ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

И семестр

 

МИФ И ЛИТЕРАТУРА

 

УРОК № 3

Тема. Понятие о мифе. Древнеегипетский миф о создании мира

 

Цель: ознакомиться с понятиями «миф», «мифология», узнать, в чем отличие мифа от сказки; работать над выразительным чтением древнеегипетских мифов о создании мира; воспитывать уважение к культуре других народов.

Оборудование: изображение замка, египетских пирамид, сфинкса; головоломки; тексты древнеегипетских мифов.

 

Молчат гробницы, мумии и кости -

Лишь Слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

Ы. Бунин

 

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Зачитать высказывания о роли книги в жизни человека и раскрыть их значение.

 

II. Мотивация учебной деятельности

На доске - изготовлен из цветного бумаги замок, рядом - головоломка в виде ключа.

 

 

- Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (По^мок, закрыт на замок)

- Как же открыть дверь? А вдруг там спрятаны сокровища?

Воспользуемся подсказкой М. А. Куна, автора книги «Легенды и мифы Древней Греции»: «Для современного человека классические произведения нередко становятся ребусом, который нужно разгадывать с помощью сносок, ссылок и примечаний. Великолепный замок, наполненный сокровищами мудрости и фантазии, закрыт для нее на замок. Но стоит потрудиться, постигая забытую язык давности в поисках волшебного слова “Сезам”, которое откроет нам путь к сокровищнице».

Как же нам отгадать это волшебное слово? Давайте попробуем воспользоваться ключом! На нем несколько букв! А где же слова? Их нужно отгадать...

 

 

«Итак, это мифы народов мира» - и двери открываются. (Замолчал открывается, а за дверью надпись - «сокровищница мировой культуры».)

- Теперь мы убедились, что, только зная мифы народов мира, мы сможем лучше понять и мировую литературу, и живопись, и скульптуру, а следовательно, стать культурными, образованными людьми, которым открылись сокровища мировой культуры.

 

III. Изучение нового материала

1. Ознакомление с литературоведческими терминами

Что такое миф?

Миф в переводе с греческого (mвthos) означает слово, повествование, предание.

Мифы - это предания, рассказывающие о возникновении явлений природы и предметов материальной культуры, религиозных обрядов, о создании мира (космогония) и происхождении богов (теогония). Персонажи мифов - боги, полубоги и выдающиеся смертные герои.

Что такое мифология?

Слово мифология образовано от греческих слов mвthos - рассказ и lвgos - слово, мысль. Оно имеет два значения: 1) совокупность, система мифов какого-нибудь народа; 2) наука, изучающая мифы.

 

2. Рассказ учителя

Как возникали мифы?

- Возникновение мифов тесно связано со стремлениями древних людей объяснить полон загадками мир. Почему гремит гром и вспыхивает молния, идет дождь, появляется на небе радуга? Почему с деревьев капает, словно слеза, золотистый янтарь? Почему ворон такой смолисто-черный и почему так странно окрашено перья у павлина? Почему такой унылый голос в тростниковой свирели? Любознательные эллины не переставали удивляться, не оставляли без ответа ни одного из вопросов: их фантазия была неистощимой.

Однако мифотворчество - это не только игра фантазии, это стадия познания мира, через которую прошли все народы.

Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития общества. У народов, главным занятием которых была охота или собирательство, мифы чаще всего рассказывали о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, животных, обрядов.

В мифах отразились представления народа об окружающем мире, природе, соединились вымысел, фантазия и исторические факты (например, мифы о Троянской войне).

Виды мифов

- Для мифологии характерно сочетание элементов реалистических знаний о мире природы с верованиями людей в синкретизм (неделимость на живое и неживое). Наиболее распространенными были сказания о возникновении и эволюции мира, Солнца, Луны, звезд (космогония), о происхождении животных, появление человека (антропогонія), о Всемирном потопе.

Интересно, что мифы о создании мира есть абсолютно у всех народов на земле, зато мифы о возможный конец мира (эсхатологические) случаются не так часто.

Отличие мифа от сказки

- Миф и сказка имеют немало общего.

Миф, как и сказка, создавался народом, долгое время существовал лишь в устной форме. В мифе и сказке рассказывается о необычных событиях и фантастических героев. Отличие этих жанров, прежде всего, заключается в том, что сказку создавали с установкой на вымысел, тогда как события мифа считались такими, что происходили на самом деле. Только для мифа характерен и мотив объяснения возникновения явлений и предметов, который почти отсутствует в сказке.

 

3. Подготовка к восприятию произведения

Египет - одна из древнейших стран мира, которая ассоциируется прежде всего с одним из семи чудес света - величественными пирамидами, знаменитыми фараонами, крупнейшей рекой Африки - Нилом.

В Египте возникла одна из древнейших цивилизаций мира, и мифология египтян, к которой мы сегодня обратимся, тоже очень древняя.

