ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЗАНЯТИЕ 15

Тема:

Воплощение принципов символистской драмы в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»

 

ПЛАН

Концепция «театра молчания» и ее дальнейшее переосмысление, создание «пьесы - беседы души».

«Синяя птица» - светлая лирическая феерия о высших ценностях человеческого бытия.

Символический смысл сюжета поисков Синей птицы и символістська картина мира в пьесе.

Проблемы человеческих возможностей познания сферы Неизвестного, настоящих и искусственных радостей жизни.

Образы Тільтіля и Митиль - символ человечества, что делает первые шаги в постижении смысла и гармонии бытия.

Многозначность образа Синей птицы.

 

Задания для подготовительного периода

Подберите цитатний материал к образам Тільтіля и Метель.

Определите символические образы пьесы.

Схематично подайте путь поисков Синей птицы.

Составьте тесты, схемы, ребусы, кроссворды, чайноврди.

 

Литература

Грабовский A. B. «Человек - наивысшее божество». К уроку по феерией М. Метерлинка «Синяя птица». 10 класс. // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - №3. - С. 39-42.

Rogosinski В. Какого же цвета метерлінківський птица? // Всемирная литература и культура в средних учебных заведениях Украины. - 2006. - № 1. - С. 28.

Назарец В.Н., Васильев Является. М., Пелех Ю.В. «Визитная карточка» Г. Метерлинка // Всемирная литература и культура в средних учебных заведениях Украины. - 2006. - № 1. - С. 25-27.

Шкурко О. Вслед за птицей счастья. Изучение пьесы-феерии М. Метерлинка «Синяя птица». 10 кл. // Зарубежная литература. - 2006. - № 13. - С. 17-22.

 

Инструктивно-методические материалы

В 1908 г. из-под пера Метерлинка появилась пьеса - сказка «Синяя птица», которая стала самым известным его произведением. В этом же году она впервые была поставлена в России на сцене Художественного театра и выдержала более двух тысяч спектаклей.

«Синяя птица» - одна из крупнейших по объему пьес Метерлинка - шесть действий на двенадцать картин. Автор старательно, со многими подробностями выложил не только то, какими должны быть декорации каждой картины, но и к следует причудливо надеть многочисленных персонажей, которых в этой романтической сказке более семидесяти. К тому же некоторые из них довольно необычные, как, например, Насморк, Дух Бука, Сытный Блаженство или Король Девяти Планет. Большие Радости драматург посоветовал одеть в «яркие одежды тонких и нежных оттенков: розы, что мерцает на солнце вод, янтарной росы, утренней лазури и т. д.». А вот многочисленных животных он видел в стилизованной крестьянской одежде. Яркие и прозрачные краски сценических костюмов существенные для данного произведения, ибо они были элементом его общей радостной, полной светлых надежд атмосферы. Даже такой персонаж пьесы, как Ночь, отмечался не мрачностью, а загадочной красотой. На ней должны были быть «широкая черная, с огненно-золотистым оттенком риза, усыпанная звездами, таинственно сверкают. Вуаль, темно-красные маки и т. д.». Когда в 1907 году Московский Художественный театр начинал репетиции «Синей птицы», режиссер, каким был руководитель театра Константин Станиславский, обратившись к труппе, говорил, что для этой пьесы нужны новые сценические средства, чтобы лучше воссоздать сновидения, мечты, предчувствия, свойственные драматургии Метерлинка, что это невозможно передать традиционными театральными приемами. Представление имело быть наивной, простой, легкой, радостной, как сон десятилетнего ребенка, и в то же время - грандиоВНОй, потому что она должна была воплощать мечту великого поэта. Она призвана восхищать детей и пробуждать серьезные размышления у взрослых.

