СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
АЯТ (араб, чудо, знамение) - закончена сентенция, стих суры Корана, Мухаммед считал чудом [с. 13]
БАСМАЛІ - традиционная, неизменная фраза-формула «Во имя Аллаха Всемилостивого, Всемилосердного», с которой начинается каждая сура Корана. Считается, ицо Б. имеет магическое значение, поэтому ее проиВНОсят, приступая к любому делу, пишут в начале книг, ею украшают культовые сооружения и предметы, талисманы и т.д. Эпитет «всемилостивый» касается тех, кто заслужил милосердие, а «всемилосердний» - даже тех, кто милосердие не стоит, то есть грешников [с. 13].
БЕЙТ - двустишие в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока (арабов, иранцев, таджиков, турков и др.). Б. выражает законченную мысль. Из нескольких Б. могут образовываться рубаи, газели и другие формы' восточной лирики. Б. может быть и отдельным стихотворением ]с. 114, 125, 132].
БУКОЛИКИ - произведения, в которых идеализирован изображаются природа, мирная сельская жизнь, как правило - пастухи. Известнейшие Бы. - сборник Вергилия «Буколики», состоящий из 10 еклог [с. 85].
ВЕЧНЫЙ ОБРАЗ - литературный образ, имеющий общечеловеческое значение и по глубине художественного обобщения выходит за пределы конкретного литературного произведения и эпохи, приобретает символическое значение и каждой эпохой воспринимается по-своему, сохраняя в то же время ведущие черты першообразу. К П. о. относятся Прометей, Дон Кихот, Гамлет, Ромео и Джульетта, Отелло, король Лир и др. |с. 218, 219, 240, 327, 367].
ВСЕМИРНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС - поступательное развитие мировой литературы от древнейших времен до современности [с. 6].
ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА - совокупность (взаимосвязи) литератур народов мира [с. 6].
ГАЗЕЛЬ (араб, газаль - лирическое стихотворение) - лирическая форма поэзии, которая возникла предположительно в VII в. у восточных народов (персов, таджиков, арабов и др.). Состоит из не менее трех и не более двенадцати бейтів, связанных между собой сквозным римуванням второй строки каждого из бейтів (кроме первого бейт, где две строки зарифмованы между собой). Вторая строка бейт называется миср. Схема рифмовки Г. такая: ААБАВАГА (и так далее, вплоть до последнего бейт). Миср в схеме обозначено буквой А, другими буквами - «холостые строки». Форму Г. использовали не только поэты восточных стран. В Европе ее употребление основал выдающийся немецкий поэт И. В. Гете в сборнике «Западно-Восточный диван», составленной под влиянием стихов Гафиза. Украинский поэт Д. Павлычко совершенстве воспроизвел не только форму, но и восточный колорит Г.[ с. 124, 130, 132, 208].
ГЕКЗАМЕТР (греч. hex - шесть и metron - мера) - шестимірник, шестистопний дактиль с женской рифмой (иногда дактиль заменяется спондеем или хореєм). Г. в эпоху Возрождения считался чем-то средним между прозой и стихами и назывался «Гомеровими уздечками» |с. 33, 104].
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС - собирательное название произведений разных жанров, в которых героїзується и идеализируется историческое прошлое народа, его борьба за свободу, независимость. Обычно Х. э. формируется веками, а то и тысячелетиями. Го-
лобная герой Х. э. - воин-богатырь, который олицетворяет стремление и чаяния народа, его Коллективную волю. Яркими примерами Г. э. является «Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде», древнерусские былины, юношеские песни южных славян, украинские казацкие думы [с. 48, 86, 104, 110, 132, 142-143, 170,208]
ГИМН (греч. hymnos - похвальная песня) - лирический жанр, торжественная песня для хорового исполнения символически-программного содержания, в которой прославляются важные понятия: божество, родина, народ. РаВНОвидностью Г. является христианский псалом. В Элладе Г. посвящались конкретным богам: Аполлону - пэан\ Дионису - дифирамб; богу брака Гімену - гименей. В русском языке эквивалентом Г. является гимн (от слова слава) [с. 9, 45].
ГОМЕРОВСКИЙ ЭПИТЕТ - поэтическое определение, которое характеризуется постоянством, закрепленностью за определенным словам или именами («крылатое слово», «світлоока богиня», «быстроногий Ахиллес» и др.), а часто также складеністю, объединением корней («веле+мудрый» Одиссей «шоломо+сяйний» Гектор и др.). Самое яркое постоянство Г. э. проявляется во время изменения ситуации. Так, Ахиллес называется прудконогим и тогда, когда быстрее ветра мчится полем боя, и тогда, когда сидит или даже лежит в палатке [с. 48].
