ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ «ФАУСТ»

 

План

1. Творческая история «Фауста».

2. Жанр, особенности построения, композиция трагедии.

3. Образы трагедии:

а) Фауст и Вагнер;

б) Фауст и Мефистофель;

в) Маргарита, ее трагедия.

4. Реальное и фантастическое в произведении

5. Своеобразие и мировое значение «Фауста».

 

Задания для подготовительного периода

1. Подумайте, в чем суть спора, показанной в «Прологе на небе».

Почему объектом спора между Богом и Мефистофелем Фауст стал? (обратитесь к характеристики Фауста Мефистофелем).

Выясните отношение Бога к Фауста.

2. Проследите путь Фауста к пониманию истины.

3. Выпишите афористические выражения из трагедии «Фауст».

4. Подумайте, почему Бог называет Мефистофеля «справдешнею дитем Божьим».

5. Сравните образы Маргарита и Екатерины (по одноименной драме Т. Г. Шевченко).

6. Запишите высказывание Тургенева о трагедии. Тургенев И. С. «Фауст». Трагедия, Произведения Гете в кн.: Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. - Т. 2, М., 1958.

 

Литература

1. Аникст А. А. «Фауст» Гете. - М., 1980.

2. Басюк Же. Борьба добра и зла - движущая сила развития мира. За трагедией Гете «Фауст», 9 кл. // Зарубежная литература. - 2004. - № 46 (398). - С. 9 - 11.

3. Бич В. История жизненных исканий Фауста // Зарубежная литература. - 2004. - № 46 (398). - С. 4 - 6.

4. Бругер С. П. «Отрывки единой большой исповеди...». Конспект урока по изучению трагедии И. В. Гете «Фауст» // Всемирная литература и культура в учебных заведениях Украины. - 2004. - № 7. - С. 40 - 42.

5. Бутнікова О. Испытание любовью: Фауст и Маргарита (по И. В. Гете «Фауст») // Зарубежная литература. - 2004. - № 15 (367). - С. 11 - 13.

6. Горбийчук Н. «Чтобы понять поэта, следует в его края пожить». Попытка обрисовать социальный портрет художника // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2007. - № 11-12. - С. 36-37.

7. Грабарь Т. Эпоха Просвещения. Жизнь и творчество Гете, 9 кл. // Зарубежная литература. - 2005. - № 37 (437). - С. 3-4.

8. Лобач С. О. «Он говорит ее с потухшего столетия...». Всемирное значение трагедии Гете «Фауст». 9 кл. // Зарубежная литература в учебных заведениях. - 2004. - № 1. - С. 8 - 9.

9. Писаренко Ю. М., Мухин В. О., Витченко А. О. Ы. В. Гете «Фауст»: материалы вариативного изучения. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999, -№8, -С. 17 - 37.

10. Тураев В. С. Иоганн Вольфганг Гете. - М., 1957.

11. Ясько А. Человек - творец своей судьбы. // Зарубежная литература. - 2005.- № 37 (437). - С. 4 - 6.

 

Инструктивно-методические материалы

Есть произведения, которые помогают лучше понимать себя и окружающий мир, потому что в них концентрируется духовный мир человечества. Эти произведения имеют такую силу обобщения, что сохраняют интерес и для последующих поколений, хоть и несут на себе отпечаток своего времени.

«Фауст» Гете - одно из выдающихся художественных произведений, которые несут высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного в жизни. Гете всегда глубоко интересовался общественными и естественнонаучными науками. Проникая в суть явлений, он убедился в том, что рамки наук ограничены, к тому же развития научной мысли мешает церковь. Много раз в поисках истины писатель испытывал разочарований. Вот почему его заинтересовала фигура средневекового ученого, полулегендарного Фауста, чернокнижника, который, желая познать тайны Вселенной, наук и бытия, вошел в контакт с дьяволом и ценой своей души получил то, чего не могла дать ему ограничена, зажатая в рамки наука.

Легенда о Фаусте возникла в XVI веке. На крест и в пламя шли тогда сыны науки, которых церковь объявила еретиками, сообщниками дьявола. Возможно, судьба одного из них и стала началом легенды.

Шло время. Легенда распространялась, появлялись новые фантастические подробности, ее представляли на сцене странствующие актеры. Церковь относилась к этому с терпением, поскольку спектакли заканчивались поучительным для верующих окончанием: дьявол забирал боговідступника Фауста в ад.

