ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ «ФАУСТ»
План
1. Творческая история «Фауста».
2. Жанр, особенности построения, композиция трагедии.
3. Образы трагедии:
а) Фауст и Вагнер;
б) Фауст и Мефистофель;
в) Маргарита, ее трагедия.
4. Реальное и фантастическое в произведении
5. Своеобразие и мировое значение «Фауста».
Задания для подготовительного периода
1. Подумайте, в чем суть спора, показанной в «Прологе на небе».
• Почему объектом спора между Богом и Мефистофелем Фауст стал? (обратитесь к характеристики Фауста Мефистофелем).
• Выясните отношение Бога к Фауста.
2. Проследите путь Фауста к пониманию истины.
3. Выпишите афористические выражения из трагедии «Фауст».
4. Подумайте, почему Бог называет Мефистофеля «справдешнею дитем Божьим».
5. Сравните образы Маргарита и Екатерины (по одноименной драме Т. Г. Шевченко).
6. Запишите высказывание Тургенева о трагедии. Тургенев И. С. «Фауст». Трагедия, Произведения Гете в кн.: Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. - Т. 2, М., 1958.
Литература
1. Аникст А. А. «Фауст» Гете. - М., 1980.
2. Басюк Же. Борьба добра и зла - движущая сила развития мира. За трагедией Гете «Фауст», 9 кл. // Зарубежная литература. - 2004. - № 46 (398). - С. 9 - 11.
3. Бич В. История жизненных исканий Фауста // Зарубежная литература. - 2004. - № 46 (398). - С. 4 - 6.
4. Бругер С. П. «Отрывки единой большой исповеди...». Конспект урока по изучению трагедии И. В. Гете «Фауст» // Всемирная литература и культура в учебных заведениях Украины. - 2004. - № 7. - С. 40 - 42.
5. Бутнікова О. Испытание любовью: Фауст и Маргарита (по И. В. Гете «Фауст») // Зарубежная литература. - 2004. - № 15 (367). - С. 11 - 13.
6. Горбийчук Н. «Чтобы понять поэта, следует в его края пожить». Попытка обрисовать социальный портрет художника // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2007. - № 11-12. - С. 36-37.
7. Грабарь Т. Эпоха Просвещения. Жизнь и творчество Гете, 9 кл. // Зарубежная литература. - 2005. - № 37 (437). - С. 3-4.
8. Лобач С. О. «Он говорит ее с потухшего столетия...». Всемирное значение трагедии Гете «Фауст». 9 кл. // Зарубежная литература в учебных заведениях. - 2004. - № 1. - С. 8 - 9.
9. Писаренко Ю. М., Мухин В. О., Витченко А. О. Ы. В. Гете «Фауст»: материалы вариативного изучения. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999, -№8, -С. 17 - 37.
10. Тураев В. С. Иоганн Вольфганг Гете. - М., 1957.
11. Ясько А. Человек - творец своей судьбы. // Зарубежная литература. - 2005.- № 37 (437). - С. 4 - 6.
Инструктивно-методические материалы
Есть произведения, которые помогают лучше понимать себя и окружающий мир, потому что в них концентрируется духовный мир человечества. Эти произведения имеют такую силу обобщения, что сохраняют интерес и для последующих поколений, хоть и несут на себе отпечаток своего времени.
«Фауст» Гете - одно из выдающихся художественных произведений, которые несут высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного в жизни. Гете всегда глубоко интересовался общественными и естественнонаучными науками. Проникая в суть явлений, он убедился в том, что рамки наук ограничены, к тому же развития научной мысли мешает церковь. Много раз в поисках истины писатель испытывал разочарований. Вот почему его заинтересовала фигура средневекового ученого, полулегендарного Фауста, чернокнижника, который, желая познать тайны Вселенной, наук и бытия, вошел в контакт с дьяволом и ценой своей души получил то, чего не могла дать ему ограничена, зажатая в рамки наука.
Легенда о Фаусте возникла в XVI веке. На крест и в пламя шли тогда сыны науки, которых церковь объявила еретиками, сообщниками дьявола. Возможно, судьба одного из них и стала началом легенды.
Шло время. Легенда распространялась, появлялись новые фантастические подробности, ее представляли на сцене странствующие актеры. Церковь относилась к этому с терпением, поскольку спектакли заканчивались поучительным для верующих окончанием: дьявол забирал боговідступника Фауста в ад.
