ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

7КЛАСС

 

РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ

 

ПЕСНЯ О ПРАВДЕ

 

( Сокращенно )

Когда я в следующий раз снова проходил мимо Евальдове окно, он поманил к себе и усмехнулся:

- Вы пообещали что-то детям?

- Как так? - удивился я.

- И вот, когда я рассказал им о Егоре, они пожаловались, что Бог совсем не появляется в том рассказе.

Я испугался:

- Что? Рассказ без Бога, разве ж такое возможно?

Потом я спохватился:

- Ай действительно, в этом рассказе ничего не сказано о Боге. Не пойму, как такое могло случиться. <...>

Мой приятель усмехнулся с такого запала.

- Вы не волнуйтесь, - прервал он меня ласково. - Я думаю, никогда нельзя знать, есть ли в рассказе Бог, пока оно не совсем закончено. Ведь когда не хватает всего двух слов, даже когда еще остается сделать паузу после последнего слова, - он может еще появиться.

Я кивнул, и калека сказал другим тоном:

- Не знаете ли вы еще чего-то о тех русских певцов? <...>

И я начал рассказывать:

«Это происходило в те времена, когда в Южной Руси боролись за свободу... В Южной Руси и в тех тихих одиноких степях, что зовутся Украиной, хозяйничали польские паны. Они были жестокими властителями, их гнет и жадность евреев-арендаторов, в чьих руках были даже церковные ключи, которые они выдавали православным за отдельную плату, были такие невыносимые, что молодые люди вокруг Киева вверх по Днепру серьеВНО задумались. Даже сам Киев, священный город, где Русь впервые заявила о себе, все больше погружался в себя и уничтожался пожарами, похожими на внезапные безумные мысли, после которых ночь становится еще безбережнішою. Народ в степях не знал толком, что творится. Однако пойняті непонятной тревогой, деды выходили по ночам из своих домов и молча всматривались в высокое, вечно безветренное небо, а днем можно было видеть фигуры, которые появлялись из-за гребней могил над плоской долиной. Эти могилы, гробницы прошлых поколений, пересекают весь степь, будто застывший морской прибой. И в этой стране, где могилы, как горы, люди напоминают бездны. Жители степей незглибимі, темные, молчаливые, и их слова - лишь непрочные, шаткие мостики к их истинного естества. Иногда из могил взлетают темные птицы. Иногда буйные песни врываются в сердца тем притьмареним людям и уходят глубоко в них, а птицы пропадают в небе. Во всех направлениях все кажется бескрайним. Даже дома не могут защитить от этой незмірності, которой их окошки заполнены до отказа. Только в сумеречных углах домов висят старые иконы, словно верстовые камни Бога, и отблеск лампадки убивается сквозь их оклад, словно заблукане дитя сквозь звездную ночь. Эти иконы - будто опора, будто некий знак на пути, и никакой дом не стоит без них. Вновь и вновь возникает потребность в и лошади, когда какую-то уничтожит время или шашель, когда кто-то женится и ставит себе дом или когда кто-то, как, например, Авраам, умирает, завещав, чтобы ему положили в свернутые руки святого Николая Чудотворца, - наверное, для того, чтобы на небе узнать по этому образу почитаемого им святого.

Так и получается, что Петр Акимович, собственно, сапожник по профессии, поэтому рисует иконы. Когда устает от одной работы, он переходит, трижды перекрестившись, ко второй; и та же набожность окрити: как его дратву и молоточки, так и его рисования. Сейчас он уже старый, но еще сильный. Спину, согнутую над сапогами, он випростуй перед образами и тем сохранил хорошую фигуру и стройность в плечах и состоянии. Большую часть своей жизни он провел в полном одиночестве, совсем не вмешиваясь в суету, вызванную тем, что его жена Якилина рожала ему детей и что те или умирали, или женились. Лишь на семидесятом году Петр зашел в отношения с теми, которые остались в его доме и чье присутствие он только теперь по-настоящему заметил. То были: Якилина, его жена, тихая, кроткая женщина, что отдала себя без остатка детям; пожилая, некрасивая видом дочь и Олекса, сын, который, знайшовшись очень поздно, было всего семнадцать лет. Петр хотел приучить его к живописи, потому что понимал, что вскоре уже не сможет справиться со всеми заказами. Но вскоре он отказался от своих попыток научить сына. Алексей нарисовал Пресвятую Богородицу, но так мало достиг сходства со строгим образцом, что его мазня скорее походила на портрет Марианны, дочери казака Ґолокопитенка. Старый Петр поторопился, несколько раз перед тем перекрестившись, замалюваты оскорбленную доску образом святого Димитрия, которого он по неизвестной причине уважал более всех святых.

