ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

11 класс

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА. СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

 

М. ПАВЛИН, П. ЗЮСКИНД

 

ПЛАНЫ

Інакомовний измерение образа парфюмера Гренуя

I. Інакомовність сюжета романа «Запахи или История одного убийцы». (Образная система романа строится на метафоре запаха, значением которой является духовная жизнь. Роман посвящен теме искусства, метафорой которой в произведении есть с?вит запахов. Герой произведения имеет незаурядные способности различать запахи и создавать гениальные парфюмерные композиции. Он не имеет собственного запаха. Поэтому какой смысл вкладывает писатель в інакомовний измерение образа парфюмера Гренуя?)

II. Інакомовність образа Жана Батиста Гренуя.

1. Отсутствие собственного запаха - признак творческой одаренности Гренуя. (Гренуй выделяется среди людей не только своим тонким обонянием, но и отсутствием собственного запаха, хотя запахи окружающего мира он воспринимает в полном объеме. Гренуй не разделяет запахи на плохие и хорошие, для него не существует понятие «вонь»: он «коллекционирует» все. Каждое утро герой просыпается с надеждой найти новый аромат среди привычных. Гренуй - одаренный человек: он способен увидеть вещи с другого угла зрения, чем другие, найти вещи в комнате без света, найти источник запаха, которое расположено на достаточно большой расстоянии. Его охота за запахами можно назвать художественным, ведь именно этими благовониями питается его творчество. Проблема лишь в том, что Гренуй, который с детства не различал и не мог запомнить и осознать таких понятий, как право, совесть, Бог, радость, ответственность, смирение, благодарность и т.д., принес в жертву задачей художественного творчества жизни 25 красавиц.)

2. Отсутствие запаха - признак фатальной обособленности Гренуя от человечества. (Гренуй с самого начала своего существования, родившись в месте, где царит множество запахов, не совсем приятных в своем большинстве, собственного запаха не имел. Это отталкивало от него кормилиц, заставляло людей смотреть на парня с подозрением, как на творение дьявола. Его ненавидели дети в приюте, даже прибегали к попыткам убить парня. Его призвание и мечта создать идеальный запах шли вразрез с человеческой моралью. Он - художник, который не может не творить. Но для того, чтобы выполнить свое художественное назначение, Гренуй вынужден нарушать и заповеди Бога (не убий), и моральные законы общества. Все это ставит его по ту сторону баррикада отделяя от человеческого сообщества. Маргинальное поведение героя делает его не только изгоем, но и преступником. Понимая, что сам не имеет запаха, Гренуй хочет создать такой парфюм, который даст ему возможность не выделяться среди других. Оставив Париж, он направляется в город Грасс - столицы парфюмеров. По дороге он останавливается в пещере, где провел следующие семь лет. Затем, в Гассим, он совершает серию убийств для того, чтобы осуществить свою цель, идеальный запах.)

III. Выводы. (Гренуй в одном из эпизодов романа сравнивает себя с Прометеем. Но им, в отличие от античного титана, движет не любовь к человечеству, а чисто эстетическая, лишена нравственности и человечности цель. Идеальный запах, который стремится создать Гренуй, имеет не только облагородить мир, как считает герой, но и установить его личное господство над человечеством. Итак, с помощью метафоры - отсутствие запаха - отсутствие духовности, автор показывает антигуманную сущность своего безусловно гениального героя и его искусства.)

 

Воплощение в рассказе «Дамаскин» черт постмодернизма

I. Признаки постмодерністської поэтики. (Милорада Павича называют «автором первой книги XXI века», «главарем европейского постмодернизма». Действительно, в его произведениях наиболее ярко проявились признаки поэтики нового литературного направления - постмодернизма. К общим признакам постмодернової поэтики можно отнести: создание интертекста, литературную игру, пародирование, использование симулякр (псевдосимволу, пустой или полупустой детали), иронию и смерть автора (отказ от права на истину). Рассмотрим некоторые из признаков постмодернизма, присутствующих в рассказе Павлина.)