Прогрессивные мыслители увидели в легенде другое: стремление народа к знаниям, протест против ущемления личности, мечту людей разгадать тайны природы.
Именно стремление человека познать мир привлекло Гете. Работы над трагедией он отдал 60 из 83 прожитых лет жизни. Предоставляя легенде о Фаусте глубокого философского содержания, воплотил в ней просветительскую веру в силу и неограниченные возможности человеческого разума. Жизнь и смерть, молодость и старость, история и современность - все это составляло содержание трагедии.
«Фауст» - крупнейшее произведение Гете, которым он обогатил сокровищницу мировой культуры. Немецкий философ начала XX века Освальд Шпенглер увидел в Фаусте символ европейского человека и назвал новую европейскую культуру «фаустіанською», выделив в ней такие характерные черты, как стремление индивида к самостоятельному выбору жизненной позиции, к активному осмыслению жизненного пути, готовности отвечать за свои поступки.
История написания «Фауста» тщательно исследована гетезнавцями. В ней принято выделять четыре периода:
1. XVII 73 - XVII 75 гг. Написанный в эти годы текст не предназначался самим Гете для печати. Он сохранился случайно и был назван учеными «Прафауст».
2. XVII 88 - XVII 90 гг. Подготовленный в эти годы текст сам Гете напечатал в XVII 90 году под названием «Фауст. Фрагмент».
3. XVII 97 - XVIII 08 гг. Гете написал как отдельный эпизод «Фауста» произведение «Гелена», однако оставил его ненадрукованим. В XVIII 08 году вышел весь «Фауст-1».
4. XVIII 25 - XVIII 31 гг. В XVIII 28 г. Гете напечатал «Гелену». В XVIII 31 году закончил вторую часть (она была напечатана в XVIII 32 г. уже после смерти поэта). Произведение получило название «Фауст. Трагедия», текста предоставлено окончательного вида. Отныне в него входят: «Посвящение», «Пролог в театре», «Пролог на небе», «Первая часть трагедии», «Вторая часть трагедии в пяти актах».
В целом произведение Гете отвечал стремлениям той эпохи разработать на драматической основе синтетический жанр, который охватывал бы
• яркую театральную зрелищность;
• музыку;
• міфологізм;
• символическую глубину;
• значительный интеллектуальный содержание;
• сочетание трагического и комического начал;
• черты общей значимости соответственно до главных духовных ориентиров национальной жизни.
Хотя произведение написано в драматической форме, а его поэтика ориентирована на раВНОобразные формы зрелищности и звукопису, постановка «Фауста» в театре до сих пор остается делом непростым, хотя бы учитывая значительный объем целого. Сам Гете в течение двух сезонов с XVIII 10 по XVIII 12 гг. ставил в Веймарском театре 1-ую часть «Фауста».
В барочном театре XVII и XVIII веков существовал обычай открывать спектакль на мифологическую или библейскую тему прологом, в котором появлялись высшие божества, во власти которых судьбы людей - персонажей спектакля. После этого участники пролога в событиях основном уже участия не принимали.
Как известно, Гете дал своему произведению подзаголовок «трагедия». Ученые склонны соотносить «Фауста» с жанром драматической поэмы. Однако эти определения не дают определенного ключа к раскрытию особенностей жанрово-стилевой природы этого произведения. Особенно новаторским характером относительно жанра и стиля отличается вторая часть.
Драматургическую форму и стиль «Фауста» можно понять, если соотнести их с законами театрального и музыкального искусства. В сутки Гете театр не мыслили вне музыкой, которая нередко существенно влияла на структуры и формы драматического действия.
Правильнее считать, что это сочинение написано, прежде всего, для чтения, и что вся многозначная пространственно-временная стихия в нем обращено к воображению читателя. Этот элемент хорошо почувствовали композиторы. Существует достаточно много весомых музыкальных произведений на сюжет «Фауста» Гете, среди них оперы Ш. Гуно, А. Бойто, оратория Г.Берліоза, увертюры и симфонии Г. Вагнера, Ф. Листа и Г. Малера, фортепианная соната С. Рахманинова.
Первая редакция оперы III. Гуно «Фауст» имела название «Фауст и Маргарита». Литературной основой оперы есть первая часть трагедии Гете. В центре оперы - судьба Маргарита. На немецкой сцене опера называлась «Маргарита».
Таким образом, «Фауст» принадлежит к произведениям с универсальным духовно-творческим задачам.