ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 7 класс

Украина И ЕЕ ИСТОРИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

 

Повесть

РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ (1875-1920)

 

ПЕСНЯ О ПРАВДЕ

 

(Отрывок)

Рассказчик познакомился с мальчиком-калекой Євальдом, и каждый раз при встрече с ним ему рассказывал какую-то историю.

«Это происходило в те времена, когда в Южной Руси боролись за свободу...

...Мне следовало бы сразу сделать небольшое вступление: в Южной Руси и в тех тихих степях, что зовутся Украиной, хозяйничали польские паны. Они были жестокими володарями. их гнет и жадность евреев-арендаторов, в чьих руках были даже церковные ключи, которые они выдавали православным за отдельную плату, были такие невыносимые, что молодые люди вокруг Киева вверх по Днепру серьеВНО задумались. Даже сам Киев, священный город, где Русь впервые заявила о себе... все больше погружался в себя и уничтожался пожарами, похожими на внезапные безумные мысли, после которых ночь становится еще безмежнішою. Народ в степях не знал толком, что творится. Однако пойняті непонятной тревогой деды выходили по ночам из своих домов и молча всматривались в высокое, вечно безветренное небо, а днем можно было видеть фигуры, которые появлялись из-за гребней могил над плоской долиной. Эти могилы, гробницы прошлых поколений, пересекают весь степь, будто застывший морской прибой. И в этой стране, где могилы, как горы, люди напоминают бездны. Жители степей незглибимі, темные, молчаливые, и их слова - лишь непрочные, шаткие мостики к их истинного естества. Иногда из могил взлетают темные птицы. Иногда буйные песни врываются в сердца тем притьмареним людям и уходят глубоко в них, а птицы пропадают в небе. Во всех направлениях все кажется бескрайним. Даже дома не могут защитить от этой незмірності, которой их окошки заполнены до отказа. Только в сумеречных углах домов висят старые иконы, словно верстовые камни Бога, и отблеск лампадки пробивается сквозь их оклад, словно заблукане дитя сквозь звездную ночь. Эти иконы - будто опора, будто некий знак на пути, и никакой дом не стоит без них.

• Охарактеризованы как те древние времена?

• Что служит опорой человеку в неспокойные времена?

А. Куинджи. Украинская ночь

• Как художник расположил свет и тьму?

Что белеет в центре картины, какое впечатление это создает?

Вновь и вновь возникает потребность в иконе, когда какую-то уничтожит время или шашель, когда кто-то женится и ставит себе дом или когда кто-то, как, к примеру, старый Авраам, умирает, завещав, чтобы ему положили в свернутые руки святого Николая Чудотворца, - наверное, для того, чтобы на небе узнать по этому образу наиболее почитаемого им святого.

О. Сластен. Иллюстрация к поэме Т. Шевченко «Гайдамаки»

Так и получается, что Петр Акимович, собственно, сапожник по профессии, тоже рисует иконы. Когда устает от одной работы, он переходит, трижды перекрестившись, ко второй: та же набожность раскрывает как его дратву и молоточки, так и его рисования. Сейчас он уже старый, но еще сильный. Спину, согнутую над сапогами, он выпрямляет перед образами и тем сохранил хорошую фигуру и стройность в плечах и состоянии. Большую часть своей жизни он провел в полном одиночестве, совсем не вмешиваясь в суету, вызванную тем, что его жена Якилина рожала ему детей и что те или умирали, или женились. Лишь на семидесятом году Петр зашел в отношения с теми, которые остались в его доме и чье присутствие он только теперь по-настоящему заметил. То были: Якилина, его жена, тихая, кроткая женщина, что отдала себя без остатка детям, пожилая, некрасивая видом дочь и Олекса, сын, который, знайшовшись очень поздно, было всего семнадцать лет. Петр хотел приучить его к живописи, потому что понимал, что вскоре уже не сможет справиться со всеми заказами. Но вскоре он отказался от своих попыток научить сына. Алексей нарисовал Пресвятую Богородицу, но так мало достиг сходства со строгим образцом, что его мазня скорее походила на портрет Марианны, дочери казака Голокопытенка, то есть на вещь настолько греховным, что старый Петр поторопился, несколько раз перед тем перекрестившись, изобразить оскорбленную доску образом святого Димитрия, которого он по неизвестной причине уважал более всех святых.

