БАРОККО
Педро Кальдерон «Жизнь - это сон»
Педро Кальдерон де ла Барка Енао где
ла Барреда-и-Ріаньйо (1600-1681) - крупнейший испанский драматург эпохи
барокко, представитель второго этапа «золотого века» испанского театра. Кальдерона,
автора около 200 драматических произведений, называют испанским Шекспиром.
Педро Кальдерон родился 17 января
1600 года в Мадриде в семье обедневшего дворянина дона Диего Кальдерона, который
служил секретарем королевского казначейства. Мать будущего драматурга, Анна
Мария де Енао, фламандка по происхождению, была дочерью оружейника.
Происхождение имени Кальдерон достигает
XIII ст. По семейной легенде, один из предков Кальдерона родился раньше времени, и
поэтому его приняли за мертвого. Чтобы убедиться, что ребенок мертв, ее опустили
в казан, который назывался «кальдерон», с горячей водой. Прапрапрадед будущего
поэта оказался живым, а позже стал известным человеком. До фамильного герба
Кальдеронів с тех пор было включено изображение пяти котлов. Имя Барка было
взятое позже от названия поместья, которым владел один из членов этого рода и
погиб в битве с маврами. В честь этого события на гербе Кальдерона были
изображены замок, боевая рукавица и лозунг «Умереть за веру».
Диего Кальдерон надеялся, что его
сын изберет духовную карьеру: Педро получил образование в мадридской иезуитской коллегии
(«Колехйо империал»), позже изучал теологию, схоластику, философию, гражданское
и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанки. Во время
обучение у иезуитов Кальдерон увлекся поэзией. На поэтических состязаниях 1620 г.,
посвященных святому Исидору Орачу (покровителю Мадрида), Кальдерон за свой
сонет удостоился похвалы самого Лопе де Вега. В начале 1620-х годов Кальдерон
стал известным в Мадриде автором театральных пьес, первая из которых, «Любовь, честь и
власть», увидела свет в 1623 г. После смерти Лопе де Веги в 1635 г. Кальдерона
стали считать первым драматургом Испании.
Кальдерон становится придворным
драматургом испанского короля Филиппа IV, который посвятил писателя в рыцари и
заказывал ему пьесы для придворного театра, расположенного в королевском
дворце Буэн Ретиро. Кальдеронові были предоставлены услуги лучших на то время
музыкантов и сценографов. В пьесах, написанных во время пребывания Кальдерона
придворным драматургом, использовались сложные сценические эффекты. Например,
пьеса «Зверь, молния и камень» (1652) была представлена на острове посреди
озера в дворцовом парке, а зрители смотрели ее, сидя в лодках.
Прославился Педро Кальдерон и на
военном поприще. 1638 года французские войска во главе с принцем Конде
вторглись в Испанию у Бідасоа и осадили крепость Фуентерабія. На помощь осажденным
была снаряжена армия, возглавляемая великим адмиралом Кастилии Хуаном Алонсо
Енрікесом де Кабрера. Патриотически настроенный Кальдерон оставил работу над
очередной комедией и вместе со своим братом Хосе поспешил к месту военных действий.
Через три года Педро Кальдерон в числе кавалеров Ордена Сант-Яго принял участие в
подавлении сепаратистского восстания в Каталонии.
Однако, несмотря на нешуточные
литературные, светские и даже военные успехи, 40-е годы были для Кальдерона
довольно трагическими. В течение трех лет ушли из жизни младший брат Кальдерона
Хосе, старший брат Диего, любимая Кальдерона и маленький сын.
К неприятностям в личной жизни
добавились и другие, что поставили под сомнение не только благосостояние драматурга, но и его
дальнейшую литературную судьбу, - это было связано с общим положением в
стране.
Испания эпохи Ренессанса была
владычицей морей и огромных территорий на суше, имела значительное политическое влияние.
Это была мощная, единая, централизованная абсолютистской государство. Соответственно, и
культурная жизнь этого государства протекало в атмосфере осознания государственной мощи.