Прогрессивные мыслители увидели в легенде другое: стремление народа к знаниям, протест против ущемления личности, мечту людей разгадать тайны природы.

Именно стремление человека познать мир привлекло Гете. Работы над трагедией он отдал 60 из 83 прожитых лет жизни. Предоставляя легенде о Фаусте глубокого философского содержания, воплотил в ней просветительскую веру в силу и неограниченные возможности человеческого разума. Жизнь и смерть, молодость и старость, история и современность - все это составляло содержание трагедии.

«Фауст» - крупнейшее произведение Гете, которым он обогатил сокровищницу мировой культуры. Немецкий философ начала XX века Освальд Шпенглер увидел в Фаусте символ европейского человека и назвал новую европейскую культуру «фаустіанською», выделив в ней такие характерные черты, как стремление индивида к самостоятельному выбору жизненной позиции, к активному осмыслению жизненного пути, готовности отвечать за свои поступки.

История написания «Фауста» тщательно исследована гетезнавцями. В ней принято выделять четыре периода:

1. XVII 73 - XVII 75 гг. Написанный в эти годы текст не предназначался самим Гете для печати. Он сохранился случайно и был назван учеными «Прафауст».

2. XVII 88 - XVII 90 гг. Подготовленный в эти годы текст сам Гете напечатал в XVII 90 году под названием «Фауст. Фрагмент».

3. XVII 97 - XVIII 08 гг. Гете написал как отдельный эпизод «Фауста» произведение «Гелена», однако оставил его ненадрукованим. В XVIII 08 году вышел весь «Фауст-1».

4. XVIII 25 - XVIII 31 гг. В XVIII 28 г. Гете напечатал «Гелену». В XVIII 31 году закончил вторую часть (она была напечатана в XVIII 32 г. уже после смерти поэта). Произведение получило название «Фауст. Трагедия», текста предоставлено окончательного вида. Отныне в него входят: «Посвящение», «Пролог в театре», «Пролог на небе», «Первая часть трагедии», «Вторая часть трагедии в пяти актах».

В целом произведение Гете отвечал стремлениям той эпохи разработать на драматической основе синтетический жанр, который охватывал бы

яркую театральную зрелищность;

музыку;

міфологізм;

символическую глубину;

значительный интеллектуальный содержание;

сочетание трагического и комического начал;

черты общей значимости соответственно до главных духовных ориентиров национальной жизни.

Хотя произведение написано в драматической форме, а его поэтика ориентирована на раВНОобразные формы зрелищности и звукопису, постановка «Фауста» в театре до сих пор остается делом непростым, хотя бы учитывая значительный объем целого. Сам Гете в течение двух сезонов с XVIII 10 по XVIII 12 гг. ставил в Веймарском театре 1-ую часть «Фауста».

В барочном театре XVII и XVIII веков существовал обычай открывать спектакль на мифологическую или библейскую тему прологом, в котором появлялись высшие божества, во власти которых судьбы людей - персонажей спектакля. После этого участники пролога в событиях основном уже участия не принимали.

Как известно, Гете дал своему произведению подзаголовок «трагедия». Ученые склонны соотносить «Фауста» с жанром драматической поэмы. Однако эти определения не дают определенного ключа к раскрытию особенностей жанрово-стилевой природы этого произведения. Особенно новаторским характером относительно жанра и стиля отличается вторая часть.

Драматургическую форму и стиль «Фауста» можно понять, если соотнести их с законами театрального и музыкального искусства. В сутки Гете театр не мыслили вне музыкой, которая нередко существенно влияла на структуры и формы драматического действия.

Правильнее считать, что это сочинение написано, прежде всего, для чтения, и что вся многозначная пространственно-временная стихия в нем обращено к воображению читателя. Этот элемент хорошо почувствовали композиторы. Существует достаточно много весомых музыкальных произведений на сюжет «Фауста» Гете, среди них оперы Ш. Гуно, А. Бойто, оратория Г.Берліоза, увертюры и симфонии Г. Вагнера, Ф. Листа и Г. Малера, фортепианная соната С. Рахманинова.

Первая редакция оперы III. Гуно «Фауст» имела название «Фауст и Маргарита». Литературной основой оперы есть первая часть трагедии Гете. В центре оперы - судьба Маргарита. На немецкой сцене опера называлась «Маргарита».

Таким образом, «Фауст» принадлежит к произведениям с универсальным духовно-творческим задачам.