ЛЕКЦИЯ 4
ВАЛЬТЕР СКОТТ - СОЗДАТЕЛЬ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
1. Жизненный путь В. Скотта.
2. Жанр исторического романа, его признаки и особенности.
3. Широкая панорама жизни Средневековой Англии в исторических романах писателя: «Роб Рой», «Уэверли», «Квентин Дорвард».
1. Жизненный путь Вальтера Скотта
ВАЛЬТЕР СКОТТ (1771-1832) - один из английских писателей - романистов, который вместе с Байроном оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, в частности на развитие жанра исторического романа.
Родился в Шотландии, в Эдинбурге, 15 августа 1771 г. в семье состоятельного юриста. Как сам он писал в автобиографии, «родился не в блеске, но и не в низости. Согласно условностей моей страны, мое происхождение признали благородным, потому как с родительской, так и с материнской стороны, я был связан родственными узами, хоть и весьма далекими, со старинными семьями». Был девятым ребенком в семье, которая имела двенадцать детей. В январе 1772 г. Скотт заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги, навсегда оставшись хромым. Детские годы Вальтера прошли не только в Эдинбурге, но и на селе у деда. Именно среди лугов, гор и лесов парень душой присоединился к природе Шотландии, познакомился с ее легендами, историческими преданиями, народными песнями, которые слышал от родственников и знакомых. Там он встретил прообраз своих будущих литературных героев, услышал рассказы о событиях борьбы шотландцев за свою независимость.
В. Скотта рано научили читать, приобщили к популярной в то время художественной и поучительно-морализаторском литературы. Больше всего он полюбил поэзию. У него была удивительная память, что позже пригодилось ему в писательской деятельности.
В школе ему повезло на хороших учителей. Легко владел языками, читал европейскими и латынью. Но не очень хорошо запоминал имена, даты и другие исторические формальности. Чтобы преодолеть этот недостаток собственной памяти, изучал историю как цепь выразительных, захватывающих сцен и эпизодов.
Важным для юного В. Скотта стал 1792 год: он выдержал экзамен на звание адвоката в Эдинбургском университете, по окончании которого занимался адвокатурой, овладевая специальностью на практике под руководством отца.
С раннего детства. Скотт много путешествовал по родному краю - горной Шотландией, посещал места ее «старинной славы». Он не только любовался пейзажами Пограничного края (той части Шотландии, где чаще всего происходили события его романов), но и увлеченно собирал памятники истории и фольклорные произведения.
Юноша очень рано вошел в кружок литераторов Эдинбурга. Встреча с великим шотландским поэтом Г. Бернсом в доме проф. Фергюсона (1786 г.) оказала огромное влияние на него. Поэзия Бернса была спутницей всей жизни Скотта. Он шел путем своего предшественника, прославив богатство людей труда и выражая презрение к богачам.
Первый поэт, удостоенный за свое творчество дворянского звания, сэр В. Скотт был очень популярным в Европе. Пирсон описывал: «Как-то осенью 1791 г. паства расходилась из церкви Серых Братьев. Пошел дождь, и Скотт под своим зонтом проводил до дома незнакомую девушку, которая жила недалеко от площади Георга. На ней была зеленая накидка, а когда она отбросила капюшон, его поразила ее красота. Он провожал ее несколько воскресений кряду в любую погоду и наконец узнал, что ее зовут Вильяминой Белшес. Это не помешало ему влюбиться, и большую часть времени, выделенную на занятия правом, он проводил у окна, высматривая, не мелькнет ли она на улице.» Вільяміні на то время было 15 лет. Красивая и умная девушка получила хорошее виховання. ее отец - адвокат, человек состоятельный, мать - графского происхождения.
В течение пяти лет влюблен В. Скотт ухаживал за Вільяміни. Только летом 1795 г. он решил признаться девушке о своих чувствах в письмах. Юноша был уверен во взаимности. Но вскоре она вышла замуж за другого - богатого банкира Уильяма Форбса. Состоялся разговор между молодыми людьми, во время которой Скотт сказал, что женится раньше, чем выйдет замуж. Но женился только через год. 24 декабря 1796 года он обвенчался с Маргарет Карпентер, в 1801 г. у них родился сын, а в 1803 г. - дочь. В личной жизни будущий писатель был примерным семьянином, хорошим и добрым отцом.
