ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Критика

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Авангардизм (от франц. «передовой отряд») - термин, которым обозначают «левые» (нереалистичные) течения в искусстве. Протест против войны, других негативных общественных явлений авангардисты распространили на искусство и выступали против тра-диційних форм художественного выражения (например, французские авангардисты пытались разрушить поэтический синтаксис, создать новый язык). Художественный опыт авангардистов имел значительное влияние на развитие литературы XX века. Направления авангардизма - футуризм, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм и др.

Акмеизм (от греч. «расцвет, высшая степень, вершина чего-либо») - литературное течение в русской поэзии 10-х годов XX ст. Группа поэтов, лидером которой был Николай Гумилев, в своем творчестве проявляла повышенное внимание к всего земного, предметного, протестуя против мистики символистов. Акмеїсти ориентировались на новые эстетические идеалы, создавая «лирику природы» и «лирику культуры». Печатались в журнале «Аполлон» (1909-1917). С этим литературным группировкам связано начало литературной деятельности Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Сергея Городецкого и других, которые создали организацию «Цех поэтов».

Драма (от греч. «действие») - один из родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Особенность драмы как рода литературы заключается в том, что она предназначена для сценического воплощения. Явления жизни и характеры героев в драме раскрываются через разговоры действующих лиц (диалоги, реплики, монологи). По Аристотелю, драма является «подражанием действию действием, а не рассказом». Авторская речь в драматических произведениях сведена к ремарок. Образы в драме раскрываются не только с помощью речи, но и посредством специфически сценических средств: игры актеров, их внешности, декораций, звукового и светового оформления и т.д. События в драматических произведениях показываются так, словно они только происходят; их основой является острый конфликт, столкновение противоположных сил и интересов. Драма как литературный род делится на три основных вида: собственно драму, трагедию и комедию.

Драма (в узком смысле слова) - драматическое произведение, в основу которого положен острый жизненный конфликт, но напряженная борьба и сложные переживания персонажей не ведут к трагической развязке. В драме возможные элементы трагического и комического, однако они не доминируют. «Серьезная и трогательная драма занимает середину между героической трагедией и веселой комедией» (П. Бомарше).

Экзистенциализм (от лат. «существование») - течение модернизма в литературе. Возникла перед второй мировой войной. Характерные черты - субъективизм, индивидуализм, пессимизм, этическое отрицание любого насилия. Представители ек-зистенціалізму - Г. Марсель, Ж. П. Сартр, С. де Бовуар, А. Камю.

Экспрессионизм (от франц. «выражение») - одно из авангардистских течений в искусстве. Термин впервые был употреблен в журнале «Штурм» (Берлин) в 1911 г. Главным провозглашалось выражение субъективного мировосприятия письменни-ка, авторского «я». Это достигалось созданием выразительных, ярких, но условных, деформированных образов, часто представленных в фантастическом или гротескном ракурсе. Основные жанры - лирическая поэзия и публицистическая драма, превращалась на взволнованный монолог автора. Действительность изображалась в столкновении противоположностей (положительное - отрицательное, черное - белое). В середине 20-х гг. экспрессионизм перестал существовать как самостоятельное течение.

Эпос (от греч. «слово, речь, рассказ») - один из родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); характеризуется розповідною, описательной (эпической) форме, широтой изображения событий и характеров. Основные эпические жанры - сказка, легенда, эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк.

Эстетизм (от греч. «чувственный, способный чувствовать») - тенденция в английской литературе, которая сформировалась в конце XIX в. под влиянием идей Джона Рескіна (вечная по своему значению формула: связь красоты и правды, красоты и добра, красоты и справедливости) и Уолтера Пейтера («эстетический исследователь рассматривает все предметы, с которыми ему приходится иметь дело, все произведения искусства, все хорошие формы природы и человеческой жизни как силы и явления, способные порождать приятные ощущения»). Наиболее ярким представителем эстетизма был Оскар Уайльд, который считал, что искусство живет своей жизнью независимо от действительности и поэтому находится в оппозиции к своему времени, что жизнь подражает искусству, а не наоборот, что «нет книг нравственных или безнравственных, есть книги хорошо написанные или написанные плохо». Свои взгляды на искусство Уайльд изложил в статьях и в предисловии к роману «Портрет Дориана Грея».

