ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЛЕКЦИЯ 5

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ. ВИКТОР ГЮГО

 

1. Развитие романтической литературе Франции XIX в.

2. В. Гюго - выдающийся французский писатель - романтик. Особенности романтизма и новаторство В. Гюго. Поэтическое и драматургическое наследие писателя.

3. Романна творчество В. Гюго: «Человек, который смеется», «93», «Отверженные».

 

1. Развитие романтической литературе Франции XIX в.

 

Романтизм во Франции изначально воспринимался как иностранное явление, чему немало способствовали сами романтики, которые ссылались на Шекспира и Шиллера, Кальдерона и Мандзони. Но романтизм имел сильные корни во французской истории и культуре, поэтому он оказал огромное влияние на судьбу национального искусства, выдвинув великих творцов: Гюго - в литературе, Делакруа - в живописи, Берлиоза - в музыке.

Французский романтизм развивался неравномерно в разных видах искусства. Начало литературного романтизма датировался концом XVIII в. Принято считать, что романтизм возник как реакция на Просвещение, хотя существовали прямые подтверждения того, что полного разрыва между просвітниками и романтиками во Франции не было.

Периодизация романтизма во французской литературе определялась как историческими предпосылками, так и хронологией эстетического развития, эволюцией литературного процесса.

1795 - 1815 гг. - период вступления в литературу первых романтиков, возникновение романтического движения, основателями которого были Жермена де Сталь и Франсуа Рене де Шатобриан. Так возникло 2 школы в раннем французском романтизме - школа де Сталь и школа Шатобриана.

Школа де Сталь и ее последователи пытались победить рационализм, но, в отличие от школы Шатобриана, которая просветительской вере в первенство Разума противопоставляла христианско-католическую духовность, на первый план выдвигали описание индивидуальных чувств. Где Сталь требовала, чтобы чувством предоставлять не общечеловеческих черт, а национального колорита (как пример, «Ромео и Джульетта» у Шекспира).

Первые романтики - прежде всего философы и политические деятели, поэтому теоретические вопросы и эстетика французского романтизма с самого начала формировались в связи с постановкой обще-философских вопросов. В основу своей эстетики романтики положили антитезу, которую В. Гюго определил как способность видеть две стороны предмета или явления. Действительно, французские писатели данной эпохи любили сочетать противоположности: добро и зло, трагическое и комическое, высокое и низкое, материальное и идеальное, реальное и фантастическое, жизнь и смерть и т.д.

Антитеза лежала и в основе деления всего искусства на классическое и романтическое, впервые предложенного Жерменою де Сталь в трактате «О германии», который стал манифестом французских романтиков. К классической относили южную литературу, которая опиралась на греко-римскую античность; романтическая литература развивалась в северных странах и ориентировалась на Средневековье, христианство и народные традиции.

Однако, на первом этапе развития романтики еще не противопоставляли себя класицистам в полном смысле. Характерно, что романтизм на этом этапе развивался лишь в прозаических жанрах, потому что эта сфера почти не бралась класицистами.

Важным достижением первых романтиков стало открытие «частного человека» (по аналогии с «естественного человека» просветителей). Интерес к ее внутреннему миру дал импульс развитию психологизма, специфическим выражением которого становится раскрытие понятия «меланхолия». Первым это понятие ввел Шатобриан, позже его разрабатывали Же. Сайд и Мюссе.

1815 - 1827 гг. - время возникновения широкого романтического движения, в котором формировались течения, школы, группировки, кружки; появление романтической поэзия (Ламартин, де Виньи, В. Гюго), исторического романтического романа (В. Гюго, де Виньи), первых романтических драм («драмы для чтения» П. Мериме, Вите, Гюго). Следует помнить, что романтическое движение еще не был объединен общим художественным методом, в его основе лежала единство художественного направления. Поэтому кроме романтических течений (лирически-философская (Ламартин), историко-живописная (Гюго)) появилась и течение реалистического направления, во главе которой встал Ф.Стендаль. Иначе сложились отношения с класицистами, которые в большей степени сотрудничали с романтиками.

1827 - 1835 гг. - в это время романтизм полностью приобретает черты напрямую (т.е. романтики объединились единственным художественным методом), и это направление стало ведущим во французской литературе. Начало этого этапа ознаменовано появлением главного эстетического манифеста французских романтиков - «Предисловия к «Кромвелю» в. Гюго. Выдающийся поэт стал во главе самого влиятельного литературного объединения романтиков - «Сенакль». В литературу пришли Мюссе и Же. Санд, а с ними - утвердилась психологическая течение. Романтизм получил победу над классицизмом в области драмы.

