ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

 

(1564-1616)

...Из всех великих людей Шекспир загадочный.

Единственное, что мы знаем о нем, - это то, что он жил и страдал.

Дж. Джойс, ХХст.

25 апреля 1616 г. закончилась великая буква - рна эпоха - в этот день умер Мигель Серван - был похоронен Уильям Шекспир. Уходила в прошлое эпоха, которая давала надежду, что человек способен возродить золотой век, преподнести обедневшего идальго и провинциала к вервіин человеческого духа. Какие бы списки и рейтинги самых влиятельных личностей мира не складывались - среди них всегда будут имена Сервантеса и Шекспира.

О жизни Уильяма Шекспира известно не очень много. Он родился в небольшом городке Стратфорд-на-Эйвоне. День рождения великого драматурга неизвестно, однако мы знаем, что 26 апреля 1564 г. его крестили. А потом все было, как и у всех детей из зажиточных мещанских семей: школа, где изучали греческий и латинский языки, и, конечно, развлечения, среди которых самыми любимыми были выступления странствующих театральных трупп, которых на то время в Англии существовало очень много. Они переезжали с ярмарки на ярмарку, из городка в городок, из графства в графство, заставляя публику то безумно хохотать, то безостановочно рыдать. Придет время, и Шекспир станет актером одной из таких труп ...

В восемнадцать лет Шекспир женился на девушке, старше его на восемь лет. Она родила троих детей: дочь Сусанну и близнецов - сына Гамнета и дочь Джудит. Дальнейшая судьба, казалось, была четко определена. И вдруг в жизни Шекспира состоялась чрезвычайно стремительная смена: в двадцать три года он покинул семью и уехал в Лондон, чтобы стать актером. Что заставило его это сделать? Исследователи ищут ответ до этого времени и в зависимости от того, каким они представляют Шекспира, определяют различные варианты. Одни утверждают, что это был бунт против провинциальной скуки, стремление реализовать себя и утвердить свой талант. Сохранилась легенда, по которой Шекспир вынужден был покинуть родные места, спасаясь от преследования местного аристократа, потому что любил охотиться на оленей в его парке. Другие считают, что дело гораздо проще: отец Шекспира почти обанкротился, надо было искать заработка, а в Лондоне его найти было значительно легче. В любом случае впоследствии Шекспир рассчитался не только с долгами, но и купил в Стрэтфорде самый большой дом.

Доподлинно известно: в 1587 г. Шекспир покинул родной городок и в 1590 г. оказался в лондонской театральной труппе. Что с ним происходило на протяжении трех последующих лет - неизвестно. Или он странствовал по дорогам Англии с бродячими актерами, отправился вместе с экспедиционными войсками в Нидерланды, побывал в Италии...

Театральная жизнь в Лондоне в начале 1590-х годов было бурным и несколько отличалось от современного. Дело в том, что репертуар тогда ел него театра зависел от состава его труппы. Скажем, в ней было шестнадцать актеров. Следовательно, действующих лиц в пьесе должно быть больше или действие разворачивалось так, чтобы один актер мог сыграть несколько ролей. Если кто-то из них болел или покидал труппу и ему не было замены, то соответственно перерабатывалась и пьеса. Она имела на протяжении всего действия удерживать внимание публики, чтобы после спектакля недовольные зрители не избили актеров-неудачников. Кстати, вялость и нерешительность Гамлета в одноименной трагедии кое-кто из исследователей объясняет именно необходимостью постоянно держать зрителей в напряжении.

Часто конкуренты «одалживали» друг у друга сюжеты, характеры или сценические решения. Обычно, в этой борьбе выигрывала та труппа, в которой, кроме одаренных актеров, был еще и талантливый автор, который мог быстро переделать чужие пьесы или написать собственную. Пожалуй, именно с этого и Шекспир начал свою писательскую карьеру в Лондоне. Большой актерской славы он не снискал, а вот стал известным драматургом. Когда Шекспир вернулся в столицу, где снова открылись театры, которые были закрыты из-за чумы, за него спорили уже несколько театральных трупп. Драматург отдал предпочтение театру Джеймса Бербеджа и написал для его сына Ричарда, выдающегося актера, лучшие трагические роли.

