ВСТУПЛЕНИЕ
МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА - ДУХОВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ФОЛЬКЛОР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Народное творчество с тем животворным защитой,
что хранит древнюю мудрость и передает ее из одного времени в другое.
Якоб и Вильгельм Гримм
Почти 100000 лет назад, когда еще не было письменности и художественной литературы, у древних людей, как только они научились общаться друг с другом, появилась потребность поведать в слове свои чувства и мысли, об увиденном и пережитом, отношение к природе и к другим людям, о своих надеждах и ужасах. Это слово не просто звучало, а нередко сопровождалось песней, танцем, обряду. Когда древний человек захотел выразить свои впечатления в слове, оно перестало быть обычным средством общения, приобрело поэтичности, художественности, то есть происходило с первоначального ощущения красоты. Слово наделялось особой магической силой, поскольку в древности люди верили, что оно способно усмирить природные силы, уговорить богов быть благосклонными к ним, обеспечить урожай, улучшить условия существования.
В. Васнецов. Бонн. 1910 г.
Так в разных уголках мира возникли произведения устного народного творчества, или фольклора, которые передавались из уст в уста. Те, кто слушал эти древние рассказы, потом сами начали их переводить, добавляя новые подробности и детали, сопровождая текст собственными оценками и эмоциями. Дописемні поэтические произведения, преодолевая время, распространялись, відтворюючись в следующих поколениях.
Произведения устного народного творчества связаны с бытом людей, их жизнью, с различными обрядами, традициями, календарными циклами природы.
В устном народном творчестве нашло воспроизведения не только реальную жизнь древних людей, но и народные представления о добре и зле, жизни и смерти, добродетели людей и труд и т.д. В произведениях древнего словесного искусства воплощено особенности мироощущения народа, его верования, идеалы.
Менялись времена, исчезали и формировались новые государства, а душа народа жила в этих произведениях.
О. Сластион. Кобзарь Самойло Ясен. 1903 г.
Жонглеры. Миниатюра. XII в.
Мусульманский и христианский музыканты. Миниатюра. XIII ст.
Трубадуры. Миниатюра. XIV ст.
Записывать, собирать и художественно обрабатывать образцы народного творчества начали в конце XVII ст., а особенно в XVIII-XIX ст. Известными собирателями произведений устного народного творчества были братья Якоб и Вильгельм Гримм, Шарль Перро, Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Максимович, Иван Франко и др. Первые сборщики и обработчики произведений устного народного творчества заметили сходство отдельных ее видов (сказок, песен, легенд и т.п.), отметили общие черты в устных произведениях разных стран.
Художественная литература развилась из фольклора, вобрала многие его признаков и приобрела собственных. Фольклор и литература - разные стадии развития словесного искусства (предыдущий и следующий, дописемний и письменный). На основе достижений фольклора появилось немало произведений оригинальной художественной литературы.
Фольклор (англ. folk - народ, люди и lore - мудрость, знание), или устное народное творчество, устная народная словесность, народно-поэтическое творчество, - совокупность произведений коллективного происхождения, возникли в глубокой древности, существовали в устной традиции как воплощение народных представлений (о мире, природе, моральные качества и др.) и идеалов.
Характерные признаки фольклора;
• коллективный творец;
• устная форма распространения;
• давность происхождения;
• вариативность (т.е. существования произведений в различных вариантах);
• непосредственная связь между рассказчиком и слушателем;
• воплощение народных представлений и идеалов;
• традиционные средства (строение, обороты, повторы, персонажи).
Жанры фольклора (виды, раВНОвидности) - произведения устного народного творчества, сходные по форме (строению), содержанием и художественными признаками. Среди жанров фольклора наиболее распространены пословицы, поговорки, загадки, песни, легенды, сказки и т.д. Они обнаруживаются в культуре разных народов, имеют общие черты и в то же время различия, обусловленные национальным своеобразием.
Объясните каждое положение в таблице
Фольклор |
Литература |
По происхождению является древнейшим этапом словесного искусства |
По происхождению с следующим этапом словесного искусства, опирается на фольклор |
Коллективный творец - народ |
Индивидуальный творец - автор (писатель) |
3 древности распространялось в устной форме |
Распространяется в письменной форме |
Произведения существуют в разных вариантах |
Произведения существуют в одном определенном автором варианте (авторскому) |
Подражание народной традиции (в построении, образах, художественных признаках, языке и др.), воплощение народных представлений и идеалов |
Творческое усвоение и переосмысление традиции, воплощение авторских представлений и идеалов |
Интересно знать.
В древности певцов, которые под сопровождение музыкальных инструментов пересказывали народные предания, в разных странах называли по-раВНОму: во Франции - жонглер, в Германии - шпильман, в Англии - менестрель, на Руси - боян, у народов Средней Азии и Казахстана - акын, в Украине - кобзарь.