1835 - 1843 гг. - в это время от романтизма выделилась течение реалистической ориентации во главе со Стендалем, поэтому этот период еще называли «периодом междуцарствия», когда в литературе господствовало 2 направления. Но они еще не противостояли друг другу, даже были недостаточно дифференцированы. Различие романтизма и реализма проявилось прежде всего в решении вопроса о влиянии обстоятельств и общества на формирование человека, отстаивали реалисты и романтики отрицали. Происходило взаимовлияние романтизма и критического реализма, что было положительным (усиление социальных мотивов в творчестве Ж. Санд в начале 40-х гг.). Выбрав близкие эстетические позиции, Стендаль, Бальзак, Мериме, Беранже стали первыми представителями критического реализма.

1843 - 1848 гг. - кризис романтизма. Манифестом позднего романтизма стал трактат В. Гюго В. Шекспир». Успешно развивалась лишь романтическое течение, связана с утопическим социализмом (Ж. Санд, Сент-Бев, Гюго и др.), особой популярностью пользовались также романы - фельєтони О. Дюма-отца, Э. Сю.

Поражение революции 1848 года, знаменовавшей конец истории романтизма как литературного направления. Противоположность взглядов романтиков и реалистов стала очевидной. В этот период с новой силой прозвучали романтические идеи, выдвинутые в начале века о значении в литературе авторского начала, активной писательской позиции.

До 1870 года романтическая течение окончательно обветшала, на ее основе возникли символизм и неоромантизм.

Художественной системе французского романтизма присущи существенные различия: не получила развития фольклорно-народное течение, зато интенсивно развивалась «байронічна течение», активное развитие социально-утопических тенденций, интенсивное развитие реалистических тенденций, которые в 30-40 годы вылились в реалистическое направление в творчестве Бальзака, Стендаля, Мериме. Французский романтизм раньше проник в прозаические произведения, несколько позже распространился в поэзии, особый успех выпал на долю баллады, популярным был жанр элегии. До театра романтики прибегли в конце 20-х годов. Ведущим жанром стала не трагедия, а драма на исторические или условно-исторические сюжеты. Усиленно развивался исторический роман.

Виктор Гюго - единственный в Европе, кто остался верен романтическому направлению до конца жизни, тогда, как в целом романтическое движение во французской литературе иссяк уже в 40-50 годах 19 в., а в немецкой литературе в 20-е годы. Он один из многих, кто не проклял Французскую революцию, идеи революции вообще, кто сохранил веру и оптимизм в возможность разумного прогресса и творческого потенциала человека и человечества. Именно благодаря Виктору Гюго французский романтизм воспринимался как наиболее социально ориентированный, наснажений социальными идеями: сострадание к бедным и обездоленным, требование социальной справедливости, тогда как английский романтизм, по крайней мере в творчестве Байрона и Шелли, своим главным пафосом сделал величие человеческого духа и творческую силу борьбы видел скорее в личном порыве человека, чем в общественном обустройстве. Романтизм немецкий больше был перенят метафизикой и спиритуализмом, гротескной фантастикой, погрузился в сферу сверхчувственного.

 

2. В. Гюго - выдающийся французский писатель - романтик. Особенности романтизма и новаторство В. Гюго

 

ВИКТОР ГЮГО (1802 - 1885) - вождь французского романтизма, его теоретик. Он сыграл значительную роль в создании романтического романа, в реформе французской поэзии, в развитии романтического театра.

Родился Виктор Мари Гюго 26 февраля 1802 года в г. Безансон. Назвали мальчика в честь крестных родителей - Виктора Лагорі и Мари Дезір'є. Его отец, выходец из семьи рабочего, офицер французской армии времен Наполеона стал бригадным генералом и правителем итальянских провинций. Мать будущего писателя, наоборот, ненавидела Наполеона и была сторонницей королевской династии Бурбонов. Брак Леопольда Гюго и Софии Франсуа Греет не был счастливым. Леопольд Гюго - человек страстный - любил свою жену и так часто требовал от нее исполнения супружеских обязанностей, что скоро привело к скандалам в семье. Госпожа Гюго не желала все время находиться в счастливом ожидании пополнения семьи, а оптимистичный человек придерживался мнения: чем больше, тем лучше. Эту черту характера унаследовал от отца и Виктор. Полный разрыв родственных отношений состоялся в Мадриде, где отец Гюго был губернатором.

Маленький Виктор жил вместе с матерью и двумя братьями в Париже. С 9-летнего возраста парень полностью находился под влиянием матери, которая воспитывала его как сторонника монархии.

По желанию отца Виктор вместе с братом Эженом должен готовиться в пансионе к поступлению в Политехническую школу - у парня были большие способности по математике, но он оказывал внимание переводам латинских стихов, много читал, а потом и сам начал писать оды, пьесы, которые ставил на школьных подмостках (он же исполнял в них главные роли).