Жанр литературный (от франц. «род, вид») - термин имеет общее значение, объединяет литературную систематику, классификацию литературных произведений за различными типами их поэтической структуры. По способу изображения жизни литературные формы делятся на три рода: эпос, лирику, драму - первая ступень классификации, В литературной практике различные роды литературного творчества могут переплетаться, соединяться. Существуют они в определенных литературных жанрах или видах - вторая ступень классификации. Эпос имеет следующие жанры: эпопея, сказка, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары и др. Лирические жанры - это песня, сонет, элегия, эпиграмма и др. Драма в широком понимании подразделяется на следующие жанры: трагедия, комедия, собственно драма, водевиль. Отдельную группу лиро-эпических жанров составляют поэма, баллада, ода и др. Разделение на подвиды или на отдельные жанровые формы - это третья ступень классификации. История литературы знает роман античный, рыцарский, приключенческий, социально-бытовой, психологический, исторический, философский и др.

Жанр является своеобраВНОй памятью литературного развития; его природа чрезвычайно сложна. Жанры долговечны, проходят историческую эволюцию. Для каждой эпохи характерны определенные жанры. В XX веке распространены самые раВНОобразные жанры.

Імажизм (от франц. «образ») - модернистское течение в английской и американской поэзии 10-х - начала 20-х pp. XX ст. Его основатели и теоретики - английский философ Томас Хюм и американский поэт Эзра Лумис Паунд. Імажисти, сочетая философию інтуїтизму и формальные теории французского символизма, культивировали самодостаточный «чистый» образ, свободный стих, Выдающиеся представители імажизму - английские поэты Томас Стернз Элиот, Дэвид Герберт Лоуренс, Ричард Олдингтон, американские поэты Эми Лоуэлл, Хілда Дулитл, Джон Флетчер. Імажизм знаменовал собой отрыв от романтизма и переход к формам современной англо-американской поэзии.

Импрессионизм (от франц. «впечатление») - течение в искусстве второй половины XIX - начала XX вв. Импрессионизм стал целой эпохой в истории французской живописи («само название течения происходит от названия картины Клода Моне «Импрессия. Восход солнца»). Художественные открытия импрессионистов в области изобразительного искусства связанные с новым восприятием предмета изображения, обусловленным не только стремлением отразить впечатление от жизненного явления, но и подчеркнуть его изменчивость, текучесть. В литературе главными признаками импрессионизма были психологизм в обрисовке персонажей, стремление воссоздать изменения в настроении и жизненные впечатления, ритмическая организация прозы, внимание к цветов и звуков. Черты импрессионизма присущи творчеству Бертольда Брехта, Ги де Мопассана, Кнута Гамсуна, Оскара Уайльда, Бориса Зайцева. В истории литературы импрессионизм остался тенденцией в творчестве художников, принадлежавших к разным литературным направлениям.

Ирония (от греч. «лукавство, притворство») - средство юмора и сатиры, основанный на назывании противного, когда о чем-то говорится как бы в позитивном плане, но скрытый подтекст свидетельствует о совершенно противоположном. Ирония может передавать различные оттенки смеха - юмора, лукавого, пренебрежительного, осуждающего, насмешливого, саркастического.

