романтического» жизни. Однако вместе с тем Флобер наделил свою героиню душевным беспокойством, стремлением к какой-то другой жизни, то есть теми чертами, которые больше всего ценил в человеке. Они не только выделяют Эмму из окружения, но и противопоставляют ее обывательской среде. Именно в этом заключается основная драматическая коллизия произведения. Конечно, идеалы Эммы, ее мечты и стремление банальные, в чем-то даже смешные, однако героиня вкладывает в них всю душу. Она действительно страдает, по-своему протестует против уклада жизни провинциального городка - вплоть до своей «нестройной» смерти.
Nota bene. Г. Флобер ошеломил читателей и критиков, заявив: «Эмма Бовари - это я!» В одной парижской газете даже появилась карикатура, изображавшая писателя, мужчину почти двухметрового роста, с широченными плечами и могучими усами, в легкомысленном дамском наряде своей героини. Однако заявление Флобера была не шуткой и не мистификацией. Это было признание в том, что, создавая образ госпожи Бовари, он опирался, в частности, и на собственный психологический опыт. Писатель тоже переживал разлад с окружающим миром, недовольство жизнью, желание другого, того, что конкретно не существует, правда, чувствуя все это на несравненно более высоком духовном уровне.
О. Ренуар. Девушка в белом
В конце 60-х - начале 70-х годов во французской литературе формируется натурализм. Генетически, то есть по своему происхождению, и типологически, то есть по типу художественного творчества, это направление наиболее тесно связан с реализмом.
Выдающимся писателем натурализма и его ведущим теоретиком справедливо считается Эмиль Золя (1840-1902). Главное его произведение - двадцатитомный цикл романов «Ругон-Маккари» с красноречивым подзаголовком «Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи», который формулирует генеральную концепцию замысла (о натурализм и творчество Золя подробнее речь пойдет в отдельных разделах учебника).
Особое место в тогдашней французской литературе занимает Ги де Мопассан (1850-1893) - один из самых известных писателей последней трети XIX в. Собственно, почти весь его творческий задел был создан в течение одного десятилетия, в 80-х годах, а это шесть романов, девятнадцать новелістичних сборников (включая и посмертно изданы три сборника, всего около трехсот произведений), две книги путевых очерков!
Идейно-эстетическая система и основополагающие принципы поэтики произведений Мопассана вписываются в контекст натурализма. Так, писатель определял человека как существо, подчиняется прежде всего биологическим законам. Социальная сфера жизни, по его убеждению, является чем-то побочным и даже не идентичным человеческой природе. Мопассан признавал, что в человеке заложено два начала - духовное и биологическое, которые по-раВНОму соотносятся в разных индивидуумах, но склонялся к мысли, что подавляющее большинство людей подвластна в первую очередь зова «нутра», вынесенном из мира живой природы.
Nota bene Отсюда, собственно, основная тема романов и многочисленных новелл Мопассана, в которых говорится о силе «природной души», власть грубых и эгоистических инстинктов и их носителей, уверенно и комфортно чувствуют себя в жизни. Завершенным олицетворением людей такого типа является Жорж Дюруа - главный герой романа «Милый друг» - проходимец и грубый самец, который, беззастенчиво используя женщин, часто и грабя их, уверенно продвигается к богатству и вершинам власти. Между тем люди духовного склада оказываются в Мопассана страждущими. Отсюда и горечь и печаль, которыми определяется тональность многих его произведений, в частности романов «Жизнь», «Монт-Ориоль», многочисленных новелл, иногда целых сборников, как «Мисс Гарриет», «Иветта», «Маленькая Рок» и других.
Мопассан считал, что писатель прежде всего должен «воспроизводить и объяснять природу средствами искусства», прежде всего человеческую природу. При этом он подчеркивал, что человек «следует изображать такими, какими они есть» и «интересоваться прежде всего побудительной причиной каждого поступка... и особенно побуждениями, присущими всем людям, их инстинктивными импульсами». Относительно этого, по мнению Мопассана, люди всех классов и слоев одинаковы, представители высших классов отличаются только тем, что «истинные причины своих поступков они умеют маскировать условностями, фальшивостью, лицемерием и притворством». Внимание художника была сконцентрирована на том, что свойственно человеческой природе в целом, но проявляется в разных формах, присущих определенным слоям и индивидуумам. В этом и заключалась и «беспощадная, страшная и святая правда», говорить о которой людям Мопассан считал первейшей обязанностью писателя.