Сам сюжет произведения несложен. Дочь и сын Дровосека в рождественскую ночь засыпают в своих кроватях и увидели один распрекрасный сон. К ним появилась маленькая старая женщина в зеленом платье и красном колпачке, одноглазая и хромая. Это Фея Берилюна, которая послала детей на поиски Синей птицы. Он был ей нужен для очень больной внучки. Сама Фея не могла покинуть своего горшка с супом, который варился в печи. Вот почему она отправила на поиск детей, дав им волшебный зеленый шляпка с бриллиантом, который чудодейственно возвращал людям способность видеть сущность вещей, души, всего, что их окружало, наделяло их этим «ясновидением», той проницательностью, что за внешностью, за оболочкой осягало настоящего, самого главного. Это была мечта и задача поэтов - символистов, современников Метерлинка. Если бриллиант повернуть в ту или иную сторону, то можно заглянуть в прошлое или будущее. Мальчик вернул бриллиант - и бедная комната Дровосека превратилась в феерически красивый зал, а из всех вещей выпрыгивали их своеобраВНО одеты души. Некоторые из них собирались сопровождать Тільтіля и его сестренку Митиль в их странствовании за Синей птицей. Все дальнейшие действия и картины пьесы - вехи на пути поиска загадочного птицы. Нет в Стране Воспоминаний, где дети встретили своих умерших деда и бабушку, ни в Царстве Ночи, где за закрытыми дверями прятались призраки, болезни, войны, ужасы, духи тьмы, а также ароматы, потухшие звезды, светлячки и соловьиный пение, птицы не было. И в лесу среди Духов Деревьев его не значили. Не прятался птица и на печальном кладбище, где с розчахнутих могил поднимались не мертвецы, а удивительные цветы, потому что «мертвых не было»; и в Садах Блаженств, где судьба собрала все радости плоти и духа, которые, однако, еще не доступные людям; и в Царстве Будущего, в котором еще не рожденные дети готовились к появлению на свет. Наконец, через год блужданий дети в сопровождении своей доброй помощницы и спасительницы Души Света вернулись к калитке родного дома. В последней, двенадцатой картине пьесы Тильтиль и Митиль проснулись в залитой солнцем комнате в своих кроватках. Они не сразу смогли поверить, что все блуждания в распрекраснейших и страшных мирах им только приснились. Однако к ним пожаловала старая соседка, похожая на Фею Берилюну. Ее больная внучка очень хотела бы получить на Рождество в подарок птичку Тільтіля. Вдруг мальчик заметил, что его горлица стала почти совсем синей: «Да ведь это и есть тот Синий птица, которого мы искали!.. Мы за ним ходили в такую даль, а он, оказывается, здесь!..». Он снял клетку с птичкой и подарил ее соседке госпожа Барленго (это и есть Берилюна) для больной внучки. Однако это не финал пьесы. Было бы слишком просто и банально толковать символ Синей птицы лишь как скромное счастье семейного очага. И автор не удовлетворился такой символикой. Подарена горлица принесла радость больной девочке лишь на мгновение, потому что вырвалась из рук и вылетела. Счастье нельзя задержать, присвоить, приручить. Оно всегда впереди, всегда в мечтах и надеждах, за ним надо идти всю жизнь, ища его во всех всюду - замечательное, светлое, неуловимое. Таким выдался главный символ драматической сказки Метерлинка. Синяя птица, как и Синяя цветок романтиков, не дался в руки, он только привлекал нас всю жизнь, определял наши чаяния и деяния.

Простой сюжет пьесы типичный для фольклорной, а довольно часто и для литературной сказки. Это опасное путешествие смелого и благородного героя, который должен преодолеть ради счастья, любви, богатства разные препятствия, победить чудовища и стихии, вернуться домой победителем. Мальчик Тильтиль вполне отвечал своими человеческими качествами фольклорного образа положительного героя. Он - мужественный, добрый, благородный, искренний и благодарный, воплощающий высшие качества мужчины, хоть и был еще маленьким мальчиком. А Митиль - настоящая маленькая женщина и во всем хорошем, и в своих слабостях. Детей, как это не раз бывало в сказке, сопровождали животные - Пес и Кошка, также были носителями черт, присущих таким сказочным животным, - отважный, благородный Пес, надежда хозяина, и льстивое, коварная, хитрющая Кошечка, которой никак не могла «раскусить» наивная Митиль. Другие спутники брата и сестры - Хлеб, Огонь, Вода, Молоко, Сахар - существа сказочные и знаковые, которые представляли различные человеческие нравы, разные темпераменты и типы поведения. Огонь, конечно же, горячий, подвижный, легко вспыхивал гневом; у Воды - глаза всегда на мокром месте; Сахар - рафинированно изящный и сладкий; Хлеб - добродушный толстяк. Однако все эти персонажи психологически сложнее, чем фольклорные.

