ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЗАНЯТИЕ 16

Тема:

Поиски новых принципов и форм изображения мира и воспроизводства человеческих чувств в творчестве Г. Аполлинера

 

ПЛАН

1. Гийом Аполлинер как главенствующая фигура европейского авангарда; сущность его поэтического реформы.

2. Характеристика сборника «Звіролов, или Свита Орфея» (1911).

3. Воспроизведение мироощущение человека начала XX века в сборнике «Алкоголе. Стихотворения 1898 - 1913 годов» (1913).

Визитная карточка любовной лирики XX века - «Мост Мирабо».

Цикл «Рейнские стихи». Обращение к образу Лорелеи в одноименной поэзии.

4. Идея создания стихов в форме рисунков, которые отражали бы основное содержание текстов, в сборнике «Каліграми. Стихотворения Мира и Войны».

5. Характерные черты аполлінерівської поэтики.

 

Задания для подготовительного периода

1. Определите, какие события жизни Аполлинера сказались на его творчестве.

2. Почему Аполлинера называют реформатором французской поэзии?

3. Поэт не сразу изобрел название для второй своей поэтического сборника («Алкоголе»), Как промежуточные варианты фигурировали такие заголовки: «Ветер Района», «Революционный год», «Водка». На чем каждый из них акцентировал внимание читателя? Почему, по вашему мнению, окончательным вариантом стала именно название «Алкоголе»?

 

Литература

1. Гузь О. Осмысление трагедии войны в поэзии Г.Апполінера «Зарезанная голубка и фонтан»// Зарубежная литература. - 2004. - № 33. - С. 13-14.

2. Гузь О. Чувство личности в урбанизированном динамичном мире (поэзия Гийома Аполлинера «Мост Мирабо»)// Зарубежная литература. - 2004. - № 33. - С. 10-12.

3. Бабенко К. П. «Меня зовут Гийом Аполлинер» Методические рекомендации к изучению иллюстрированных произведений Аполлинера.// Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - № 9. - С. 21 - 25.

4. Волощук Е. В. Г.Аполлінер и развитие французской и европейской авангардистской поэзии// Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2003. - № 10. - С. 41-48.

5. Мележик В. Тайна рождения поэзии. Урок-исследование по творчеству Гийома Аполлинера.// Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2003. - №6, -С. 36-43.

6. Назарец В. М. Гениальный Гийом Аполлинер // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - № 11. - С. 4-8.

7. Гузь О. Осмысление трагедии войны в поэзии Гийома Аполлинера «Зарезанная голубка и фонтан» (заметки к уроку) // Зарубежная литература. - 2004. - № 33. - С. 13-14.

 

Инструктивно-методические материалы

Творчество Гийома Аполлинера (Вильгельм - Альберт-Владимир - Александр - Аполлинария Костровицкого; 1880 - 1918) стала одним из характерных явлений поэтического восприятия противоречивой действительности XX века. Это французский поэт - авангардист, поэт - новатор. Новаторство Аполлинера рассматривали лишь на формальном уровне, имея в виду отказ от пунктуации, создание стихов - каліграм, наполнение фольклорных жанров современным содержанием и т.д. Но суть его поэтической реформы значительно глубже. Он предложил новый подход к пониманию поэзии, считая ее средством «познания жизни». Аполлинер придавал решающего значения человеческом «Я». Своим творчеством поэт пытался максимально приблизиться к жизни». Его творчество не ограничилось эстетической программой какого-то одного направления или течения. В его стихах сосуществовали различные поэтические стихии: романтизм, реализм, символизм, кубизм, сюрреализм. Сам поэт называл свое искусство «новым реализмом», «надреалізмом», «сюрреализмом». Аполлинер сочетал в своем творчестве смелые новации с давними традициями, лирику с прозой, историю с мифом. Нередко он отказывался от пунктуации, чтобы усилить динамику стиха.

В поисках художественных средств, которые бы приблизили его поэзию к жизни, Гийом Аполлинер активно овладел верлибр - систему стихотворных строк, ритмичная единство которых основано только на интонационной сходства. Поэт использовал монтаж - способ соединения различных элементов с целью отразить многообразие жизни. Поэтическое новаторство писателя проявилось в изобретении им необычной стихотворной формы - каліграм, написанных так, что их текст образовывал определенный рисунок.

Первый поэтический сборник - «Звіролов, или Свита Орфея» (1911). Но первым поэтическим взлетом поэта были «Рейнские стихи» и поэма «Песня нелюбимого», порожденные душевной драмой неразделенной любви к Анни Плейден, молодой англичанки, которая служила гувернанткой в семье, где домашним учителем работал юный поэт. В «Рейнских стихов» очень сильно ощутима романтическая традиция, но уже здесь дали о себе знать и новые элементы поэзии: конкретность «непосредственного выражения», прозаичность стихотворения, разговорный ритм, верлибр и т.д.