В 13 лет В. Гюго начал писать. Уже в первых стихах парня стали ощутимыми его политические взгляды. Он полностью стал на позиции матери - прославлял Бурбонов и проклинал Наполеона. Уже в пятнадцатилетнем возрасте стал лауреатом Тулузской и Французской академий, а в 17 лет привлек внимание властей одой «На восстановление статуи Генриха IV» и получил пенсию от короля.

В 1821 г. неожиданно умерла мать поэта, и дети остались без средств к существованию. Молодой Виктор мечтала о браке с любимой девушкой из состоятельной семьи Адель Фуше. Но ее отец требовал согласия на брак отца Виктора. Именно с этого времени началось восстановление отношений отца и сына. Рассказы старого воина помогли Гюго-младшему по-новому взглянуть на эпоху революции и Империи.

Эжен и Виктор оба были влюблены в Адель Фуше, дочь друзей их семьи, но Адель предпочитала Виктору, они вели тайную переписку, скрывали свою любовь. Когда мать узнала об их отношениях, сказала, что этого ни когда не будет, пока она жива. Виктору было 18 и о женитьбе не могло быть и речи, да и партия у него должна быть более титулованная, ведь он - сын генерала, лауреат нескольких премий, потомок графского титула. Виктор плакал, но пытался найти успокоение в литературе. Он страдал от любви. После смерти матери Виктор снова появился в доме Фуше, но те, боясь преследований со стороны Виктора, отвезли Адель в Дре. Не смотря, что у него не было денег, Гюго пришел пешком, преодолев 80 км. Он признался, что любил Адель и мечтал жениться на ней. Молодым было разрешено переписки и встречи.

В июле 1822 Гюго за сборник «Оды и другие стихотворения» было назначено материальную помощь в 1 тыс. франков, и только тогда его отец по просьбе Виктора обратился к Пьера Фуше с официальным письмом, в котором просил руки его дочери для своего сына. Родители Адель не возражали. В их первую брачную ночь обезумел родной брат Виктора - Эжен. Его положили в психиатрическую больницу Сен-Морис, которую тот смог покинуть лишь после смерти.

В 1822 г. состоялась свадьба. Адель Гюго-Фуше стала первой и единственной законной женой поэта, матерью его детей, и жертвой своего гениального мужа. Следуя свекровь, Адель не хотела погрязнуть в семейных заботах и проводить все время на супружеской постели. У нее было свое представление о достойной жизни и о «высокие» отношения, в то время как мужчина пытался затащить ее в кровать. Ему это часто удавалось и скоро у супругов было четверо детей.

В 1825 г. Гюго принял участие в коронации Карла X, написал оду в его честь, получил орден «Почетного легиона» от нового короля, но его политические взгляды уже значительно переосмысливались. Официальный разрыв с роялистами состоялся в 1828 г. Поводом стал случай на дипломатическом приеме в посольстве, где были оскорблены маршалы французской империи. Виктор воспринял это как личное оскорбление своего отца - наполеоновского боевого генерала.

Писатель написал «Оду к Вандомской колонны», где откровенно прославил победы Наполеона. Оппозиционные газеты и журналы подняли шум.

Начиная с 1830 г. Гюго начал серьеВНО заниматься поэзией и внедрением романтического направления во французской литературе. В это время им написан роман «Собор Парижской Богоматери», романтические драмы «Эрнани», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз», «Кромвель» и др. Состоялось официальное признание таланта художника.

В доме писателя часто стал бывать друг семьи, литератор Сент-Бев. Именно в нем Адель увидела свой идеал мужчины. А Виктор, не долго думая, завел «подругу» - актрису Жюльєтту Друэ. Они познакомились в театре Порт-Сен-Мартен в 1833 г. во время репетиции новой пьесы Гюго «Лукреция Борджа», где Жюльєтті была отведена второстепенная роль принцессы Негрони. Через несколько лет он писал: «У меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет 28 февраля 1802 г., я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятиях, благодаря твоей любви, 16 февраля 1833 г. Первое рождение дало мне жизнь, второе - страсть». На момент знакомства ей было 26 лет, и она уже привыкла к вниманию мужчин, которые восхищались ее красотой и темпераментом. «Женщина, у которой всего один любовник - ангел, у которой два любовника - чудовище. Женщина, у которой три любовника - настоящая женщина». Она прошла все три этапа, став типичной парижской куртизанкой, которая жила за счет своих богатых поклонников. Гюго снимал для нее жилье, оплачивал ее расходы, она сопровождала его в дальних поездках, переписывала черновики поэта.

