БАРОККО
Барокко как первый
общеевропейское художественное направление
Термином «барокко» называют
культурно-историческую эпоху, которая утвердилась в Италии в конце XVI - первой
половине XVII ст., в Испании - до XVII в., в России - в середине XVII - первой
половине XVIII в.
Происхождение термина точно не
установлено. Существуют три предположения, согласно которым слово «барокко» восходит: 1)
португальского выражения «perolla barocca» - «жемчужина неправильной формы»; 2)
латинского термина «bаrосв», который употребляли в логике для обозначения одного из
раВНОвидностей умозаключения, что отличался особой сложностью; 3) французского
жаргонного словца, которое употребляли в художественных мастерских - «bаroquer», что означает «растворять, смягчать контуры». Сначала
этот термин употребляли относительно изобразительных искусств, чтобы подчеркнуть отличие
нового стиля от стиля Ренессанса. Позже заметили, что и стиль других искусств
(музыка, литература) имеет общие черты со стилем пластических искусств
(архитектура, скульптура, живопись). В XVIII ст. срок
«барокко» использовалось для негативной характеристики литературных произведений,
отличались сложностью формы и были трудными для понимания. Как
искусствоведческий срок его узаконили в XIX ст. Понятие литературного барокко в
современном понимании вошло в науку лишь недавно, после Первой мировой
войны.
Сегодня понятие «барокко» имеет несколько
значений:
1) миропонимания или мироощущения,
связано со своеобразным пониманием мира и места человека в нем в новый
историческое время (в этом смысле говорят об «человека барокко», которая в своих чувствах,
мыслях и поведении отражает сущность новой эпохи и является персонажем искусства);
2) стиль (стилевая система), который
отразился в изобразительных искусствах, музыке, театре и литературе;
3) художественный (в частности литературный)
направление, которое охватывает художественные явления, обозначенные барочным стилем и
миропониманием (мироощущением).
Барокко зародилось в Италии как
отражение кризиса идей и художественных принципов эпохи Возрождения, глубоких
противоречий политического, общественного и религиоВНОго характера. Разрушалась
идея гармонии мира и представление о безграничных возможностях человека. Содержание Барокко в
разных странах был несколько разным. Однако можно выявить общие черты этой эпохи.
В культуре Барокко происходил
«синтез», своеобраВНОе сочетание традиций Средневековья (готики и Ренессанса:
• снова наблюдается склонность к
усложненной художественной формы (как в поздней готике);
• возвращается готический
геоцентризм, но сохраняется антропоцентризм, только теперь человек практикуется
не как противовес Богу, а как самый его произведение;
• вместо светской направленности
во времена барокко снова видим религиозную окраску всех сфер культуры, как в сутки
Средневековья;
• вместо освобождения человека от
пут социальных и религиозных норм вновь заметно усилилась роль церкви и
государства;
• сохраняется античный идеал
красоты, но осуществляется попытка совместить его с христианским идеалом, т.е.
речь идет о сочетание красоты духовной и физической, внутренней и внешней;
• как и Ренессанс, барокко сохраняет
внимание к природе (и в науке, и в искусстве), но теперь природа трактуется не
как противовес Богу, а как путь познания совершенства и милосердия Творца.
Кроме этих черт, рожденных
переплетением предыдущих традиций, барокко выработало и собственные особенности:
• динамизм, подвижность: в
пластическом искусстве это любовь к сложной кривой линии, в отличие от прямой
линии и острого угла или полукруга готики и Ренессанса; в литературе - описание
движения, путешествия, изменений, трагического накала, катастроф, смелых авантюр.
• барокко не считает наивысшим
задачей искусства спокойного пробуждения религиоВНОго или эстетического чувства;
для этого важнее растрогать, произвести сильное впечатление; этим вызваны такие
черты направления, как тяготение к гипербол, захват парадоксами и необычными
гротесками, преобладание антитез, склонность к универсальности, всеобъемлемости.
В культуре Барокко весь мир
воспринимается как произведение искусства. У ней были чрезвычайно распространены метафоры
«мир-книга» и «мир-театр». Отношение к миру как к книги многозначных
символов, смысл которых невозможно перевести до конца на языке логики, обусловило
основные принципы эстетики барокко.
Определяющим в философии и
искусстве становятся идеи о том, что все земное - тленное, временное, здешнее «жизнь
- это сон», настоящая жизнь наступает лишь после физической смерти; реальный мир -
долина страданий, которые нужно стойко терпеть в ожидании смерти, соединяясь
душой с Богом. А отсюда и барочные метафоры: жизнь человека - роза, быстро
губит лепестки, однако имеет колючее и сухое стебель; человек - огарок; отсюда же
аллегорические персонажи - Смерть, Судьба, Вера и т.д., стихи, целые сборки под
заголовками «Кладбищенские мысли», «Похоронные песни» и т.д.
Ведущим искусством Барокко является
архитектура, ей подчинены живопись, скульптура, музыка и литература.
Оригинальность произведения писатели
барокко провозгласили его важнейшей характеристикой, а необходимыми чертами -
сложность для восприятия и возможность различных толкований. Испанский
философ Бальтазар Грасіан писал: «Чем сложнее познается истина, тем
приятнее ее постичь». Художники барокко высоко ценили остроумие, которая заключалась в
парадоксальных суждениях, в выражении мыслей необычным образом, в сопоставлении
противоположных предметов, в построении произведений по принципу контраста, в интересе к
графической формы стиха. Неотъемлемым компонентом лирики барокко есть парадоксальные
суждения. Барокко создало поэзию изящной мысли, интеллектуальной игры.
Литература Барокко отказывалась от
принципа подражания действительности, она не воспроизводила ее, а превращала за
определенными законами. Представители барокко считали, что, поскольку реальный мир -
иллюзия, мираж, сон (не случайно драма испанского драматурга Педро Кальдерона
названа «Жизнь это сон»), то его предметы - это символы и аллегории, которые
требуют истолкования. Поэтому в литературе барокко широко использовали
символы и аллегории.
Создавались книги-эмблемы -
аллегорические рисунки, скрытый смысл которых раскрывался в сопутствующих высказываниях
и стихах. Поэты барокко уделяли значительное внимание графической форме стиха, создавали
«фигурные» стихи, строки которых образовывали рисунок сердца, звезды, креста, круга,
ромба и т.д.
Образы строили по принципу связи
между несколькими, часто очень разными предметами, обычно на основе метафоры.
Контрастно совмещали в одном и том же произведении непосредственное описание событий и их
аллегорическое изображение.
Стремясь выражать свои мысли в
аллегориях, сложных метафорах и эмблемах, барочные писатели были склонны к
афористичности. Литературный афоризм является порождением эпохи Барокко.
Основные жанры барочной литературы:
барочная драма, барочная поэма, барочный роман, барочная лирика.
Самыми известными писателями барокко
были: в Испании - Луис де Гонгора и Педро Кальдерон, в Италии - Торквато Тассо
и Джамбаттиста Марино, в Германии - Ганс Гріммельсгаузен, в Англии - Джон
Мильтон, Джон Донн и др.