РАЗДЕЛ V СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РОАЛЬД ДАЛ
ЧАРЛИ И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА
История создания
Над книгой «Чарли и шоколадная фабрика» Г. Дал работал в сложный период жития (1961-1962), когда младший сын Тео попал в аварию, а дочь Оливия тяжело болела. Чтобы поддержать детей, писатель начал рассказывать им сказку о приключениях мальчика Чарли.
Потом эту историю он начал записывать. Так возникла одна из лучших современных детских книг. Герои произведения - современные дети, в характере каждого из них автор отразил какую-то одну порок: жадность, распущенность, чрезмерное увлечение телевизором и др. В образе Чарли воплощено воспоминания о детстве самого писателя, его мечты и увлечения шоколадом фабрики «Кедбєрі».
Кадр из кинофильма «Чарли и шоколадная фабрика». Режиссер Т. Бертон. 2006 г.
Работа с текстом
1. Какие родственные отношения царили в семье Бакетів?
2. Кому достались Золотые билеты мистера Вонки? Расскажите про детей-победителей, их увлечения и любимые занятия.
3. Объясните, почему с Чарли на фабрику пошел именно дедушка Джо.
4. Опишите портрет мистера Вилли Вонки.
5. Какие изобретения демонстрировал детям Вилли Вонка?
6. Расскажите о случаях, которые произошли в детьми на фабрике (Авґустус Ґлуп, Верука Солт, Виолетта Бореґард, Майк Тиви). Объясните, почему это случилось именно с ними. Как изменились эти дети в течение развития сюжета произведения?
7. Определите тему и идею каждой из песен умпа-лумпів. Как вы думаете, с какой целью писатель уместил эти стихотворные тексты в прозаическое произведение?
В. За что и какую награду получил Чарли от мистера Вонки?
Красота слова
События повести-сказки Г. Дала происходят не в далеком прошлом, а в настоящем времени. Несмотря на выдуманность истории, мы узнаем реальные приметы современности. Как же живут сегодня люди? Чем увлекаются? Каковы отношения детей и взрослых? Эти вопросы волнуют писателя Г. Дала.
Художник изображает жизнь Бакетів, их борьбу с бедностью, отношения в семье. В начале произведения изображает мир, который делится на богатых и бед ных. Бакетам не хватало денег даже на питание. Они ели только картонляні и капустные блюда. Чарли постоянно ходил голодный, и нередко мать и отец отдавали ему свою еду, но Чарли никогда этим не пользовался, потому что всегда заботился о других. Бабушки и дедушки были вынуждены спать на стареньком постели. Однако отношения в семействе Бакетів были удивительно теплыми, доверчивыми, добрыми.
Главная добродетель Чарли - его доброе сердце. Бедность семьи не сказалась на его характере. Каждый вечер мальчик приходил к старикам - дедушки Джо и бабушки Джозефины, дедушки Джорджа и бабушке Джорджины, делился с ними своими мечтами, слушал рассказы о прошлой жизни. Это были самые счастливые моменты для мальчика и его родных. Испытание бедностью и голодом Чарли и его семья с достоинством выдержали.
Оказавшись среди сладкого мира, Чарли и дедушка Джо не теряют сердечности и порядочности. Мальчик, увлеченный красотой конфетных см, не выпускает руки дедушки, волнуется за тех детей, которые попали в опасность. Наблюдательный Вилли Вонка выделил Чарли среди детей. Хозяин производства внимательно следил за маленькими гостями, ведь главной целью организованной им экскурсии на фабрику было найти среди детей наиболее учтивого, умного и доброго. Таким оказался главный герой повести - Чарли Бакет. В финале произведения он как настоящий сказочный герой получил в награду царство шоколада - фабрику Вилли Вонки.
Кадр из кинофильма «Чарли и шоколадная фабрика».
Режиссер Т. Бертон. 2006 г.
- Повторяем день и ночь
самую важную в мире вещь:
НЕ НАДО детям позволять
к телевизору садиться.
Эту штуку пусть бы вообще
не знали дети малые.
Во всех мирах, с самого
рана они сидят у экрана
и не отходят до полуночи,
аж им на лоб лезут глаза.
(Мы как-то в одной из комнаток
нашли таких глаз с десяток).
Сидят незмигно и статично,
как будто в трансе гіпнотичнім,
сидят, как наркоманы,
и впитывают теледурмани.
Они становятся, конечно, мили -
такие чемненькі, неспесиві,
не бьются и не дебоширят,
вас не трогают, не раздражают»
так все снодійно и похвально...