• Когда возникает потребность в иконе?

• Какую роль играла набожность жизни старого художника?

Алексей и сам больше никогда не брался за оскорбления. Когда отец не загадывал ему позолотить венчик, он в основном бродил в степи, ни одна душа не знала, где именно. Никто не держал его дома. Иметь чудувалася с него и опасалась заговорить с ним, будто он был посторонним или каким чиновником. Сестра била его, пока он был маленьким, а теперь, когда Алексей вырос, начала его презирать за то, что он не бил ее. Да и во всем селе некому было заботиться парнем. Марьяна, казацкая дочь, высмеяла его, когда он надумал ее сватать, а других девушек Олекса не спрашивал, считают ли они его за жениха. На Запорожскую Сечь никто не хотел его брать с собой за то, что он всем казался слишком слабосилим, а, может, еще и молодым. Однажды он сбежал и добрался до ближайшего монастыря, но монахи его не приняли, так вот для него остался только степь, широкий, волнистый степь. Какой-то охотник подарил ему однажды старое ружье, бог знает чем набитую. Олекса все время таскал ее с собой, но никогда не стрелял: во-первых, потому, что хотел сохранить патрон, а еще потому, что не знал зачем.

Как-то теплого, тихого вечера, в начале лета, вся семья сидела за грубым столом, на котором стояла миска с кашей. Петр ел, а остальные смотрела на него, ожидая то, что он оставит. Вдруг рука с ложкой застыла, и старик повернул свое широкое осунувшееся лицо к двери, откуда наискосок через стол падала полоса света и терялась в домашнем сумраке. Все прислушались. Снаружи что-то шаруділо по стенам, словно ночная птица тихо черкал крыльями бревна; но солнце только что зашло, и ночные птицы вообще редко залетают в село. И потом опять будто какой-то большой зверь зачалапав вокруг дома, его осторожные шаги слышались одновременно от всех стен. Алексей тихо поднялся со своей скамейки, и в тот же миг свет в дверях заслонило что-то высокое, черное, - оно напрочь вытеснило вечер, внесло в дом ночь и неуверенно продвигался своей здоровенной фигурой вперед.

«Остап!» - сказала поганкувата своим злым голосом. И тогда все его узнали. То был один из слепых кобзарей, дед, что ходил со своей дванадцятиструнною бандурой по селам и пел о великой славе казаков, об их отваги и верности, о их гетманов, о Кирдягу, Кукубенка, Бульбу и про других героев, и все охотно слушали его песни. Остап трижды низко поклонился в ту сторону, где, как он думал, было покутья (сам того не зная, он вернулся к иконе Знамение), потом сел возле печи и спросил тихим голосом: «У кого же это я?» - «У нас, батюшка, у Петра Акимовича, сапожника», - дружелюбно ответил Петр. Он любил песни и радовался этому неожиданному гостю. «А, у Петра Акимовича, того, что образы рисует», - сказал слепой, чтобы выявить приязнь. Спустя наступила тишина. На шести длинных струнах бандуры родился звук, он рос, таял и отбивался, замирая, от шести коротких струн, и так повторялось много раз во все более быстром темпе, так что напоследок приходилось страшно закрывать глаза, чтобы не видеть, как эта безумная стремительная мелодия упадет, языков підтята; тогда игра прервалась, уступив место лункому кобзаревому голоса, который вскоре исполнил целую хату и быстро созвал из соседних домов людей, которые начали собираться у дверей и под окнами. Но не о героях речь шла на этот раз в песне. Хорошо была уже всем известна слава Клубни, Остряницы и Наливайко. На веки вечные прославилась казачья верность. Не о их победах речь шла сейчас в песни. Желание танцевать уснуло глубоко в душе тех, кто ее слушал, потому что никто не притупнув ногой, хлопнул в ладоши. Вслед за кобзарем все склонили головы, подавленные унылой песней:

 

• Что отличает Алексея среди других?