Но в XVII веке Испания теряет свои былые преимущества, внутри государства
начинается разлад и усиливается церковная реакция. Положение Испании того времени
определялось, прежде всего, острой несоответствием между хозяйственной кризисом
усиливается абсолютизмом, и глубоким, нищетой крестьян и мещан.
Кризис в стране отразился и на
культурной жизни. С середины 40-х гг. начинаются гонения на театр,
коснулись и самого Кальдерона как самого влиятельного драматурга суток. На пять
лет, с 1644 до 1649, закрываются театры, и более как на двадцать пять лет
прерывается печать произведений драматурга. Эти события побудили Кальдерона принять
духовный сан. 18 сентября 1651 года его рукоположили в священники. 1653 г.
Кальдерон получает должность настоятеля собора Новых Королей в Толедо. 1663 г. король
вызвал Кальдерона в Мадрид и сделал его своим духовником. После смерти Филипп
IV 1665 г. Кальдерон отходит от двора и получает должность настоятеля
кафедральной церкви конгрегации Св. Петра. Последние годы жизни Кальдерон
посвящает свой досуг почти исключительно писанию духовных драм для Мадрида,
Толедо, Севильи и Гранады, что считалось большой честью.
Великий испанский драматург умер
25 мая 1681 года. В этот день во всех главных городах Испании разыгрывались
написанные им ауто...
Драматургическое наследие Кальдерона
значительный по объему и насчитывает около 120 светских пьес, 78 ауто (одноактных
пьес аллегорического содержания, которые интерпретировали мотивы Ветхого и Нового Заветов)
и 20 интермедий (сценок, преимущественно комического характера, которые исполнялись между
отдельными действиями драмы).
Светские пьесы Кальдерона, которые
составляют основную часть его драматургического наследия, согласно характера
их проблематики, разделяют на три типа:
• «комедии интриги» - пьесы, сюжет
которых строится на быстрой и неожиданной смене ситуаций, на неестественном
комическому стечению обстоятельств, стремительному развитию действия и т.д.). К числу наиболее
удачных комедий Кальдерона принадлежат пьесы «С любовью не шути» (1627),
«Дама-призрак» (1629), «Сам себе
охрана» (1635), «Не
всегда доверяй худшем» (1650) и др.
• «драмы чести» - распространенные в
испанской драматургии XVI-XVII века пьесы, в которых затрагиваются проблемы
неписаного кодекса дворянской чести, ее нарушения и мести обидчикам за
образу. Это драмы «Живописец собственного бесчестия» (1648), «За тайное оскорбление -
тайная месть» (1635), «Врач своей чести» (1633-1635), «Саламейський алькальд»
(1642-1644) и т.п.
• морально-философские, религиозные
драмы, в которых отразились сомнения, духовные поиски и страстные чувства, что
волновали Кальдерона и его современников. Это пьесы «Стойкий принц» (1628),
«Поклонение кресту» (1630-1632), «Чудодейственный маг» (1637), «Чистилище святого
Патрика» (1643) и др. Самая знаменитая из них и одновременно самая пьеса
европейского барокко - морально-философская драма «Жизнь - это сон».
Драма «Жизнь - это сон» была создана
Педро Кальдероном в 1632-1635 гг. В 1635 г. была поставлена на сцене в
Мадриде, а в 1636 г. она вышла в составе «Первой части комедий» Кальдерона.
Драма Кальдерона своим содержанием уходит
сборника арабских сказок «Тысячи и одной ночи» и древней индийской легенды
о Будасафа и Білаухара (ее греческий вариант - «Повесть о Варлааме и
Иосафата» - считают христианской адаптацией жития Будды). Греческий вариант
повести рассказывает о жизни царевича Иосафата, которого отец, могучий
индийский царь Авенир, желая предотвратить предсказаниям гороскопа, воспитывает одиноко
во дворце, в окружении хороших слуг. Царевич никогда не должен был видеть горя и
страданий, не мог покинуть дворец, а самое главное - не должен был узнать о
существование христианской веры. По легенде, Йоасафат впоследствии становится сподвижником
христианства.
