ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Г. БРЕДБЕРИ. «МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ» РАЗМЫШЛЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ НАД СУЩНОСТЬЮ ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
План
1. Причины возникновения и особенности развития жанра научной фантастики. Отличие научной фантастики от фэнтези.
2. История написания повести «Марсианские хроники», особенности композиции.
3. Образ Джона Картера - американского офицера, первого поселенца на Марсе.
4. Земляне и марсиане: причины конфликтов, отношение к культурным ценностям и традициям, упадок и вырождение человечества.
Задания для подготовительного периода
1. . Определите общие и отличительные черты жанров "фэнтези» и научной фантастики.
2. Подумайте, в чем заключается новаторство писателя - фантаста Г. Бредбери.
3. Подберите материалы для сравнительной характеристики земных колонистов и жителей Марса.
4. Докажите, что повесть «Марсианские хроники» является повестью-предупреждением человечеству.
Литература
1. Назарец В. М. Повести Рэя Брэдбери «вино из одуванчиков» и «Марсианские хроники» // Всемирная литература и культура. - 2004. - № 9. - С. 28-33.
2. Павленко Г. М. Безумный вселенная Р.бредбери. К изучению творчества Рэя Брэдбери 1995 - 1996 годов // Всемирная литература и культура. - 2006. - № 7-8. - С. 43-44.
Инструктивно-методические материалы
Повесть «Марсианские хроники» знаменательное для творчества Брэдбери прежде всего тем, что именно она положила начало его писательской судьбы. По свидетельству самого Брэдбери, марсианской тематикой он увлекся еще в детские годы под влиянием марсианской серии романов знаменитого на то время американского писателя Эдгара Райса Берроуза. Главный герой этой фантастической серии, бывший американский офицер Джон Картер телепортувався на Марс, где сразу попал в самый водоворот головокружительных приключений, активно участвуя в военных столкновениях марсианских рас и многочисленных романтических историях любви к марсианских красавиц. Новая волна ассоциаций, связанных с марсианской тематикой, появилась у Брэдбери в конце 30 - начале 40-х годов. В 1939 году писатель посетил всемирную выставку научно-технических достижений в Нью-Йорке, которая навеяла ему образы высокоразвитой технологической цивилизации жителей Марса. Тогда же, в начале 40-х годов он написал ряд рассказов, позднее в переработанном виде вошли в марсианского цикла. Судьба цикла сложилась нелегко. Долгое время Брэдбери не удавалось напечатать ни одного из рассказов. В Нью-Йорке один из сотрудников издательства «Даблдей» посоветовал автору начинающему объединить разрозненные рассказы на марсианскую тематику в единый цикл, который напоминал бы своим признакам роман или повесть. Так писатель и сделал за одну ночь. Произведение получило название «Марсианские хроники» и был опубликован в 1950 году, получив признание своему автору большую популярность среди поклонников фантастики.
События, изображенные в «Марсианских хрониках» Брэдбери, происходили почти 30 лет, а именно: с января 1999 по октябрь 2026 года. Композиция произведения, в результате такого несовпадения, который возник между первоначальным замыслом и окончательным вариантом, имела новеллистический характер, то есть распадалась на достаточно условно скреплены между собой картины жизни обитателей Марса, людей, которые прибывали на эту планету, и их непростых взаимоотношений. Внутренняя связь отдельных новелл повести обусловлен тематически: все они стали своего рода небольшими зарисовками, что в символической форме иллюстрировали историю освоения Марса человеком.
В целом в повести тематически выделились три более самостоятельные части:
- первая часть хроник рассказывала об истории разведывательных экспедиций на Марс, о первые контакты людей с марсианами и первые конфликты и недоразумения, которые возникли между самими разведчиками по поводу их раВНОго отношения к памятникам марсианской культуры. Автор дал понять, что в прошлом мощная, высокоразвитая цивилизация теперь неуклонно обветшает, и появление людей на планете только ускорит эту агонию. Жители Марса, обладая даром телепатии, очевидно, почувствовали потенциальную враждебность намерений землян, и поэтому первые три разведывательные экспедиции были уничтожены. Но пострадали и сами обладатели планеты: оспа, неосторожно занесена землянами на планете, вызвала эпидемию. Остатки марсиан нашли убежище в хранилищах гор. Четвертая экспедиция на Марс обнаружила там лишь мертвые города и многочисленные свидетельства высокой разовью тосте марсианской культуры;
- вторая часть хроники посвящена истории грабительской колонизации Марса. Люди тысячами и десятками тысяч переселялись на эту планету, уничтожая остатки марсианской культуры и цивилизации. Кое-где происходили единичные встречи людей с марсианами, которые в чем-то сочувствовали им и пытались иногда оказать помощь или предостеречь землян. Но в целом течение жизни двух цивилизаций проходил отдельно, не находя точек взаимопонимания;
- третья часть хроники иллюстрировала завершающую фазу упадка и гибели человеческой цивилизации. Третья мировая война, разразившаяся на Земле, заставила вернуться туда большинство из марсианских колонистов. Небольшая доля тех, кто остался, напоминала о печальной судьбе марсианской цивилизации. Земля погибла в пламени ядерной войны, и только горстка последних землян снова прибыла на Марс, надеясь начать там новую цивилизацию, свободную от ошибок прошлого.
По мнению Брэдбери, люди слишком увлеклись техническим прогрессом, машинными технологиями, а это опасно, поскольку неизбежно приведет человечество к глобальной катастрофе. Марс стал для человека своего рода испытательным полигоном, тестом на человечность, цивилизованность.
В целом в настроениях «Марсианских хроник», как это и свойственно произведениям - утопиям, произведениям - предостережением, больше пессимизма, чем оптимизма.