Шекспир стал известным автором. Его труппа завоевала право ставить спектакли при королевском дворе, что открыло путь к драматургу высших слоев общества. Поговаривали, что даже Елизавета И с удовольствием общалась с гениальным писателем.

В 1596 г. Шекспир пережил большое горе - умер его одиннадцатилетний сын Гамнет. Он обессмертил его имя в трагедии, которую написал через пять лет после смерти мальчика. В этом же году отец Шекспира получил дворянство, наследственный герб и девиз «Не без прав». Джон Шекспир добивался этого почти тридцать лет и достиг благодаря влиятельным друзьям сына Уильяма.

В 1599 г. в Лондоне открылся новый театр «Глобус», девиз которого «Весь мир лицедіє» сейчас повсеместно известен. Пайщиком его был и Шекспир. Именно в «Глобусе» впервые были поставлены большие трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет».

В своей самой известной трагедии «Гамлет» Шекспир использовал легенду о датском принце Амлете, записанной Саксоном Грамматиком около 1200 г. Правда, судьба в Амлете была благосклонна: он смог заручиться поддержкой английского короля и вернул себе

трон. Чрезвычайно популярная в те времена «трагедия мести» приобрела у Шекспира другого, философского, звучание. С одной стороны, мы с замиранием сердца следим за противостоянием Гамлета и Клавдия: успеет принц отомстить? Будут ли наказаны братовбивцю? Это внешнее действие пьесы, которая на протяжении всего спектакля держит зрителя в напряжении. С другой - нас волнует то, что происходит в душе принца. Это внутреннее действие пьесы, что придает трагедии глубокого философского звучания. Гамлет стоит перед непростым выбором: подняться на борьбу со злом и погибнуть или покориться и остаться живым. И далее: наказывая Клавдия, не уподобляется Гамлет своему дяде? Можно ли преодолеть зло, не используя его средства? Поэтому, как метко заметил И. В. Гете, трагедия Гамлета - это трагедия познания зла человеком. Эта пьеса Шекспира ставит много вопросов, ответы на которые человечество вместе с Гамлетом ищет уже не одно столетие.

В 1609 г. вышла единственная прижизненная сборник сонетов Шекспира, показала незаурядный лирический талант писателя. Ее героиня, так называемая смуглая леди, нарушила все поэтические каноны: едва ли не впервые в европейской поэзии воспевается не совершенная красавица, а обычная земная женщина, которую любовь делает лучшей и милой.

В 1612 г. драматург, прекратив свою театральную деятельность, вернулся в родной город.

Еще при жизни современники Шекспира чрезвычайно высоко ценили его талант, называя писателя «сладкозвучным и медоточивым». Однако они обвиняли его в том, что драматург не гнушался «заимствованиями» из чужих произведений. На это Шекспир не без юмора отвечал, что заимствованные сюжеты и сцены - это как красивые девушки, которых он забирает из неприличного общества, чтобы ввести в благородного. Бесспорно, что в него «одалживали» гораздо больше: но нам об этом неизвестно.

Для современников литературные заслуги и авторство Шекспира были вне сомнений, его талант ставили превыше достижения очень уважаемых в эпоху Возрождения античных авторов. Джон Мильтон назвал его «сыном Вечности и Славы». Однако уже в XVIII в. начали высказывать сомнения относительно авторства Шекспира. Мол, провинциал, актер без образования не мог создать такие глубокие философские произведения. Это кто-то по каким-то причинам по договоренности с Шекспиром пользовался его фамилией, чтобы скрыть свое авторство. Крюк возник шекспировский вопрос. Среди вероятных авторов шекспировских произведений кого только не называли: от философа Фрэнсиса Бэкона до королевы Елизаветы!

Как бы там ни было, главное то, что невозможно представить духовную жизнь человечества без творчества стретфордського лебедя, как часто называют великого писателя, ибо даже человек, очень далекий от литературы, находится в плену бессмертных шекспировских образов Ромео и Джульетты, Гамлета и Офелии, короля Лира и Отелло...