ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПО литературе реализма
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ XIX века. РЕАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Типология и эстетика реализма
В XIX в. определяющей чертой реализма считалась «правдивость» - в смысле «верности действительности», которую отображает художник. В связи с этим следует отметить, что настоящее искусство всегда является правдивым, ведь неизменно стремится отражать истины и ценности человеческого бытия, которые, однако, не остаются неизменными. Тот или иной художественный направление становится доминирующим и «правдивым» по определенной эпохи именно потому, что оказывается способным дать самые убедительные ответы на ее вызовы, полнее выразить «истины бытия», как они мыслятся и переживаются современниками.
Впрочем, за реализмом неслучайно закрепилось его название: он тесно связан с установкой реалистичного (то есть основанного на опыте) восприятия и истолкования действительности. Здесь будет целесообразным прибегнуть к сравнению его в этом плане с романтизмом.
Одна из самых существенных черт романтизма заключается в том, что главенствующую роль в художественном творчестве он отводит воображению. Собственно, воображение была для романтиков и средством познания, и его художественной реализацией. Представители романтического направления считали, что воображение обладает удивительной способностью проникать в вещи и явления, воплощать их в поэтических образах и картинах; и чем она более раскована и мощнее, тем глубже проникновение и совершенное воплощение. Именно поэтому выдающийся английский поэт-романтик П.Б. Шелли провозглашал, что поэзию в общем понимании можно определить как «выражение представления».
Реализм как художественная система имеет другую стратегию творчества и основывается на наблюдениях, изучении и анализе действительности. Творчество писателей - реалистов есть, собственно, художественным осмыслением и обобщением этого изучения и анализа. Следовательно, речь идет не только о различии «творческих методов», но и разный «строительный материал» в произведениях романтиков и реалистов. Известный французский философ и ученый и. Тэн заявлял, что реалистический роман по своей сути является совокупностью наблюдений и опыта, а затем каждый образованный человек на материале своих наблюдений и жизненного опыта может написать один или два приличных романы. Конечно, это преувеличение, но оно в обостренно-парадоксальной форме освещает существенные особенности реалистического способа творчества.
Правда, в уже упоминавшихся писателей первой половины XIX века. Бальзака, Стендаля, Диккенса, Ш. Бронте, Мериме, Гоголя активность воображения и его роль оставались на высоком уровне, но их творчество в значительной мере находилась в русле романтизма и не поддается окончательному зачислению в реалистической художественной системы. Ситуация изменилась во второй половине века, когда реализм окончательно самоопределился и решительно отмежевался от романтизма. Теперь на первый план было выдвинуто требование «достоверности» отражение действительности, суть которой заключалась в сохранении действительных пропорций и масштабов в изображении повседневности, персонажей и обстоятельств; решительному осуждению подвергались романтические «фантазии» и «преувеличение». Четкую формулу этой эстетической установки реализма дал российский критик М. Чернышевский: «Изображение жизни в формах самой жизни» .
Важно также помнить, что реализм является порождением эпохи, обозначенной доминированием науки в области духовно-практической деятельности и ее большим влиянием на литературу. Среди других типов и направлений художественного творчества он отличается тем, что из всех задач искусства, многофункционального по своей природе, на первый план выдвигает задачи познавательное. Можно привести много высказываний тогдашних писателей и критиков, в которых отмечалась эта особенность реализма, но ограничимся красноречивым признанием Г. Флобера: «...я понял одну вещь, одну очень важную вещь, что для людей нашей породы [писателей] счастье заключается в познании и ни в чем другом».