• Рильке посещал украинское село, был гостем в доме. Это чувствуется в описании?

• Что необычного в появлении старого?

• Как бандурист общается с семьей и свидетельствует свое уважение?

Нет в мире Правды, не найти, нет.

Кто забытую Правду сейчас отыщет?

Нет в мире Правды, не найти до конца жизни,

Правда - под пятой февраля Закона.

Теперь святая Правда сидит в темнице,

а вельможная Кривда - из панамы в горнице.

Правду презирают, как сером гола,

а Кривда садится барского стола.

Теперь святую Правду топтано ногами,

а вельможну Обиду поєно медами.

Правдо, мать родная, орлице крылатая,

где же тот сын, что придет тебя отыскать?

Станет Бог велик ему на подмогу

И укажет, единственный, праведный путь.

И головы начали тяжело вставать, и на каждом лице отразилось молчание; это поняли даже те, которым хотелось заговорить, И по недолгой уважительной тишине вновь заиграла бандура; на этот раз ее игра была лучше понятна толпы, который все возрастал. Трижды пропел Остап свою «Песню о Правде». И каждый раз - по-новому. Когда первый раз была жалоба, то второй раз она показалась укором, и, наконец, когда кобзарь третий раз с высоко поднятой головой воскликнул ее рядом коротких приказов, то с трепетной языка вырвался неистовый гнев, поймаючи всех и наполняя безграничным и одновременно жутким восторгом.

«Где собираются мужчины?» - спросил молодой крестьянин, когда певец поднялся. Старик, которому были известны передвижения казаков, назвал недалекое местечко. Быстро разошлись мужчины, слышались короткие выкрики, лязг оружия и плач женщин у дверей домов. Через час отряд вооруженных крестьян отправился из села в Чернигов.

• Как описано звук инструмента и мелодию?

• О чем песня бандуриста?

О. Сластен. Козак бандурист

 

• Как поет Остап? Как воспринимают крестьяне пение?

Куда отправились мужчины? Что их побудило к этому?

 

Петр угостил кобзаря стаканом наливки в надежде узнать больше. Старик сидел, пил, но на многочисленные вопросы сапожника отвечал скупо. Потом он поблагодарил и ушел. Алексей вывел слепого за порог Оказавшись со старым в одиночестве в ночной темноте, Алексей спросил: «А на войне всем можно идти?» - «Всем», - ответил дед и быстро, словно стал ночью зрячим, зашагал прочь и исчез в темноте.

Когда все уснули, Алексей слез с печи, где он лежал одетый, взял свое ружье и вышел из дома. На улице кто-то обнял его и нежно поцеловал в голову. Он сразу узнал в лунном свете Якилину; и спешно подріботіла обратно в дом. «Мама!» - удивился Алексей, и у него стало как-то странно на сердце. На какой-то миг он заколебался. Где-то открылась дверь, и поблизости завыл пес. Алексей положил ружье через плечо и двинулся вперед изо всех сил, потому что намеревался еще до утра догнать отряд. А дома все притворились, будто не заметили, что Алексея нет. Только как садились к столу, Петр заметил пустое место, встал, подошел к покутья и зажег свечу перед иконой Знамение. Совсем тоненькую свечечку. Поганкувата пожала плечами.

Тем временем Остап, слепой дед, проходил уже соседним селом и заводил своим ласково-жалобным голосом тужну «Песню о Правде».

Перевод М. Тупайло

• Какой разговор состоялся между героями?

• Как мать проводила сына? Как сын отреагировал на ее поступок?

• Почему заколебался сын?

• Как Петр отреагировал на исчеВНОвение сына?

