I семестр
 
ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК 4
Тема. Древнерусские былины про Илью Муромца. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных героях
 
Цель: продолжить знакомство с  содержанием и особенностями жанра древнерусских былин; показать, что основным героем былин является богатырь, патриот своей земли и защитник слабых; совершенствовать умение учащихся  подтверждать свое мнение примерами из текста; воспитывать культуру речи,  формировать навыки выразительного чтения, культуру восприятия произведений  разных видов искусства; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность,  доказательность, эмоциональность.
Оборудование: репродукции картин В.  Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
ХОД  УРОКА
І. Актуализация опорных знаний  учащихся
1. Проверка  домашнего задания
• Рассказать о былине как  литературном жанре.
• Какие особенности былины  характеризуют ее песенный характер, роднят с устным народным творчеством?
• Каким образом создатели былин  стремились подчеркнуть необычность, героичность происходящего?
2. Проверка  выразительного чтения былины
(с начала текста до приезда богатыря  в стольный Киев-град)
 
ІІ. Формирование новых знаний, умений и  навыков
1. Комментированное  чтение былины
Работа над выразительным чтением.
1). Чтение фрагмента (от фразы «Он  приехал-то во славный стольный Киев-град» до слов «Илья Муромец да сын  Иванович»)
• Перечислите жанровые особенности  былины по этому фрагменту?
• Что нового мы узнали о славном  богатыре Илье Муромце?
2). Чтение фрагмента (от фразы  «Говорит ему Владимир таковы слова» до «И он ко стремени булатному  прикованный»)
• Кто из героев былины и как  изображен в этом отрывке?
• Чем вызвано повторение описания  «силушки великой», а также силы и мощи Соловья Разбойника?
• Почему об опасности, угрожающей  людям, князю Владимиру известно досконально, а о том, что опасность миновала,  он не знает?
• Как вы думаете, на чьей стороне  авторы былины в диалоге богатыря и князя? Почему?
3). Чтение фрагмента (от фразы «То Владимир-князь от стольнокиевский...» до конца былины)
• Кто вступает в диалог князя с  богатырем?
• Какую позицию занимает Соловей  Разбойник?
• Что мы можем сказать о князе Владимире?  (Капризен, безответственен, не благодарен и т. д.)
• Почему Илья Муромец сразу же увез  Соловья Разбойника в чисто поле? Что он сказал при этом врагу?
 
2. Беседа с учащимися по содержанию  былины
• Какие мысли и чувства вызывает у  нас этот славный богатырь?
• Почему в былине всякий раз  подчеркивается его происхождение?
• Как вы думаете, что будет делать  богатырь дальше — останется в стольном граде Киеве или уедет?.. Куда,  по-вашему, дальше отправится богатырь?
(Можно предложить учащимся  пофантазировать на эту тему, используя репродукции картин В. Васнецова «Витязь  на распутье» и «Богатыри».)
 

 
Худ. В.  Васнецов. Витязь на распутье
 
ІІІ. Подведение итогов урока (работа в парах)
• Когда и почему возникли былины?  Зачем в древние времена народ создавал былины, думы, героические песни? Какую  цель ставили перед собой авторы и исполнители былин?
• Может ли возникнуть былина в наши  дни?
• Почему образ славного богатыря  Ильи Муромца остается в памяти народа уже столько веков?
 
IV. Комментарии к домашнему заданию
— На следующем уроке мы продолжим  наше путешествие в героическое прошлое. На этот раз мы отправимся в  средневековую Англию. Представьте себе праздник, большое скопление народа,  ярмарочную площадь, где под музыку и танцы (название этого жанра и произошло от  провансальского ballar — плясать) повествуется о каком-то  событии. Тут куда больше вымысла, чем в древнерусских былинах. Сюжет более  драматичен, больше насыщен диалогом. А самое главное — дается лирическая  эмоциональная оценка персонажей.
Ваша задача: прочитать (в любом  переводе или пересказе) произведения о знаменитом английском разбойнике Робин  Гуде, подготовить пересказ или постановку фрагмента в лицах, сформулировать  вопросы по произведению; определить жанр произведения.
Индивидуальное задание одному—двум  ученикам: подготовить короткое сообщение об исторической обстановке Англии XII  в.