ЗАНЯТИЕ № 13
Тема:
Гуманистические тенденции и их воплощение в повести Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе»
ПЛАН
• Обездоленное жизни семьи Крэтчит.
• Путешествие Скруджа в летнюю ночь во времени и пространстве как возможность постичь свою жизнь.
• Деградация личности Скруджа, ее причины.
• Реальное и фантастическое в повести.
Задания для подготовительного периода
• Определить эпизоды перерождение Скруджа как реакцию на осмысление своей жизни.
• Чем объяснить то, что в название повести о Рождестве вынесено слово «песня»?
• Начертите план путешествия Скруджа.
Литература
• Смирнова И. Призыв к единению богатых и бедных («Рождественская песня в прозе») // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999. - № 11. - С. 9 - 13.
• Гузь О. Система уроков по повести Ч.Діккенса «Рождественская песнь в прозе». 6 кл. // Зарубежная литература. - 2004. - № 42. - С. 10-20.
• Моню О. И. «Душа не должна быть заперта»: Урок по повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе». 6 кл. // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - № 5. - С. 22-23.
• Носкова М. Рождественская песнь в прозе: Система уроков // Зарубежная литература. - 2003. - № 42. - С. 8-14.
• Тугушева М. Ч. Диккенс. Очерк жизни и творчества. - М., 1979.
• Середюк Т.М. Ч.Діккенс «Рождественская песнь в прозе»: в поисках методических вариантов. Система уроков // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2005. - № 11. - С. 45-50.
• Сизько Г. Л. Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе» (Материалы к итоговому уроку). 6 кл. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999. - № 10. - С. 14-22.
Инструктивно-методические материалы
В феврале 1843 года Чарльзу Диккенсу, который на то время уже имел всенародную популярность, предложили выступить в печати с поддержкой проведение закона об ограничении рабочего дня на заводах и фабриках. Экономическое положение тогдашней Англии было очень затруднительным. Ученый - экономист Смит сообщил писателю впечатляющие факты о нечеловеческие условия труда фабричных рабочих, эксплуатацию детей, которые скитались, ища кусок хлеба. Рассказ поразил писателя. Видимо, вспомнилось собственное детство, когда он, десятилетний мальчик, был вынужден работать на фабрике ваксы.
Замысел «Рождественских повестей» толковался литературоведами как своеобразная социальная проповедь.
Диккенс решил написать памфлет «К английскому народу на защиту ребенка - бедняка», но понимание особой значимости слова на защиту обездоленных натолкнуло его на мысль создать цикл рассказов до Рождества, дидактических по содержанию, эмоциональных по силе воздействия на читателя. Одним из них (по замыслу) должна быть «Рождественская песня в прозе» - повесть о перерождении человека, которая превыше всего ценила звон монет. «... Молот ударил с силой в двадцать раз, да что там - в двадцать тысяч раз большей, чем та, которую я мог бы приложить, если бы выполнил свой первый замысел», - писал Диккенс Смиту 10 марта 1843 года.
Преодолевая границы сказочного сюжета, Диккенс стремился достичь глубин жизни, чтобы реализовать основную дидактическую идею произведения - обраВНО показать ответственность каждого перед Господом Богом за свои поступки.
Специфика жанра - «святочные рассказы», то есть приуроченные к Рождеству. А следовательно, согласно замыслу, их финал должен был быть оптимистичным. Автор пытался не столько развеселить и утешить читателя, сколько выстроить сюжет на фольклорной основе, удобной для реализации поставленной задачи, убедить читателя в необходимости морального перерождение Скруджа. Средствами волшебной сказки Диккенс решил проблему - за одну рождественскую ночь герой изменился.
По повести закрепилось название «святочное рассказы», но рассказ - это малая форма эпических произведений, а если брать во внимание объем произведения, то - «длинное короткое повествование» (по определению английских исследователей творчества Диккенса). Вспомним, что сам автор объединил пять «рождественских рассказов» в цикл под названием «Рождественские повести». Итак, специфика жанра закрепила за ними название рождественские, святочные рассказы про один необычный случай, который в корне изменил жизнь литературного персонажа.
Особенности сюжетно-композиционного построения выдержаны согласно закону «святочного жанра», ведь название произведения «Рождественская песнь в прозе», а его подзаголовок «Святочное рассказ с привидениями». Название спроектировала «песенную» совершенство повести - составлена из пяти строф, различных по тональности и силе выражения авторского отношения к предмету изображения объективной действительности Англии периода создания повестей, реалистично изображенных в строфах 1 и 5. Они условным обрамлением выделили мир, полон тех человеческих иллюзий, которым суждено стать реальностью в мире образов художественного произведения - побудить читателя к милосердию и любви к ближнему.
«Рождественская песня в прозе»
ЖАНР: рождественская повесть, где сочетаются реальность и сказочные элементы.
ЦЕЛЬ: выразить самые сокровенные надежды людей на лучшее будущее.
ТЕМА: преобразование бессердечного скряги Скруджа в доброго человека.
ИДЕЯ: призыв к вере в неисчерпаемость доброты человека.
СВОЕОБРАЗИЕ: нахождение в реальности рис фантастики, а в фантастике - рис реальности.
Скрудж - одинок, от него все отвернулись, даже бедняки и собаки. Но его отнюдь не огорчала отсутствие к нему симпатии со стороны людей, потому что он вообще их не замечал. Он не понимал, почему его бедный племянник веселился во время рождественских праздников, и как он мог жениться по любви, если у него не было ни гроша за душой. Диккенс уверял читателя, что Скруджі живут среди людей, а их перерождение возможно лишь с помощью сказки, фантастики, существование чего и должна была утвердить рождественская сказка.
В перевоспитании героя сыграл главную роль призрак, образ умершего компаньона Марли. Будто по мановению фантастической палочки ночью к Скруджу по очереди пришли три духи, которые испытали героя прошлым, современным и будущим.
«Путешествие в прошлое»
• Рождественский город.
• В школе.
• В лавке Фіззіунга.
• Забытую любовь.
«Путешествие в современное»
• Рождественское утро.
• Праздник в семье Боба Кретчита.
• У костра рудокопов.
• На маяке.
• В доме племянника.
• У бедняков.
• Встреча с Бессребреником и Необразованностью.
«Путешествие в будущее»
• На бирже.
• Разговор прохожих.
• В лавке старьевщика.
• У кровати покойника.
• В семье должника.
• На кладбище.
• Мольбы о помиловании.
Эстетическая концепция автора, его неисчерпаемая вера в добро воплощенная в художественных образах произведения, и по-особенному викристалізувана во время текстуального анализа эпизода пробуждения Скруджа. Перерожденный Скрудж здоровался с прохожими и получал в ответ красивые и добрые поздравления. Он навсегда оставил мир вечного холода и одиночества.