История о Варлаама и Иосафата была
чрезвычайно популярной в Европе в эпоху Средневековья. В Испании бытовали ее
переводы латыни, а на территории восточных славян был распространен греческий вариант.
История о Варлаама и Иосафата
попала в Испанию и использовалась как «ехетріит» - поучительный пример.
Она фигурировала в проповедях, а в 1602 году была опубликована в сборнике Педро
Альфонсо «Бізсіріта сіегісаіез». Очевидно, Кальдерон знал все варианты
бытование этой легенды, поскольку был священником и ведущим драматургом
Испании XVII в.
О популярности этого сюжета в
испанской литературе свидетельствуют произведения, которые появились еще до Кальдерона. Это пьеса
Лопе де Веги «Варлаам и Иосафат», одноименный роман Энрике Суареса, пьеса Хуана
где Арсе Солорсано. Они были абсолютными сюжетными аналогиями легенды.
В Испании в XIV в. Хуан Мануэль в
«Книге о состояниях» сочетает этот сюжет с мотивом «спящего, который проснулся и не
может отличить сна от действительности»: человека усыпляют, переносят во дворец, где
с ней обращаются как с принцем, а затем возвращают на прежнее место. Вполне
возможно, что этот мотив заимствован из «Сказки о спящего, который просыпается» (с
книг «Тысячи и одной ночи»), поскольку большинство восточных сюжетов приходили в
Европу именно через испанскую литературу. В Испании XVII века был популярным
анекдот про «спящего, просыпается», который сохранился в сборниках городского
фольклора.
Желание сделать местом действия пьесы
Польшу и включить в число персонажей «московского принца» Астольфо, вероятно,
были навеяны романом Энрико Суареса де Мендосы «Євсторій и Хлорилена,
московитская история», а также известной пьесе Лопе де Вега «Великий князь
Московский», которые изображали события Смуты в Московском царстве. То есть действующие
лица драмы «Жизнь - это сон» имеют исторических прототипов: Басиліо - это князь
Василий Шуйский, Сехисмундо - польский король Сигизмунд III, а Астольфо -
королевич Владислав Ягайло.
Сюжет драмы таков. Король Басиліо,
мудрец и звездочет, поверив в гороскоп, из которого следовало, что его сын
Сехисмундо должен был стать зловещим тираном, объявил, что ребенок родился мертвым,
и приказал заточить младенец в башню,
возведенную в глухом и недоступном для людей месте. Как-то Басиліо, желая
проверить правильность предсказания, приказал усыпить сына и перенести его в
дворец, придав ему на какое-то время королевскую власть. После пробуждения
Сехисмундо, узнав, что он - наследник королевского престола, якрго
сделали пленником, возмущен учиненою над ним несправедливостью, начинает вести себя
невыносимо, как и предсказывали звезды: он ссорится со всеми обитателями дворца,
оскорбляет девушку, выбрасывает из окна слугу и угрожает собственному отцу.
Король, убедившись в
справедливости пророчества, приказал вновь усыпить сына и вернуть его в башню.
После пробуждения Сехисмундо не мог понять, где проходит граница между реальностью
и сном, ведь «жизнь - это сон». Поняв иллюзорность жизни, Сехисмундо духовно
перерождается и оказывается готовым к тому, чтобы достойно сыграть роль короля,
которую ему в действительности, а не во сне предоставляют восставшие подданные Басиліо. Узнав
о том, что у короля Басиліо есть законный сын, но королевскую корону имеет
унаследовать не он, а московский принц Астольфо, народ п'овстає против своего
монарха с оружием в руках. Освобожденному из тюрьмы Сехисмундо предлагают
возглавить это восстание. В борьбе против короля Сехисмундо побеждает, но этого
раз свой гнев обращает на милость и прощает не только отца, но и своих
непосредственных тюремщиков и московского принца Астольфо, который пытался занять
его место на отцовском троне. Таким образом, Сехисмундо полностью
подчиняет свои взбудораженные страсти требованиям разума и государственной воли и с
тирана превращается в идеального правителя. Так в мире восстанавливается
порядок, о котором мечтали современники Кальдерона.
