ЗАНЯТИЕ 11 - 12
Тема
Идея пагубности человеческой спеси в романе Ч. Диккенса «Домби и сын»
ПЛАН
1. Проблематика романа «Домби и сын».
2. Система образов. Жизненные причины и цель:
• Домби;
• Флоренс и Поль Домби;
• Уолтер Гей и капитан Катль;
• Каркер и Эдит.
3. Роль счастливой концовки в поэтике романа Ч. Диккенса.
Задания для подготовительного периода
1. Подумайте, как через семейные отношения раскрывается характер взаимоотношений людей в буржуаВНОм обществе.
2. Подберите цитатний материал для характеристики героев.
3. Как в описании дома - крепости Домби (в начале и в конце романа) передано изменения его судьбы?
4. Какова роль фирмы «Домби и сын» в композиции романа, в судьбе главных героев?
Литература
5. Пронекевич О. Применить различные приемы постижения текста (Материалы к изучению романа «Домби и сын») // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999. - № 10. - С. 51-54.
6. Султанов Ю. Принцип добра (Художественный мир Ч. Диккенса) // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2001. - № 9. - С. 51-56.
7. Ч. Диккенс. Все для учителя. - 2002. - № 4. - С. 39.
8. Черненко М. Специфика английского реализма в творчестве Ч. Диккенса // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999. - № 4. - С. 55-58.
9. Шахова К. Ч. Диккенс // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - № 6-7. - С. 17-28.
10. Вітушкіна Л. О. Найти свет в тоннеле. Конспект урока по роману Ч. Диккенса «Домби и сын». 10 кл. // Всемирная литература и культура в средних учебных заведениях Украины. - 2003. - № 10. - С. 26-28.
11. Подлесная Г. Диккенс и его герои // Зарубежная литература. - 1998. - № 1. - С. 3.
12. Цвейг С. Диккенс - между Англией и детству // Зарубежная литература. - 1998. - №1. -С.6.
Инструктивно-методические материалы
Ч. Диккенс вошел в историю мировой литературы как художник - реалист, мастер тонкого психологического анализа, широкой социальной типизации, жизнерадостного юмора и сокрушительное сатиры. Глубокий демократизм и гуманизм творчества писателя во многом определен обстоятельствами его биографии. Своеобразие произведений английского романиста проявлялась в том, что он все проблемы пытался решать в морально-этической плоскости. Следовательно, образный мир его произведений полностью подчинился этому заданию.
Особое место среди романов писателя занял «Домби и сын» (1846 - 1848). Это произведение определил переход мастерства Диккенса - романиста на качественно новый уровень и считался итоговым для первого этапа его творчества. Через обе части романа автор провел идею пагубности человеческой спеси, пагубного влияния денег на формирование личности, человеческого эгоизма.
Как писатель - реалист, в книге Ч. Диккенс раскрыл жизнь своей страны и дал возможность заглянуть в ее будущее, изложив читателям историю жизни одной английской семьи. Секрет творчества романиста заключался в том, что он остро чувствовал изменения в жизни Англии, был выразителем чаяний и стремлений тысяч людей. Ч. Диккенс видел, что семейные отношения в буржуаВНОм мире его страны XIX в. подвергались кризиса. Это и стало основной темой романа - история семейного кризиса как модель общего неблагополучия мира; человеческого страдания; воспитание молодого поколения.
Полное название произведения «Торговый дом «Домби и Сын». Торговля оптом, в розницу и на экспорт», поэтому книга имела двойное значение, потому что речь шла и о семье Домби, и об их семейный бизнес. С Торговым домом связана судьба всех героев произведения, он определил линию поведения Домби, повлиял на судьбу Флоренс и Поля. Диккенс впервые в реалистическом романе сделал главным героем Учреждение, завязав на этом образе все конфликты произведения.
Фирма «Домби и сын» была замкнутой самодостаточной системой, в которой даже отношения между людьми рассматривались как торговые операции. Ирония звучала в утверждении, что Господь создал землю, чтобы Домби мог торговать, а солнце, луна и звезды - чтобы озаряли его путь. В центре мира для Домби стояла его фирма, и для людей там уже места не было.
Мистер Домби - богатый английский коммерсант, суровый и жестокий, для которого существовала только одна святая вещь - процветание его фирмы. Он смотрел на людей как на средство ее развития. По этим причинам он пренебрегал своей дочерью Флоренс, потому что мечтал иметь сына - наследника, который бы продолжил его дело. В романе автор своеобраВНО решал и тему наследства. Мальчик Поль родился, но оказался слишком слабым для условий жестокого воспитания, которые царили в тех школах, куда отдал его отец. Сын мистера Домби умер и тот остался без наследника. Эта смерть тяжело поразила мистера Домби. Он еще больше оттолкнул Флоренс, будто обвинив ее в том, что она была жива, а его сын и наследник лежал в могиле. Это воспринималось как кара герою за его пренебрежительное отношение к своим детям, к сотрудникам, за его упрямую спесь. Чрезмерное чванство, тщеславие - главные черты характера мистера Домби. Это и гордость бизнесмена, что заставила его пренебречь другими людьми с точки зрения романиста, это своего рода болезнь. ее симптом - равнодушие героя, как следствие омертвелости его личности.