 

«Древний веер»

 

 

Составьте частицы слов и прочитайте слова, так или иначе связанные с Египтом. (Нефертити, Клеопатра, Хеопс, мумия)

Особенности древнеегипетской мифологии

• В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в его большей символичности сравнению с мифологией античного мира. В египетских мифах преобладают философские размышления богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а скрытый философский подтекст. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но другими средствами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от древнегреческого, что воспевает возможности человека, призывает ее слиться с природой, принять существующий мудрый порядок, подчиниться ему и не делать попыток что-то изменить, потому что все изменения будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, хранителя и защитника стабильности в мире.

• Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Поэтому, кроме богов, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сид, Схем, Хех («воля», «разум», «энергия», «вечность»). Другое отличие египетских богов от олимпийских заключается в том, что они не заняты деятельностью и почти никогда не вмешиваются в споры людей.

• Именам и вообще изреченные вслух или записанным на папирусе словам египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен, а некоторые боги вообще не имели постоянных имен: они заменялись в зависимости от времени суток, от того, что именно делал бог в этот момент.

• В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же легенд. Даже одна и та же легенда о создании мира могла существовать в нескольких вариантах.

• Древнеегипетские тексты дошли до нас преимущественно в фрагментах, определенная их часть сохранилась лишь в переводах античных авторов.

 

4. Словарная работа

Нун - олицетворение первозданного водного хаоса, изначальное космическое божество. В образе Нун сочетаются представления о воде как о реке, море, дожде и т. др. Нун и его жена Наунет (олицетворение неба, по которому Солнце плавает ночью) - пара богов, от которых пошли все остальные боги. В Мемфисе Нун отождествлялся с птахом.

Атум - бог солнца, назывался вечерним солнцем. Изображался человеком с двойной короной на голове (Властитель обеих земель - Верхнего и Нижнего Египта).

Шу - бог ветра и воздуха. Обычно изображался человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Сын Атума, супруг Тефнут.

Тефнут - богиня мирового порядка, влаги. Дочь Атума, жена Шу. За геліопольським мифом, Тефнут и ее муж Шу - первая пара богов-близнецов, порожденных Атумом.

Геб - бог земли, сын Шу и Тефнут. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего или Верхнего Египта на голове. Считалось, что Геб - добрый бог; он охраняет живых и умерших от змей, на нем растут все растения, из него выходит вода (Нил).

Нут - богиня неба, дочь Шу и Тефнут, жена Геба. Дети Нут - звезды, движением которых она управляет, и солнце - Ра.

Ра - бог солнца. Центр его культа - город Гелиополь. Как и другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также - огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанного солнечным диском.

 

5. Чтение древнеегипетских мифов

1) Древнейшие легенды о сотворении мира

• Во многих легендах в роли божества, рождающего Солнце и создает мир, выступает животное или птица. Так, сохранилась легенда, по которой считалось, что Солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по ее телу звездами. Еще «Тексты пирамид» говорят о «Ра, золотом теленке, рожденном небом», а на более поздних наскальных изображениях можно увидеть эту Небесную Корову со светилами, плывущими по ее телу.

• По другим легендам, возникновение мира было связано с другими животными, например, существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звезды - рожденными ею поросятами.

• Существовали также повествования о том, что Солнце - это огромный шар, который катит по небу солнечный жук, подобно тому, как жуки-навозники катят свои шарики по земле.

Вопрос

• Какая из этих легенд понравилась вам больше всего? Почему?

• Зная мифы о создании мира, можете ли вы объяснить, почему у древних египтян жук-скарабей (навозник) считался священным насекомым?

Задача

• Докажите, что прочитанные произведения - мифы.

• Нарисуйте иллюстрацию к мифу, который вы считаете наиболее интересным.

2) Геліопольський миф о создании мира

Гелиополь не был политическим центром Египта, но в течение длительного времени он оставался важнейшим теологическим центром и главным культовым центром солярных богов. Космогоническая версия Гелиополя была наиболее распространенной, а главные боги гелиопольского пантеона - самыми популярными во всей стране. Египетское название города - Иуну («Город Столбов») - связано с культом обелисков.

Миф о создании мира

Сначала был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя неподвижная и холодная водная гладь, окутана тьмой. Прошли тысячелетия, и ничто не нарушало покоя. Первозданный Океан оставался незыблемым.

И однажды из Океана появился бог Атум - первый бог во Вселенной.

Вселенная, как и раньше, был скован холодом, и все было погружено во мрак. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место - какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме нерушимого воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм.

Почувствовав под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего нужно было создать других богов. Но каких именно? Возможно, бога воздуха и ветра, ведь только ветер может заставить двигаться мертвый Океан. Однако, если мир начнет двигаться, то все, что бы Атум после этого не создал, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность не имеет смысла до того времени, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром нужно создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз и навсегда установленный закон.