Алексей и сам больше никогда не брался за оскорбления. Когда отец не упоминал ему позолотить венчик, он в основном бродил в степи, ни одна душа не знала где именно. Иметь чудувалася с него и опасалась наговорить с ним, будто он был посторонним или каким чиновником. Сестра била его, пока он был маленьким, а теперь, когда Алексей вырос, начала его презирать за то, что он не бил ее. Да и во всем селе некому было заботиться парнем. Марьяна, казацкая дочь, высмеяла его, когда он надумал ее сватать, а других девушек Олекса не спрашивал, считают ли они его за жениха. На Запорожскую Сечь никто не хотел его брать с собой за то, что он всем казался слишком слабосилим, а, может, еще и молодым. Как-то он бежал до ближайшего монастыря, но монахи его не приняли, так вот для него остался только степь, широкий, волнистый степь. Какой-то охотник подарил ему старое ружье, бог знает чем набитую. Олекса все время таскал ее с собой, но никогда не стрелял: во-первых, потому, что хотел сохранить патрон, а еще потому, что не знал зачем.

Как-то теплого, тихого вечера, в начале лета, вся семья сидела за грубым столом, на котором стояла миска с кашей. Петр ел, а остальные смотрела на него, ожидая то, что он оставит. Вдруг рука с ложкой застыла, и старик повернул свое широкое, осунувшееся лицо к двери, откуда наискосок через стол падала полоса света и терялась в домашнем сумраке. Все прислушались. Снаружи что-то шаруділо по стенам, словно ночная птица тихо черкал крыльями бревна... И потом опять будто какой-то большой зверь зачалапав вокруг дома, его осторожные шаги слышались одновременно от всех стен. Алексей тихо поднялся со своей скамейки, и в тот же миг свет в дверях заслонило что-то высокое, черное, - оно напрочь вытеснило вечер, внесло в дом ночь и неуверенно продвигался своей здоровенной фигурой вперед.

- Остап! - сказала поганкувата своим злым голосом. И тогда все его узнали. То был один из слепых кобзарей, дед, что ходил со своей дванадцятиструнною бандурой по селам и пел о великой славе казаков, об их отваги и верности, о их гетманов, о Кирдягу, Кукубенка, Бульбу и про других героев, и все охотно слушали его песни. Остап трижды низко поклонился в ту сторону, где, как он думал, было покутья (сам того не зная, он вернулся к иконе Знамение), потом сел возле печи и спросил тихим голосом:

- В кого же это я?

- У нас, батюшка, у Петра Акимовича, сапожника, - дружелюбно ответил Петр. Он любил песни и радовался этому неожиданному гостю.

- А, у Петра Акимовича, того, что образы рисует, - сказал слепой, чтобы выявить приязнь. Спустя наступила тишина. На шести длинных струнах бандуры родился звук, он рос, таял и отбивался, замирая, и так повторялось много раз во все более быстром темпе, так что напоследок приходилось страшно закрывать глаза, чтобы не видеть, как эта безумная стремительная мелодия упадет, языков підтята; тогда игра прервалась, уступив место лункому кобзаревому голоса, который вскоре исполнил целую хату и быстро созвал из соседних домов людей, которые начали собираться у дверей и под окнами. Но не о героях речь шла на этот раз в песне. Хорошо была уже всем известна слава Клубни, Остряницы и Наливайко. Не о их победах речь шла сейчас в песни... Вслед за кобзарем все склонили головы, подавленные унылой песней:

Нет в мире Правды, не найти, нет.

Кто забытую Правду сейчас отыщет?

Нет в мире Правды, не найти до конца жизни,

Правда - под пятой февраля Закона.

Теперь святая Правда сидит в темнице, а вельможная

Кривда - из панамы в горнице.

Правду презирают, как сером гола,

а Кривда садится барского стола.

Теперь святую Правду топтано ногами,

вельможну Обиду поєно медами.

Правдо, мать родная, орлице крылатая,

где же тот сын, что придет тебя отыскать?

Станет Бог велик ему на помощь и укажет,

единственный, праведный путь.