Как не странно, но В. Скотт не порывал связей с супругами Форбс. Не один раз мужчина Вільяміни приходил на помощь художнику в минуты его затруднительного материального положения. Он поддерживал Хорошие отношения с Форбсом и после смерти Вільяміни (1810).
С 1800 года началась серьезная литературная деятельность В.Скотта. Он выступил как переводчик, журналист, собиратель фольклора, автор романтических поэм и баллад. В течение более 30-летней литературной деятельности писатель создал 28 романов, 9 поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов. Молодой поэт стал известным в своей стране, когда в 1802 г. опубликовал 2 тома «Песен шотландской границы» (3-й том увидел свет в 1803 г.).
Впоследствии стали появляться поэтические произведения В. Скотта, написанные им самим, - драматическая поэма в 6-ти песнях «Песня последнего менестреля» (1805 г.), в которой объединились фольклорные и исторические мотивы. Поэма имела грандиозный успех у читателей. Вышла она большим, как на то время тиражом. Такая громкая слава окрылила молодого художника, и он написал новые поэмы: «Мармион» (1808 г.), «Дева Озера» (1810 г.) и др. В это же время подготовил к печати и издал средневековый рыцарский роман «Сэр Тристан»; работал над эссе о древностях. Все эти раВНОобразные литературные занятия сочетались с трудом адвоката в эдинбургском суде, а затем - шерифа округа Селкерк (с 1799 г.), где местные жители его очень уважали и любили за доброту и справедливость. Занимался он еще сельским хозяйством и издательскими делами, служил в коннице - энергии хватало на все. Однако окончательно понял, что именно литература была его призванием.
В 42 года писатель впервые отдал на суд читателей свои исторические романы. Летом 1814 г. вышел в свет первый роман В. Скотта «Уэверли, или 60 лет назад». Имя автора на нем не указывалось, как и во всех последующих романах, вплоть до собрания сочинений 1829 г., в предисловии к которому В.Скотт объяснил, что заставило его так долго скрываться от читателя. Сначала была боязнь неудачи, нежелание рисковать высокой литературной репутацией, приобретенной еще в роли поэта. Далее автору понравилась игра с публикой, завораживала тайна, которую писатель любил не только в литературе, но и в жизни. Лишь узкое круг его друзей знал точно то, о чем спорила и догадывалась вся Европа, и кто же истинный автор романов, которые имели огромный успех и печатались анонимно или под псевдонимом - «автор Уэверли».
Непосредственной причиной для Скотта поменять род литературных занятий, перейти из поэзии в прозу, была сопоставима неудача его поэм, которые появились после «Паломничества Чайльд-Гарольда». На английском Парнасе первое место теперь предстояло Байрону. В. Скотт признал талант молодого поэта, а сам ощущал, тяготел к прозе.
После выхода в свет 1-го романа «Уэверли» он стал всемирно известным писателем. По этому произведению было написано еще 25 романов, несколько сборников рассказов, пьес, поэм, 2-томник «История Шотландии», многотомное «Жизнь Наполеона Бонапарта» и др. произведения, изданные прозаиком протяжении 18 лет (с 1814 по 1831 гг.).
Потерпев в конце 20-х годов финансового краха, В.Скотт, благодаря своей феноменальной работоспособности, за несколько лет заработал столько, что почти полностью рассчитался с долгами. В течение 1830-1831 Он трижды потерпел апоплексического удара.
Умер писатель от инфаркта в зените славы 21 сентября 1832 г.
2. Жанр исторического романа, его признаки и особенности
Новаторство В. Скотта заключалось в том, что он создал жанр исторического романа, «до него не существующий» (по определению В. Г. Белинского). В основу мировоззрения и творчества прозаика лег огромный политический, социальный и нравственный опыт народа Шотландии, который в течение 4 веков боролся за свою национальную независимость против экономически развитой Англии.
Исторический роман В. Скотта стал не только продолжением литературных традиций, а неизвестным до того художественным синтезом искусства и исторической науки, что открыло новый этап в развитии английской и мировой литературы.