Настоящая фамилия Жюльєтти - Ховен. Фамилия Друэ (от фамилии ее дяди, который занимался воспитанием девушки) было сценическим псевдонимом. Скоро эта случайная любовница стала музой и верным товарищем поэта к смерти. Рядом с Жюльєттою Виктор нашел успокоение, а она ради него оставила театр, забыла про сторонников, превратилась в тень гениального художника.

В. Гюго с восторгом воспринял революцию 1830 года. В 1841 г. он стал членом Французской академии искусств. Поэт поддержал нового короля Луи-Филиппа, который сделал его пэром Франции (1845). Однако личное благо не могло утаить от Гюго тяжелое положение простого народа.

В начале 1843 г. очередной дамой сердца писателя стала молодая блондинка Леони д'Оке, жена придворного художника Огюста Биара. Однажды по просьбе мужа, который стал подозревать жену в измене, в квартиру Гюго нагрянула полиция. Поскольку в то время во Франции внебрачные любовные отношения запрещались, Леону было арестовано, а Виктора отпустили, поскольку он имел статус неприкосновенности пера. Король посоветовал ему на время покинуть Париж. Всегда рядом была. Друэ, которая прятала его определенное время.

В 1848 г. писатель стал членом парламента, произнес несколько речей в защиту народа и революции. Его считали национальным героем. Отказавшись поддерживать кандидатуру будущего короля Луи Бонапарта Наполеона III, он вынужден был перейти на нелегальное положение, поскольку его преследовали сторонники императора Наполеона III (племянника Наполеона).

9 января 1852 года Виктора Гюго официально было объявлено политическим изгнанником, и выдающийся писатель был вынужден покинуть родину аж на целых 20 лет. Вместе с Жюльєттою, которая закрыла глаза на его измены (по ее подсчетам только за последние 2 года у Гюго было около 200 любовниц), он поселился сначала в Бельгии, затем на английских островах. В 1868 г. умерла жена писателя, но перед тем Адель попросила прощения у мужа и его Музы, а в последний месяц своей жизни она позволила Жюльєтті войти в круг их семьи. Адель было погребено у дочери Леопольдины. На могильной плите написано: «Адель, жена Виктора Гюго». У него осталась ее фотография на смертном одре. На ней он написал «Дорогая покойная, которую я простил». Через три года В.Гюго вместе с Жюльєттою вернулся во Францию.

Последние годы жизни он провел в ореоле славы. Был очень состоятельным благодаря многочисленным переизданием его книг. Но это были и годы тяжелых потерь: умер второй сын Франсуа-Виктор, младшая дочь Адель оказалась в больнице для душевнобольных. Здоровье писателя ухудшилось. В июне 1878 г. у него произошло кровоизлияние в мозг, после которого он уже ничего не написал. Художник стал вести затворницкий образ жизни, хотя иногда принимал у себя знатных иностранцев, которые хотели познакомиться с национальной гордостью.

28 февраля 1882 г. Гюго отметил свое 80-летие. Через год в апреле умерла любимая Жюльетта. Писатель был настолько поражен, что из-за слабости не смог быть даже на ее похоронах. Судьба была неумолима к Виктору Гюго - он потерял всех близких ему людей: старшая дочь Леопольдина погибла во время кораблекрушения, младшая Адель - навсегда осталась в доме для душевнобольных, от сердечного приступа умерла жена, а потом - верная любовница. В 1882 она заболела раком желудка, и с декабря уже не поднималась с кровати. 1 января 1882 года Жюльетта в последний раз поздравила Гюго с Новым годом: «Дорогой, обожаемый мой, не знаю, где я буду в это время в следующем году, но я счастлива и горжусь тем, что могу подписать свидетельство о жизни двумя словами: «Люблю тебя»». 11 мая 1883 года она умерла. Он плакал. Смерть забрала и двух сыновей - Шарля и Франсуа. На склоне лет он остался одиноким дедом двух внуков: Жоржа и Жанны.

Летом 1884 г. писатель совершил свою последнюю поездку в Швейцарию. 15 мая 1885 г., перенеся инфаркт, Гюго заболел воспалением легких. 22 мая 1885 г. его не стало. Похороны Гюго превратился в демонстрацию признания и благодарности французского народа своему национальному писателю.

Творческая деятельность признанного художника охватила более 60 лет, и ее принято делить на 3 периода.

I период - 1820-1850 гг. Этот период ознаменован переходом писателя на позиции романтизма и написанием поэтических и драматических произведений, созданием одного из лучших романов писателя - «Собор Парижской Богоматери». В 20-е гг. Гюго принимал участие актина в реформе французской поэзии, которая с особой силой проявилась в поэтическом сборнике «Восточное». 30 - 40 годы - период наибольшей творческой активности писателя. В это время появилось 4 поэтических сборника «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1841). Сборник «Осенние листья» обращена к человеческому сердцу, в ней доминировали интимные мотивы и настроения, в частности это было связано с проблемами личной жизни, в частности с женой Адель.

