ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПО литературе реализма

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ XIX века. РЕАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Поэтика реализма

 

Примечательной особенностью реализма является то, что, обращаясь к той или иной темы, писатель одновременно осмысливает ее как художественное исследование определенного явления или проблемы. Такой сознательной установки не найдем в литературе ни одного другого направления. В соответствии аналитичность становится одной из определяющих черт реалистического творчества. О ее аналитический дух и пафос едва ли не первым высказался О. де Бальзак: «Прежде чем писать произведение, писатель должен проанализировать все характеры, проникнуться всеми обычаями, обойти всю землю, почувствовать все страсти, ибо все страсти, страны, обычаи, характеры, природные явления и явления моральные - все должно пройти через его анализ». А известный русский критик В. Белинский провозглашал: «Дух анализа, неудержимое стремление исследовать, страстное, полное вражды и любви мышление сделались теперь жизнью настоящей поэзии». В наибольшей степени этим задачам соответствовала социально-психологическая проза.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА

Социально-психологическая проза - одно из самых ярких достижений реализма XIX в., в котором реализовалась характерна для этого направления установка на тщательный анализ общественной жизни и внутреннего мира личности. От начала формирования реализма в нем развивались два течения: социологическая, акцентировала внимание на исследовании общества как определенной целостности (Бальзак), и психологическая, перво

рядным объектом исследования которой была личность, вписанная в конкретный историко-общественный контекст (Стендаль). Результатом их взаимодействия и взаимообогащения в рамках литературного процесса стало формирование мощного пласта реалистической социально-психологической прозы с присущей ей системой приоритетов, эстетикой и поетикальною спецификой. Самыми выдающимися творцами этой прозы считаются О. де Бальзак, Стендаль, Г. Флобер, В. Теккерей, Ч. Диккенс, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Тургенев, И. Гончаров, Г. Джеймс и другие. Одним из самых характерных явлений социально-психологической прозы является жанр социально-психологического романа, который вступил чрезвычайного распространения в реалистической литературе XIX века.

Исследовательское направление ориентировало литературу на науку и научную методологию. Особенно отчетливо такая ориентация оказалась во французском реализме, достигнув апогея в течения натурализма, по происхождению и типу творчества родственной с реализмом. Присуща она была и творчества украинских литераторов, в частности И. Франка, который подчеркивал, что писатель должен разбираться в науке и научной методологии мышления, и называл свой метод «научным реализмом».

Новым и принципиально важным в поэтике реализма является также то, что он отказался от разделения жизненных явлений на «высокие» и «низкие», «эстетические» и «неэстетичные» и соответственно от деления на «высокие» и «низкие» жанров и стилей. Соотнесение изображаемого с умозрительными эстетическими категориями высокого и низкого, трагического и комического, которое считалось обязательным в художественной практике предыдущих эпох, потеряло для реалистов смысл. Важным для них было соответствие изображение самой действительности, воспринимаемая как единое и в то же время противоречивое целое, в котором сочетаются и переплетаются высокое и низкое, трагическое и смешное, прекрасное и безобраВНОе.

С этой установкой на соответствие действительности в реалистической литературе связано изображение времени и пространства. Время становится в ней историческим и воспроизводится как можно конкретнее, а историзм приобретает значение одного из основополагающих принципов эстетики и поэтики. В творчестве реалистов историзма присуща универсальность: он в равной степени охватывает как человека - его внутренний мир и характер, так и внешний мир - его жизненная среда. При этом историзм прежде всего проявляется во внешнем мире, в обрисовке среды, обстоятельств, отношений и т.д., а впоследствии входит, так сказать, внутрь героя, оказывается в его сознании, характере, психологии.

Существенной чертой реалистической литературы является также то, что особое внимание она уделяет аналитическому изображению человека в социуме, раскрытию диалектического взаимосвязи характеров и социальной среды, в частности показа того, как среда «лепит» характер. Можно сказать, что историзм реалистов в значительной мере приобретает содержания социального историзма. Самое масштабное и найрельєфніше этот смысл оказался в произведениях таких известных писателей-реалистов, как Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Л. Толстой. Однако в большей степени это свойственно реалистической творчества 20-40-х годов ХІХ ст., на следующем этапе социальность и историзм все ощутимее оттесняются природой, биологией, психологией, т.е. существованием человека вне социально-историческим измерением.

