ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

УРОК № 46

Тема. Рабовладение и библейские истины в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

 

Цель: обсудить прочитанное произведение Г. Бичер-Стоу, отыскать ответ на проблемный вопрос; учиться высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии; воспитывать отрицательное отношение к рабству и всевозможных проявлений унижения человека.

Оборудование: портреты Г. Бичер-Стоу, тексты романа «Хижина дяди Тома», Библия.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

 

Перед ним неотступно стояла неразрешимая загадка: души человеческие растоптаны,

загубленные, зло торжествует, а Бог молчит.

Г. Бичер-Стоу

 

ХОД УРОКА

И. Изучение нового материала

1. Слово учителя

- Когда Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896) в 1862 г. посетила президента Линкольна, он воскликнул: «Вот она, маленькая женщина, чья книга вызвала большую войну!». И действительно, роман «Хижина дяди Тома» принадлежит к числу тех литературных произведений, которые заставили мир измениться.

Роман быстро стал популярным. Им восхищались на Севере Америки, его проклинали на Юге, а о безжалостного плантатора Легрі сложили балладу.

Во время гражданской войны между Севером и Югом книга была переведена на все европейские языки.

Писательница родилась в семье священника. Многое из того, что описано в романе, она видела на собственные глаза. В мировую литературу Г. Бичер-Стоу вошла благодаря роману «Хижина дяди Тома».

 

2. Выступление ученика-историка

Америка в XIX в. делилась на две части: Северные штаты и Южные. В Северных штатах не существовало рабовладения, в отличие от Южных. Юридически рабство в Америке было отменено в 1865 г. И проблема чернокожего населения как низшей расы существует и сейчас.

 

3. Выявление читательских впечатлений учащихся

• Понравилась ли вам книга?

• Что поразило вас больше всего?

• Какие чувства вы испытывали, читая эту книгу?

 

4. Постановка проблемного вопроса

Зачитывается эпиграф.

- Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, как сочетаются в жизни героев романа рабовладение и библейские истины. Могут ли они сосуществовать? Какой путь и почему выбирают герои произведения?

 

5. Работа над проблемным вопросом

• Какова главная проблема освещается в романе? (Рабовладение и его последствия)

Интерактивный опрос

• Имеет ли человек право распоряжаться судьбой, жизнью другого человека?

Работа над схемой

• Как персонажи романа справляются с бедами и проблемами?

 

 

• Вспомните Божьи заповеди, изложенные в Библии.

• Выразительное чтение диалогов Тома и Касси (разделы XXXIV, XXXVIII).

• Дискуссия «Кто прав: Том или Касси?».

Материалы к дискуссии: эпиграф, содержание диалогов героев, цитаты из текста.

«Что бы вы со мной не сделали, мои мучения скоро закончатся, а ваши будут продолжаться вечно, если не розкаєтесь». (Том)

«Нет! Страдания наши не свидетельствуют о том, что Господь покинул нас. Он с нами, если только мы не забудем его». (Том)

«Тем, кто подчинился, надеяться ни на что. Мы утопаем в мерзости и становимся отвратительными сами себе». (Касси)

Проблема выбора (для рабов)

1) Почему Том не убегает от Шелби, Сен-Клера и Легрі?

 

image66

 

2) Как бы чувствовал себя и вел себя Том, если бы он не был истинно верующим человеком? (Мог бы ожесточиться, как Касси, подчиниться, как другие негры, потерять или жизнь, или чувство собственного достоинства. Вера помогала Тому выдержать все испытания, что выпали на его судьбу)

Проблема выбора (для рабовладельцев)

- Рабство несло горе не только рабам, но и их владельцам, души которых деформировались от вседозволенности. Но рабовладельцы бывают разные.

Шелби: миссис Шелби относится к неграм как христианка, благосклонна к ним. Мистеру Шелби не приходит в голову отказаться от рабства.

Сен-Клер: добрый, но не относился к неграм как к людям, не заботился об их душу (как и свою собственную).

Легрі: жестокий, потерявший человеческое подобие рабовладелец, имеет страсть к власти и деньгам.

Хейли: торговец рабами, который даже не задумывается над тем, что рабы - люди, но признает, что жестокость не выгодна в общении с неграми, и гордится своим «добрым» нравом.

Джордж, Ева: единственные, кто мечтал дать свободу своим неграм. Джордж осуществляет свою мечту.

Вывод. Каждый из героев совершает свой выбор.

 

II. Выводы

• Каждый из героев - будь то раб, или рабовладелец - осуществляет свой выбор. Человек всегда может выбирать свой путь.

• Библейские истины помогают людям жить. Но действовать тоже нужно. У каждого героя - свой путь к свободе.

• В наше время также очень важно уважать выбор других людей, оценивать их не по цвету кожи, а по их поступкам и моральным качествам.

 

III. Домашнее задание

Прочитать рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб» (на следующий урок внеклассного чтения).