Особенности исторического романа В. Скотта
• Сочетание правдивого изображения прошлой жизни и интересной динамичной интриги, движущими силами которой были большие человеческие страсти - зависть, ревность, мстительность, жадность и любовь к своего края, рода, семьи и др.
• Описание, повествование, диалог - 3 компоненты романа - которые в своеобраВНОм соотношении объединены в единое целое.
Описания В. Скотта выполняли роль не только экспозиции, но и исторического комментария к событиям и персонажам; розповідна линия в романах создала историческую перспективу развития событий, писатель призвал своего читателя к новой роли - не только участника событий, но и постороннего человека, которая на все смотрела со стороны; диалоги отличились історизмом, особенностями поэтики. Отстранение автора от рассказа дало возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить.
• В романах В. Скота сочетаются романтические приключения, высокие чувства и низость отдельных героев, которые руководствовались в своих поступках часто противоположными мотивами.
• Всех героев разделены на несколько групп:
- реальные исторические персонажи - не стояли в центре повествования;
- люди из народа - принимали активное участие в развертывании сюжета, создали обобщающий образ - народ, который включил в себя различные социальные группы;
- молодой человек - с ней связана фабула - не имела слишком выразительных индивидуальных черт, но отметилась порядочностью, честностью, смелостью и здравым смыслом.
• Воспитание героя путем тяжелых переживаний, страданий, проверки на мужество в приключениях и путешествиях, полных испытаний и угроз.
• В романе ощутимый тесная связь исторической жизни с личным, исторического события с судьбой героя; но центральное место в произведении заняло изображение истории, ее движения и развития, понимания писателем исторического процесса.
• Писатель далек от иллюзий. Введен в рассказ авторский текст подводил читателя к правильных суждений об этой эпохе.
Скотт не был в числе первооткрывателей исторического колорита, он сам признавал первенство по роману Х. Уолпола «Замок Отранто», в котором больше всего ценил попытки «посредством тщательно продуманного сюжета и заботливо воспроизведенного исторического колорита тех времен вызвать в сознании читателя сходные ассоциации и подготовить его к воспроизведению чудес, к верованиям и чувствам самих персонажей повествования».
Эти слова написаны В. Скоттом в 1820 г. в предисловии к новому изданию романа Х. Уолпола. К этому времени он сам далеко превзошел мастерство своего предшественника в умении создавать иллюзию прошлого, и не просто иллюзию, как это было в Уолпола, а воспроизводить настоящий колорит эпохи.
Английский писатель также считал себя во многом обязанным Марии Эджворт, чьи романы о Ирландию подсказали ему тему и ее решения на материале его родины - Шотландии.
Таким был личный опыт прозаика: характер исторического мышления в литературе, когда он взялся за создание исторического романа.
В. Скотт дошел до исторического романа, детально обдумав его эстетику, оттолкнулся от хорошо известных и популярных в то время готического и антикварного романов. Готический роман воспитывал у читателя интерес к месту действия, а следовательно, научил художника соотносить события с конкретным национальным подоплекой. В готическом романе усиленный драматизм сюжета, характер получил право на самостоятельность поведения и размышлений, потому что он тоже содержал в себе часть драматизма исторического времени. Антикварный роман научил В. Скотта внимательно относиться к местному колориту, реконструировать прошлое профессионально и без ошибок, воспроизводя не только правдивость материального мира эпохи, но, главным образом, своеобразие ее духовного лица.
3. Широкая панорама жизни Средневековой Англии в исторических романах писателя: «Роб Рой», «Уэверли», «Квентин Дорвард»
За тематикой и проблематикой все прозаические произведения В. Скотта можно разделить на Следующие группы:
• романов шотландского цикла, написанные в основном до 1820 г. («Уэверли, или 60 лет назад» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» и др.);
• романы, посвященные средневековому историческому прошлому Англии («Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Вудсток» (1826)).
• романы, посвященные истории других европейских стран («Квентин Дорвард» (1823)).