Классицизм (от лат. «образцовый, образцовый) - художественное направление в литературе и искусстве XVII - XVIII вв,, для которого характерным была ориентация на художественное творчество Древней Греции и Древнего Рима, что провозглашалась идет-альною, классической (образцовой). Авторы классицизма брали сюжеты из античной мифологии и истории, использовали жанры античности, стремились творить на началах разума. С этим связаны нормативность классицизма, попытки установить незыблемые законы и правила искусства. Для драматургии провозглашается закон трех единств: единство действия (чтобы главное действие не прерывалась не связанными с ней событиями и эпизодами), единство времени (события произведения происходили в течение суток), единство места (чтобы место действия не менялось). Требовалось сохранение чистоты жанров, соблюдение «трех штилів» в языке в зависимости от жанра, использование только определенных стиховых размеров и т.д.

Комедия (от греч. «веселая процессия» и «песня») - вид драмы, в которой конфликт, действие, характеры, ситуации предстают в смешных, комичных формах. Комедия высмеивает негативные общественные и бытовые явления, человеческие пороки. Средствами разоблачения является сатирическое заострение, карикатура, буффонада, гротеск, ирония, сарказм, юмор. Различают комедию ситуаций и комедию характеров. В первой предпочтение отдается событиям, хитроумной интриге («Комедия ошибок» Шекспира). Во второй высмеиваются характеры («Тартюф» Мольера). Много комедий сочетают оба компонента. В конце XIX в. возникает «комедия идей» (Уайльд), главными средствами которой являются ирония и остроумный диалог.

Комическое (от греч. «смешной») - эстетическая категория: смешное в жизни и его отражение в художественном творчестве. Основные формы комического - юмор и сатира. Юмор предполагает изображения комического в доброжелательном, шутливом тоне. Сатира представляет комическое как полное отрицание и резкое осмеяние изображаемого. Между юмором и сатирой - целая гамма оттенков: шутка, насмешка, ирония, сарказм, гротеск. Средствами создания комических картин и образов есть карикатура, бурлеск, пародия, каламбур, шарж, парадокс, гипербола и др.

Критический реализм - литературное направление, ставший в XIX в. конкретно-историческим воплощением реализма. Критический реализм 30-40-х гг. в Англии и Франции (а позже и в других странах Западной Европы) по-новому решает проблему «человек и среда». Характер человека художественно осмысливается в ее социальной обусловленности, раскрывается в тщательно исследованных, достоверно изображенных общественных обстоятельствах; действительность подвергается критическому анализу. Художественные достижения критического реализма были использованы и развиты литературой XX в. (например, внутренний монолог героев Льва Толстого повлиял на становление литературы «потока сознания»).

Лирика - один из литературных родов (наряду с эпосом и драмой). Предметом изображения в лирике является внутренний мир человека, его размышления, чувства, переживания. Лирическое произведение, как правило, не имеет фабулы, размер его небольшой, чаще всего пишется стихами. Лирические жанры четко не выделяются. По основному содержанию лирические произведения часто группируют так: гражданская, философская, интимная, пейзажная лирика, но такое разделение очень условно.

Магический реализм - понятие, с помощью которого исследователи определяют особенности творческого метода некоторых писателей XX в., прежде всего Кафки, а также Гарсиа Маркеса. Фантастическое и реальное в их произведениях перемешано, «сплавлено» в единство; найневірогідніше происходит в обыденной, тривиальной обстановке. Вторжение фантастического, вопреки традиции, не сопровождается яркими эффектами, а подается как обычное событие. Создание особой худо-жньої действительности - фантастической - является средством познания и отражения глубинного, скрытого смысла явлений реальной жизни.

Модернизм (от франц. «современный») - термин, которым обозначаются различные новые течения в искусстве нереалистичного направления. Часто понятие «модернизм» является синонимом понятия «авангардизм».

