ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 5 класс

РАЗДЕЛ V СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

РОАЛЬД ДАЛ

 

ЧАРЛИ И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА

 

История создания

Над книгой «Чарли и шоколадная фабрика» Г. Дал работал в сложный период жития (1961-1962), когда младший сын Тео попал в аварию, а дочь Оливия тяжело болела. Чтобы поддержать детей, писатель начал рассказывать им сказку о приключениях мальчика Чарли.

Потом эту историю он начал записывать. Так возникла одна из лучших современных детских книг. Герои произведения - современные дети, в характере каждого из них автор отразил какую-то одну порок: жадность, распущенность, чрезмерное увлечение телевизором и др. В образе Чарли воплощено воспоминания о детстве самого писателя, его мечты и увлечения шоколадом фабрики «Кедбєрі».

 

Кадр из кинофильма «Чарли и шоколадная фабрика». Режиссер Т. Бертон. 2006 г.

 

Работа с текстом

1. Какие родственные отношения царили в семье Бакетів?

2. Кому достались Золотые билеты мистера Вонки? Расскажите про детей-победителей, их увлечения и любимые занятия.

3. Объясните, почему с Чарли на фабрику пошел именно дедушка Джо.

4. Опишите портрет мистера Вилли Вонки.

5. Какие изобретения демонстрировал детям Вилли Вонка?

6. Расскажите о случаях, которые произошли в детьми на фабрике (Авґустус Ґлуп, Верука Солт, Виолетта Бореґард, Майк Тиви). Объясните, почему это случилось именно с ними. Как изменились эти дети в течение развития сюжета произведения?

7. Определите тему и идею каждой из песен умпа-лумпів. Как вы думаете, с какой целью писатель уместил эти стихотворные тексты в прозаическое произведение?

В. За что и какую награду получил Чарли от мистера Вонки?

Красота слова

События повести-сказки Г. Дала происходят не в далеком прошлом, а в настоящем времени. Несмотря на выдуманность истории, мы узнаем реальные приметы современности. Как же живут сегодня люди? Чем увлекаются? Каковы отношения детей и взрослых? Эти вопросы волнуют писателя Г. Дала.

Художник изображает жизнь Бакетів, их борьбу с бедностью, отношения в семье. В начале произведения изображает мир, который делится на богатых и бед ных. Бакетам не хватало денег даже на питание. Они ели только картонляні и капустные блюда. Чарли постоянно ходил голодный, и нередко мать и отец отдавали ему свою еду, но Чарли никогда этим не пользовался, потому что всегда заботился о других. Бабушки и дедушки были вынуждены спать на стареньком постели. Однако отношения в семействе Бакетів были удивительно теплыми, доверчивыми, добрыми.

Главная добродетель Чарли - его доброе сердце. Бедность семьи не сказалась на его характере. Каждый вечер мальчик приходил к старикам - дедушки Джо и бабушки Джозефины, дедушки Джорджа и бабушке Джорджины, делился с ними своими мечтами, слушал рассказы о прошлой жизни. Это были самые счастливые моменты для мальчика и его родных. Испытание бедностью и голодом Чарли и его семья с достоинством выдержали.

Оказавшись среди сладкого мира, Чарли и дедушка Джо не теряют сердечности и порядочности. Мальчик, увлеченный красотой конфетных см, не выпускает руки дедушки, волнуется за тех детей, которые попали в опасность. Наблюдательный Вилли Вонка выделил Чарли среди детей. Хозяин производства внимательно следил за маленькими гостями, ведь главной целью организованной им экскурсии на фабрику было найти среди детей наиболее учтивого, умного и доброго. Таким оказался главный герой повести - Чарли Бакет. В финале произведения он как настоящий сказочный герой получил в награду царство шоколада - фабрику Вилли Вонки.

 

Кадр из кинофильма «Чарли и шоколадная фабрика».

Режиссер Т. Бертон. 2006 г.

 

- Повторяем день и ночь

самую важную в мире вещь:

НЕ НАДО детям позволять

к телевизору садиться.

Эту штуку пусть бы вообще

не знали дети малые.

Во всех мирах, с самого

рана они сидят у экрана

и не отходят до полуночи,

аж им на лоб лезут глаза.

(Мы как-то в одной из комнаток

нашли таких глаз с десяток).

Сидят незмигно и статично,

как будто в трансе гіпнотичнім,

сидят, как наркоманы,

и впитывают теледурмани.

Они становятся, конечно, мили -

такие чемненькі, неспесиві,

не бьются и не дебоширят,

вас не трогают, не раздражают»

так все снодійно и похвально...

