СОВРЕМЕННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Ф. САГАН
1. Новейший французский «женский» роман
Новейшая французская проза была раВНОобразна по именам писателей и по жанрам, среди которых ведущими оставались роман и новелла.
Главной темой современной французской прозы стало изображение человека, которая пыталась противостоять обществу, решить важнейшие проблемы бытия.
В последнее время приобрел популярность жанр автобиографической прозы, который предоставил возможность развиваться в так называемой «женской» прозе, представителями которой были А. Нотомб, К. Анео. В своем творчестве они освещали исключительно интимную сферу жизни человека. На современном этапе развития мировой литературы «женский» роман стал довольно распространенным Несмотря на стремительную популярность прозы такого типа, в литературоведении до последнего момента не существовало точного и четкого определения понятия «женский роман». Поэтому необходимо остановиться на освещении эволюции французского раВНОвидности этого жанра.
Женская литература - это результат развития и становления целого поколения художников нового типа. На рубеже XIX-XX вв. мир увидел значительное количество произведений, написанных женщинами. Большинство из них не стали популярными и вскоре были забыты - в основном по причине их низкого литературного качества. До последних десятилетий XIX в. писательницы, как правило, творили согласно с литературными стереотипами, часто не обращали внимания на потребности читателя. Они писали для себя и о себе, их произведения не хватало динамики сюжета. Однако современная критика стала все больше проявлять интерес к тогдашней «ординарной» литературы, рассматривая ее достижения как непревзойденные образцы социального и культурного мышления определенной эпохи.
В литературном процессе XX в. стали разграничивать два понятия: «женский» и «эмансипированный» роман. В первом из них рассказывалось о судьбе женщин, а во втором отстаивались их права. Кроме того, понятие «женская литература» стало функционировать в двух аспектах:
1) литература, написанная женщиной - писательницей;
2) литература о судьбе женщины.
Аналогично этому понятие определялось и такое понятие, как «мужская литература»:
1) литература, написанная мужчиной - писателем;
2) литература о судьбе мужа.
Было бы ошибочным рассматривать образ «новой женщины» только в контексте произведений авторов-женщин, потому что эмансипированные героини часто случались также на страницах произведений, принадлежащих перу писателей - мужчин. В частности, во французской литературе проблема женской эмансипации рассматривалась как сквозь призму социально - экономических изменений, так и под углом сексуальной политики. Однако доминирующей чертой, которая отличала «новую женщину» среди своих современниц, была потребность в самосовершенствовании и самореализации в различных сферах человеческого бытия.
Объектом тщательного критического изучения «женская литература» Франции стала в конце 70-х годов XX ст. В течение этого периода сформировались различные направления феминистской критики, представительницы которых (Симона де Бовуар, Юлия Крістева, Люси Ірігерей, Хелен Сікту) сосредоточили свое внимание на обосновании манеры и женского стиля письма, определили понятие «бисексуальность» и обосновали концепцию «не типичности» женского мышления и способа мироощущения. Это повлияло на освещение «женской темы» в разных литературных жанрах, прежде всего в жанре романа.
Новая, третья волна феминизма, которая началась во второй половине 90-х годов, преподнесла произведения авторов - женщин на одну ступень с «мужскими». На этом этапе женщины стали обладательницами независимых издательств, что открыло новые горизонты для молодых талантливых писательниц. Кроме того, своей задачей они считали возрождение забытых женских литературных фигур. Таким образом, женские издания - это не только трибуна, а прежде всего возможность самовисловлення и самоутверждения.
Итак, современная «женская литература» Франции представлена произведениями раВНОобраВНОй тематики: социальной, сексуальной, этнической и политической. Широкий круг ее авторов представляло собой представителей разных этносов. Развитие получила новая отрасль литературы, которая предусматривала теоретическое осмысление произведений писательниц - женщин.
Одной из самых известных представительниц и движущих сил феминистской женской прозы была французская писательница Франсуаза Саган.