Натурализм - литературное направление, возникшее в западноевропейской литературе в 70-х pp. и распространился в 80-90-х pp. XIX ст. Программу натурализма сформулировал Е. Золя в книге «Экспериментальный роман» (1880), Натурализм трактовал жизнь с позиций биологизма; характер человека, с точки зрения натуралистов, зависит от наследственности, физиологических факторов. Натуралисты стремились с научной точностью описывать внешний вид человека, события, среду, отказываясь от их художественной интерпретации. Натурализм открыл для искусства новые отрасли (биологические аспекты человеческого существования, жизни городских низов, человек и производство), однако не давал возможности создавать обобщающие картины и образы, поэтому логичным был путь писателей от натурализма до символизма и импрессионизма. В литературе XX в. традиции натурализма занимают заметное место. Натуралистический опыт смелого отображения неприглядных явлений действительности был использован многими писателями (Анри Барбюс, Теодор Драйзер, Борис Пільняк).

Неореализм - направление в итальянском кино и литературе середины 40-50-х pp. XX ст., новая форма реализма. Проникнутый уважением к человеку, неореализм сделал героями своих произведений выходцев из народа, которым свойственны высокие духовные качества. Главная проблема неореализма - сохранение достоинства человека в жестоком и несправедливом мире. Эстетические принципы неореализма в киноискусстве выложил Чезаре Дзаваттіні, который воплотил их в своих сценариях. Режиссеры - неореалісти искали новые средства художественной выразительности, существенно меняли киноязык. Произведения неореализма отличались точностью деталей, достоверностью показа условий жизни народа. Фильмы были лаконичными, сдержанными, главным образом черно-белыми, часто снимались не на площадках, а просто на улицах, с привлечением непрофессиональных исполнителей. Основой сценариев становились газетные хроники, в диалогах использовались народный язык, местные диалекты. Неореализм в литературе противопоставил себя как различным модернистским течениям, так и профашистській литературе. Наиболее разработанным литературным жанром неореализма стал «лирический документ», объединявшего автобиографический момент с художественным вымыслом. Неореализм существенно повлиял на литературу и кинематограф многих стран. Самыми яркими представителями неореализма в литературе были Баско Пратоліні и Альберто Моравиа.

«Поток сознания» - средство изображения психики человека непосредственно, «изнутри», как сложного и текущего процесса. Применение этого средства было связано уже с романом эпохи сентиментализма, но самим понятием «поток сознания» впервые воспользовался американский философ и психолог Уильям Джеме в конце XIX ст. Школа «потока сознания» сформировалась в начале XX в. Ее представители (Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Вирджиния Вулф, Гертруда Стайн) использовали «поток сознания» прежде всего как «технику», способ повествования, который заключается в том, чтобы показывать психический процесс подробно, с самой точной фиксацией мыслей, чувств, подсознательных порывов, в виде «потока», «реки». Рассказ не подчиняется хронологии или логике, она представляется как цепь ассоциаций рассказчика, вызванных самыми раВНОобразными внешними обстоятельствами. Объективная действительность изображается через призму сознания героя. Картина мира может распадаться на множество отдельных эпизодов, которые автор сводит в единое целое, создавая определенную рациональную модель. «Поток сознания» как художественное средство использовали в XX в. Томас Манн, Ромен Роллан, Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Грэм Грин и др.

Притча - произведение с четко выраженной моралью, с конкретной поучительной идеей. Фабула в притче является развернутой аллегорией. Много притч содержат библейские книги, древнерусские сборники. Замечательные притчи составлял украинский писатель и философ Григорий Сковорода. Нового содержания притча приобрела в современной литературе Европы («Пассажиры поезда» Франца Кафки, «Повелитель Мух» Уильяма Голдинга).

Проза (от лат. «проста мова») - литературные произведения, написанные не стихом, а обычным языком. Художественная проза в собственном смысле - сравнительно позднее явление. Ее формирование начинается с эпохи Возрождения (до того существовала ритмическая проза, которая приближалась к стихотворению и была раВНОвидностью поэзии). В литературе начинают преобладать прозаические жанры: роман, новелла, повесть. Прозаическая организация произведения соответствует самой природе этих жанров. Представление о том, что художественная проза по своей организации не отклоняется от разговорного, является ошибочным. Исследователи литературы и мастера прозы (Николай Кармазин, Гюстав Флобер, Антон Чехов, Михаил Пришвин, Эрнест Хемингуэй) утверждали, что и в прозаических жанрах есть своя сложная и внутренне закономерная ритмическая структура, которая отличается от поэзии, но и выводит прозу за рамки обычного языка.

