РАЗДЕЛ IV СИЛА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ
История создания
Стихотворение «Книги в красном переплете» написан примерно в период 1908-1910 гг. В то время М. Цветаева начала готовить к печати свою первую книгу «Вечерний альбом». Произведение вошло в раздел «Детство». Молодой автор чувствовала, что ЕЕ детство уходит в прошлое, впереди ее ждало большое взрослую жизнь. В дальнейший путь она взяла с собой незабываемые впечатления и воспоминания о произведениях искусства (музыки и литературы), которые полюбила с детства.
Книги в красном переплетет
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальныи шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплетет.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
- Уж поздно! - Мама, десять строк!.. -
Но, к счастью, мама забивала.
Марины Цветаева. 1910 г.
Сестры Цвєтаєві. 1905 г.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки плен веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы...
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген1, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальпы судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть быы?
В золотые Бремена,
Где взор смелей и сердце чище!
В золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий2!
Книги в красном переплете
Из рая, где я еще дитя,
Мне шлете свои приветы,
Извечные друзья на жизнь,
В красную переплет вшиты.
Только я выучу свой урок,
Тогда, бывало, к вам бегу я,
- Уже поздно! - Мама, еще строка!..
Она же, к счастью, не следит.
В люстре огонек мелькает...
С книгой так хорошо дома!
Под Гріґа, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбу Тома.
Вечерняя сумрак, свежесть, ощущение...
Том вместе с Бекки искренне верит.
Вот Индеец Джо с огнем
В пещере темной зло сновидить...
И кладбище... Вещий гук совы...
(Как страшно!) Мчится через кочки
Приймак чванливой вдовы,
Как Диоген, склонив спину.
Ясный, как солнце, тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
О Боже! Нищий!.. Он сказал:
«Я наследник трона!»
Кто из тьмы - тот в ней и исчез.
Британии печальные судьбы...
- Почему же среди красных книг
Заснуть снова не имею воли?
А золота эта сторона,
Где взгляд свободный, в сердце теплые края!
О золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
(Перевод Богдана Сторохи)
1 Диоген - древнегреческий философ, который по преданию жил в бочке.
2 Принц и нищий - герои повести Марка Твена «Принц и нищий» - похожи друг на друга английский принц Эдуард Тюдор и маленький нищий Том Кенти, которые ля волею судьбы поменялись своими ролями; попав в непривычную среду, каждый из них открыл для себя важные истины.
С. Дж. Гай. Интересная книжка. 1880і года
Литература и искусство
В стихотворении М. Цветаевой упоминаются имена великих композиторов XIX века. - Эдварда Ґріґа (Норвегия)» Роберта Шумана (Германия), Цезаря Кюи (Россия). Композиторов объединяет то, что в их произведениях находили воплощение народные образы, сказочные сюжеты, природа родного края. их музыка полна света и радости, в ней нет тревоги И напряжения. Марине Цвєтаєвій очень нравилась мелодия Е. Ґріґа -«Утреннее настроение». Вы можете ее прослушать с помощью Интернета.
Работа с текстом
1. С какими чувствами героиня стихотворения вспоминает о своем детстве?
2. В каких цветах автор изображает прошлые годы? Что, по вашему мнению, могут означать эти цвета?
3. Какими вам показались отношения матери и дочери, домашняя атмосфера в стихотворении?
4. Назовите литературные произведения, их авторов и персонажей, которые упоминаются в стихотворении М. Цветаевой.
5. Назовите имена и фамилии композиторов, упомянутых в произведении. Почему именно они, по вашему мнению, были близкими сердцу героини стихотворения?
6. Какие эпизоды из книги «Приключения Тома Сойера» вы узнали в стихотворении М. Цветаевой?
7. Определите в тексте слова, предложения, средства пунктуации, которые указывают на сильные эмоции, переживания героини.
Найдите в украинском переводе эпитеты и метафоры. Сравните их с текстом оригинала.
Для обсуждения
1. Почему автор назвала книжки друзьями героини стихотворения?
2. Имеет ли значение цвет переплета (именно красная, а не черная, не зеленая или другого цвета)?
Красота слова
В стихах, как и в прозаических произведениях, есть свои герои и героини. Как правило, они не имеют имен. Автор стихов ведет душевную беседу с читателем, используя слово «Я», но это не означает, что он (или она) пишет только о себе. В поэтическом произведении раскрываются чувства, настроения, мысли, которые близки и другим людям. Хотя автор и использует «Я», но имеет в виду не только себя лично, но и то, что может быть важным как для его времени, так и для многих поколений, в том числе для нас с вами.
В стихотворении М. Цветаевой «Книги в красном переплете» героиня немного похожа на саму писательницу. Бона искренняя, откровенная, любит музыку и художественную литературу, а еще - скучает по своей матерь ю, родным домом, где ей было тепло и уютно. Однако героиня произведения является воплощением не только лица самого автора, но и черт многих людей, которые любят читать, слушать музыку «фантазировать» мечтать (то есть и нас с вами).
В стихах тоже есть сюжет, но он отличается от сюжета прозаических произведений. В стихах изображаются события не столько внешней, сколько внутренней жизни - течение настроений, чувств, мыслей, образов. Юная героиня вместе с любимыми персонажами переживает их испытания и чувства. Волнение юной героини передают незавершенные предложения, оклики, вопросы, вставные конструкции, обозначены скобками. Наиболее напряженным моментом стиха (своеобраВНОй психологической кульминацией) есть вопрос, который остается без ответа: «Почему же среди красных книг / Заснуть вновь не имею воли?» (рус. «О, почему средь краеных книг / Опять за лампой не уснуть быы?»). В этих строках звучит целая гамма чувств - и любовь к чтению, и тоска по детству и родным домом, и глубокая печаль от невозможности возврата в прошлое.
Однако героиня стихотворения навсегда сохраняет в своей душе «золотые* воспоминания и имена любимых литературных персонажей - Тома Сойера» Гека Финна, принца и нищенку. В финале (развязке или конечности) стихотворения не случайно названные персонажи Марка Твена, писателя, который научил детей смеяться, радоваться жизни, быть собой. Это свидетельствует о том, что вечные ценности литературы героиня стиха берет в дальнейшую жизнь.