ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ИЗ ЛИРИКИ ВАГАНТОВ

 

Vivat academia, vivant professores!

Длинными путями средневековых Франции, Англии, немецких земель, Северной Италии и других стран Европы, поднимая летнюю пыль, місячи осеннюю и весеннюю грязь, преодолевая снежные заносы, ходили поодиночке и группками молодые и не очень молодые люди чаще в монашеском, ріділе - в светском наряде. Впрочем, это наряды иногда невозможно было отнести к монашеской или светского, ибо оно скорее напоминало лохмотья нищих. Однако, несмотря на бедность, ваганты (так их назвали, потому латыни vagan- tes - бродячие люди) были на удивление веселыми, жизнерадостными, как и их поэзия. Они беззаботно распевали: «Долой книжки изнурительные! Хватит нам учиться! Юные нерозважливій подобает веселиться! А знаний на склоне лет можно причаститься!» Эти строки пели на латыни, знание которой было и является признаком высокой образованности. Следовательно, такое «пренебрежение» к книгам и знаниям была литературной игрой вагантов. Сами же они были высокообразованными людьми, которые без книг не представляли своей жизни.

Учились тогда совсем не так, как теперь. Начальное образование получали при соборах в так называемых соборных школах, а затем продолжали в университетах, что как раз начинали зарождаться в XII в. в Европе. Средневековый университет - это уникальное явление, ведь он был подчинен своему собственному уставу, который утверждал лично Господина Римский. Поэтому университеты не подчинялись ни церковной, ни светской местным властям и были своеобразными очагами свободомыслия. Обычно университет имел четыре факультета. Самым массовым был факультет семи благородных искусств, что-то вроде нашего подготовительного отделения и первых курсов. Сначала это был так называемый тривиум, где осваивали грамматику, риторику и диалектику, затем квадрівіум, где изучали арифметику, геометрию, астрономию и музыку. После окончания этого факультета выпускники становились магистрами семи искусств. В дальнейшем они овладевали знаниями на трех высших факультетах - богословском, медицинском и юридическом, после чего, если удавалось сдать экзамен, получали звание доктора трех наук.

Экзамен был очень трудным: выпускник от шести часов утра до шести вечера отвечал на вопросы двадцати преподавателей-диспутантов, которые сменялись каждые полчаса. И только после этого, при условии успешной сдачи экзамена, выпускник становился доктором, получал и имел право носить хорошо нам известную черную четырехугольную шапочку, которая стала во всем мире символом если не большой учености, то получение высшего образования. Конечно, чтобы сдать такой экзамен, учиться надо было долго и упорно. Скажем, на богословском факультете курс обучения длился десять лет, и это не учитывая факультета семи благородных искусств! Не в каждом университете предметы преподавались одинаково. Как отмечал монах Гелінанд, «школьники поучатся благородиш искусствам в Париже, древним классикам - в Орлеане, судебным кодексам - в Болонье, медицинских процедур - в Солерно, демонологии - в Толедо, а благородства - нигде».

Эта свободная группа, которая путешествовала по Европе с востока на запад, с юга на север, не имела ни национальности, ни общественного положения. Ваганты хорошо понимали друг друга, ибо латынь иногда знали лучше родной язык, ведь учили ее по очень интересной методике: ученики должны были составлять латыни сначала «ритмичные» стихи, а потом и «метрические», т.е. такие, которые имели постоянную форму и требовали незаурядной эрудиции и теоретических знаний. Настоящие школьники во все времена одинаковые. И в Средние века тоже писали «шпаргалки» - стихи латинских классиков: строка из Вергилия, строка из Горация, строка из Овидия, - и стих готов. Особенно любили школьники Овидия, которого тогда чаще называли Назоном. Уметь рифмовать было делом чести каждого ваганта. Поэтому при встрече на очередном европейском перекрестке студенты и клирики обменивались новостями и песнями. Если песня нравилась, ее запоминали, что-то добавляли или удаляли из нее и несли дальше. Это был своеобразный фольклор ученой братии.

Среди большого количества анонимных вагантських стихов есть песни, авторы которых известны. Но их имена тоже анонимно-вагантські: Примас (старейшина) Орлеанский, Архіпіїта (поэт над поэтами) Кельнский, Вальтер Шатильонський. О Примаса Орлеанского существует множество легенд и анекдотов, его даже упоминает в «Декамероне» Боккаччо. Как на самом деле звали Архіпіїту Кельнского, мы незнаемо. Известно лишь, что он жил во времена Фридриха Барбароссы, происходил, скорее всего, из рыцарского рода, в стихах говорил о себе, что страдает туберкулезом. О Вальтера Шатильонського известно еще меньше. Он был почти ровесником Архіпіїти Кельнского, имел блестящее образование и принадлежал к одному из самых уважаемых в Европе интеллектуальных гуманистических кружков.

Со временем вагантов уменьшилось и их поэзия вроде бы забылась, но не исчезла. В XVI-XVII в. в немецких землях, что тогда были центром университетского образования, студенты горланили песню, в которой неизвестно как попали строки из поэзии вагантов. Ее мы знаем как международный гимн студенчества «Gaudeamus» («Гаудеамус»), А в XIX в. в одном из потайных хранилищ монастыря в Мюнхене была найдена знаменитая сборник средневековой поэзии «Саrmиnа Вurаnа», изучением которой и началось исследование поэзии вагантов.

Поэтому, продолжая традицию веселых и неугомонных вагантов, мы можем спеть вместе с ними: «Пусть живут нам вузы все, вся наша элита: профессора и доценты, аспиранты и студенты, - многая им лета!».