ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ИТОГ

 

УРОК № 35

Тема. Обобщение и систематизация материала, изученного в течение года

 

Цель: проверить уровень усвоения учащимися изученного материала; развивать умение применять полученные знания на практике; развивать творческие способности школьников, навыки выразительного чтения, свяВНОй речи, логического мышления; способствовать воспитанию общей культуры учащихся.

Оборудование: учебник; портреты писателей, произведения которых изучали в течение года; словарь литературоведческих терминов.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Литературная викторина.

- Психологический роман - ...

- Социально-психологический роман - ...

- Философский роман - ...

- Верлибр - ...

- Натурализм - ...

- Декаданс - ...

- Символизм - ...

- Импрессионизм - ...

- Неоромантизм - ...

- Суггестия - ...

- Интеллектуальная проза - ...

- Парадокс - ...

 

2. Проблемное задание.

- Сравните особенности реализма и модернизма как литературных направлений.

 

3. Задание ученикам.

- Перечислите произведения, в названиях которых содержится символ. Дайте его толкование. («Красное и черное» Ф. Стендаля, «Альбатрос» Ш. Бодлера, «Забытые арієти» П. Верлена, «Пьяный корабль» А. Рембо.)

 

4. Игра «Экскурсия по городам Европы».

Задание: расскажите, как назван город связан с литературным произведением или персонажем.

- Париж («Красное и черное», «Гобсек».)

- Петербург («Преступление и наказание», «Анна Каренина».)

- Москва («Анна Каренина».)

- Лондон («Портрет Дориана Грея».)

 

5. Ролевая игра «Монолог героя».

Задание: составьте рассказ от имени героя (тему выберите произвольно):

- Жюльен Сорель;

- госпожа де Реналь;

- Дервіль;

- Раскольников;

- Соня Мармеладова;

- Анна Каренина;

- Константин Левин;

- Кити Щербацька;

- Дориан Грей;

- лорд Генри;

- Бэзил Голуорд.

 

6. «Творческая лаборатория художника».

Задача: докажите необходимость и закономерность появления новых идей в искусстве от имени их создателей.

- Появление социального реалистического романа (от имени О. де Бальзака);

- Необходимость сочетания в романе социально-политического и психологического аспектов (от имени Стендаля);

- Обращение к новому стиха (верлибра) (от имени В. Уитмена);

- Появление символизма (от имени Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо);

- Теория эстетизма (от имени А. Уайльда).

 

7. Литературная викторина.

Задание: определите, кому из писателей принадлежат высказывания.

- «Не для того живет человек, чтобы стать богатым, а чтобы стать счастливым.» (Стендаль.)

- «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать...» (Ф. Достоевский.)

- «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский.)

- «Прежде всего - музыка в слове!» (П. Верлен.)

- «Мысль высказанная - тлен.» (Ф. Тютчев.)

- «Как сердцу высказать себя? Или же поймет кто тебя?» (Ф. Тютчев.)

- «Человек хочет все пройти и познать!» (В. Уитмен.)

- «Пусть критики расходятся во мнениях,- художник остается верен себе.» (О. Уайльд.)

- «Художник - это тот, кто творит прекрасное.» (О. Уайльд.)

 

8. Литературная игра «Угадай, о ком идет речь?»

- «Секретарь общества» (О. де Бальзак);

- «Король романистов» (О. де Бальзак);

- «Маленькая фея из Хоуорта» (Ш. Бронте);

- «Принц Парадокс» (О. Уайльд);

- «...Наследник Гоголя, совсем на него не похожий, как оно и должно быть.» (Л. Толстой);

- «Певец страданий народных» (Г. Некрасов);

- «Это поколение, которое поет и плачет» (Декаденты).

 

9. Литературная викторина.

- В каком произведении присутствует давний литературный мотив продажи человеческой души темным силам? («Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.)

- Назовите писателей, которые в своих произведениях поднимали проблему денег. (О. де Бальзак, Ф. Достоевский.)

- Кто из авторов поднимал тему преступления и наказания? (Ф. Достоевский, «Преступление и наказание».)

- В произведении какого писателя «мысль семейная» является главной? (Л. Толстой, «Анна Каренина».)

- Кто из русских поэтов является представителем «чистого искусства»? (А. Фет.)

- Кого из поэтов называют предшественником урбанистической поэзии? (В. Уитмена.)

- Кто из писателей является мастером парадокса? (О. Уайльд.)

- Кого из писателей считают зачинателем символизма? (Ш. Бодлера.)

Поэт широко использовал верлибр? (В. Уитмен.)

- Какой писатель искал «зеленую палочку», что сделает людей счастливыми? (Л. Толстой.)

- В произведениях какого писателя раскрывается «диалектика души» героев? (Л. Толстого.)

- Кого называют представителем раннего английского модернизма? (О. Уайльда.)

 

10. Творческое задание.

- Расскажите об интересных фактах из жизни писателей.

 

11. Проблемное задание.

- Подумайте, какие теории оказали влияние на писателей и литературных героев. Каковы последствия этих воздействий.

1) Теория «сверхчеловека» (Раскольников, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского);

2) трансценденталізм (В. Уитмен);

3) эстетизм (О. Уайльд).

 

12. Инсценировка.

(Учащиеся показывают инсценировки на основе отрывков произведений, которые больше всего понравились.)

 

13. Конкурс чтецов.

(Выбирается лучший чтец стихотворения или отрывка из произведения, который больше всего запомнился.)

 

14. Ролевая игра «Интервью с писателем».

- Представьте себе, что вам выпала возможность взять интервью у писателя. Какие вопросы вы бы ему задали? Попробуйте дать ответы.

 

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В течение каникул прочитать произведения, которые будут изучаться в 11 классе.