И головы начали тяжело вставать, и на каждом лице отразилось молчание. И по недолгой, почтенной тишине вновь заиграла бандура; на этот раз ее игра была лучше понятна толпы, который все возрастал. Трижды пропел Остап свою «Песню о Правде». И каждый раз - по-новому. Когда первый раз была жалоба, то второй раз она показалась укором, и, наконец, когда кобзарь третий раз с высоко поднятой головой воскликнул ее рядом коротких приказов, то с трепетной языка вырвался неистовый гнев, пронимая всех и наполняя безграничным и одновременно жутким восторгом.

Где собираются мужчины? - спросил молодой крестьянин, когда певец поднялся. Старик, которому были известны передвижения казаков, назвал недалекое местечко. Быстро разошлись мужчины, слышались короткие выкрики, лязг оружия и плач женщин у дверей домов. Через час отряд вооруженных крестьян отправился из села в Чернигов.

Петр угостил кобзаря стаканом наливки в надежде узнать больше. Старик сидел, пил, но на многочисленные вопросы сапожника отвечал скупо. Потом он поблагодарил и ушел. Алексей вывел слепого за порог. Оказавшись со старым в одиночестве, Алексей спросил:

А на войну всем можно идти?

Всем, - ответил дед и быстро, словно стал ночью зрячим, зашагал прочь и исчез в темноте.

Когда все уснули, Алексей слез с печи, где он лежал одетый, взял свое ружье и вышел из дома. На улице кто-то обнял его и нежно поцеловал в голову. Он сразу узнал в лунном свете Якилину; и спешно подріботіла обратно в дом.

- Мама! - удивился Алексей, и у него стало как-то странно на сердце. На какой-то миг он заколебался.

Где-то открылась дверь, и поблизости завыл пес. Алексей положил ружье через плечо и двинулся вперед изо всех сил, потому что намеревался еще до утра догнать отряд. А дома все притворились, будто не заметили, что Алексея нет. Только как садились за стол, Петр заметил пустое место, встал, подошел к покутья и зажег свечу перед иконой Знамение. Совсем тоненькую свечечку. Поганкувата пожала плечами.

Тем временем Остап, слепой дед, проходил уже соседним селом и заводил своим ласково-жалобным голосом тужну «Песню о Правде».

Калека подождал еще немного. Потом он удивленно посмотрел на меня:

- Ну, чего же вы не закончите? Этот старик был сам Бог.

- О, а я не знал этого, - сказал я, вздрогнув.

Перевод М. Тупайла, перевод стихов М. Новиковой и М. Москаленко

Комментарий

Райнер Мария Рильке - потомок старинной аристократической семьи, родившийся в Австро-Венгрии, - был очарован Востоком, идеализировал Украину и Россию, были для него одним целым - таинственной Русью. В 1899 году он посетил Киев, побывал в Каневе на могиле Великого Кобзаря, на Полтавщине. Рильке боготворил Льва Толстого, Тараса Шевченко, Илью Репина, Остапа Вересая, украинских кобзарей. Вдохновленный красотой украинской природы, простотой, искренностью и набожностью людей восточного края, писатель-модернист написал замечательную сборник «Сказок про Бога Всеблагого», в состав которой вошла и новелла «Песня о Правде».

Произведение построено как «рассказ в рассказе», где вроде бы никак не связанные понятия - Бог и необычные люди-украинцы - находятся в неразрывном единстве благодаря великой силе искусства слова. Герой рассказа Эвальд хочет послушать что-то о русских певцов, пожаловавшись, что в предыдущем произведении ничего не было о Боге, и автор-повествователь рассказывает о степях Украины, в которых живут необычные люди, знакомит с семьей Петра Акимовича, сапожника по профессии, рисует иконы. Обычный ход событий в семье меняет приход слепого странствующего певца Остапа, песни которого волнуют и окрыляют на борьбу за свободу парня Алексея, что чувствовал в себе духовные силы, но не находил им назначения.

Рильке утверждает: настоящее искусство, сила слова трогает души людей, поднимает на борьбу против угнетателей, дарит победу над временем, поэтому старый украинский кобзарь Остап предстает в его новелле равным Богу.

Прототипом слепца Остапа из произведения Рильке стал Остап Вересай, исполнитель народных дум, исторических, бытовых, шутливых и сатирических песен. Выполняя думы, кобзарь умел придать простому сюжета глубокого содержания и экспрессивности. Он возбуждал у слушателей чувство уважения к своей истории, воспитывал высокие эстетические и патриотические чувства. Это хорошо понимали Т. Шевченко, П. Кулиш, И. Карпенко-Карый, М. Лысенко, П. Чубинский, которые пропагандировали творчество Остапа Вересая, занимались его судьбой.