ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

УРОК № 35

Тема. Роман «Робинзон Крузо» - гимн цивилизованной прагматичной человеку и его труду

 

Цель: учить характеризовать литературного героя, участвовать в дискуссии, анализировать поступки героя, воспитывать понимание роли труда в жизни человека.

Оборудование: иллюстрации к роману, созданные учениками, высказывания о труде.

 

Труд облагораживает человека.

В. Г. Белинский

 

Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы.

Е. М. Ремарк

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» в Англии до конца ХУЛЕ в. выдержал почти 700 изданий и был переведен почти всеми европейскими языками. В чем же секрет такой большой популярности этой книги? Возможно, этому способствовал образ главного героя, которого давно уже полюбили взрослые и дети.

 

II. Работа над темой урока

1. Эвристическая беседа

Учитель. Прошлого урока мы обсуждали приключения Г. Крузо. Какие черты характера помогли ему достойно пережить эти испытания?

- Авантюризм (опять в море...);

- смелость (спасение с корабля, спасение Пятницы);

- сообразительность (побег из рабства).

Авантюризм - поиск приключений.

• Вспомним, что нужно было сделать герою, чтобы выжить на острове. (Обеспечить себя пищей, жильем, обезопасить от всяческих неприятных неожиданностей)

Робинзону повезло перевезти много необходимых вещей с корабля на остров. Но нужно было еще многое сделать собственными руками.

Какие вещи герой сделал сам?

Отгадайте слова.

1

2

3 image40

4

5

 

2. Проверка домашнего задания

• Расскажите о создании той или иной вещи героем.

- А какие вещи умеете делать своими руками?

• О каких чертах характера свидетельствуют эти поступки?

- Трудолюбие (трудился каждый день);

- настойчивость (42 дня делал только 1 полку для пещеры);

- исполнительность (старался сделать все как можно лучше).

• Вспомните, чем занимался Робинзон Крузо к жизни на необитаемом острове. (Был коммерсантом)

Учился он какого ремесла? (Нет)

Был ли он настоящим моряком? (Нет, он страдал морской болезнью, ничего не умел делать на корабле и был обычным пассажиром.)

Какие же умения и навыки были у героя до того, как он попал на остров, и чему он научился?

Выводы. Или справедливое высказывание Ремарка «Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы»? Так, Г. Крузо во время пребывания на острове благодаря своей настойчивости, трудолюбию и сообразительности научился делать много того, чего не умел раньше. Эти черты помогли ему обеспечивать себя всем необходимым месяцами и годами и выживать на необитаемом острове.

 

3. Работа в классе

Учитель. Известно, что О. Селькирк, который находился на острове всего 4 года, почти разучился говорить. Герой Дефо, наоборот, не только остался человеком, но еще и самовдосконалився за это время.

• Что помогает Г. Крузо оставаться человеком?

- Труд;

- ведение календаря;

- записи в дневнике;

- распорядок дня;

- чтение Библии;

- общение (с домашними животными, попугаями, Пятницей).

• Когда Робинзон начинает рассуждать о добре и зле? Зачитать отрывок. (Еще в начале жизни на острове, когда безнадежность охватывает его)

К каким выводам приходит герой?

• В какой момент герой испытывает потребность обратиться к Богу? (Когда он заболел)

Какие изменения произошли в жизни Робинзона после этого? (Он стал молиться, поверил в Бога, учил этого Пятницу.)

Докажите, что Робинзон остался цивилизованным человеком. (Он спас Пятницу и моряков-англичан, не истреблял дикарей-каннибалов.)

Выводы. Жизнь на необитаемом острове способствовало не только развитию многих практических умений героя, но и его нравственному совершенствованию. До черт характера Робинзона можно добавить такие:

- терпение;

- милосердність;

- умеренность.

Выражение В. Г. Белинского нельзя лучше иллюстрирует эти изменения в характере героя: «Труд облагораживает человека».

 

4. Дискуссия

Учитель. Эдуард Кук, свидетель освобождения О. Селькирка, считал, что в рассказе об этом приключении не может быть ничего интересного для людей. «Что же в ней может быть интересного для читателя? Разве это ученый, который в полном одиночестве мог сделать выдающееся открытие? Ничего подобного: это всего лишь обычный моряк, единственным занятием которого было отыскивать средства для продления жизни на протяжении всего своего заключения и собеседниками которого были только козы».

Согласны ли вы с этим мнением?

Выводы. Робинзон - обычный человек, который не имеет исключительных способностей, боится смерти и хочет жить. Однако его поведение в экстремальной ситуации вызывает уважение у читателя, а самому герою дает возможность не только выжить, но и остаться при этом человеком.

О нем можно сказать словами дагестанского поэта Р. Гамзатова:

Он мудрецом не слыл

И храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

 

III. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Если бы я был Робинзоном», принести на урок 1 вещь (если это возможно), какую бы ты взял с собой на необитаемый остров.

Индивидуальное задание.

1) Сообщение о флоре, фауне острова Робинзона - биологам.

2) Советы юным путешественникам - географам.

3) Рассказ о настоящих Робинзонов - историкам.