ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

СОВРЕМЕННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Ф. САГАН

  

1. Новейший французский «женский» роман

 

Новейшая французская проза была раВНОобразна по именам писателей и по жанрам, среди которых ведущими оставались роман и новелла.

Главной темой современной французской прозы стало изображение человека, которая пыталась противостоять обществу, решить важнейшие проблемы бытия.

В последнее время приобрел популярность жанр автобиографической прозы, который предоставил возможность развиваться в так называемой «женской» прозе, представителями которой были А. Нотомб, К. Анео. В своем творчестве они освещали исключительно интимную сферу жизни человека. На современном этапе развития мировой литературы «женский» роман стал довольно распространенным Несмотря на стремительную популярность прозы такого типа, в литературоведении до последнего момента не существовало точного и четкого определения понятия «женский роман». Поэтому необходимо остановиться на освещении эволюции французского раВНОвидности этого жанра.

Женская литература - это результат развития и становления целого поколения художников нового типа. На рубеже XIX-XX вв. мир увидел значительное количество произведений, написанных женщинами. Большинство из них не стали популярными и вскоре были забыты - в основном по причине их низкого литературного качества. До последних десятилетий XIX в. писательницы, как правило, творили согласно с литературными стереотипами, часто не обращали внимания на потребности читателя. Они писали для себя и о себе, их произведения не хватало динамики сюжета. Однако современная критика стала все больше проявлять интерес к тогдашней «ординарной» литературы, рассматривая ее достижения как непревзойденные образцы социального и культурного мышления определенной эпохи.

В литературном процессе XX в. стали разграничивать два понятия: «женский» и «эмансипированный» роман. В первом из них рассказывалось о судьбе женщин, а во втором отстаивались их права. Кроме того, понятие «женская литература» стало функционировать в двух аспектах:

1) литература, написанная женщиной - писательницей;

2) литература о судьбе женщины.

Аналогично этому понятие определялось и такое понятие, как «мужская литература»:

1) литература, написанная мужчиной - писателем;

2) литература о судьбе мужа.

Было бы ошибочным рассматривать образ «новой женщины» только в контексте произведений авторов-женщин, потому что эмансипированные героини часто случались также на страницах произведений, принадлежащих перу писателей - мужчин. В частности, во французской литературе проблема женской эмансипации рассматривалась как сквозь призму социально - экономических изменений, так и под углом сексуальной политики. Однако доминирующей чертой, которая отличала «новую женщину» среди своих современниц, была потребность в самосовершенствовании и самореализации в различных сферах человеческого бытия.

Объектом тщательного критического изучения «женская литература» Франции стала в конце 70-х годов XX ст. В течение этого периода сформировались различные направления феминистской критики, представительницы которых (Симона де Бовуар, Юлия Крістева, Люси Ірігерей, Хелен Сікту) сосредоточили свое внимание на обосновании манеры и женского стиля письма, определили понятие «бисексуальность» и обосновали концепцию «не типичности» женского мышления и способа мироощущения. Это повлияло на освещение «женской темы» в разных литературных жанрах, прежде всего в жанре романа.

Новая, третья волна феминизма, которая началась во второй половине 90-х годов, преподнесла произведения авторов - женщин на одну ступень с «мужскими». На этом этапе женщины стали обладательницами независимых издательств, что открыло новые горизонты для молодых талантливых писательниц. Кроме того, своей задачей они считали возрождение забытых женских литературных фигур. Таким образом, женские издания - это не только трибуна, а прежде всего возможность самовисловлення и самоутверждения.

Итак, современная «женская литература» Франции представлена произведениями раВНОобраВНОй тематики: социальной, сексуальной, этнической и политической. Широкий круг ее авторов представляло собой представителей разных этносов. Развитие получила новая отрасль литературы, которая предусматривала теоретическое осмысление произведений писательниц - женщин.

Одной из самых известных представительниц и движущих сил феминистской женской прозы была французская писательница Франсуаза Саган.