II период - 1851 - 1870 гг. - начал с изгнания поэта из Франции. В этот период творчества резко усилилась политическая и социальная направленность произведений, утвердилась обличительная интонация. Гюго обратил к современному материалу, хотя романтический метод сохранялся. Писатель создал свои выдающиеся романы - «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется».

III период - 1870 - 1885 гг. - ознаменован возвращением Гюго к Франции в день ее провозглашения Французской республикой (4 сентября 1870 г.). В Париже его встречали как национального героя. Уже через год он похоронил своего сына и написал стихотворение «Похороны», в котором описал этот день:

 

Герой и праведник, народ небранной славы -

Любовью победил

И восхищался он, чей сын лежал в гробу,

Увидя, что опять готов ты на борьбу...

 

В этот период творчества был создан последний роман Гюго, посвященный революции, - «93 год» (1874 г.). Он был рожден размышлениями писателя над событиями, которые произошли во Франции в 1869-1971 гг. (франко-прусская война, Парижская коммуна и ее разгром), и мыслями о соотнесенность гуманности и революционного насилия.

В последние годы жизни художник работал над поэтическими сборниками «Искусство быть дедушкой» (1875), «Легенда веков» (1883), сатирическими поэмами «Папа» (1878), «Осел» (1880) и др.

Первый поэтический сборник В. Гюго - «Оды и различные стихотворения» (1822), в которую вошли стихи, созданные в основном по правилам классицизма. Переходный этап в мировоззрении и творчестве писателя показала следующая поэтический сборник «Оды и баллады»: оды (ведущий жанр классицистической поэзии) объединены с балладами, характерным жанром романтической поэзии. В этом сборнике большинство баллад написано на сюжеты из французского средневековья, некоторые из них имели довольно выразительное фольклорную окраску. Отбросив классицистическую нормативность, Гюго ввел во французскую поэзию новые формы и размеры, создал новую систему стихосложения, большое внимание уделил звуковой организации стиха, его ритмомелодиці.

Поэтическое творчество В. Гюго 20-х годов увенчалась сборником «Ориентации» (1829), которая имела большой успех; выдержала за 2 месяца 14 переизданий и создала автору репутацию великого поэта. Для этой сборки характерно:

направленность на внешний, объективный мир;

стремление изображать красоту и формы материально-чувственной реальности.

Отдельную группу составляли в сборнике поэзии, посвященные национально-освободительной борьбе греческого народа против турецкого ига в 20-х годах прошлого века. Здесь Гюго воспел героику освободительной борьбы греков («Канарис», «Наварин» и др.), разоблачил и осудил зверства завоевателей («Захваченный город», «Ребенок», «Головы в серале»), призвал общественность Европы подняться на помощь растерзанной, но не скореній Греции («Энтузиазм» и др.).

В период 1830 - 1848 гг. появились такие поэтические сборники, которые завершили становление мастерства поэта и составили важный этап творческой зрелости.

Сборник «Осенние листья» (1831):

доминирование интимных мотивов и настроений;

поэзии ориентированные на человеческие чувства.

Сборник «Песни сумерек» (1835):

основная тема - философско-историческая;

поэт стремлюсь к обобщенному осмыслению своей эпохи;

значительное место заняла гражданская лирика;

впервые в стихах прозвучала тема социального зла и несправедливости, тема «отверженных».

Сборник «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1841).

Наличие гражданской лирики, но доминирование интимная;

в стихах ощутимо лирическое «я»;

рост роли лирического элемента, создания лирической атмосферы;

ощущение связанности души лирического героя с жизнью всего мира.

Сборник «Созерцания» (1856):

разделение на две части: «Прежде» и «Теперь».

Каждая часть поделена на 3 книги, причем каждая из них - определенный этап жизни поэта со своими ведущими стремлениями, доминантами.

РаВНОобразие тем.

К драматургии В. Гюго обращался в течение всей жизни. Но с 1827 до 1837 года она стала основной сферой его творческой деятельности. Первой попыткой в драматическом жанре стала драма «Кромвель» (1827), которая показала высокое мастерство автора в этом жанре. Успех среди читателей первой драмы побудило писателя к написанию следующих: «Марион Делорм» (1829), «Эрнани» (1830), «Король развлекается» (1832).

Сюжеты всех этих драм Гюго брал из истории Франции и других западноевропейских стран XVI - XVII вв. И это не была случайность. Названные века - большая переломная эпоха европейской истории, полна острых противоречий и конфликтов, что очень интересовало писателя.