Наблюдения

Вопросы и задания

• Как начинается вставная история про украинский народ?

• О чем, по твоему мнению, говорится в народной песне о Правде?

• Витлумач название всего повествования

Анализ

Построение вставного рассказа

• Где и когда происходят описанные события?

• Как в тексте охарактеризованы историческую эпоху? Есть указание на конкретные факты? А даты?

• «Происходило в те времена, когда в Южной Руси боролись за свободу...» Такое начало более похож на сказку? Или на легенду? А может на исторический роман? Свое мнение обоснуй.

• От какого лица ведется повествование? Или рассказчик принимал какое-то участие в событиях? Он был свидетелем тех событий? Или рассказчик выражает свое субъективное эмоциональное отношение к героям? Его рассказ объективная или субъективная?

Национальный колорит - особенности культуры, истории народа, которые наблюдаются в характерных деталях быта, архитектуры, одежды, речи людей.

Рильке увлекался историей Украины, любил былины про Илью Муромца и Добрыню Никитича

Видение другого и инаковости в рассказе

«И в этой стране, где могилы, как горы, люди напоминают бездны. Жители степей незглибимі, темные, молчаливые, и их слова - лишь непрочные, шаткие мостики к их истинного естества». Прокомментируй это определение украинского характера. Писатель характеризует непонятную ему душу в бездну. Этот образ его пугает или вдохновляет?

«Старые иконы, словно верстовые камни Бога, и отблеск лампадки пробивается сквозь их оклад, словно заблукане дитя сквозь звездную ночь. Эти иконы - будто опора, будто некий знак на пути, и никакой дом не стоит без них». Для Рильке глубина украинского характера, незмірність души таят в себе большую правду о жизни. И сама правда не называется. Вера в Бога представлена развернутой метафорой иконы. С каких сравнений состоит эта метафора?

Какую роль играет песня бандуриста в строении повествования?

Развитие речи

Найди признаки украинского национального колорита в произведении. Наведи примеры художественных образов, связанных в тексте с Украиной, охарактеризуй их.

Творческий проект

Подбери информацию о казацкие думы. Найди такую, где речь идет о судьбе казака и которая созвучна истории, переведенной Рильке.

Подбери и оформи информацию о мультипликационные фильмы «Как казаки...».

Работа в группах. Конкурс досье

• Подготовь для участия в конкурсе материалы твоего досье. Побеждает тот, чья информация имеет последовательный, целостный характер, самая интересная и содержит иллюстративный материал.

Обобщение

• Напиши сочинение на тему «Почему австрийский поэт славит борьбу украинского народа за независимость?».

• Дай определение понятия национальный колорит. Приведи примеры из текста.

Нить Ариадны

Историческим может быть не только роман, но и рассказы, и повесть. Обычно речь идет в них о событиях, происходивших в жизни как минимум двух поколений.

Главные герои в произведении на историческую тему - вымышленные персонажи. Настоящие исторические герои являются второстепенными персонажами и появляются только в отдельных эпизодах.

Писатель может широко использовать свое творческое воображение и строить авантюрно-приключенческий сюжет, может больше внимания уделить психологии героев.

В произведении на историческую тему важной является связь судьбы человека с историческими событиями и духом эпохи.

Другая черта произведения на темы истории - местный и национальный колорит, которые погружают читателя в эпоху, показывают особенности жизни отдельного народа.

«Ну, что, казалось, слова...»

Конечно, Николай Гоголь и Райнер Мария Рильке принадлежащих к разным культурам и жили в разные времена. Но сколько уважения и любви в их текстах в Украину, сколько щедрости и силы они нашли в характерах украинцев! Подумай, почему народная культура помогает нам лучше понять себя и другого? Помогает чтение народных легенд и песен, знание истории своего народа в становлении личности? Помогает определить жизненные ориентиры? Что ты больше всего ценишь в человеке? Каким может быть призвание человека? Что является самым важным в жизни: материальное или духовное?