ЭКЛОГА - в римской литературе отдельный стих поэтического сборника буколічного содержания. Напр., «Буколики» Вергилия ]с. 85].
ЕЛЕГИЯ (от греч. elegos - печальная песня) - один из жанров лирики, стихотворение, проникнутое настроениями тоски, меланхолии, печальными размышлениями. Отсюда - элегические (грустные) мотивы. В Элладе (VII в. до н. э.) Э. определялась прежде всего не по настроению, а по форме написания: двустишие, состоящее
из гекзаметра (шестистопний дактиль) и пентаметра (п'ятистопний дактиль). Мастерами Э. считались Тирта и Архилох. В римской Е. на первый план выходят меланхоличные настроения и грустные размышления (Е. Горация, Овидия). Впоследствии Е. теряет четкость формы и определяется прежде всего по содержанию. Среди украинских мастеров Е. - Т. Шевченко (думы), Леся Украинка («К моему фортепиано»), Л. Глебов («Грусть»), Александр Олесь, Б.Т. Антоныч («Три кольца»), А. Малышко, Л. Костенко и др. [с. 67, 68, 99, 101].
ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА (ЭПОПЕЯ) (от греч. epos - слово, рассказ и роіео - творить) - монументальное художественное произведение, в котором широко изображены и прославленные яркие характеры и значительные исторические, преимущественно героические события прошлого; поставлены и глубоко освещены важные проблемы общенародного значения. Э. п. часто тесно связана с мифологией. Синонимом Э. п. обычно выступает эпопея. Яркий пример Э. п. - «Илиада» и «Одиссея» Гомера, средневековый героический эпос («Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде») ]с. 32, 142-143].
КАНЦОНА (прованс. cansos - песня) - песня о рыцарскую любовь к Прелестной Дамы. Строение К. была строфічною, последняя строфа, торнада, была короче и, как правило, посвящалась даме сердца [с. 133-135].
КВАЗІІСТОРИЗМ (латин, quasi - ненастоящий) - ложный, мнимый, «неполный» историзм. Так изображаются события в художественном произведении, где вымысел сосуществует, переплетается с историей и часто в коллективном сознании воспринимается как историческое событие. К. часто случается в героическом
эпохе. Так, исторической основой «Песни о Роланде» стал разгром арьергарда войска Карла Великого басками в Ронсевальском ущелье (778p.), спровоцирован ограблением франками столицы басков. Дальше история меняется на выдумку: отряд Роланда разбивают не христиане-баски, а мусульмане-мавры; жестокий маркграф Бретани Хруотланд становится племянником самого Карла - Роландом, идеальным рыцарем; неудачный поход франков изображен как победный [с. 143, 170].
ОДА (от греч. ode - песня) - в эллинов - торжественное лирическое стихотворение для хора. Позже - хвалебная песня, посвященная выдающемуся событию или лицу. В творчестве Горация О. отделена от музыки, что расширяет ее жан - рово-тематические возможности: в О. «К Мельпомене» мотив творческого итоге жизнь возвышается до уровня важной и торжественной темы. В украинской литературе к О. обращались Является. Маланюк, П. Тычина, М. Рыльский и др. [с. 19, 96].
ПСАЛОМ (греч. psalmos - песня, игра на струнном инструменте) - жанр иудейско-христианской литературы; песни религиоВНОго содержания, обращенные к Богу, созданные библейским царем Давидом. Псалмы Давида известны еще как Псалтырь. Он был одной из самых популярных книг на территории Украины
с Княжеских времен. Отголосок П. видим в творчестве Г. Сковороды, Т. Шевченко, Л. Костенко [с. 11]
РОМАН (фр. roman - любое произведение, написанное на романском, а не на латинском языке) - сложный по строению и большой по размеру эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события определенной эпохи и многогранно и в развитии обрисованы персонажи. Как жанр Г. возник еще в античности. В средневековье особую популярность приобрел рыцарский P., который просуществовал до XVII в. Сервантес задумал своего «Дон Кихота» как пародию на рыцарский Г. После того, как вышла в свет первая часть романа Сервантеса, ни один рыцарский Г. не был напечатан. Г. Сервантеса стал образцом для европейских писателей и определил развитие этого жанра вплоть до наших времен [с. 111, 217, 239, 326, 327, 367].
