ВНО 2015 Шкільні твори Каталог авторів Скорочені твори Конспекти уроків Підручники
5-11 клас
Біографії
Реферати та статті
Скорочені твори
Підручники on-line
Твори 12 класів
Твори 11 класів
Конспекти уроків
Теорія літератури
Хрестоматія
Критика
Аудіокниги

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

I семестр

 

ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ

 

УРОК 4

Тема. Древнерусские былины про Илью Муромца. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных героях

 

Цель: продолжить знакомство с содержанием и особенностями жанра древнерусских былин; показать, что основным героем былин является богатырь, патриот своей земли и защитник слабых; совершенствовать умение учащихся подтверждать свое мнение примерами из текста; воспитывать культуру речи, формировать навыки выразительного чтения, культуру восприятия произведений разных видов искусства; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания

• Рассказать о былине как литературном жанре.

• Какие особенности былины характеризуют ее песенный характер, роднят с устным народным творчеством?

• Каким образом создатели былин стремились подчеркнуть необычность, героичность происходящего?

2. Проверка выразительного чтения былины

(с начала текста до приезда богатыря в стольный Киев-град)

 

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Комментированное чтение былины

Работа над выразительным чтением.

1). Чтение фрагмента (от фразы «Он приехал-то во славный стольный Киев-град» до слов «Илья Муромец да сын Иванович»)

• Перечислите жанровые особенности былины по этому фрагменту?

• Что нового мы узнали о славном богатыре Илье Муромце?

2). Чтение фрагмента (от фразы «Говорит ему Владимир таковы слова» до «И он ко стремени булатному прикованный»)

• Кто из героев былины и как изображен в этом отрывке?

• Чем вызвано повторение описания «силушки великой», а также силы и мощи Соловья Разбойника?

• Почему об опасности, угрожающей людям, князю Владимиру известно досконально, а о том, что опасность миновала, он не знает?

• Как вы думаете, на чьей стороне авторы былины в диалоге богатыря и князя? Почему?

3). Чтение фрагмента (от фразы «То Владимир-князь от стольнокиевский...» до конца былины)

• Кто вступает в диалог князя с богатырем?

• Какую позицию занимает Соловей Разбойник?

Что мы можем сказать о князе Владимире? (Капризен, безответственен, не благодарен и т. д.)

• Почему Илья Муромец сразу же увез Соловья Разбойника в чисто поле? Что он сказал при этом врагу?

 

2. Беседа с учащимися по содержанию былины

• Какие мысли и чувства вызывает у нас этот славный богатырь?

• Почему в былине всякий раз подчеркивается его происхождение?

• Как вы думаете, что будет делать богатырь дальше — останется в стольном граде Киеве или уедет?.. Куда, по-вашему, дальше отправится богатырь?

(Можно предложить учащимся пофантазировать на эту тему, используя репродукции картин В. Васнецова «Витязь на распутье» и «Богатыри».)

 

image7

 

Худ. В. Васнецов. Витязь на распутье

 

ІІІ. Подведение итогов урока (работа в парах)

• Когда и почему возникли былины? Зачем в древние времена народ создавал былины, думы, героические песни? Какую цель ставили перед собой авторы и исполнители былин?

• Может ли возникнуть былина в наши дни?

• Почему образ славного богатыря Ильи Муромца остается в памяти народа уже столько веков?

 

IV. Комментарии к домашнему заданию

— На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в героическое прошлое. На этот раз мы отправимся в средневековую Англию. Представьте себе праздник, большое скопление народа, ярмарочную площадь, где под музыку и танцы (название этого жанра и произошло от провансальского ballar — плясать) повествуется о каком-то событии. Тут куда больше вымысла, чем в древнерусских былинах. Сюжет более драматичен, больше насыщен диалогом. А самое главное — дается лирическая эмоциональная оценка персонажей.

Ваша задача: прочитать (в любом переводе или пересказе) произведения о знаменитом английском разбойнике Робин Гуде, подготовить пересказ или постановку фрагмента в лицах, сформулировать вопросы по произведению; определить жанр произведения.

Индивидуальное задание одному—двум ученикам: подготовить короткое сообщение об исторической обстановке Англии XII в.