В центре произведения - конфликт между судьбой
и свободой воли, человеком и природой, властью и личностью. Важнейшие события
драмы разворачиваются в душе героя. Его самопознания немалой степени определено
внешними обстоятельствами: Сехисмундо растет, не зная, кто его родители и кто
он такой.
Самая большая его страсть - жажда
правды и свободы. Первый его монолог - яростный протест против неволи; и Кальдерон не
оставляет сомнений, что воля - неотъемлемое и важнейшее право человека. В
переполненном болью и возмущением монологе герой проклинает судьбу, что дает человеку
меньше свободы, чем зверю, ручье, рыбе и птице:
Где же здесь правда? Разум где?
Где закон, что ставит мере?
Чтобы человеку - нет, не верю! -
Господь Бог этого не дал,
Что так щедро дарил
Реке и рыбе, птице и зверю?! (Пер.
М. Лукаша)
Но, получив неограниченную свободу,
человек становится зверем, что доказывает поведение принца во дворце. Узнав, что он
не жалкий узник, а всесильный властелин, Сехисмундо становится убийцей и
насильником. И сам Сехисмундо знает, что он - получеловек-полузверь. От
звериной половины ему помогает избавиться от убеждения, что жизнь - это сон. Во
сне образы сознания воспринимаются как нечто действительное, и если жизнь - это сон, то и
наяву человек видит лишь то, что мерещится ее сознания.
Лишь одержав победу над собой,
преодолев собственные страсти, Сехисмундо приобретает человеческое достоинство. Он действует
независимо от предсказаний судьбы. В конце драмы принц доказывает Басиліо, что
отец, пытаясь избежать судьбы, лишь воспитал в сыне жестокость,
обрекая его на жизнь в тюрьме, в кандалах. Воспринимая идеи Ренессанса,
Кальдерон утверждает идею свободы воли, что помогает человеку противостоять судьбе.
Сехисмундо часто сравнивают с
Гамлетом. У Шекспира и Кальдерона выведены герои-мыслители, действие в обоих произведениях
преимущественно строится на движении мысли. Оба принцы сталкиваются с враждебной судьбой, с
«трагическим состоянием мира», оба болезненно воспринимают неволю. Но Гамлета
больше всего волнует зло, что царит в окружающей жизни, Сехисмундо же доходит
выводу, что самое страшное зло, которое живет в нас самих. В конце концов Сехисмундо
почти справился с инстинктами и в монологе на тему «жизнь - это сон» подал своего
рода противовес барокко гамлетовского «быть или не быть».
Одним из ведущих в пьесе есть мотив
страдания, который образует общий пафос пьесы. Страдает Сехисмундо,
размышляя над неразгаданной тайной собственной судьбы, страдает Росаура через
измену, страдает король, осознавая свою причастность к беспорядкам в государстве
т.д. С одной стороны, страдания в земной жизни - традиционный мотив для
литературы барокко. Но все герои Кальдерона преодолевают свои страдания или
силой собственной воли, или осознанием тщетности земных устремлений человека,
выходит за пределы привычного для барокко концепции человека и указывает на связь текста
с первоисточником. Путь преодоления страдания и осознание определенных жизненных
истин, который проходит Сехисмундо, является художественным воплощением пути так называемых
четырех «благородных истин» (пути духовного освобождения), изложенных в
проповедях Будды.
В то же время «Жизнь есть сон» - истинно
христианская драма, потому что именно христианство настолько решительно указало на
исключительное значение душевной жизни и поставило важнейшую задачу
управлять своими внутренними состояниями, подавляя в себе злые, греховные желания и
порывы.
Преобразования Сехисмундо начинается,
когда Клотальдо уверяет его, что то, что произошло с ним во дворце, было сном.