Гюго считал основной особенностью драмы - реальность, призвал разрушать границы между жанрами, соединять комическое и трагическое, возвышенное и низкое, отказаться от единства действия, места и времени. Он разработал теорию гротеска как полной противоположности приподнятом и контрастном. Главное назначение гротеска в романтическом произведений драматург видел в оттенены прекрасной жизни. Теория романтической драмы послужила писателю для создания новаторской драмы.

Драматургия Гюго пронизана вільнолюбством и демократизмом.

Черты драматургии Гюго:

1. В основе почти всех драм лежал конфликт между представителями третьего сословия (простыми людьми) и феодальной аристократией и монархией.

2. В каждую драму Гюго заложил определенную социальную, политическую или нравственную идею.

3. Драматург избегал строить сюжеты своих драм на реальных исторических событиях. Сюжеты его драм полностью вымышленные, и если в них вплетены реальные исторические личности, то их действия и поступки в драмах - это легенды, а не история в строгом смысле слова.

4. Действующие лица четко разделены на положительных и отрицательных, носителей добра и зла; каждый персонаж наделен доминирующей страстью, что определила его характер и судьбу.

5. Сочетание в драмах элементов и приемов «высоких» и «низких» жанров.

Одним из лучших драматических произведений В.Гюго является его драма «Рюи Блаз».

В основе сюжета такие события: лакей Рюи Блаз влюбился в испанскую королеву. Неожиданный поворот событий позволил Рюи под именем знатного дворянина дона Сезара де Базана добиться благосклонности королевы, стать министром. В этой ситуации раскрыла романтическая исключительность личности Рюи Блаза. Лакей стал выдающимся государственным мыслителем. Его решение поражали остроумием, гуманностью и умом. Но повышение Рюи Блаза было лишь частью интриги возмущенного королевой дона Саллюстія де Базана. Интрига против королевы не удалась. Она узнала правду о Рюи Блаза и оттолкнула его, после чего он отравился. Триумф этой пьесы засвидетельствовал утверждение романтической драмы на сцене.

 

3. Романна творчество в. Гюго: «Человек, который смеется», «93», «Отверженные»

 

В историю мировой литературы. Гюго вошел прежде всего как выдающийся романист.

«Отверженные» (1862). Замысел большого социального романа В. Гюго возник еще в конце 20-х годов, но жизненные проблемы надолго отодвинули его осуществления. В 1840 г. был составлен первый рукопись романа под названием «Бедность», а в 1845 - 1848 гг. писатель активно работал над пополнением материалов и написал большую его часть. К роману он обратился лишь в 1860 г., причем не только дописал новые разделы и книги, но и основательно переработал то, что было написано ранее.

Роман «Отверженные» - сочинение необычный и по своей художественной структуре. Это роман философский и символический, но с выразительными элементами исторического романа. Это роман о тех, кто стал подножия социальной лестницы. Главная тема произведения - тема несправедливости и ее жертв. Центральным персонажем романа стал Жан Вольжан, а его жизнеописание составил главную сюжетную линию произведения. Это деревенский парень 25 лет, который занимался подрезкой деревьев. Когда у него на руках осталась сестра и ее семеро детей, он заменил им отца. Его молодость прошла в работе, но в начале одной зимы он остался без работы. В семье не было и кусочка хлеба. Тогда он разбил окно булочной и украл хлеба. Его осудили за кражу на 5 лет, так он перестал быть Жаном Вольжаном, а стал № 24601. О родных слышал лишь однажды. Кто-то видел его сестру, при ней была только 1 ребенок, где делись остальные, она и сама не знала. Несколько раз заключенный пытался убежать. Его ловили и каждый раз увеличивали срок наказания, который достиг 19 лет.

В тюрьме герой все чаще задумывался над своей жизнью, он осудил себя за поступок молодости, ибо понял, что голод не был оправданием совершенного преступления. Герой долгое время искал ответа на вопрос: только ли он виноват в своей судьбе, и в конце концов дошел окончательного определения, что общество осуществило перед ним еще большее преступление. Решив эти вопросы, он осудил общество, обвинил в несчастной судьбе его семьи и дал себе слово поквитаться с ним. Из тюрьмы герой вернулся морально опустошенным, озлобленным, полным ненависти ко всему миру.