Роман (от франц. «произведение, написанное одним из романских языков») - большая форма эпического жанра литературы нового времени. Основные черты романа: изображение человека в сложных формах жизни, несколько сюжетных линий, много действующих лиц, большой объем. Роман как литературный жанр начинает формироваться в эпоху Возрождения, становится эпосом частной жизни (обычный человек и ее личная жизнь, ориентация на современность, на повседневную жизнь во всей многогранности его проявлений в отличие от эпических произведений) Выделяют роман социально-бытовой (человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия), морально-психологический (внутренний мир человека и мир внешний), исторический (о прошлых событиях), философский (раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира), роман - эпопею (большой по объему художественное произведение, в котором широко отражены значительные исторические события), роман - миф (создание символической модели существования человека и человечества). Художественные возможности романа безграничны; именно с этим жанром литературоведы связывают дальнейшее развитие литературы.

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся на рубеже XVIII и XIX вв. в противовес классицизму. Он стал новой формой искусства, которая больше всего отвечала потребностям времени. Романтизм можно рассматривать как своеобразный отклик на социальные и экономические изменения в жизни Европы в конце XVIII ст. (Великая Французская революция, промышленный переворот в Англии). Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции, которая не оправдала надежд тех, кто поверил в ее идеалы. Романтики отказались от реалистического изображения действительности, потому что были недовольны ее антиестетичним характером. С этим связан субъективизм романтизма: «Мир души празднует победу над внешним миром» (Гегель). Образ романтического героя создается по принципу контраста с реальными чертами современника (романтический герой - человек больших страстей, глубоко недовольна действительностью, способна на нез-вичайні действия). Романтизм противопоставляет действительности романтический идеал. Погруженность во внутренний мир человека обусловила развитие лиро-эпических жанров, самым популярным из которых стала романтическая поэма.

Сарказм (от греч. «разрываю мясо») - средство сатирического обличения негативного в жизни, особенно обидна обличительная насмешка, выражение крайней ненависти или презрения к изображаемых явлений и людей. Сарказм близок к иронии, но не имеет скрытого значения, кроме того, для сарказма характерно сочетание смеха с горечью и злостью. Он направляется на явления не только смешные, но и вредны. Ярко выраженный сарказм в произведениях Джонатана Свифта.

Символизм - литературно-художественное направление конца XIX - начала XX вв. Развился в условиях кризиса общества, предчувствие грядущих социальных потрясений. Для символизма характерны: интерес к проблемам личности, иносказания, ориентация на иррациональный сторону слова, его звучание, ритм, которые должны были заменить точное значение слова. На место художественного образа, который воспроизводил определенное явление, был поставлен художественный символ, который имел несколько значений. Символисты стремились внести в поэзию «дух музыки», считая ее видом искусства, ближайшее к миру таинственного. Художественные открытия символизма существенно повлияли на развитие литературы XX в.; творчество многих писателей - символистов вошла в сокровищницу мировой литературы (Эмиль Верхарн, Артюр Рембо, Морис Метерлинк, Райнер Мария Рильке, Генрик Ибсен, Валерий Брюсов, Александр Блок).

Социалистический реализм - метод литературы, который на съезде советских писателей (1934) был определен таким образом: «Социалистический реализм требует от художника правдивого и исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Слова «требует» и «должны» свидетельствуют об ориентации социалистического реализма не столько на решение художественных задач, сколько на подчинение литературного развития идеологическим установкам социалистического государства.