Домби - типичный финансовый делец, который имел дело с кожей, но не имел дела с сердцами. Его воля - непреложный закон, и отступлений от него он не позволял никому. Он - честный человек, но это честь торгаша, которой восхищались, но над которой иронизировали, говоря, что «недостатки - это достоинства, только увеличенные многократно». Все боялись его и преклонялись перед ним пока он был богат, но при случае стремились обмануть, совершить мелкую подлость. Отношения, порожденные культом золота и власти, растлевала людей, калечили их души, выкорчевывают ростки добра.
В доме мистера Домби царила холодная мрачная атмосфера, чехлы на мебели напоминали саваны. Каждый живой чувствовал себя одиноким в судьбе бизнесмена, ледяной отчаяние морозит всех. Крах торгового дома лишь завершил процесс деградации Домби и развал семьи.
Предмет романа составляла не только история семьи, но и история многих судеб, объединенных развитием одной торговой фирмы «Домби и сын». Неудачей закончился второй брак мистера Домби. Он был убежден, что на деньги можно купить все: любовь, преданность, счастье, но его новая жена - обедневшая аристократка Эдит - сбежала с Каркером, управляющим его фирмы.
Проблемы, которые поднял автор в романе:
• кризиса семьи и честолюбивых надежд;
• воспитание в буржуаВНОй школе;
• пагубного влияния денег на сознание и судьбу человека; семейных взаимоотношений, классового расслоения.
Систему образов в романе составили две категории: те, кто «не имел сердца» (Домби, Каркер) и те, кто шел по зову сердца, не пугался трудностей, отзывался на помощь и невзгоды окружающих (Поль, Флоренс, Уолтер Гей). Таким образом, герои в романе поделены на две группы - негативные и позитивные, между ними противостояние, которое и создало основные сюжетные линии и помогло раскрыть главные проблемы и конфликты в романе. Так социальные и духовные конфликты перенесены в морально-этическую плоскость. Через судьбы героев Диккенс бросил упрек миру, где поціновувалося золото кошелька, а не золото души и искренних человеческих отношений.
В конце романа мистер Домби - это уже не тот суровый хозяин фирмы, которого мы видели в начале. Это бедная, покинутая человек в состоянии умственного и физического упадка. К тому же, его финансовые дела очень плохи. Оставшись без соответствующего положения в обществе, без любимого дела, брошенный всеми, он закрывался один в пустом доме и только тогда вспомнил, что все эти годы рядом с ним была его дочь Флоренс, которую он оттолкнул. Мистер Домби раскаялся. В ту минуту, когда он собирался покончить жизнь самоубийством, перед ним появилась Флоренс.
Старость мистера Домби была согрета любовью дочери и ее семьи. В их дружеском семейном кругу под бременем лет и страданий Домби переродился, и его сердце открылось навстречу любви Флоренс. Излечившись от честолюбивых мечтаний, он нашел счастье в том, чтобы отдать свою любовь внукам - Полю и маленькой Флоренс.
«ТОРГОВЫЙ ДОМ "ДОМБИ И СЫН".
ТОРГОВЛЯ ОПТОМ, В РОЗНИЦУ И НА ЭКСПОРТ»
(1846 - 1848)
ЦЕЛЬ: раскрыть характер отношений между людьми в тогдашнем обществе через семейные отношения, приподнять завесу над механизмами обезличивание человека, закономерностями, которые действовали в мире.
ЖАНР: социально-психологический роман.
СВОЕОБРАЗИЕ: автобиографичность.
ТРИ ИСТОРИИ: упадок семьи
личности
семейного бизнеса (фирмы)
СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ: 1) судьба мистера Домби;
2) любовь Флоренс и Уолтера Гея.
КОМПОЗИЦИЯ: I - III разделы - экспозиция и завязка сюжетной линии мистера Домби
(завязка предшествовала экспозиции).
IV раздел - экспозиция и завязка линии Уолтера Гея. Развитие действия: две сюжетные линии переплетались:
• смерть Поля. Измена Эдит и Каркера, банкротство;
• разлука Уолтера и Флоренс, тяжкий труд.
• Кульминация: планы мистера Домби причинить себе смерть.
• Развязка: идиллическая картина семейного счастья.
Заслуга автора в том, что он показал суть современного ему общества, которое движется по пути технического прогресса, которому стали чужды такие понятия, как духовность или переживания. Если общество будет идти таким путем, утверждал великий моралист Диккенс, на его членов ждет не только физическая, но и моральная деградация.