«Уэверли»
В центре интриги романа - молодой, неопытный и наивный английский дворянин Эдвард Уэверли, из семьи, которая несла на себе весь груз консервативных симпатий и пересудов, политических и церковных». Эдвард, как офицер английской армии, уехал служить в Шотландию. На календаре 1745 год, именно тот год, когда горная страна сделала последнюю значительную и отчаянную попытку отвоевать у Англии свою независимость. Глазами «человека извне» смотрел юноша на чужую и непонятную для него действительность. Он видел разбушевавшуюся политическими дрязгами и суровыми схватками страну, где на каждом шагу можно было стать жертвой разбойников, грабителей и одичавших мстителей. События бросали Уэверли из одного враждующего лагеря в другой, ему неоднократно угрожала смертельная опасность. Наконец, в решающем бою он дрался против собственной армии и его, как предателя, должны были казнить. Однако все сложные перипетии судьбы молодого англичанина завершились счастливо. Он не только избежал гибели, но и женился на богатой наследницей знатного шотландского рода, любовь к которой было главной пружиной его творчества.
Очень важную роль в романе играют второстепенные фигуры, прежде всего шотландцы, показаны с искренней симпатией соотечественника и одновременно с объективностью художника. Такие, например, образы вождя горного плана Возраст Ян Вора и его сестры Флоры.
«Роб Рой»
В этом романе автор обратился к истории так называемых якобинских восстаний XVIII в. Он рассказывал о событиях первого великого восстания горцев, которое подготовили и осуществили сторонники Стюартов еще в 1715 г., то есть за 30 лет до полного уничтожения кланов. Писатель подробно объяснил, что якобити (сторонники короля Якова II) получили поражение, потому что лондонское буржуаВНО-аристократическое руководство владело крупными экономическими, политическими и военными преимуществами.
Название произведение получило по прозвищу шотландского национального героя Роберта Макгрегора. Роб Рой - Робин Гуд. Он грабил богатых, чтобы помочь бедным. В его образе соединились романтические и реалистические черты: он благородный, преданный друзьям, наделенный богатырской силой. Роб Рой прекрасно ориентировался в делах и вместе с восставшими горцами представлял собой грозную силу, с которой не могли не считаться чиновники и финансисты из Глазго.
Заслужила внимание история Роб Роя. Честно и скромно герой жил со своей семьей, занимаясь продажей скота. Но в трудный год он не сумел выкрутиться из затруднительного положения. Однажды за его отсутствия люди шотландского вельможи герцога Монроза ограбили дом и хозяйство Роб Роя, обесчестили жену, потому что он задолжал большую сумму денег. Вернувшись домой, герой увидел остатки своего семейного очага. Тогда и решил стать разбойником и податься в горы.
«Квентин Дорвард»
События произведения происходили во Франции XV в. В центре повествования - чужак, который видел французское жизни эпохи Людовика XI беспристрастными, заинтересованными глазами. Квентин Дорвард - шотландский воин, который бежал от преследований своих кровных врагов и поступил на службу к королю Франции, принимал участие в сложных перипетиях политической жизни страны, часто непроизвольно. Парень из шотландского клана наблюдал важные события истории соседнего государства, когда один из самых умных и найдалекоглядніших мужей государства вел ожесточенную борьбу против произвола крупных феодалов, своих непокорных вассалов. Автор создал портрет короля - политика мудрого и безжалостного, для которого коварство, использование злых и добрых качеств людей - нормальные средства ведения политической игры во имя высших целей. В романе описано множество приключений и романтическая любовная история, которая закончилась для ее героев, несмотря на все испытания и преграды, браком.
Основные черты художественного метода В. Скотта
• создание жанра исторического романа;
• романтические картины феодального средневековья и далекого прошлого родной Шотландии определили колорит его романов;
• фабула произведений имела авантюрно-мелодраматический характер;
• использование фантастики, которая связана с народными поверьями;
• создание значительных народных характеров;
• введение приема сочетание описания частной жизни с историческими событиями;
• подчеркивание зависимости судьбы отдельного человека от хода развития истории;
• использование реалистических черт.
Вопросы для самоконтроля
1. В каких литературных жанров в своем творчестве обращался В. Скотт?
2. В чем заключается новаторство писателя?
3. Какие своеобразные особенности исторического романа В. Скотта?
4. На какие тематические группы можно разделить все исторические романы прозаика?
5. Раскройте основные черты художественного метода В. Скотта?