Литература социалистического реализма возникла в конце XIX в. Проповедовала идеи социалистической революции, идеалы справедливости и равноправия. Виднейшие ее представители - Максим Горький, Луи Арагон, Бертольд Брехт, Анна Зегерс, Пабло Неруда и др.

Стиль (от греч. «грифель для писания») - идейно-художественное своеобразие творчества писателя. Известная формула Жоржа Луи Леклерка Бюффона: «Стиль - это человек». Именно со стилем связывается представление о целостности художественного произведения, он является воплощением единства всех его компонентов (обраВНОй системы художественного языка, жанра, композиции, фабулы, ритма, интонации и т.п.). Стиль обусловливается определенным содержанием, а сам предопределяет форму произведения. Можно говорить не только об инди-відуальний стиль, но и стиль литературного направления (течения).

Антиутопия - жанровая форма, рожденная действительностью XX ст., Такое произведение является предупреждением; в нем будущее (с признаками современности) изображается как нежелательное, как то, чего следует избежать. Этим антиутопия отличается от утопии, которая предусматривает художественное воплощение идеала (чаще всего общественно-политического) и с его позиции осуждает современность. Антиутопия является своеобраВНОй художественной проверкой политических или научных концепций с целью выявления их ошибочности (Евгений Замятин «Мы», Владимир Набоков «Приглашение на казнь», Джордж Оруел «1984»).

«Театр абсурда» - термин, который обозначает совокупность явлений драматургии авангардизма и театра 40-60-х pp. XX ст. Понятие «абсурд» (от лат. «неуместный, нелепый») пришло из философии экзистенциализма (Альбер Камю, Жан Поль Сартр). Абсурдисти считают главным атрибутом действительности нарушение причинных связей, человеческую предвзятость человека и потерю им моральной опоры. Термин «театр абсурда» появился после парижских премьер пьес Эжена Ионеско «Лысая певица» (1950) и Сэмюэла Беккета «в Ожидании Годо» (1952). Тогда и определилась основная черта «драмы абсурда» - гротескно-комическая демонстрация алогичности, иррациональности, бессмысленности форм бытия (языковых), трагичности человеческого существования, зыбкости всех жизненных ценностей.

Трагедия (от греч. «цапова песня») - драматический жанр, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, который часто завершается смертью героя. Герой трагедии оказывается перед непреодолимыми препятствиями. Содержание трагедии обусловливает острый конфликт, который отражает прог-ресивні тенденции общественно-исторического развития и моральное состояние человечества. Отсюда возвышенный характер изображения героя, философский характер самой трагедии, которая ставит существенные вопросы человеческого бытия, движения истории («Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гете, «Борис Годунов» Пушкина, «Жизнь Галилея» Брехта, «Кассандра» Леси Украинки).

Условность в искусстве - понятие, которое может употребляться в двух значениях. Во-первых, искусство вообще является условным, читатель (зритель) понимает, что герои и события порождены или дополненные воображением писателя. Искусство создает особую эс-тетичну реальность - мир искусства (по определению Гегеля). Во-вторых, условность в искусстве связывают с нереалистичными (романтичными в широком смысле слова), то есть условными, формам воспроизводства жизни (фантастика, гротеск, притча и т.д.).

Футуризм (от лат. «будущее») - литературное течение, возникшее в Италии накануне первой мировой войны. Футуризм провозглашал полный разрыв с традиционной культурой, утверждал эстетику современной урбанистической цивилизации. Для него характерно стремление передать зафиксирован сознанием пульс технизированного интенсивной жизни, мгновенной смены событий и переживаний. Русский футуризм как самостоятельное направление возникло в 1910 г. Его манифестом стал альманах «Пощечина общественному вкусу» (1912), с которым выступили Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид Бурдюк» Пристальное внимание к форме, обращение к особой языка сочетались у футуристов с протестом против буржуаВНОй культуры.