ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

УРОК № 53

Тема. Г. Л. Стивенсон - автор романа «Остров сокровищ»

 

Цель: заинтересовать учащихся биографией и творчеством Р. Л. Стивенсона, познакомить с историей создания романа «Остров сокровищ», работать над выразительным чтением, развивать логическое мышление.

Оборудование: портреты Г. Л. Стивенсона, выставка книг писателя.

 

Обладая богатством

Всей земли,

Мы должны быть счастливы,

Как короли.

Г. Л. Стивенсон

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

Расшифровав криптограму, вы узнаете, произведение какого писателя мы будем читать на уроке.

 

 

(Роберт Льюис Стивенсон)

Ключ к криптограммы - украинский алфавит.

 

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о писателе

Жизненный и творческий путь писателя

- Размышляя над судьбой писателя Стивенсона, нельзя забывать: был еще и читатель Стивенсон. С самого раннего детства он увлекался романами Вальтера Скотта, исторические произведения которого были полны приключений и путешествий. Интересно, что среди героев романов великого шотландца Стивенсон находил своих предков, не говоря уже о том, что они с В. Скоттом даже имели общих дальних родственников. А дед Сти - венсона показывал автору «Айвенго» построенные им маяки.

Дед и отец писателя - морские инженеры, которые строили маяки, такие необходимые для спасения кораблей. Но Льюис не мог следовать семейной традиции: с детства он много и часто болел, поэтому почти не ходил в школу, играл со сверстниками. Однако, даже лежа в постели, он не унывал, потому что умел фантазировать. А еще отец, часами сидя возле больного туберкулезом сына, рассказывал ему увлекательные истории об отважных разбойников, отчаянные плавание, закопаны сокровища.

Родители хотели, чтобы Льюис получил юридическое образование, что он и сделал, окончив юридический факультет Эдинбургского университета. Но, как и раньше, его привлекала только литература. Литература и путешествия...

Он с собой взял в плаванье карту морей,

На которой земли - ни следа;

И команда, с восторгом склонившись над ней,

Дружным хором воскликнула: «Да!»

Для чего, в самом деле, полюса, параллели,

Зоны, тропики и зодиаки?

И команда в ответ: «В жизни этого нет,

Это чисто условные знаки.

На обыденных картах - слова, острова,

Все сплелось, перепуталось - жуть!

А на нашей, как в море, одна синева,

Вот так карта - приятно взглянуть!»

(Л. Кэролл)

Правда, жизнь сложилась так, что путешествовать ему приходилось не по собственному желанию, а по жестокой необходимости. Сначала, по предписаниям врачей,- до мягкого климата Франции, Голландии и Бельгии, затем - в Калифорнии за невестой, американкой Фанни Осборн, и в конце жизни - на острова архипелага Самоа.

Стивенсон рано начал писать и печататься, но успех пришел только после выхода романа «Остров сокровищ».

 

2. История создания романа

Впервые роман увидел свет в 1881 г. Реакция читателей была более чем неожиданной - автора буквально забросали письмами с просьбой назвать точные координаты острова, ведь там остались сокровища. Наивные современники так и не смогли поверить, что события романа - плод фантазии автора.

Как же появилась эта книга?

Когда она вышла впервые, на ней было посвящение: «Мистеру Л. О.» - с примечанием, что «вкус и фантазия» Л. О. помогли автору в написании романа. Все подумали, что это какой-то критик, а оказалось - мальчик, Ллойд Осборн.

Однажды, играя со своим пасынком Ллойдом, Стивенсон нарисовал карту острова. «Как называется эта земля?» - спросил мальчик.

«Остров сокровищ»,- не задумываясь ответил автор, даже не подозревая, что он начал создавать свой знаменитый роман.

Каждый день семья собиралась за одним столом, чтобы послушать новые разделы будущей книги: про пиратов, карту и сокровища, о бунте и заброшенный корабль, сквайра Трелони и доктора, и повара на одной ноге. И члены семьи Стивенсона не были пассивными слушателями: они придумывали новые приключения, подсказывали имена героев и названия местности. Отец писателя составил список вещей, что находился в сундуке «морского волка». А Ллойд был первым критиком и редактором «Острова сокровищ».

«Остров сокровищ» - самый известный, но не единственный произведение Стивенсона. Ему принадлежат романы «Черная стрела», «Владетель Баллантре», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Писал Стивенсон до последнего дня своей недолгой жизни, закончить которое ему пришлось на полинезийском острове Самоа в Тихом океане. Родные похоронили его над морем, на вершине горы Веа. На могильном камне высечены его собственные строки:

Под звездным небом, на ветру

Место выберу последнее.

Радостно жил и легко умру.

...

На могиле моей напишите так:

«Здесь он хотел оставить знак,

С моря домой пришел моряк,

И охотник вернулся с холмов».

«Реквием»

 

3. Работа с литературоведческими терминами

Повторения.

• Что такое роман?

• Какая литература называется приключенческой?

 

4. Чтение первых глав романа

Часть И, раздел И. «Старый морской волк в трактире адмирал Бенбоу»

Раздел ІІ. «Черный Пес приходит и уходит»

• Назовите героев романа, о которых вы читали. Какие они вызывают чувства и почему?

Раздел ІІІ. «Черная метка»

• Что такое черная метка? Кто и кому из героев романа ее приносит?

• Можно ли назвать этот роман приключенческим (в связи с прочитанными разделами)?

 

III. Выводы

Продолжить предложение:

Сегодня на уроке я...:

• узнал...

• был поражен...

• задумался...

 

IV. Домашнее задание

Читать роман «Остров сокровищ».