Приняв после многолетних размышлений такое мудрое решение, Атум наконец приступил к созданию мира.

И Атум создал бога ветра и воздуха Шу и богиню мирового порядка Тефнут.

Нун, увидев Шу и Тефнут, воскликнул: «Пусть они живут!» И Атум вдохнул в своих детей Ка (душу). И мир еще не был создан. Вокруг, как и раньше, был только мрак, и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут свое Око. Пока Глаз болталось водяной пустыней, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным». Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно.

Старый Глаз очень розгнівалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию - быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут мирового порядка.

С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, что последовали от богов земную власть. Солнечное Око в виде кобры называется урей. Расположен на лобби или короне урей испускает ослепляющие лучи, которые испепеляют всех врагов, встречающихся на пути. Так урей защищает и оберегает законы Вселенной, установленные богиней Тефнут.

Из вод Океана Нуна вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и из него вылетел бог Солнца Ра, который принес миру долгожданный свет.

Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

Шу женился Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. Геб и Нут очень любили друг друга и поэтому появились на свет в объятиях. Итак, в начале сотворения земля и небо были слиты воедино.

Но однажды Геб и Нут поссорились. Спор вспыхнул потому, что богиня неба утром поедала своих детей-звезд. Разгневанный Геб ругал свою жену, осипаючи ее проклятиями. Тогда, чтобы остановить ссору, бог солнца Ра приказал Шу:

- Иди и разлучи их. Если они не могут жить в согласии, пусть живут отдельно.

Богу ветра ничего не осталось, как выполнить волю владыки. Он взмахнул руками, произнес заклинание, и в то же время во Вселенной завыл ураган. Как не противились Геб и Нут, ветер разорвал их объятия. Небо відділилось от земли. В Океане зачорніли маленькие острова и огромные материки, поднялись горные хребты, с гор потекли реки, и люди, родившиеся из слез Ра, покинули холм Бен-Бен и разбежались зелеными долинами. Они построили города, вспахали поля и посеяли зерно. Возле холма Бен-Бен вырос город Иуну, а на самом холме люди воздвигли святилище солнечного бога Ра.

Беседа

• Как называлась земля в начале своего существования? (Холм Бен-Бен)

• Кто создал этот холм? (Атум)

• Как объясняет миф необходимость создания Шу и Тефнут? (Шу - бог ветра - сила движения, изменений, а Тефнут - хранительница стабильной жизни. И то, и другое, необходимое в мире: движение и изменения нужны, но важны также и традиции, стабильность.)

• Расскажите о появлении бога Ра. Что он принес на землю? (Бог Солнца Ра появился из белого лотоса, принес долгожданный свет.)

3) Мемфіський миф о создании мира

Город Мемфис в древности называли Хет-Ка-Пта, что означало «дом души бога Птаха». Хет-Ка-Пта был древней столицей Египта. В этом городе существовал свой миф о сотворении мира.

Сначала, когда вокруг простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землей, решил воплотиться в божестве. Усилием воли он создал из земли свою плоть - тело и стал богом.

Затем Птах решил сотворить мир и других богов. Поскольку никаких других материалов для деятельности у Птаха не было, он решил, что будет создавать все сущее из себя - из земли, которая была его плотью.

Созидание происходило так: в сердце бога возникла мысль об Атума, а на языке - слово «Атум»; бог произнес это имя - и в то же время Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, однако действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, был ее проводником. По пожеланиям Птаха Атум создал Великую Девятку; Птица же дал всем богам могущество, наделил их мудростью.

После того, как Птах создал мир, он придумал божественные волшебные слова-заклинания и установил справедливость на земле.

Птица построил города, основал номы, поставил каменные изваяния богов в их святилища и ввел обряд жертвоприношения. Боги вселились в свои статуи в храмах. Осмотрев свою работу, Птица остался довольным.

Плоть и дух этого великого бога пребывают во всем живом и неживом, что есть в мире. Он считается покровителем искусств, ремесел, кораблестроения и архитектуры. Птах, его жена - богиня-львица Сохмет и их сын - бог растительности Нефертум составляют Мемфіську триаду.

Беседа

• Какой бог был главным творцом по мемфи сс ким мифом? (Птица)

• Кем ему приходится бог Атум? (Сыном, что действует по родительскими указаниями)

• Сравните мемфіський и геліопольський мифы о создании мира.

 

IV. Итоги урока

• Что такое миф?

• Дайте определение мифологии.

• Чем миф отличается от сказки?

• Какие особенности древнеегипетских мифов вам известны?

• Египетские мифы о сотворении мира вы знаете?

• Докажите, что прочитанные произведения являются мифами.

 

V. Домашнее задание

Изучить определение мифа, мифологии, объяснить эпиграф к уроку (отрывок из стихотворения И. Бунина).