Когда он вышел оттуда, умирая от голода и усталости, Жан искал убежища. Но никто не впустил бывшего каторжника даже за деньги. На помощь мужчине появилась старушка, которая подсказала ему обратиться к монсеньора Бьенвеню. Это был епископ. Из 15 тысяч лир своей прибыли он оставлял себе только 1 тысячу, остальные отдавал бедным и обездоленным. Единственное его богатство - серебряные приборы и подсвечники. Вольжан плохо отплатил ему за приют: ночью он пробрался к нему в комнату и украл серебро.. Когда жандармы утром привели вора, епископ сказал, что он сам подарил ему серебро. Добрый поступок монсеньора превратил его в настоящего христианина, в полеВНОго члена общества. В один день Жан Вольжан умер навсегда, а взамен родился мэр Мадлен. Он стал на путь добра. Под именем Мадлена нажил себе капитал честным трудом (в основе - техническое изобретение), свое богатство вкладывал в построении утопической фабрики, чтобы помочь другим обездоленным.

На фабрике герой встретился с Фантиной. С 10 лет девушка вынуждена была работать, родителей она никогда не знала. В 15 лет она пришла в Париж искать счастья. Много работала, чтобы выжить, ревностно сохраняя свою честь. Влюбившись девушка была очень счастливой. Но для ее любовника эта связь была не более чем любовная интрига. Он покинул ее, стал префектом, советником, отцом семейства. Фантина родила от него ребенка и оставила ее чужим людям, а сама вернулась на родину. Таки образом она и попала на фабрику. Она честно работала и отсылала для своей девочки все, что имела. Но опекуны ребенка каждый раз увеличивали материальные требования к матери, угрожая выбросить ребенка. На фабрике в Фантины были враги, девушки завидовали ее женской красе. Через интриги она осталась без работы. Чтобы зарабатывать деньги для обеспечения своего ребенка, через голод и нищенство, она вышла на панель. Жизни и социальный порядок подтолкнули женщину до крайностей, как в свое время произошло с Жаном Вольжаном.

Попав в полицейский участок, Фантина встретила там господина мэра, хозяина той фабрики, которая принесла ей столько горя. Она плюнула ему в лицо за то, что он якобы был причастен к ее освобождению. Этим мэром был бывший каторжник Жан Вольжан. Она рассказала ему о своих жизненных неурядицах. Он пожалел женщину, освободил и ухаживал до последнего ее вздоха. Перед смертью Фантина взяла с него слово, что он поможет ее дочери.

Жан разыскал ребенка в трактире Тенарльє, ей было всего 8 лет. Она мыла, убирала, носила воду. Зимой ходила босая, спала под лестницей в темном уголке. Он выкупил у хозяев ребенка, представившись ей отцом, потому что она не знала своих родителей. Мэр дал Козетті хорошее воспитание в монастыре, она стала мадемуазель Мариус Понмерси с богатым приданым. Девушка вышла замуж за порядочного и честного мужчину. До смерти Жан Вольжан жил вместе с ними. Перед смертью он рассказал ей о матери, что она была несчастной настолько, насколько была счастлива ее дочь.

Всю жизнь Жана Вольжана - это подвижничество во имя добра и милосердия.

«Человек, который смеется». За проблематикой этот роман созвучен «Обездоленным». Действие произведения раскрыта в Англии в конце XVII - начале XVIII в., но всем содержанием связана с современностью.

С первых страниц романа создана атмосфера таинственности: берег моря под покровом ночи, какие-то люди поспешно уходили, оставив одинокого мальчика; охваченный ужасом, то наткнулся на виселицу, еще дальше на женщину, которая замерзла в снегу, а у нее мальчик нашел живую девочку с лицом ангела, она оказалась слепой. Прижав ее к себе, он шел равниной и наткнулся на странную колимагу, в которой живет старый комедиант Урсус с медведем. Освещенное лицо парня сначала удивило, а потом испугало старого: на нем застыла гримаса безумно-веселого смеха.

Дальше сюжет ориентирован на раскрытие тайны происхождения главного героя - Гуінплена, который оказался сыном лорда и стал жертвой произвола королевской. К нему по-раВНОму относились две женщины: Дея, которая горячо любила его всем сердцем, и красавица - аристократка Джовіна, в чувствах которой царила лишь страсть.

В мире простых людей Гуінплен нашел любовь и гуманность. Он всем сердцем полюбил Урсуса и Дею, и никогда бы не оставил их, если бы не выяснилось его знатное происхождение. Он - лорд, имел место в палате лордов, которое ему принадлежало по праву. Однако в парламенте его встретили враждебно: вчерашний клоун, который развлекал в балагане народ, не имел места в их среде. Лорд Кленчарлі выступил в английском парламенте лишь один раз, он осудил социальную систему, которая была построена на несправедливости и угнетения народа. Возмущенные такой речью, лорды выгнали его из парламента.

Отстаивая свою идеалистическую позицию, утверждая, что изменить общество могло лишь милосердие, Гюго не переставал быть защитником обездоленных, врагом деспотизма и рабства.

