ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

БАРОККО

 

Барокко как первый общеевропейское художественное направление

 

Термином «барокко» называют культурно-историческую эпоху, которая утвердилась в Италии в конце XVI - первой половине XVII ст., в Испании - до XVII в., в России - в середине XVII - первой половине XVIII в.

Происхождение термина точно не установлено. Существуют три предположения, согласно которым слово «барокко» восходит: 1) португальского выражения «perolla barocca» - «жемчужина неправильной формы»; 2) латинского термина «bаrосв», который употребляли в логике для обозначения одного из раВНОвидностей умозаключения, что отличался особой сложностью; 3) французского жаргонного словца, которое употребляли в художественных мастерских - «bаroquer», что означает «растворять, смягчать контуры». Сначала этот термин употребляли относительно изобразительных искусств, чтобы подчеркнуть отличие нового стиля от стиля Ренессанса. Позже заметили, что и стиль других искусств (музыка, литература) имеет общие черты со стилем пластических искусств (архитектура, скульптура, живопись). В XVIII ст. срок «барокко» использовалось для негативной характеристики литературных произведений, отличались сложностью формы и были трудными для понимания. Как искусствоведческий срок его узаконили в XIX ст. Понятие литературного барокко в современном понимании вошло в науку лишь недавно, после Первой мировой войны.

Сегодня понятие «барокко» имеет несколько значений:

1) миропонимания или мироощущения, связано со своеобразным пониманием мира и места человека в нем в новый историческое время (в этом смысле говорят об «человека барокко», которая в своих чувствах, мыслях и поведении отражает сущность новой эпохи и является персонажем искусства);

2) стиль (стилевая система), который отразился в изобразительных искусствах, музыке, театре и литературе;

3) художественный (в частности литературный) направление, которое охватывает художественные явления, обозначенные барочным стилем и миропониманием (мироощущением).

Барокко зародилось в Италии как отражение кризиса идей и художественных принципов эпохи Возрождения, глубоких противоречий политического, общественного и религиоВНОго характера. Разрушалась идея гармонии мира и представление о безграничных возможностях человека. Содержание Барокко в разных странах был несколько разным. Однако можно выявить общие черты этой эпохи.

В культуре Барокко происходил «синтез», своеобраВНОе сочетание традиций Средневековья (готики и Ренессанса:

• снова наблюдается склонность к усложненной художественной формы (как в поздней готике);

• возвращается готический геоцентризм, но сохраняется антропоцентризм, только теперь человек практикуется не как противовес Богу, а как самый его произведение;

• вместо светской направленности во времена барокко снова видим религиозную окраску всех сфер культуры, как в сутки Средневековья;

• вместо освобождения человека от пут социальных и религиозных норм вновь заметно усилилась роль церкви и государства;

• сохраняется античный идеал красоты, но осуществляется попытка совместить его с христианским идеалом, т.е. речь идет о сочетание красоты духовной и физической, внутренней и внешней;

• как и Ренессанс, барокко сохраняет внимание к природе (и в науке, и в искусстве), но теперь природа трактуется не как противовес Богу, а как путь познания совершенства и милосердия Творца.

Кроме этих черт, рожденных переплетением предыдущих традиций, барокко выработало и собственные особенности:

• динамизм, подвижность: в пластическом искусстве это любовь к сложной кривой линии, в отличие от прямой линии и острого угла или полукруга готики и Ренессанса; в литературе - описание движения, путешествия, изменений, трагического накала, катастроф, смелых авантюр.

• барокко не считает наивысшим задачей искусства спокойного пробуждения религиоВНОго или эстетического чувства; для этого важнее растрогать, произвести сильное впечатление; этим вызваны такие черты направления, как тяготение к гипербол, захват парадоксами и необычными гротесками, преобладание антитез, склонность к универсальности, всеобъемлемости.

В культуре Барокко весь мир воспринимается как произведение искусства. У ней были чрезвычайно распространены метафоры «мир-книга» и «мир-театр». Отношение к миру как к книги многозначных символов, смысл которых невозможно перевести до конца на языке логики, обусловило основные принципы эстетики барокко.

Определяющим в философии и искусстве становятся идеи о том, что все земное - тленное, временное, здешнее «жизнь - это сон», настоящая жизнь наступает лишь после физической смерти; реальный мир - долина страданий, которые нужно стойко терпеть в ожидании смерти, соединяясь душой с Богом. А отсюда и барочные метафоры: жизнь человека - роза, быстро губит лепестки, однако имеет колючее и сухое стебель; человек - огарок; отсюда же аллегорические персонажи - Смерть, Судьба, Вера и т.д., стихи, целые сборки под заголовками «Кладбищенские мысли», «Похоронные песни» и т.д.

Ведущим искусством Барокко является архитектура, ей подчинены живопись, скульптура, музыка и литература.

Оригинальность произведения писатели барокко провозгласили его важнейшей характеристикой, а необходимыми чертами - сложность для восприятия и возможность различных толкований. Испанский философ Бальтазар Грасіан писал: «Чем сложнее познается истина, тем приятнее ее постичь». Художники барокко высоко ценили остроумие, которая заключалась в парадоксальных суждениях, в выражении мыслей необычным образом, в сопоставлении противоположных предметов, в построении произведений по принципу контраста, в интересе к графической формы стиха. Неотъемлемым компонентом лирики барокко есть парадоксальные суждения. Барокко создало поэзию изящной мысли, интеллектуальной игры.

Литература Барокко отказывалась от принципа подражания действительности, она не воспроизводила ее, а превращала за определенными законами. Представители барокко считали, что, поскольку реальный мир - иллюзия, мираж, сон (не случайно драма испанского драматурга Педро Кальдерона названа «Жизнь это сон»), то его предметы - это символы и аллегории, которые требуют истолкования. Поэтому в литературе барокко широко использовали символы и аллегории.

Создавались книги-эмблемы - аллегорические рисунки, скрытый смысл которых раскрывался в сопутствующих высказываниях и стихах. Поэты барокко уделяли значительное внимание графической форме стиха, создавали «фигурные» стихи, строки которых образовывали рисунок сердца, звезды, креста, круга, ромба и т.д.

Образы строили по принципу связи между несколькими, часто очень разными предметами, обычно на основе метафоры. Контрастно совмещали в одном и том же произведении непосредственное описание событий и их аллегорическое изображение.

Стремясь выражать свои мысли в аллегориях, сложных метафорах и эмблемах, барочные писатели были склонны к афористичности. Литературный афоризм является порождением эпохи Барокко.

Основные жанры барочной литературы: барочная драма, барочная поэма, барочный роман, барочная лирика.

Самыми известными писателями барокко были: в Испании - Луис де Гонгора и Педро Кальдерон, в Италии - Торквато Тассо и Джамбаттиста Марино, в Германии - Ганс Гріммельсгаузен, в Англии - Джон Мильтон, Джон Донн и др.