Другие герои, которые появлялись только в отдельных картинах, чаще всего имели значительное символическое и философское нагрузки, как, например, Сон, Смерть, Духи Деревьев, Животные, разные Блаженства, Время, Голубые Дети и др. Они воплощали разные аспекты, разные временные плоскости, разные ценности человеческой жизни, человеческую память и представления о будущем и т.д. Удивительно красивые, поэтические, таинственные картины пьесы тоже имели символическое значение, внушали определенное эмоциональное состояние. Автор все время комментировал, каким должно быть освещение той или иной картины, создал настоящую световую партитуру пьесы - сказки. Освещение тоже связано с настроением персонажей и зрителей и общим оптимистичным звучанием целого.

В своем труде «Сокровища смиренных» Метерлинк утверждал, что победа добра - это дело не далекого будущего, она уже состоялась, моральные сокровища спрятаны не где, а в нашей собственной душе, их надо только осветить, чтобы они заиграли тысячами цветных огней, как самоцветы. По-другому эту же мысль он высказал в «Синей птице». Счастье - многогранно, оно во всем, что нас окружало: природе, семье, домашнем уюте, ежедневной работе, в дружеском общении, поддержке других и щедрой отдачи своего тепла людям.

Нельзя не согласиться со словами переводчика и критика Н. Минского: «"Синяя птица" останется надолго, возможно навсегда, лучшей феерией, глубиной замысла поднимает детей к пониманию сложнейших истин и яркостью формы дает возможность взрослым сбросить с себя груз лет и посмотреть на мир детскими глазами».

Новые взгляды Метерлинка на жизнь в целом и творчество в частности воплощено в созданной 1908 года философской драме - сказке «Синяя птица». Сказка богата на фантастику, ее главные герои легко переносились в волшебный мир сказочных образов. Персонажи, которые окружали Тільтіля и Митиль, - Кот в сапогах, мальчик - с-пальчик, фея, пес в одежде лакея Золушки, Хлеб в одежде Синей Бороды - напоминали персонажей разных сказок. Сюжет пьесы также типично сказочный: главный герой отправился на поиски счастья, которое приходилось добывать в борьбе с силами, которые противостояли ему. Драма Метерлинка в большей степени романтична, чем символістська.

Каждая следующая картина пьесы раскрывала специфическое видение драматургом мира, его понимание моральных обязанностей людей. Вместе с детьми в дальнюю дорогу отправились Души Света, Хлеба, Сахара, Кошка, Пес. Рядом с ними - Душа Огня, что вылезла из очага, Душа Воды, появившейся из крана, Душа Часов. Одни из них были символами трусости, фальшивости, подобострастия, злодеяний, другие олицетворяли добро. Тучные Блаженства и Найгладше Блаженство - это отражение самодовольного и тупого мещанства, а Душа Светлая была символом познания нового. Одни из них радостно открывали свою душу человеку и готовы помочь, а другие, например, Кошка, Ночь, пытались помешать детям поймать Синюю Птицу, потому что боялись разоблачить себя, чтобы не потерять таким образом собственной независимости. Кошка так говорила об этом: «Мы все, здесь присутствующие, - Животные, Предметы, Стихии - обладаем Душой, которую Человек до сих пор не разгадала. Только благодаря этому мы еще не совсем потеряли независимость. И как только она найдет Синюю Птицу, поймет все до последнего, уярмить нас...»

Наделяя душами окружающий мир, Метерлинк преодолевал страх перед неизвестным во Дворце Ночи. Он открывал двери одни за одними, и перед ним предстали разгаданные и неразгаданные тайны природы - и ужасы, и красота Ночи: Звезды, Соловьиный пение, Светлячки, Росы лесов и долин, Ночные Ароматы.

Силу Человека, его превосходство над другими силами природы подтвердили слова Духа Дуба: «Вы боитесь Человека... Даже беспомощные, беззащитные дети вызывают у вас непонятный страх, что именно и делает нас всех рабами Человека!...». Страх Человека - от незнания. Неведомое заставляло человека бояться окружающего мира. Сцена Кладбища продемонстрировала понимание маленькими героями безосновательности своих представлений о потустороннем мире как о чем-то страшном: охапки цветов поднимались из могил, а вместо ужасов предстала прекрасная картина сада, гимн Солнцу и Жизни.