И это, по-вашему, нормально?
Знают папы и мамы,
что делает телик с детьми?
В ГОЛОВЕ СТАНОВИТСЯ В НИХ ПУСТО!
ГНИЕТ ВООБРАЖЕНИЕ, КАК КАПУСТА!
ВСЕ ИСЧЕЗАЮТ ЧУВСТВА
И ТАКОЕ ТУПОЕ СТАНОВИТСЯ ДИТЯ,
ЧТО НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ВОЛШЕБНЫЕ
СКАЗКИ, ФАНТАЗИИ И ПЕСНИ!
А МОЗГ, КАК ШВЕЙЦАРСКИЙ СЫР,
В МОЗГУ ТИМ - МИЛЛИОНЫ ДЫР...
ПУСТЫЕ ГЛАЗА, ПОТУХШИЙ ЗРЕНИЕ!
«Ладно, - вы скажете, - мы согласны
экран разбить хоть сегодня,
и как мы будем развлекать
своих детей? Чем забавлять?..»
В ответ спитаєм вас:
«А что делали дети во время,
когда уродов этих не было?
Что утешение и радость им несло?»
Забыли уже? Вам напомнить?
Мы готовы по слогам сказать:
ВО НИ... ЛИ-И-ЛИ... КНИ-ЖЕЧ-КИ!
Басни ЧИТАЛИ, сказки,
Истории ЧИТАЛИ разные,
ЧИТАЛИ с утра и допоздна!
В детской везде книги стояли,
и на полу тоже лежали!
И на столе, и возле кровати
детей ждала хорошая книжка!
Сказки волшебные, фантастические,
драконы в них, киты необычные,
пираты острова сокровищ,
принцессы из волшебных краев,
разбойники и корабли,
слоны, цыгане, короли.
И людоеды на огне
готовят что-то в казани.
(Как пахнет! Что это - с тмином уха?
Да нет, это мальчик-нечемнушка!)
Аж дух захватывало
от тех книг... Вот Винни-Пух,
вон Белоснежка идет в лес...
Вот Гулливер ведет Алису
в Дывосвит, и прямо здесь
к ним подходит лилипут.
Ген королева выглядит,
найдет Герда своего Кая...
Такое, готовясь ко сну,
читали дети в древности!..
(Перевод Виктора Морозова,
под редакцией Олексы Негребецкого
и Ивана Малковича)
Есть. Гапчинская. Обложка к повести-сказки Г. Дала «Чарли и шоколадная фабрика». 2005 г.
Комментарии
В прозаическом произведении Г. Дала помещены стихотворные фрагменты - песни, которые поют работники фабрики Вилли Вонки (умпа-лумпи, которые прибыли из далекой дикой страны и воплощают естественный взгляд на цивилизацию и современных людей). В этих песнях осуждаются чрезмерные увлечения современных детей пищей, жвачками, телевизионными развлечениями, раскрываются причины детских проблем в современном мире. Хор умпа-лумпів обращается не только к детям, но и взрослым. Средством от детских «болезней современности» умпа-лумпи считают книги, которые развивают творческое воображение и мышление, улучшают характер и душу ребенка.
Кадр из кинофильма «Чарли и шоколадная фабрика». Режиссер Т. Бертон. 2006 г.
Творческое задание
1. Найдите в тексте определения (прилагательные и существительные), которые дают персонажи хозяину шоколадной фабрики. Соответствуют ли они сущности этого героя? Прочитав книгу, подберите к характеристики мистера Вонки свои определения. Сравните их с тем, что говорили о нем другие.
2. Продолжите историю о Чарли. Каким, по вашему мнению, он стал бы хозяином фабрики? Что сделал бы для других?
1. Какие признаки волшебной сказки сохранил писатель? Что нового добавил к традиционному жанру?
2. Вспомните испытания, которые выпали на долю героев в народных сказках (например, в сказке «Госпожа Метелица» и др.). За что их наказали? А за что наказаны героев Г. Дала?
Большим событием в современном киноискусстве в 2006 г. стал фильм, снятый американским режиссером Тимом Бертоном, по сказочной повести Г. Дала «Чарли и шоколадная фабрика». Посмотрите этот фильм и сравните его с текстом книги Г. Дала. Какие изменения в сюжете вы заметили? С какой целью они были введены режиссером? Все пороки и добродетели маленьких героев в книжке точно воспроизведен средствами киноискусства?