В 1913 г. вышла большая поэтический сборник Аполлинера «Алкоголи. Стихотворения 1898 - 1913 годов», которая содержала почти все созданное поэтом в течение 10-ти лет. Объясняя семантику заголовка, автор говорил, что в ней речь шла о жизни обжигающее, словно спирт. Автор в восторге от жизни, принимал его во всей противоречивости и сложности. Поэтому центральная тема сборника - тема жизни и его восприятие поэтом. Художник показал жизнь всесторонне. Он внимательно присматривался к бурлящих парижских улиц, центральных площадей и пригородов. В поле его зрения попали и рабочие, и художники, и женщины, и эмигранты. Однако в центре внимания не только Париж, но и весь мир. Сам автор выступал то в роли путешественника, то прохожего, то влюбленного поэта, а то даже трибуна эпохи - голоса своего поколения.

В сборник вошли и стихи на темы современности и истории, сквозь призму прошлого поэт заглянул в будущее. Аполлинер замечал не только светлые, но и трагические стороны жизни. В сборнике объединены противоположные начала: радость бытия и сумм смерти, любовь и разлука, мечта и разочарование. И все же автор любил эту жизнь, несмотря на «жале - плачи моих лет», потому что он - Орфей, а его поэзия - «Орфея клич» - призвана превращать жизнь силой искусства.

От изображения жизни Парижа автор перешел к раскрытию интимных переживаний. В сборнике содержалось немало стихов, где речь шла о любви, тоски по несбыточным идеалом, поиски гармонии отношений («Песня нелюбимого», «Мост Мирабо», «Мария» и др.). Интонация стихотворений, их эмоциональная окрашенность постоянно менялись. Начав сборку из мотива «опьянения» жизнью, Аполлинер завершил ее на той самой ноте, но границы пространства теперь распространились до вселенских масштабов. Однако поэт в восторге и от вселенной, он стал голосом всех поколений.

Сборник «Каліграми. Стихотворения Мира и Войны» вышла в свет в 1918 году. Она написана под впечатлением от событий первой мировой войны. В нее вошли стихотворения 1913 - 1916 годов - трагических для Европы лет начала века. Разделена она на две части: в первую вошли стихотворения, написанные Аполлінером в 1913 году, а до второй - фронтовые поэзии (с весны 1915 г. до ранения в марте 1916 г. поэт находился на фронте). Посвящена сборник памяти друга, поэта, литератора Рене Даліза, который погиб на фронте. Цель поэта - воссоздать в поэтической форме логику развития своей эпохи, показать общие тенденции драматического времени. Этой цели подчинена композиция сборника, которая состояла из 6 разделов, каждый из которых соответствовал определенному периоду или характерным особенностям начале века.

Название сборника связано с экспериментами в области поэтической формы. Часть стихов имела вид «лирических идеограмм», или каліграм, то есть они написаны так, что их текст создавала своеобразный рисунок (дом, звезда, линии дождя и т.д.). их особенность - размещение строк таким образом, чтобы конфигурация текста стихотворения на бумаге воспроизводила очертания или явления, о которых шла речь. Самая известная аполлінерівська каліграма - «Зарезанная голубка и фонтан». Местами букв неодинакового размера и разными направлениями строк она образовала очертания голубки над струями фонтана, символизирующий вечный плач по погибшим на войне. Этот образ навеял П. Пикассо, его известный рисунок голубки - символ мира. Поэзия поэта полна лиризма и философичности. В ней соединены фольклор, литературные традиции и современные средства изображения и художественные формы.

Лирический герой Аполлинера в этой сборке уже не «опьяненный» жизнью, как в предыдущий. Он познал трагический опыт войны, потерпел личных потерь и разочарований, увидел тысячи смертей, сам принимал участие в военных действиях, был свидетелем разрушительных процессов в Европе времен И мировой войны. Поэтому образ лирического героя стал более трагичным.

 

ОБРАЗЫ - СИМВОЛЫ В ПОЭЗИИ

Символы

Олицетворение

 

Водограй

Символ мирной, спокойной жизни; жизнь без насилия и крови

 

 

Голубка

Образ девушки, что скучала за судьбой героев войны

 

Олеандры

Образы насилия, кровавого и безжалостного мира

Солнце

Образ войны, насыщенной кровью

 

В «Каліграмах» поэт осудил войну, но антивоенной тематикой значение их не исчерпан. Сборник возбудила важные проблемы духовного и исторического бытия человечества. Он много и смело экспериментировал, добиваясь «непосредственного выражения». Так появились его «поэзии - разговоры», «стихи - репортажи», для которых «строительным материалом» служили факты, фрагменты «непосредственной действительности», из которых и монтировались произведения поэта.

Зрительная поэзия Г. Аполлинера отразила поиски поэта в области формы - это яркий пример поиска новых творческих принципов. Сочетание зрительных и текстовых образов имело целью усилить впечатление от произведения, заставить читателя по-новому посмотреть на мир.