РУБАИ (араб. - то, что состоит из четырех) - одна из распространенных форм поэзии народов Ближнего и Среднего Востока. Это четверостишие со схемой рифмовки ААБА, то есть зарифмованные первый, вторая и четвертая строки, а третья строка называют «холостым», потому что он не зарифмованный. Обычно Г. имеют философский смысл [с. 114, 126, 129, 208].
СИРВЕНТА (прованс. sin'is - служить, перен. - песня поклонника) - строфічна песня на общественные и политические темы, чаще всего о войне [с. 114, 124, 133, 135-136].
СОНЕТ (итал. sonett от Прованс, sonet - песенка) - устоявшаяся лирическая форма, состоящая из 14 строк, написанных п'ятистопним или шестистопним ямбом. С. возник в Италии в XIII в. Самый известный вид
С. - т. н. итальянский С., который случается в Данте и Петрарки. Итальянский С. состоит из двух катренов (четверостиший), объединенных между собой общей рифмой, и двух терцет (тривіршів), тоже объединенных общей рифмой. Классический итальянский С. строился по строгим законам: стихотворение состоит из четырнадцати строк; совместная рима между катренами и терцетами отсутствует; значимое слово в С. может употребляться только один раз; последнее слово должно быть смысловым «ключом» всего стихотворения; содержание роз
гортається по схеме: тезис-развитие тезиса -»антитезис ->синтез. Уже в Петрарки мы наблюдаем нарушение этих суровых сонетних правил. Большую популярность приобрел и английский (шекспировский) С., что состоит из трех четверостиший и двовірша, которые обычно рифмуются так:АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЄЄ [с. 222, 224, 330, 364, 366-367]
СУРА (араб. - ряд камней или кирпичей в стене) - название глав Корана. С. по месту провозглашения делятся на мекканські (86 сур) - ранние и ме - динські (28 сур) - поздние. Мекканські Е. написаны саджем - ритмической и рифмованной прозой. СвяВНОй повествования в Коране нет, каждая Е. является законченным текстом. Есть. в Коране, кроме первой, размещены по размеру - от наибольшей к наименьшей [с. 13].
ТЕРЦИНА (итал. terzina, от terza гита - третья рифма) - строфа из трех строк п'ятистопного ямба, в которой средняя строка строфы рифмуется с первым и последним следующей строфы: АБА // БВБ // ВГВ// Г. Впервые Т. ввел в литературе Данте в «Божественной комедии»: трем частям поэмы отвечала трирядкова строфа. Число «С» в Средневековье у христиан символизировало Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, что тоже учитывал автор «Божественной комедии» [с. 179, 206, 208]
ТРАГЕДИЯ (греч. tragoedia, букв. - цап'яча песня) - драматическое произведение, основанное на остром, непримиримом конфликте личности, которая стремится максимально воплотить свои творческие потенции, с объективной невозможностью их реализации. Конфликт Т. имеет глубокий философский смысл, является чрезвычайно актуальным в политическом, социальном, духовном планах, отмечается высоким напряжением психологических переживаний героя. Т. почти всегда заканчивается гибелью главного героя. Каждая историческая эпоха давала свое понимание трагического и трагедийных конфликтов. По мнению эллинов, в их основе лежало вмешательство рока в судьбе отдельных людей, поскольку имеющийся світолад и судьбы людей полностью зависели от него. Такой взгляд ярко проявляется в античной Т. Например, в Т. Софокла «Эдип-царь» главный герой Эдип более всего стремился, чтобы не сбылось зловещее предупреждение оракула, однако так и не избежал убийства отца и женитьбы с собственной матерью. Идейно-художественное содержание античной Т. обуславливался мифологическим мировосприятием греками окружающей действительности. Драматургия более поздних эпох потеряла мифологическое видение мира. Конфликты Т. того времени в основном крылись в общественном строе. Уже не фатум, не воля богов, а реальные социальные обстоятельства определяли судьбу персонажей. В Т. В. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Гамлет») герои выступают борцами против старых устоявшихся обычаев и традиций. События из жизни шекспировских героев мотивируются внутренним развитием их характеров, проявляющихся в соответствующих обстоятельствах. Джульетта, Отелло, Гамлет вступают в поединок с соперниками, которые исповедуют противоположные, связанные с прошлыми временами, взгляды на жизнь, и гибнут, став жертвой общества, что отмирает. Т., в которой рассматриваются важные философские проблемы (смысл человеческой жизни, добра и зла и др.) называется философской [с. 17, 19, 75-84, 104, 219, 329-330, 363, 367].