И это, по-вашему, нормально?

Знают папы и мамы,

что делает телик с детьми?

В ГОЛОВЕ СТАНОВИТСЯ В НИХ ПУСТО!

ГНИЕТ ВООБРАЖЕНИЕ, КАК КАПУСТА!

ВСЕ ИСЧЕЗАЮТ ЧУВСТВА

И ТАКОЕ ТУПОЕ СТАНОВИТСЯ ДИТЯ,

ЧТО НЕ ВОСПРИНИМАЕТ ВОЛШЕБНЫЕ

СКАЗКИ, ФАНТАЗИИ И ПЕСНИ!

А МОЗГ, КАК ШВЕЙЦАРСКИЙ СЫР,

В МОЗГУ ТИМ - МИЛЛИОНЫ ДЫР...

ПУСТЫЕ ГЛАЗА, ПОТУХШИЙ ЗРЕНИЕ!

«Ладно, - вы скажете, - мы согласны

экран разбить хоть сегодня,

и как мы будем развлекать

своих детей? Чем забавлять?..»

В ответ спитаєм вас:

«А что делали дети во время,

когда уродов этих не было?

Что утешение и радость им несло?»

Забыли уже? Вам напомнить?

Мы готовы по слогам сказать:

ВО НИ... ЛИ-И-ЛИ... КНИ-ЖЕЧ-КИ!

Басни ЧИТАЛИ, сказки,

Истории ЧИТАЛИ разные,

ЧИТАЛИ с утра и допоздна!

В детской везде книги стояли,

и на полу тоже лежали!

И на столе, и возле кровати

детей ждала хорошая книжка!

Сказки волшебные, фантастические,

драконы в них, киты необычные,

пираты острова сокровищ,

принцессы из волшебных краев,

разбойники и корабли,

слоны, цыгане, короли.

И людоеды на огне

готовят что-то в казани.

(Как пахнет! Что это - с тмином уха?

Да нет, это мальчик-нечемнушка!)

Аж дух захватывало

от тех книг... Вот Винни-Пух,

вон Белоснежка идет в лес...

Вот Гулливер ведет Алису

в Дывосвит, и прямо здесь

к ним подходит лилипут.

Ген королева выглядит,

найдет Герда своего Кая...

Такое, готовясь ко сну,

читали дети в древности!..

(Перевод Виктора Морозова,

под редакцией Олексы Негребецкого

и Ивана Малковича)

 

Есть. Гапчинская. Обложка к повести-сказки Г. Дала «Чарли и шоколадная фабрика». 2005 г.

Комментарии

В прозаическом произведении Г. Дала помещены стихотворные фрагменты - песни, которые поют работники фабрики Вилли Вонки (умпа-лумпи, которые прибыли из далекой дикой страны и воплощают естественный взгляд на цивилизацию и современных людей). В этих песнях осуждаются чрезмерные увлечения современных детей пищей, жвачками, телевизионными развлечениями, раскрываются причины детских проблем в современном мире. Хор умпа-лумпів обращается не только к детям, но и взрослым. Средством от детских «болезней современности» умпа-лумпи считают книги, которые развивают творческое воображение и мышление, улучшают характер и душу ребенка.

Кадр из кинофильма «Чарли и шоколадная фабрика». Режиссер Т. Бертон. 2006 г.

 

Творческое задание

1. Найдите в тексте определения (прилагательные и существительные), которые дают персонажи хозяину шоколадной фабрики. Соответствуют ли они сущности этого героя? Прочитав книгу, подберите к характеристики мистера Вонки свои определения. Сравните их с тем, что говорили о нем другие.

2. Продолжите историю о Чарли. Каким, по вашему мнению, он стал бы хозяином фабрики? Что сделал бы для других?

1. Какие признаки волшебной сказки сохранил писатель? Что нового добавил к традиционному жанру?

2. Вспомните испытания, которые выпали на долю героев в народных сказках (например, в сказке «Госпожа Метелица» и др.). За что их наказали? А за что наказаны героев Г. Дала?

Большим событием в современном киноискусстве в 2006 г. стал фильм, снятый американским режиссером Тимом Бертоном, по сказочной повести Г. Дала «Чарли и шоколадная фабрика». Посмотрите этот фильм и сравните его с текстом книги Г. Дала. Какие изменения в сюжете вы заметили? С какой целью они были введены режиссером? Все пороки и добродетели маленьких героев в книжке точно воспроизведен средствами киноискусства?