II. Черты постмодернизма в рассказе «Дамаскин».

1. Интертекстуальность. (Интертекстуальность - термин, введенный для обозначения общих черт текстов, выраженных наличием связей между ними, благодаря которым тексты или их части могут различными способами явно или скрыто ссылаться один на один. Анализируя сюжет рассказа «Дамаскин», его композицию, образы, приемы, символы и художественные детали, можно действительно найти много ссылок на другие произведения мировой литературы.

Если проанализировать сюжетную основу повествования, то можно определить использованы писателем такие предтексты: христианской житийной литературе и исторические источники. Из литературы писатель заимствует легенду о Дамаскина и Лествичника, исторические источники послужили автору для знакомства с историей архитектуры. Подтверждением использования легенды о Дамаскина есть история из четвертого раздела. Это история с женской мраморной скульптурой без руки, ящик с окровавленным указівним пальцем, в пятом разделе - «рука в черной перчатке с золотой тютюнницею в виде перстня», «рука... имела под перчаткой вместо указательного пальца серебряный наперсток». Истории указывают на связь с легендой, в которой рассказывается о отрубленную кисть Иоанна Дамаскина. Изображение нескольких поколений одного рода является ссылкой на роман Е. Золя «Карьера Ругонов» (в первом - втором абзаце изображается история трех поколений семьи Николичів. Павлин пародирует творческую манеру, разработанную натуралистической и реалистической литературой XIX века), зашифрована карта и зашифрованное послание отсылает читателя к «Острову сокровищ» Р. Л. Стивенсона и «Золотого жука» Е. По (эпизоды пятого и шестого разделов), некоторые сюжетно - композиционные элементы являются аллюзиями к волшебных сказок (трудные задачи, нарушение приказа, поиск-испытание) и мифов о золотое руно аргонавтов.

Двойственность образов архитекторов в рассказе напоминает о двоемирие произведений Е. Т. Гофмана (герои могут одновременно жить в двух мирах и быть людьми и волшебниками одновременно), символика чисел (33) рассказ «Дамаскин» отсылает читателя к поэме Данте «Божественная комедия». В произведении Павлина введен образ читателя (ссылки к роману Чернышевского «Что делать?»), а обращение к читателю является иллюстрацией к роману Булгакова «Мастер иМаргарита». Взаимосвязь между грехом и карой в рассказе указывает на роман Достоевского «Преступление и наказание». Повторяемость фраз, эпизодов, деталей («кораблик из хлебной корочки» повторяется дважды во втором и п'ятомурозділах, отрезанный палец - три раза, в четвертом и пятом разделах), образов дают основание считать композицию зеркальной (такую композицию имел роман О. С. Пушкина «Евгений Онегин»).)

2. Цитирование. (В современном литературоведении выделяется три группы элементов цитирования: название, цитаты и аллюзии в самом тексте, сюжетные и композиционные вариации, толкование образов. Выбрав для своего героя цитатне имя христианского деятеля восьмого века, через аллюзию автор вызывает в нашем воображении хронотоп Византии. Выбор писателем единого художественного пространства, где разворачивается действие его произведений, - это традиционное средство для мировой литературы. В Ф. Купера - это был рубеж между востоком и западом США, у Фолкнера - вымышленный округ Йокнапатофа, у Бальзака- Париж. Таким образом, Павлин подражает не только имя героя, но и художественный прием, известный в литературе. При создании образа Атилії используются элементы разных стилей: романтического, реалистического, импрессионистического, символистского, сказочного (фантастического).)

3. Литературная игра. (В пятом раздела «столовая» можно найти интересный пример литературной игры: Дамаскин играет «в буквы» с Атилією. «Стільць, стол... стулья, зеркало, скарбець, сито, солонка, сукно, ступа... Атилія поняла, что все... вещи начинаются с одинакового звука... Начальные буквы... можно было уложить в три слова».)

III. Выводы. (Одним из «плюсов» постмодернистского произведения является то, что его художественное пространство значительно расширяется прежде всего благодаря інтертекстуальності и цитированию. Читатель, приглашенный к сотрудничеству, может сам расширять его в том направлении, что соответствует его интересам и склонностям, найти в произведении тот пласт, который ему наиболее близок. «Дамаскин» в этом смысле будет интересен многим читателям.)