«93-й год». Созданию эпического полотна способствовало то, что В. Гюго был современником революций 1830, 1848 и 1870 годов, что он сам в течение многих лет боролся за утверждение республики в стране.

В романе три главных героя - маркиз де Лантенак - председатель контрреволюции 1793 года, его внучатый племянник Ховен, который стоял во главе революционных войск, представитель Конвента Сімурден, который наблюдал за деятельностью Говена по поручению организации. Лантенак предстал очень жестоким человеком, он сжигал целые деревни, расстреливал женщин. Причина такой жестокости героя - ненависть к революции. Ховен - энтузиаст, он считал, что с врагом надо бороться открыто, а когда враг побежден, надо оказать ему помощи. Сімурден - террорист, он считал, что любые средства хороши для победы революции. Сам Гюго считал, что выше революцию и классовую борьбу - милосердие и любовь к человеку. К этому же выводу постепенно пришли и три героя произведения.

Лантенак, после того, как его замок был взят, а сам он спасся через подземный переход, вернулся назад: в библиотеке остались дети, которых спасти мог только он. Его было схвачено, и он ожидал казни. Но Ховен не мог казнить врага, который оказался таким благородным. Он освободил его, а себя отдал в руки правосудия. Революционные войска, которые любили Говена, просили его увольнения. Сімурден казнил Говена на гильотине. Но в тот момент, когда нож падал на голову Говена, он сам убил себя, потому что Ховен был его любимцем и воспитанником. Так Гюго показал противоречие между революцией и моральным человеческим законом. Республика «милосердие» победила над республикой «террора».

Роман начат рассказом об острой борьбе, которую вынуждена вести молодая республика как с внутренними врагами, так и с внешними. В этом произведении Гюго остался романтиком, доказательством чего стали исключительные характеры и события; концентрируя отражение действительности, субъективность и открытость авторской позиции, антитеза добра и зла, гротеск.

Виктора Гюго назвали пророком, который своими утопиями заставлял трепетать сердца». Его слава давно перешугнула национальные границы, еще при жизни он стал принадлежать всему миру.

Для французов В. Гюго - это прежде всего великий национальный поэт, выдающийся драматург, и уже по этим Гюго - романист. За пределами Франции, в том числе и у нас, В. Гюго - прежде всего гениальный романист, драматург и поэт. Объяснялось это прежде всего тем, что полноценный перевод поэзии - очень непростая вещь, и судьба великих национальных поэтов в иноязычных странах зависит от того, появляются ли там их переводы высокого уровня и становится ли она благодаря этому достоянием национальной культуры. Таких переводов поэзия Гюго не имела и осталась за пределами Франции недостаточно известной и освоенной.

Как-то Виктор Гюго сказал, что «жизнь - это оборванная фраза». Но фраза, которую он писал всю жизнь, такая долгая, сложная, так переполнена мыслями и чувствами, что вряд ли когда-нибудь оборвется. В этой фразе вся его творчество: его поэмы, пьесы, романы и статьи, памфлеты и путевые зарисовки, эссе. Человечество никогда не забудет того, кто перед смертью, подводя итог своей творческой деятельности, с полным правом сказал: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, упрошував могучих и неумолимых. Я восстановил в правах человека шута, лакея, каторжника и проститутку».

Художественный метод В.Гюго

считал, что изображать надо не повседневная, а исключительное;

стремился нарисовать в произведениях большую панораму жизни;

использовал прием контраста;

выбирал острую, захватывающую фабулу, чтобы сделать напряженней сюжет;

утверждал, что изменить мир может только милосердие.

В.Гюго и Украина. Поэзией Гюго интересовалась Леся Украинка. Она перевела стихотворение-декларацию «Ласковые поэты, пойте...» и поэму «Беднота» из поэтического сборника «Легенды веков». Поэтическим творчеством выдающегося французского художника увлекалась и мать Леси Украинки Олена Пчилка. Она также переводила его стихи. В общем между эстетическими и общественными взглядами Леси Украинки, Олены Пчилки и Виктора Гюго было много общего, они считали необходимым ставить перед поэзией самые существенные вопросы своей эпохи. Темы вечности, жизни и смерти глубоко волновали их. В XX в. на русском языке были переведены и изданы все романы В.Гюго. М. рыльский перевел несколько драм и стихотворений писателя. Свой вклад в это дело сделали Желай, Тэн и др. поэты и переводчики.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Характерные особенности французского романтизма?

2. В чем заключается новаторство В. Гюго?

3. Раскройте суть реформы французской поэзии писателя?

4. Какие специфические черты драматургии В. Гюго?

5. Почему в историю мировой литературы. Гюго вошел как писатель - романист? В чем его заслуга?