ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

2 КЛАСС

 

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СКАЗОК НАРОДОВ ЕВРОПЫ

 

Урок 5

Тема. «Чабанський пес» (молдавская народная сказка)

 

Цель: учить определять жанровые особенности народной сказки, зачин, основную часть, концовку, персонажей произведения; развивать умение высказывать оценочные суждения: хороший - плохой, добрый - злой; воспитывать любовь к национальным особенностям других народов Европы, бережное отношение к четвероногим друзьям.

Оборудование: карта Европы; Государственный Флаг Молдовы; «воображаемая клавиатура»; таблица слов для мгновенного чтения; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок,

Начинаем урок.

Поработаем усердно,

Чтобы услышать в конце,

Что в нашем дружественным классе

Дети просто молодцы.

 

II. Мотивация учебной деятельности

1. Вступительное слово учителя

- Дети, вы любите путешествовать?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по необычной страной. Как называется эта страна, вы узнаете, воспользовавшись мысленной клавиатурой.

2. Упражнение «Набери слова» (работа в тетради)

- Наберите слова: сказки, Европы, народов.

 

 

III. Сообщение темы и цели урока

1. Сообщение учителя

- Пожалуй, больше всего дети всего мира любят читать сказки. Да, сказка - это то произведение, что ведет их в удивительный мир. В ее основе лежит увлекательная рассказ о вымышленных событиях или явлениях, которые воспринимаются как правдивые, реальные.

Сказки известны с древнейших времен у всех народов мира. В сказках народов мира есть немало общего: у них интересный содержание, смелый и добрый герой, счастливая концовка - добро всегда побеждает зло.

В то же время сказки каждого народа имеют свои национальные особенности. Они отражают образ жизни, труде и быте того или иного народа.

По содержанию сказки разных народов делятся на сказки о животных, фантастические и бытовые.

Очень-очень древними считают сказки о животных. Главными героями в них есть звери, которые думают, говорят и действуют как люди. В фантастических сказках происходят волшебные превращения. Герои фантастических сказок наделены необычайной силой и мужеством. Они пользуются волшебными предметами (шапкой-невидимкой, целебной водой и др.). О повседневной жизни людей и их взаимоотношения можно узнать из бытовых сказок.

Сказки, которые вы сейчас будете читать, удивительные. Они помогут вам узнать о том, как живут различные народы Европы.

2. Работа с картой Европы (тетрадь, с. 78-79)

- Сегодня мы познакомимся со сказкой, которую составил молдавский народ. Этот народ проживает в Молдове. Молдова - это государство, которое на северо-востоке граничит с Украиной. Ее населяет свыше 4 млн. человек. Большинство молдаван разговаривают на румынском языке, поскольку на западе Молдова граничит с Румынией. Здесь есть много рек и оврагов. Как и каждый народ, молдаване имеют национальные символы: флаг, гимн и герб. Вот такой вид имеет Государственный Флаг Молдовы. (Учитель прикрепляет его на карте.)

3. Работа в парах (работа в тетради)

- Ваша задача - определить, о чем или о ком говорится в пословице, объяснить смысл одного из них.

• Без чести - как пес без хвоста. (Чешское)

• Бойся собаки спереди, коня сзади, а плохого человека со всех сторон. (Литовское)

• За три года и школьный собака стихами залает. (Корейское)

• Всякий песик бережет свой хвостик. (Кубинское)

• Тянет работу, как собака песню. (Латвийское)

• Как собака на ярмарке: и здесь, и там, и везде. (Английское)

• Пес лает на месяц, а потому и безразлично. (Английское)

• Милый ему, как собаке камень. (Болгарское)

4. Сообщения учащихся

- О ком все эти пословицы?

- Как еще по-другому можно называть собаку? (Пес, щенок, песик)

- Что вы знаете о собаке? (Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными заранее.)

Учащиеся высказываются по очереди.

1-й ученик. Верным другом человека является собака. Это животное люди приручили одной из первых. Тысячу лет назад собак использовали пастухи для защиты своих стад от диких зверей.

2-й ученик. Интересно, что пастухи отдавали предпочтение белым овчаркам, поскольку их легко отличить от волков. Ведь существовала опасность убить свою собаку, спутав его с волком, который нападал на стадо. Даже теперь, когда волки почти исчезли, большинство охотничьих собак, которых выводят во всех странах мира, все еще имеют коричневатую или светлое, белесое окраску.

3-й ученик. Собаки - надежные помощники чабанов. Так, например, австралийский келпи не обегает овец, а бежит по их спинам, чтобы добраться головы стада. Хорошо видресируваний собака этой породы может выполнять работу шести пастухов и за один день преодолеть до 65 км.

 

IV. Восприятие и осознание нового материала

1. Ситуация успеха «Плутанинка»

- Попробуйте почитать перепутаны буквы и узнайте, с каким произведением мы будем работать на уроке.

- Первая сказка в разделе «Сказки народов Европы» называется:

 

image2

(Чабанський пес)

 

2. Подготовка к восприятию текста. Игра «На одном дыхании» (работа в тетради)

>> Мгновенное чтение слов из сказки

Возраст чабан

год овцы

пес щенок

он волк

глаза голова

зло добро

хорошо плохо

3. Чтение текста учителем и подготовленными учениками

- Слушайте и запоминайте содержание прочитанного.

Зачин - читает учитель; основную часть - за лицами - ученики; конечность - ученики.

4. Физкультминутка

5. Анализ и обсуждение прочитанного (работа в тетради)

• Как служил чабану его пес?

• 3 какой целью чабан взял щенка?

• Понравилось ли вам щенок? Почему? Которая нрав у него?

• Почему старому псу удалось перехитрить волка? Который у волка был характер?

• Понял чабан, что он зря обидел своего верного пса?

• Как называют людей, которые никогда не забывают сделанное им добро?

6. Творческое задание «Юные исследователи»

- Подумайте и скажите, на какую украинскую народную сказку похожа эта. Чем именно. (Сказка «Сирко»)

7. Продолжение работы в тетради

 

V. Рефлексивно-оценочный этап

- Подумайте и скажите, какое из прочитанных пословиц подходит к нашей сказке? (Ответы учащихся.)

- Что полеВНОго взяли с урока?

- Помните, что к четвероногим друзьям нужно относиться с любовью, чуткостью. Заботьтесь о них, не наносите им неприятностей.

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать сказку «Чабанський пес». Рассказывать сказку так, будто это случилось с вами.

Нарисовать главного героя сказки в тетради.

Дополнительное чтение

• «Лисичка-сестричка и серый волк» (русская народная сказка);

• «Лиса и ястреб» (шотландская народная сказка).