Герой обнаруживает зыбкость границ между сном и явью, иллюзорность власти, стремлений
человека отдать «небесную славу за пустую славу земную». Но в то же время принц
осознает реальность своей любви к Росаури, которая играет в его судьбе важную
роль. Не случайно ее имя вызывает ассоциации с ароматом розы (гоза аига),
рядом рассветов (аигогаз) - с красотой И светом. Назначение Росаури в том,
чтобы привести героя к «просветлению», духовного становления, помочь ему
одержать победу над собой. В конце пьесы Сехисмундо, подавляя собственные
порыв, выдает Росауру замуж за Астольфо, восстанавливая таким образом ее
честь, сам женится Естрельєю, великодушно прощает отца и Клотальдо и
наказывает только солдата, который освободил его из тюрьмы, поскольку тот совершил
предательство относительно королевской власти. Принц отправляет его в башню-тюрьму,
откуда сам вышел, и образ башни-тюрьмы имеет символическое значение: в тайниках
души вечно кроется что-то бунтарское, что нужно постоянно подавлять.
В драме герой проходит ряд
испытаний, в ходе которых приобретает способность подчинять свои страсти ума,
делать правильный выбор между добром и злом, воплощая в конечном итоге
авторский идеал правителя. Будущий властитель страны, как и любой человек,
должен прежде всего научиться властвовать над собой. Февраль бунтарь против неволи,
преодолевая в себе эгоистическое своеволие, осознает, что свобода неотделима от суровых
обязанностей и решающий шаг к справедливости - способность самому быть
чутким и великодушным с другими. В финале герой появляется во главе мятежного
войска; король Басиліо в отчаянии падает к ногам сына. Но принц бережно
поднимает отца и сам становится перед ним на колени, приобретая главную победу -
над собой, над своей мстительностью и гордыней.
Театрализованная христианская
проповедь - именно так можно охарактеризовать драму Педро Кальдерона «Жизнь - это
сон» - имела наставить на путь истины, смирения, благочестия, любви к ближнему,
терпения, добродетели «блудных овец», которые пренебрегали заповедями Божьими. К
встречи с Росаурою Сехисмундо рос, не зная никого, кроме своих тюремщиков,
ненавидя их и сами небеса, которые обрекли его на жизнь в неволе. Чувства
любви к Росаури (а любовь - это одна из главных христианских добродетелей) помогает
ему понять, что нельзя быть человеком, живя одной лишь ненавистью, что
самые крепкие отношения, которые связывают людей, - добрые отношения. Любовь и добро -
мосты к людям и к вечности.
В то же время «Жизнь есть сон» - это
социальная драма (такое соединение характерно для барокко), которая показывает, что
становление морального «я» возможно только благодаря осознанию своей
ответственности перед другими.
Пьеса «Жизнь - это сон» у многих
отношениях, касающихся как проблематики, так и поэтики произведения, - является образцовой
драмой барочного искусства. Сам мотив жизни как сна - один из узловых мотивов
барочной эстетики. Однако в пьесе Кальдерона идею «жизнь - это сон» не нужно
понимать буквально. Сон в пьесе Кальдерона, с одной стороны, является композиционным
приемом, с другой - категорией и образом-символом, который придает произведению
глубокого философского содержания. Здесь кроется еще один сторону драмы барокко.
Осознав под влиянием любви и в ходе народного восстания против неразумного
царя, что жизнь на самом деле не является сном, Сехисмундо пришел к важному выводу: сама
сходство жизни сна, суетность эгоистического самообмана обязывают преодолевать
личные интересы ради гармонии целого. Через образ сна изображена
недостоверность чувственного восприятия, суетность жизни, быстротечности времени,
относительность земных ценностей.
Явь и сон, иллюзия и реальность
теряют свою однозначность и уподобляются друг другу: sueno по-испански - не только «сон», но и
«мечта»; поэтому «Lа vida еs sueno» можно перевести и как «Жизнь - это мечта». Но
узнав, что он принц, и получив возможность осуществить свою мечту о свободе,
Сехисмундо ведет себя как чудовище. Безграничная свобода оказывается одной из
наиболее вредных и опасных иллюзий: Сехисмундо должен понять, что человеческая
воля - не произвол, что она подчиняется нравственным законам. Именно в постижении этих
законов происходит становление личности Сехисмундо, выявления его подлинного
«я».