Путь к счастью - долгий и трудный, истина никому не давался легко. Побороть страх перед неизвестным еще не означало обеспечить успех в достижении цели. Глубоко символичной была сцена в волшебных садах, где сосредоточены все земные Радости и Блаженства. Познание их познанием самого себя. Чтобы постичь истину, нужно иметь силу воли побороть в себе слабость, быть целеустремленным, твердым в достижении цели, не поддаваться искушению Блаженств, которые могли повредить познанию истины, сделать невозможным истинное счастье. Надо сопротивляться и Блаженству Быть Наглым, и Блаженство Ничего Не Знать, и Блаженство Спать Больше, Чем Нужно и др. Спасаясь от них, Тильтиль повернул Бриллиант, и перед нами предстала символическая сцена: все эти Блаженства бросились искать спасение в пещере Несчастий - там, куда приходил человек, которая не могла устоять перед соблаВНОм быть богатым, ничего не знать, долго спать.

Но, кроме негативных Блаженств, жили в мире и другие доступные каждому Блаженства, которые надо уметь видеть и чувствовать. На земле их гораздо больше - это Детские Блаженства, Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Дождя, Блаженство Зимнего Огня и др. Наряду с ними существовали Большие Радости: Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Завтрашней Труда, Радость Думать, Радость Понимать, Радость Материнской Любви.

Царство будущего - это гимн человеку, его неограниченным и прекрасным возможностям, это яркий пример веры драматурга в том, что человек сумеет раскрыть тайны природы, сделать жизнь лучше. Единственный, от кого зависел приход будущих изобретателей, ученых, философов, которые сумели бы осчастливить человечество, - это Время. В пьесе старик Время строго следил, чтобы люди сумели познать новое тогда, когда придет время.

Рисунки Царства Будущего подтвердили мнение, что судьба человека решалась не ею. Уже каждый ребенок знал, что его ждало на земле, какова ее судьба. Это - неизбежная смерть. «Ребенок: «Я несу три болезни: скарлатина, коклюш, корь». Тильтиль: «Вот и все. А потом что ты будешь делать?» Ребенок: «Потом. Потом я уйду от вас...» Тильтиль: «стоило Ли приходить?» Ребенок: «Разве это от нас зависит...»

Метерлинк глубоко убежден в том, что Человек имел высокое назначение в жизни: она должна оставить после себя след на земле. Об этом свидетельствовала ответ ребенка на вопрос, что будут делать дети, которые спят: «Они сами этого еще не знают, но они непременно должны с чем-то прийти на землю - с пустыми руками туда не пускают...».

Драматург прекрасно понимал, что в будущем будут у людей не только радости. Приход новых людей и принесет новые беды. Каждый человек должен прожить жизнь не зря, она несет с собой радость, или горе и несчастье.

В последней картине пьесы драматург подчеркнул связь сказочных идеалов и повседневной жизни. Соседка напомнила Тільтілю и Митиль Фею Берілюну, ее дочь - Душа Света. Тильтиль так и не нашел Синей Птицы: Птица из Страны Воспоминаний почернел, Птица из Царства Будущего стал красным, птицы из Дворца Ночи умерли. Мир невозможно познать полностью: достигая одних вершин, разгадывая одни тайны природы, Человек видел перед собой другие. Процесс познания - бесконечен. Истину нельзя познать раз и навсегда.

Тильтиль нашел Синюю Птицу, но не в сказке, а у себя в комнате: это горлица, которая жила в клетке. Сама по себе она не приносила счастья. Но когда Тильтиль отдал ее сусідчиній дочери, и, осчастливленная, выздоровела. Счастье заключалось не только в познании природы и мира, в постижении истины, счастье - в добрых делах, которые следует делать для ближних.

Тильтиль и Митиль - дети бедного дровосека, и отправились они на поиски Синей Птицы потому, что праздничный Санта Клаус ничего не принес им в рождественский Сочельник, потому что «мама говорила, что она не успела пойти к нему в город... Он придет к нам в следующем году».

Помощь детям оказали простейшие вещи, которые их окружали, - Хлеб, Вода, Огонь. И они в своей хижине нашли счастье в простом: в свободе от зависти, в добрых Блаженствах и Радостях - Блаженстве Быть Здоровым, Радости сердечной, Материнской Любви, Блаженстве Дышать Воздухом, Радости Быть Справедливым, Радости Совершенной Труда, Блаженстве Любить Родителей и Большой Радости Любить, Блаженстве Весны. И в жизни «в каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели - словно воскресенья», надо лишь внимательнее присмотреться, «раскрыть глаза до самых сокровенных глубин души». В таком понимании жизнь - великий гуманизм Метерлинка, писателя с нежным и кротким сердцем.