5 класс
МИР ДЕТСТВА
МАРК ТВЕН, Э. ПОРТЕР, Р. БЕРНС
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ
В теме «Марк Твен (краткая информация о писателе)»
1. Знаете ли вы настоящее имя американского писателя Марка Твена?
Сэмюэль Ленгхорн Клеменс.
2. Что означает псевдоним «Марк Твен» ?
«Мерка-два». Это высказывание речников Миссисипи означает глубину, достаточную для беечного плавание судов.
3. Назовите годы жизни писателя.
4. Которой была заветная мечта писателя в детстве?
5. Можете ли вы назвать профессию Марка Твена?
В юности он сменил много профессий: был репортером, журналистом, искателем серебра, печатником, лоцманом. С 60-х годов XIX века - писатель.
6. Какие произведения Марка Твена известны вам ?
«Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Ямки при дворе короля Артура» и многие другие.
7. Кому из героев произведений Марка Твена был поставлен памятник ?
В небольшом американском городке Ганнибал, где прошли детские годы будущего писателя, на высоком скалистом берегу стоит памятник двум закадычным подросткам, образы которых были созданы творческой фантазией Марка Твена, - Тому Сойеру и Гекльберри Финну.
К теме «Влияние мира взрослых на детские отношения в повести М. Твена “Приключения Тома Сойера”»
1. Кого из взрослых героев вы запомнили?
Тетя Полли, судья Тэтчер, школьный учитель, вдова Дуглас, индеец Джо и Другие.
2. Что интересовало взрослых жителей городка?
Сплетни, скандальные истории, что хоть как-то раВНОобразили их серую жизнь.
3. Какими изображены взрослые?
Лицемерными, шумными, трусливыми, не очень умными.
4. Что взрослые больше всего ценили в людях?
5. Кто формировал мнение о Тома и Гека ?
Конечно, взрослые.
6. Почему взрослые запрещали свои детям дружить с Геком ?
7. Когда изменилось отношение взрослых к Тома и Гека ? Было ли оно искренним ?
Нет. Просто взрослым ослепили глаза деньги мальчиков.
8. Что в мире взрослых вызывает отвращение у детей ?
То, что взрослые постоянно стремились все втиснуть в рамки определенных законов и правил. Герои повести не воспринимали этого и пытались противостоять им своими поступками.
9. Чей мир в повести лучший: взрослых или детей?
Конечно, детей.
К теме «История одной девочки (по повести Э. Портер “Полианна”)»
1. Где тетя Полли поселила Поліанну?
2. Кто встретил девочку?
Слуги Нэнси и Тимоти.
3. Какой была игра Поліанни?
Надо всему радоваться, даже тогда, когда нечему радоваться. Так научил ее отец.
4. Как вела себя Полианна у тети ?
Девочка вроде бы была всем довольна. И только ночью она расплакалась. Полианна мысленно разговаривала с отцом, который умер, и жаловалась ему, что ей одиноко и страшно.
5. Чего должна была учиться Полианна у тети?
6. Кого встречала девочка во время своих прогулок? Как его звали?
Мужчину, которого назвала Мой Незнакомец. Джон Пендлтон.
7. Какой вывод сделала Полианна после посещения школы ?
«Ходить в школу - это тоже жить».
8. Случай изменил отношение тети Полли к Поліанни?
9. Что больше всего любила Полианна?
10. Как жители городка Белдінгсвілл реагировали на новость о том, что Полианна не сможет больше ходить ?
Все волновались за нее и пытались помочь, посещали.
11. Какой финал произведения?
Доктор Чилтон отправил Полліанну до своего коллеги, который поставил ее на ноги.
К теме «Г. Берне “Честная бедность”»
1. Кто из украинских писателей назвал Г. Бернса «народным поэтом и великим» ?
2. Каким человеком, по вашему мнению, был Г. Берне?
Чрезвычайно порядочным, трудолюбивым, талантливым, имел чувство собственного достоинства.
3. Какой прием используется в стихотворении «Честная бедность»? Приведите примеры. Антитеза (противопоставление): богатый - бедный, знатный лорд - благородный человек и т.д.
4. Какие художественно-выразительные средства использует автор в своем стихотворении?
Эпитеты: честная бедность, звания простого, вельможный лорд т.д. Сравнение:
глуп, как пень; злой, как черт. Повторы: ничего, ничего.
5. Какие фразы, по вашему мнению, могут служить афоризмами ?
«Звание - лишь карб, человек - сокровище, / Ценнее всего», «А честным быть в бедности - / Высшее от всего», «Человека же праведной сан / Не дастся ни от кого» и т.д.
6. Определите главную идею стихотворения.
7. Какие проблемы поднимает автор в своем стихотворении?
Автор поднимает нравственные проблемы: человеческого достоинства, чести, благородства.