2 КЛАСС
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СКАЗОК НАРОДОВ ЕВРОПЫ
Урок 5
Тема. «Чабанський пес» (молдавская народная сказка)
Цель: учить определять жанровые особенности народной сказки, зачин, основную часть, концовку, персонажей произведения; развивать умение высказывать оценочные суждения: хороший - плохой, добрый - злой; воспитывать любовь к национальным особенностям других народов Европы, бережное отношение к четвероногим друзьям.
Оборудование: карта Европы; Государственный Флаг Молдовы; «воображаемая клавиатура»; таблица слов для мгновенного чтения; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем урок.
Поработаем усердно,
Чтобы услышать в конце,
Что в нашем дружественным классе
Дети просто молодцы.
II. Мотивация учебной деятельности
1. Вступительное слово учителя
- Дети, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы отправимся в путешествие по необычной страной. Как называется эта страна, вы узнаете, воспользовавшись мысленной клавиатурой.
2. Упражнение «Набери слова» (работа в тетради)
- Наберите слова: сказки, Европы, народов.
III. Сообщение темы и цели урока
1. Сообщение учителя
- Пожалуй, больше всего дети всего мира любят читать сказки. Да, сказка - это то произведение, что ведет их в удивительный мир. В ее основе лежит увлекательная рассказ о вымышленных событиях или явлениях, которые воспринимаются как правдивые, реальные.
Сказки известны с древнейших времен у всех народов мира. В сказках народов мира есть немало общего: у них интересный содержание, смелый и добрый герой, счастливая концовка - добро всегда побеждает зло.
В то же время сказки каждого народа имеют свои национальные особенности. Они отражают образ жизни, труде и быте того или иного народа.
По содержанию сказки разных народов делятся на сказки о животных, фантастические и бытовые.
Очень-очень древними считают сказки о животных. Главными героями в них есть звери, которые думают, говорят и действуют как люди. В фантастических сказках происходят волшебные превращения. Герои фантастических сказок наделены необычайной силой и мужеством. Они пользуются волшебными предметами (шапкой-невидимкой, целебной водой и др.). О повседневной жизни людей и их взаимоотношения можно узнать из бытовых сказок.
Сказки, которые вы сейчас будете читать, удивительные. Они помогут вам узнать о том, как живут различные народы Европы.
2. Работа с картой Европы (тетрадь, с. 78-79)
- Сегодня мы познакомимся со сказкой, которую составил молдавский народ. Этот народ проживает в Молдове. Молдова - это государство, которое на северо-востоке граничит с Украиной. Ее населяет свыше 4 млн. человек. Большинство молдаван разговаривают на румынском языке, поскольку на западе Молдова граничит с Румынией. Здесь есть много рек и оврагов. Как и каждый народ, молдаване имеют национальные символы: флаг, гимн и герб. Вот такой вид имеет Государственный Флаг Молдовы. (Учитель прикрепляет его на карте.)
3. Работа в парах (работа в тетради)
- Ваша задача - определить, о чем или о ком говорится в пословице, объяснить смысл одного из них.
• Без чести - как пес без хвоста. (Чешское)
• Бойся собаки спереди, коня сзади, а плохого человека со всех сторон. (Литовское)
• За три года и школьный собака стихами залает. (Корейское)
• Всякий песик бережет свой хвостик. (Кубинское)
• Тянет работу, как собака песню. (Латвийское)
• Как собака на ярмарке: и здесь, и там, и везде. (Английское)
• Пес лает на месяц, а потому и безразлично. (Английское)
• Милый ему, как собаке камень. (Болгарское)
4. Сообщения учащихся
- О ком все эти пословицы?
- Как еще по-другому можно называть собаку? (Пес, щенок, песик)
- Что вы знаете о собаке? (Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными заранее.)
Учащиеся высказываются по очереди.
1-й ученик. Верным другом человека является собака. Это животное люди приручили одной из первых. Тысячу лет назад собак использовали пастухи для защиты своих стад от диких зверей.
2-й ученик. Интересно, что пастухи отдавали предпочтение белым овчаркам, поскольку их легко отличить от волков. Ведь существовала опасность убить свою собаку, спутав его с волком, который нападал на стадо. Даже теперь, когда волки почти исчезли, большинство охотничьих собак, которых выводят во всех странах мира, все еще имеют коричневатую или светлое, белесое окраску.
3-й ученик. Собаки - надежные помощники чабанов. Так, например, австралийский келпи не обегает овец, а бежит по их спинам, чтобы добраться головы стада. Хорошо видресируваний собака этой породы может выполнять работу шести пастухов и за один день преодолеть до 65 км.
IV. Восприятие и осознание нового материала
1. Ситуация успеха «Плутанинка»
- Попробуйте почитать перепутаны буквы и узнайте, с каким произведением мы будем работать на уроке.
- Первая сказка в разделе «Сказки народов Европы» называется:
(Чабанський пес)
2. Подготовка к восприятию текста. Игра «На одном дыхании» (работа в тетради)
>> Мгновенное чтение слов из сказки
Возраст чабан
год овцы
пес щенок
он волк
глаза голова
зло добро
хорошо плохо
3. Чтение текста учителем и подготовленными учениками
- Слушайте и запоминайте содержание прочитанного.
Зачин - читает учитель; основную часть - за лицами - ученики; конечность - ученики.
4. Физкультминутка
5. Анализ и обсуждение прочитанного (работа в тетради)
• Как служил чабану его пес?
• 3 какой целью чабан взял щенка?
• Понравилось ли вам щенок? Почему? Которая нрав у него?
• Почему старому псу удалось перехитрить волка? Который у волка был характер?
• Понял чабан, что он зря обидел своего верного пса?
• Как называют людей, которые никогда не забывают сделанное им добро?
6. Творческое задание «Юные исследователи»
- Подумайте и скажите, на какую украинскую народную сказку похожа эта. Чем именно. (Сказка «Сирко»)
7. Продолжение работы в тетради
V. Рефлексивно-оценочный этап
- Подумайте и скажите, какое из прочитанных пословиц подходит к нашей сказке? (Ответы учащихся.)
- Что полеВНОго взяли с урока?
- Помните, что к четвероногим друзьям нужно относиться с любовью, чуткостью. Заботьтесь о них, не наносите им неприятностей.
VI. Домашнее задание
Научиться выразительно читать сказку «Чабанський пес». Рассказывать сказку так, будто это случилось с вами.
Нарисовать главного героя сказки в тетради.
Дополнительное чтение
• «Лисичка-сестричка и серый волк» (русская народная сказка);
• «Лиса и ястреб» (шотландская народная сказка).