ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 5 класс

РАЗДЕЛ V СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

В КРУГУ ДОБРЫХ ГЕРОЕВ

 

Хотите ли вы узнать о том, что читают в других странах ваши сверстники, как они живут, о чем думают? Хотите ли вы выбирать произведения, которые вам больше по душе? Тогда этот раздел - сюрприз для вас, дорогие пятиклассники! В этом разделе вы узнаете о современных авторах и ознакомитесь с отдельными произведениями, очень популярными в Украине и за рубежом. Выберите из предложенных произведений один или два (или сколько захотите!), прочитайте, посоветуйтесь с друзьями и вместе с учителем определите темы уроков о современной литературе. У вас есть право выбора интересной книги! Поэтому отправляемся в свободный полет в пространстве современной литературы!

С любовью к книге

Что такое классическая и современная литература

Мы живем в мире книг. Однако все они разные, и в них надо уметь разбираться и ориентироваться. В художественной литературе есть произведения, проверенные годами, даже веками. Они признаны в разных странах, на них выросло не одно поколение. Эти произведения стали достоянием не только национальной, но и мировой литературы, ибо в них поднимаются вопросы, актуальные во все времена, а образы имеют общечеловеческий смысл. Про такие произведения говорят классические, или классика, а их авторов называют классиками. Классическими считают произведения Г. Гете и Г. Гейне, Дж. Китса и М. Цветаевой» Марка Твена и Е, Портер, Льюиса Кэрролла и А. Пушкина, Г. К. Андерсена и О. Уайльда, Э. Сетона-Томпсона и Дж. Г. Киплинга и многих других художников.

Для того чтобы какое-то художественное произведение стало классическим, должен пройти значительный промежуток времени. Только проверка временем может доказать, что тот или то произведение стал признанным в мире, не потерял своей значимости, является близким для людей разных стран и национальностей.

П. Маар среди читателей

Классические произведения отличаются не только важностью тем и проблем, но и высокой художественной стоимости, поэтому их считают образцовыми.

Развитие художественной литературы никогда не прекращается. Литературные произведения, которые появляются в наше время (то есть в последние десятилетия и по сегодня), называют современными. Среди них встречаются такие, которые подчинены моде или чисто коммерческим интересам. их быстро прочитывают и так же быстро забывают. Однако среди современных есть немало действительно хороших и высокохудожественных произведений, которые еще не стали классикой, но уже привлекли внимание широкого круга читателей в разных странах, приобрели популярность, получили признанные международные литературные премии. Современные произведения полны проблем, которые сегодня волнуют человечество. Эти произведения прокладывают новые пути в области художественности и для классической литературы. Из современных произведений станет классическим, покажет время. Однако уже сегодня интересно открывать для себя то, что с увлечением читают люди в других странах. Среди современных детских писателей заслуживают внимание такие авторы, как Роальд Дал, Пауль Маар, Туве Янсон, Джереми Стронг, Ян Улоф Екгольм, Астрид Анна Эмилия Линдгрен, Михаэль Андреас Гельмут Энде, Крістіне Нестлінґер.

За современными произведениями стоит постоянно следить, оценивать, обсуждать их. Они помогают нам войти в настоящее, осмыслить себя и свое место в мире, достичь взаимопонимания с нашими современниками.

Интересно знать

Французский учитель Даниэль Пеннак, который написал немало интересных книг для детей, считает, что в маленьких читателей (как и у каждого взрослого человека) должны быть не только обязанности, но и права:

• право перескакивать со страницы на страницу, вперед и назад, двигаться книжкой в любом направлении);

• право перечитывать (то, что понравилось) и недочитувати (то, что не понравилось);

• право возвращаться и не возвращаться к книжки (со временем);

• право читать с восторгом (что угодно и где угодно);

• право читать вслух и молча;

• право открыть книгу и читать ее на любом месте;

• право говорить и молчать о прочитанном;

• право на собственное мнение о книге;

• право на свободу выбора книги.

• Как вы поняли эти положения Д. Пеннака? С какими из них соглашаетесь? Собственные права и правила чтения вы можете сформулировать?

Персонаж - любое действующее лицо литературного произведения. Персонажами могут быть люди, животные, очеловечены образы вещей, явления природы и т.д. По своему назначению в сюжете персонажи бывают главные (которые влияют на развитие сюжета, играют ведущую роль в развитии событий) и второстепенные (которые не влияют на развитие событий, но необходимые для понимания главных персонажей, среды и т.д.).

Герой - главный персонаж, который играет активную роль в развитии сюжета, наделен ярким характером, выразительными индивидуальными чертами, обрисован многогранно в его поступках, связях со средой, с другими персонажами. Героев в произведении может быть не один, а несколько. Понятие герой и персонаж иногда могут использоваться как синонимы, но полного тождества между ними нет (понятие персонаж шире понятия герой).

Средства создания образа героя

• Портрет

• Поступки

• Изображение его переживаний, мыслей, стремлений, черт характера

• Речь героя

• Отношения героя с другими персонажами

• Различные оценки героя (автором, другими персонажами)

• Описание среды и связей с ним героя и др.