3 КЛАСС
СВЕТ ДАЛЕКОЙ ЭЛЛАДЫ
Урок 1
Тема. Мифы Греции. «Олимп»
Цель: научить учащихся понимать и раскрывать содержание понятия «миф», отличать миф от сказки, находить в мифах фантастические элементы, выдумки, самостоятельно определять последовательность событий в произведении, высказывать личное отношение к героям мифов, находить образные выражения, самостоятельно и в сотрудничестве с одноклассниками творчески пересказывать прочитанное; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: картинки с изображением людей разных национальностей; карта мира; карта мнимой путешествия; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
Звонок всем нам дал приказ -
До работы быстрее, в класс!
Возле парты станем вежливо -
Время пусть несется недаром.
Будем внимательны и исполнительны все -
Сядьмо ровненько на свои места.
II. Мотивация учебной деятельности
У каждого ученика на парте лежит картинка с изображением людей разных национальностей, рас и указанием названия страны, где они проживают. Дети читают, рассматривают, прикрепляют на карте мира изображения (учитель помогает найти местоположение необходимых стран на карте).
- Рассмотрите все изображения. Чем отличаются люди? (Одеждой, цветом кожи, формой носа, рта, глаз, выражением лица, месту жительства)
- На нашей планете живет очень много народов. Каждый из них имеет свое прошлое, свои традиции, праздники, язык, особые человеческие ценности - все то, что составляет его культуру. Культура каждого народа своеобразна, ведь люди приспосабливаются к климату и среды. Именно от этого зависят образ жизни, быт, мышление и язык того или иного народа.
В 3-м классе мы продолжим изучать предмет «Зарубежная литература» , который нам поможет больше узнать о культуре разных народов.
А изучать сказки, легенды и мифы, рассказы, повести и стихи нам поможет учебник «Зарубежная литература»*.
Это руководство предлагает вам лучшие произведения писателей Европы и Азии, написанные для детей. Они расскажут о том, как живет тот или иной народ. Интересный сюжет произведений захватит вас - и вы откроете удивительный мир жизни народов планеты Земля.
Посмотрите на карту мира и скажите, что объединяет всех этих людей. (Они живут на планете земля, хоть все они разные.)
- Мы не можем жить на одной планете и не знать культуру других народов, их литературы. Читая произведения других народов, обратите внимание на то, что все люди Земли ценят добро и справедливость, честь и достоинство, любят и берегут родную Родину. Каждый народ имеет своих героев, свои идеалы.
- А сегодня мы совершим путешествие в Древнюю Грецию.
- Покажите на карте мира, где находится Греция.
III. Сообщение темы и цели урока
1. Вступительная беседа
- Порой мы, не задумываясь, проиВНОсим привычные с детства слова и словосочетания. И даже не подозреваем, что корнями они уходят в глубокую древность, аж в древние греческие мифы.
В современных городах можно увидеть вывески с красивыми, загадочными названиями магазинов, ресторанов, фирм: «Меркурий», «Геркулес», «Фортуна», «Селена», «Золотое руно»... Мы говорим: «Эта тетя - настоящая мегера!», или: «Ох ты и ехидна!» - и якобы знаем, что хотим сказать. Мы предупреждаем: «Берегись, твой цербер заметит!» Восхищаемся: «В ней все гармония». Для большинства из нас зефир - любимое кондитерское изделие, муза - поэтический образ, так же как Парнас и Пегас. Сирена - это устройство, которое имеет пронзительный звук. Титан - устройство для подогрева воды. На наших клумбах цветут нарциссы и гиацинты. Над нами летают «Антеи» и «Геркулесы». В небе сияют планеты Марс, Венера, Юпитер, Уран, созвездие Андромеды, Кассиопеи. Безграничный водный простор мы называем океаном. На его волнах качаются корабли с красивыми названиями «Аврора», «Посейдон», «Юнона». А какие привычные словосочетания: Олимпийские игры, олимпийское спокойствие, гигантские размеры, панический страх, титаническая борьба, ахиллесова пята, рог изобилия, яблоко раздора и много, много других.
Но это все слова оттуда, из мифов. И в большинстве своем их пишут с большой буквы, ибо это - собственные имена богов и героев, у каждого из которых есть своя история, свой характер и свой собственный авторитет в истории человечества.
2. Ознакомление с понятием «миф»
- Что такое миф?
