II семестр
 
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК 38
Тема. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы VІІ—ХІІ)
 
Цель: вырабатывать навыки работы с  текстом произведения большого объема, используя заданные вопросы, умение делать  выводы; совершенствовать навыки составления плана к тексту, выразительного  чтения учащихся, текстологического анализа произведения; воспитывать культуру  свяВНОй речи; совершенствовать умение выражать свое мнение.
Оборудование: иллюстрации к повести  А. С. Пушкина.
ХОД  УРОКА
І. Актуализация опорных знаний  учащихся
1. Проверка  планов текста (попарно), анализ работы товарища по парте
Прочитать по 2 удачных плана (по  мнению учащихся) к каждой главе.
2. Проверка  знания текста с использованием приема «Верю — не верю»
1). Владимир Дубровский вместе с  кузнецом Архипом, кучером Антоном, Гришей и няней Егоровной после пожара были  схвачены полицией.
2). Владимир Дубровский со своими  людьми напал на имение Троекурова и ограбил его.
3). Кирила Петрович  нанял для своей дочери Маши учителя английского языка.
4). Маша Троекурова мгновенно  влюбилась в молодого и красивого учителя.
5). На званый обед к Троекурову  раньше всех явился Антон Пафнутьич Спицын.
6). Француз Дефорж ночью храбро  оборонял от нападения разбойников заночевавшего у него в комнате Спицына.
7). Владимир Дубровский, встретив на  почтовой станции француза Дефоржа, купил у него его документы.
8). Владимир Дубровский объяснился  Маше в любви, она ответила ему взаимностью.
 
ІІ. Формирование новых знаний, умений и  навыков
1. Беседа  с элементами текстологического анализа
• Какое новое лицо появилось в доме  Троекурова и как к нему отнеслась Маша? (Глава VIII: «Маша не обратила никакого  внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках,  учитель для нее был род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не  казался ей мужчиною»)
• Какому испытанию подверг учителя Кирила Петрович?
2. Выразительное чтение эпизода «Случай с  медведем» (глава VIII, от «Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая» до «.и не думал  уже его пробовать» (обращение к соответствующей иллюстрации))
 

 
Худ. Д.  Шмаринов. «Каков молодец! не струсил...»
 
• Изменилось ли отношение Маши к  Дубровскому после истории с медведем?
• Что открылось в день храмового  праздника?
• Каким образом Дубровский оказался  в этом имении?
3. Выразительное чтение эпизода  «Свидание Маши с Дубровским» (используются иллюстрации) (глава ХІІ, от «Будьте сегодня в 7 часов.» до «—  Обещаюсь,— прошептала бедная красавица»)
 

 
Худ. Д.  Шмаринов. В беседке
 
Почему Дубровский вынужден был  скрыться?
 
III. Подведение итогов урока
Учитель. Какие выводы мы можем  сделать из содержания прочитанных глав?
— Неблагородный человек может  поступать неблагородно даже по отношению к другу.
Благородный же человек может  отказаться даже от мести врагу.
— Власть денег, привычка считать  себя принадлежащим к высшему сословию способна убить чувства в человеке, лишить  его возможности настоящей любви, дружбы.
 
IV. Домашнее задание
Познакомиться с содержанием ХІІІ-ХІХ глав,  подготовить их планы и ответы на вопросы:
1. С кем познакомился помещик  Троекуров?
2. Какие планы возникли у старого  князя?
3. К чьей помощи решила прибегнуть  Маша?
4. Почему Маша не смогла быстро  связаться с Дубровским?
5. Успел ли Дубровский спасти Машу?
6. Почему она дала ему такой ответ?