В реалистической литературе имеется также специфический тип автора и связанный с ним преобладающий тип повествования.

Nota bene. Здесь стоит напомнить, что автор в художественном творчестве - это не только личность художника, его присутствие в произведении в прямой или «скрытой» форме. Автор - это и определенный взгляд на изображаемое, определенная его концепция, выражением которой является все произведение. При этом автор вовсе не обязательно удается до прямого выражения в тексте (отступлений, пояснений, комментариев и т.п.). Так, в драматических и некоторых эпических произведениях это выражение воплощается в общей структуре художественного текста, в таких его составляющих, как описание, показ, рассказы и диалоги персонажей. В конце концов, каждое произведение является продуктом духовно-творческой деятельности художника и из этого вытекает присутствие автора во всех без исключения его составляющих.

По типу автора в реалистической художественной системе, то это прежде всего автор-деміург1, который определяет себя как всезнающего абсолютную силу в создаваемом им художественном мире. «Автор знает все!» - безапелляционно заявляет В. Теккерей в знаменитом романе «Ярмарка тщеславия». Флобер сравнивал художественное произведение с мирозданием, а его автора с Богом: «Он должен быть в произведении, как Бог в мироздании, - повсюду и нигде».

Следовательно, в своих произведениях писатель-реалист XIX в. чувствовал себя полноправным и полномочным демиургом, поэтому созданный им художественный мир представал во всеобъемлющем освещении и истолковании своего создателя. Конечно, допускались и частичные точки зрения, частичные толкование, что принадлежали персонажам или розповідачам, но выше, объединяющей была интерпретация автора, которая выражала его мировоззрения. Автор мог быть «невидимым», как это характерно, например, для Г. Флобера, Л. Толстого и Джордж Элиот, мог присутствовать в произведении и играть в нем активную роль, как у Гоголя или Теккерея, но «деміургічна» его позиция от этого не ослаблялась.

Подробности. Эта позиция базируется на уверенности в безграничных возможностях художественного познания, тесно связанной с системой мировоззрения, которая доминировала в XIX в. в эпоху реализма. Мир, человек, бытие воспринимались как нечто сложное, но по сути своей единственное и такое, что поддается познанию и витлумаченню, в принципе - до самых глубин, до первооснов и первопричин. Собственно, этот познавательный оптимизм, это вера в то, что разум и интуиция художника способны проникать во все сущее и адекватно его выражать, составляют основы реалистической литературы XIX в. Ее художники могли быть скептиками и пессимистами в загальносвітоглядному плане, особенно в отношении к обществу и его перспектив, но скепсис и пессимизм не распространялись на характер их художественного мышления и творчества. Здесь они оставались «демиургами» в обозначенном выше смысле. Еще одной принципиально важной чертой поэтики реализма является преобладание индивидуальных стилей писателей над общими стилями направления и течений. Эта особенность была новой для литературно-художественного творчества в целом. Направлениям предыдущих эпох, за исключением романтизма до определенной степени, присуща подчиненность индивидуальных стилей общим, что наиболее ярко проявилось в классицизме с его кодексом законов и правил. Все они оперировали устойчивыми моделями жанра, сюжета, персонажей, словоупотребление, формам и канонам, которые опирались на традицию. Что же до писателя-реалиста, то он в принципе неподвластный готовым моделям и формам, свободен в отборе выразительных средств, соответствующих изображаемым явлениям. По словам известного немецкого писателя-реалиста Т. Фонтане, настоящим мастером стиля есть автор, который «способен постоянно менять стиль в зависимости от предмета, о котором идет речь». Эта свобода индивидуальных стилей, их свободное соотношение с общими стилями были унаследованы последующими направлениями и течениями литературы, в частности модернизмом.

1 Демиург - созидательная сила, творец.