- Слово это греческое. Означает оно «слово», «предание». Мифами называют древние сказания о богах и героях, о том, как появились небо, земля, солнце, птицы, рыбы, животные и, конечно же, люди.
Первые мифы возникли очень давно, много тысяч лет назад. Тогда человек знал о себе и окружающем мире слишком мало. Людям было очень трудно жить наедине с грозными и таинственными силами природы. Весь мир они представляли себе заполненным мощными, неприступными богами - снисходительными и жестокими, равнодушными и таинственными. Боги властвовали на земле, на небе и в подземном царстве, правили живыми и мертвыми, помогали людям или беспощадно наказывали их.
В мифы верили, как в правду, их передавали от поколения к поколению, а с появлением письменности стали записывать на глиняных табличках, папирусе, бумаге. Сегодня многие люди воспринимают мифы как интересные, веселые или грустные сказки. Но мифы - это не просто сказки. Они отличаются от сказок тем, что последние всегда воспринимали как плод человеческой фантазии, а мифы считались вероятными (действительно так было). Эти древние сказания иногда помогают ученым добраться до истоков истории разных стран и народов.
Каждый народ мира имеет свои мифы. Древнегреческие мифы самые известные человечеству. Они имели большое значение для развития мировой культуры. Поэты воспевали деяния богов в стихах и рассказах. Художники расписывали вазы сценами из жизни богов и героев, писали картины, скульпторы создавали статуи мифических персонажей. Мифы инсценировали во время религиозных праздников.
IV. Восприятие языкового материала
1. Подготовка к чтению мифа «Олимп»
- Греческие мифы уславлювали олимпийских богов. Так их называли потому, что, по представлениям греков, они жили на горе Олимп. Боги ели нектар и амброзию - волшебную пищу, что даровала им бессмертие и вечную молодость. Все они подчинялись царю богов - Зевсу.
У каждого из вас в тетради** - карта путешествия на горе Олимп. Ваша задача - записать во время ознакомления с мифом, что в нем понятно, а что - нет.
2. Чтение текста учителем. Работа в тетради
Ученики слушают и записывают, что они узнали о богах, которые жили на Олимпе, устанавливают соответствие.
Царь богов и людей
Жена Зевса, покровительница брака
Бог-кузнец
Бог солнечного света, покровитель искусства
Богиня-охотница
Богиня красоты и любви
Богиня мудрости
Крылатая богиня победы
Богини судьбы (Клото, Лахесис, Антропос)
Богиня счастья и согласия |
Зевс
Гера
Гефест
Апполон
Артемида
Афродита
Афина
Нике
Мойры
Тюхе
Мнемосина
Арес
Гермес
Музы
Хариты |
3. Словарная работа
Олимп - гора, где живут боги.
Десница - правая рука или просто рука.
Кифара - струнный щипковый инструмент древних греков. Исполнителей на кифаре называли кіфаредами.
4. Самостоятельное чтение мифа учениками
- Какие боги жили на Олимпе?
- Что вы узнали о них и записали к карте путешествия?
- Что было непонятным?
5. Выборочное чтение
- Каким предстает в воображении древних греков Зевс-громовержец? Обоснуйте свое мнение, используя слова текста.
- Прочитайте описание царства Зевса.
6. Анализ и оценка поступков персонажей
- Кто, по мнению древних греков, определяет судьбу людей и даже самих богов?
- Какими вы представили олимпийских богов?
7. Пересказ прочитанного
- Перескажите близко к тексту, как миф объясняет появление на Земле добра и зла.
V. Итог урока
- Разъедините предложения и ответьте на вопросы:
- Что такое миф?
Міфаминазиваюпгьспгародавніоповідіпробогівтагероїв, пропоходженняжиттянаЗемлі.
- Прочитайте самостоятельно миф «Аполлон и музы» и продолжите заполнять карту путешествия.
- Наше путешествие на сегодня подошла к концу. Следующего урока мы будем сходить на гору богов все выше.
_______________________________________________________________
* Мовчун А. И., Харсіка Л. И. Зарубежная литература. С класс: Учебное пособие. - К : АВДИЯ, 2009.
** Домбровская В. В., Фастова Н. В. Зарубежная литература. С класс. Рабочая тетрадь-пособие (по программе А. И. Молчун). - X. : Изд. группа «Основа», 2012. - 80 с.